Программа дополнительного образования спортивной секции по настольному теннису
Краевое государственное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Камчатский дворец детского творчества»
Отдел учебно-спортивной работы
Утверждена методическим советом
от « ____»______________ 2016____
протокол № ____________________
Председатель методического совета
___________ И.Б. Петранковская
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
спортивной секции по настольному теннису
программа рассчитана на детей 17-20 лет,
срок реализации 2 года
Педагог дополнительного образования
Исанбаев Николай Исадыкович
г. Петропавловск-Камчатский – 2016 год
Содержание:
Пояснительная записка 3
Учебно-тематический план 9
Содержание образовательной программы 11
Методическое обеспечение образовательной программы 27
Список литературы 29
Приложения 30
I. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа объединения «Настольный теннис» (далее - Программа) составлена в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1008), Уставом КГБОУ ____________________________________________________________.
Данная Программа – методический документ для организации и планирования учебно – тренировочной работы, определения наполняемости и объема занятий групп, возрастных критериев для допуска к занятиям, контрольных требований по периодам и годам обучения.
Практика и научные исследования показали, что настольный теннис не только позволяет развивать и совершенствовать физические качества человека /подвижность, ловкость, скорость, координацию движений и т.п./, но и помогает формировать такие психофизиологические свойства и качества, как устойчивость внимания, оперативность мышления, объем и периферию зрения, двигательную память, простую и сложную реакцию, реакцию на движущий объект. Положительное влияние данные занятия оказывают на становление психики, помогают формировать морально – волевые качества, расширяют интеллект и эрудицию.
Большинство из перечисленных выше свойств и качеств особо эффективно формируются и совершенствуются в детском и юношеском возрасте, и поэтому не случайно во многих странах настольный теннис вводится в учебные программы различных учебных заведений.
Настольный теннис - это игра, а игры являются одним из важнейших и наиболее эффективных средств воспитания и развития детей.
Основополагающие принципы построения Программы
Комплексность – предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно–тренировочного процесса: физической, психологической теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля.
Преемственность – определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высокого спортивного мастерства, чтобы обеспечить в дальнейшем многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико–тактической подготовленности.
Вариативность – предусматривает, в зависимости от уровня физической подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки.
Цель: формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям по настольному теннису и создание условий для развития и воспитания юных спортсменов.
Задачи:
- обучение юных спортсменов основам техники и тактики игры в настольный теннис.
- укрепление здоровья, содействие гармоническому развитию молодежи.
- воспитание волевых качеств личности обучающихся: целеустремленность, решительность, выдержка, самообладание.
Общие положения и требования к организации учебно-тренировочного процесса.
Данная программа рассчитана на два года обучения, возраст обучающихся от 17 до 21 года.
Основные задачи:
- совершенствование общефизической подготовленности (быстроты, гибкости, ловкости, выносливости);
- обучение всем техническим и тактическим приемам игры в настольный теннис;
- формирование игрового стиля;
- выполнение контрольных нормативов по ОФП (приложение № 1,2);
- воспитание навыков соревновательной деятельности по настольному теннису.
Максимальный численный состав групп определяется полезной площадью спортивного сооружения, общепринятыми санитарно – гигиеническими нормами и требованиями техники безопасности.
Количество обучающихся в группе от 8 до 15 человек, в возрасте от 17 до 21 года. Занятия проходят три раза в неделю по 2 часа, всего 6 часов в неделю. Годовой цикл - 216 часов.
Запись в спортивную секцию «Настольный теннис» проводится по желанию детей, предоставлению медицинской справки и заявления от обучающегося. Состав группы зависит от степени подготовленности обучающихся.
Занятия в группах должны проводиться с учетом возрастных особенностей развития физических качеств обучающихся (таблица № 2).
Рациональное увеличение тренировочной и силовой нагрузки является одним из основных условий роста спортивной подготовленности обучающихся. Интенсивность и объем упражнений должны возрастать по мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов.
Таблица 2
Некоторые благоприятные возрастные зоны развития отдельных физических качеств и роста морфофункциональных показателей
Физические качества и морфофункциональные показатели
Возраст, лет
17
18
19
20
21
Выносливость
+
+
+
Аэробные возможности
+
+
+
+
Анаэробные возможности
+
+
+
Совершенствование гликолитического механизма
+
+
Совершенствование креатинфосфатного механизма
+
+
+
Скоростная выносливость
+
+
+
Гибкость
+
+
Координационные способности
+
+
+
+
Скоростно – силовые качества:
Сила
Рост
Вес
+
+
+
+
+
+
+
+
Соревновательный период является необходимым условием подготовки обучающихся, помогающий скорректировать учебно-тренировочный процесс.
Основными задачами соревновательного периода являются – повышение достигнутого уровня тренированности, совершенствование техники и тактики игры в настольный теннис, проведение анализа игровых ситуаций и исправление технических и тактических ошибок.
Уровень соревновательных нагрузок определяется с учетом возрастных, физиологических особенностей и общих технико-тактических навыков обучающихся.
Методы обучения
Используемые на занятиях методы обучения подразделяются на три группы:
Словесные методы – рассказ, объяснение, указание, беседа, разбор, анализ всех действий и результатов.
Наглядные методы – показ спортивных упражнений и их элементов, демонстрация кино – видеоматериалов, рисунков, фотографий, тактических схем, использование демонстрационных стендов, плакатов.
Практические методы – базируются на активной двигательной деятельности обучающихся, включают в себя разучивание техники и тактики игры в настольный теннис.
Формы организации учебных занятий
Эффективность процесса обучения определяется уровнем его организации. На учебных занятиях по настольному теннису используются несколько форм организации занимающихся: фронтальная, поточная, проходная, форма круговой тренировки и индивидуальных занятий.
При фронтальной форме проведения занятия упражнения выполняются одновременно или посменно всеми учениками, расположенными в одну или несколько шеренг.
При поточной форме предполагается выполнение одного и того же задания одновременно или посменно всеми учениками, расположенными в одну шеренгу.
При проходной форме выполняются упражнения при передвижении обучающихся одновременно, используя всю площадь спортивного зала.
Для групповой формы характерно распределение обучающихся на несколько групп. Задания для каждой группы дифференцируются и выполняются поочередно.
При применении формы круговой тренировки распределение обучающихся по группам проходит в зависимости от их спортивной подготовки, разнонаправленные задания выполняются на специально отведенных участках в определенной последовательности, смену производят через заданные интервалы времени с продвижением по кругу. Количество пройденных кругов варьируют в соответствии с поставленными задачами.
Форма применения индивидуальных заданий предполагает самостоятельное выполнение их каждым обучающимся.
Выбор формы организации обучающихся на занятии зависит от уровня их подготовленности, степени поставленных решаемых задач, используемых педагогом средств и методов обучения, условий проведения занятий, наличия в достаточном количестве спортивного инвентаря.
Основными педагогическими принципами работы являются последовательность и приемственность заданий и упражнений, переход от простого к сложному.
Качество подготовки обучающихся находится под постоянным контролем тренера – преподавателя.
Способы проверки реализации данной программы
- тематический (тесты по определенной теме);
- фронтальный (тесты, соревнования);
- индивидуальный (сдача нормативов, беседы, анкетирование).
Для успешной реализации данной программы необходимо наличие соответствующей материально-технической базы:
- спортивный зал;
- тренажерный зал;
- теннисные столы;
- теннисные мячи;
- теннисные ракетки;
- тренажер «робот»;
- гимнастические маты;
- обручи;
- гимнастические палки;
- скакалки;
- гантели;
- учебные, магнитные доски;
- иллюстрационный и демонстрационный материал.
2. Учебно-тематический план
Первый год обучения
№
Тема занятия
Общее кол - во часов
В том числе
теория
практика
1.
Вводное занятие
2
2
-
2.
Теоретическая подготовка
8
8
-
3.
Общая физическая подготовка
90
3
87
4.
Специальная физическая подготовка
22
1
21
5.
Техническая подготовка
54
2
52
6.
Тактическая подготовка
33
1
32
7.
Контрольные нормативы и соревнования
7
7
ИТОГО:
216
17
199
Второй год обучения
№ п/п
Наименование темы
Общее количество часов
В том числе
теория
практика
1.
Вводное занятие
2
2
-
2.
Теоретическая подготовка
8
8
-
3.
Общая физическая подготовка
47
1
46
4.
Специальная физическая подготовка
52
2
50
5.
Техническая подготовка
56
2
54
6.
Тактическая подготовка
40
1
39
6.
Инструкторско – судейская практика
3
1
2
7.
Контрольные нормативы и соревнования
8
8
Итого:
216
17
199
3. Содержание образовательной программы
Первый год обучения
1. Вводное занятие – 2 ч.
1.Инструктаж по технике безопасности на занятиях по настольному теннису.
2.Обсуждение программы первого года обучения.
3.Правила поведения на занятиях.
2. Теоретическая подготовка – 8 ч.
Тема № 1. Организация занятий физическими упражнениями, инвентарь, спортивная одежда спортсмена.
1.Спортивный инвентарь и правила его содержания.
2.Ремонт теннисных ракеток.
Тема № 2. Краткие сведения о значении занятий физкультурой и спортом для развития и здоровья человека.
1.Занятия физическими упражнениями в режиме дня.
2.Влияние физических упражнений на развитие сердечно – сосудистой и дыхательной систем, двигательного аппарата человека.
Тема № 3. Гигиена, режим дня, закаливание, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.
1.Режим дня спортсмена.
2.Спортивная одежда и обувь. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви для занятий. Уход за телом.
3.Оценка обучающимися своего самочувствия, уровня физической подготовленности.
Тема № 4. История развития настольного тенниса за рубежом, в нашей стране, успехи российских спортсменов в соревнованиях.
1.История появления и развития настольного тенниса.
Тема № 5. Значение занятий настольным теннисом для развития детей.
Тема № 6. Краткие сведения о технике настольного тенниса.
1. Просмотр соревнований квалифицированных спортсменов, учебных кино – и видеозаписей.
2. Простейшие приспособления для тренировок. Роботы – тренажеры
Тема № 7. Самостоятельные занятия дома и их значение.
1. Занятия физкультурой в домашних условиях.
2. Домашние задания и правильность их выполнения.
3. Контроль и самоконтроль занимающихся на основе нормативов.
- определение и устранение типичных ошибок при выполнении упражнений;
- овладение простейшими приемами у тренировочной стенки, на столе, в занятиях с тренером или спарринг – партнером;
- простейшие игры в группе, на столе.
3. Общая физическая подготовка – 90 ч. (приложения № 1, 2, 3, 4)
Тема № 1 Комплекс упражнений для развития гибкости.
1. Пружинистые сгибания и разгибания рук, ног.
2. Упражнения для верхних конечностей и плечевого пояса.
3. Упражнения для туловища.
4. Упражнения для нижних конечностей.
5. Наклоны.
6. Вращения в разных позициях (в том числе и игровых), с применением небольших отягощений.
7. Маховые, с постепенно увеличивающейся амплитудой движений, в том числе с применением небольших отягощений.
8. Пассивные упражнения (гибкость под воздействием внешних сил).Те же упражнения с партнером; с самозахватом; со снарядами (булава, блоки набивной мяч).
9. Статические упражнения: сохранение неподвижного положения в конечных точках удара (начальная – замах, последняя – окончание удара), амплитуда замаха и ударного движения максимальная.
Тема № 2 Комплекс упражнений для развития ловкости.
1. Ходьба, бег с наклонами, выпадами в стороны, прыжки в разных направлениях.
2. Ход, бег с изменением направления движения, с поворотами вокруг своей оси в разные стороны, изменением такта работы рук.
3. Ходьба, бег с удержанием набивного (баскетбольного) мяча на голове.
4. Прыжки со скакалкой с изменением темпа, изменением позы (ноги вместе, на ширине плеч, полусогнуты, согнуты, на носках, на пятках) с поворотами, с изменением наклона туловища.
5. Выполнение привычных упражнений из непривычных положений:
- ходьба, бег, прыжки боком, спиной вперед, на одной ноге;
-броски набивного (баскетбольного) мяча из положения сидя, лежа, спиной к кольцу или к партнеру.
Тема № 3. Комплекс упражнений для развития быстроты:
1. Прыжки вверх.
2. Прыжки, старты и бег на 1-3 м из нестандартных положений (лежа на животе, лежа на спине, стоя спиной или боком к направлению движения).
3.Упражнения с гимнастической палки.
4.Одиночные броски набивного мяча движениями нападающих ударов.
5.Одиночные броски набивного мяча одной и двумя руками снизу.
6.Бег на короткие отрезки (8 – 15 м).
7.Прыжки через скамейку (вперед – назад, влево – вправо, впрыгивание на скамейку одной – двумя ногами в разном темпе).
8. Прыжки со скакалкой «двойные обороты».
Тема № 4. Комплекс упражнений для развития выносливости.
1. Анаэробные возможности.
2. Совершенствование гликолитического механизма.
3. Совершенствование креатинфосфатного механизма.
Тема № 5. Комплекс упражнений для развития силы.
1.Упражнения с многократным преодолением непредельного сопротивления с предельной скоростью.
2.Упражнения с многократным преодолением непредельного сопротивления и непредельным числом повторений.
3.Упражнения с многократным преодолением непредельного сопротивления до утомления («до отказа»).
4. Упражнения с кратковременным максимальным силовым усилием.
Тема № 6. Метод изометрических (статических) напряжений.
1. Величина напряжения – от 60 % от максимального до максимального.
2.Продолжительность изометрического (статического) напряжения:
1–й вариант – 5 -6 с, из них три последние максимальное;
2–й вариант – медленное продвижение с 2 -5-секундными остановками
в промежуточных положениях траектории движения ракетки при ударе.
Тема № 7. Специализированные методы.
1. Прыжки в длину с места.
2. Прыжки (выпрыгивания) вверх с места.
3. Прыжки в сторону с места.
4. Прыжки через гимнастическую скамейку;
5. Бег на 50, 60, 100 м.
Тема № 8. Комплекс упражнений для развития способности к расслаблению.
1.Развитие способности отчетливо различать ощущения, свидетельствующие о расслаблении мышц. Упражнения в контрастном чередовании напряжения и расслабления мышц.
2. Приобретение навыка полного расслабления различных групп мышц. Упражнения на расслабления типа:
- «падающих» рук, туловища, «подкашивающих» ног;
- пение, улыбка во время тяжелых упражнений;
- выполнение упражнений с закрытыми глазами;
- сочетание движений с активным выдохом.
3. Выработка умения расслаблять одни группы мышц при напряжении других.
4. Аутогенная тренировка.
Тема № 9. Тестирование по ОФП.
4. Специальная физическая подготовка – 22 ч. (приложение № 6)
Тема № 1. Комплекс упражнений для развития быстроты реакции.
1 Воспитание быстроты двигательной реакции.
2.Жонглирование двумя, тремя мячами для тенниса.
3.Жонглирование двумя, тремя мячами, четырьмя теннисные мячами
без ракетки одной и двумя руками.
4.Жонглирование двумя, тремя мячами, четырьмя мячами для настольного тенниса с ракеткой одной рукой.
5.Вращение баскетбольного, волейбольного, набивного мяча на кончике пальца, локте с элементами жонглирования.
6.Зеркальное выполнение упражнений (гимнастические с применением асимметричных, имитационные с различной последовательностью, со сменой рук и хваток).
Тема № 2. Комплекс упражнений для развития быстроты передвижений.
1.Игра со всего стола одним видом удара (только слева, только справа).
2.Игра с одной точки стола с поворотами (поочередно справа и слева).
3.Игра вдвоем на двух столах.
4.Игра на сдвоенном столе.
5.Передвижения в паре.
6.Перемещения в трехметровой зоне с имитацией ударов в конечных точках передвижений (на время).
7.Перемещения в четырехмерной зоне с имитацией ударов в конечных точках передвижений (на время).
Тема № 3. Комплекс упражнений для развития быстроты ударных движений.
1.Удары по «свечам».
2.Удары по «свечам» с тренажером – роботом.
3.Удары с отягощением отдельных частей руки (отягощение кисти, предплечья), утяжеленной ракеткой.
4.Имитация ударов с отягощениями.
5.Статистические имитационные удары с приложением усилий в моменты ускорений.
6.Вращение ракеткой велоколеса с закрепленной осью.
7.Многократные острые удары (упражнения с большим количеством мячей).
Тема № 4. Комплекс упражнений для развития чувства мяча.
1.Упражнения на точность многократного выполнения технических элементов:
- в одном направлении, в одном темпе, из одной зоны;
- в разных направлениях;
- из разных зон;
- в сочетании разных направлений, темпов, зон.
2.Упражнения на изменение высоты траектории полета мяча с изменением высоты сетки.
3.Упражнения в изменении длины полета мяча.
5. Техническая подготовка – 54 ч. (приложение № 5)
Тема № 1. Хватка ракетки и основная стойка игрока.
1.Положение ног.
2.Разворот туловища.
3.Форма замаха.
4.Положение руки по отношению к туловищу.
5.Положение ракетки.
6.Положение кисти.
7.Положение предплечья.
8.Положение плеча.
9. Многократное повторение хватки ракетки.
10. Многократное повторение основной стойки игрока.
11.Разучивание и имитация исходных для ударов основных позиций – положение ног, разворот туловища, форма замаха, положение руки по отношению к туловищу, положение ракетки, кисти, предплечья, плеча.
Тема № 2. Упражнения с мячом и ракеткой.
1.Броски мяча правой (левой) рукой о пол.
2.Броски мяча партнеру.
3.Броски мяча о стену с ловлей мяча правой и левой руками сверху и снизу.
4.Броски мяча с перебрасыванием мяча с одной руки на другую.
5. Подбрасывание мяча вверх с ловлей двумя, одной рукой.
Тема № 3. Виды жонглирования мячом.
1.Жонглирование мячом, подвешенным «на удочке».
2.Подброс мяча правой, левой сторонами ракетки, двумя сторонами поочередно.
3. Удары по мячу правой, левой сторонами ракетки, двумя сторонами поочередно.
4. Удары по мячу на разную высоту (выше и ниже уровня глаз) с последующей ловлей мяча ракеткой без отскока от нее правой и левой сторонами ракетки.
5. Удары по мячу поочередно ребром ракетки и ее игровой поверхностью.
Тема № 4. Имитация передвижений.
1.Упражнения с ракеткой и мячом в движении – шагом.
2.Упражнения с ракеткой и мячом бегом.
3.Упражнения с ракеткой бегом с жонглированием разными сторонами ракетки и двумя сторонами ракетки поочередно, то же с поворотами.
4.Упражнения с ракеткой с изменением направления бега, шагом, бегом с мячом, лежащим на поверхности игровой плоскости ракетки.
Тема № 5. Имитация ударов.
1.Удар на столе по мячам, удобно выбрасываемым (отбиваемым) тренером, партнером, тренажером.
2.Сочетание ударов справа и слева у тренировочной стенки, приставленной к столу половинке стола или тренировочной стенке, по мячам, удобно выбрасываемым (отбиваемым) тренером, партнером, тренажером.
3.Многократное повторение ударного движения на разных скоростях (сначала – медленное, затем – ускоренное) без мяча, с мячом у стенки.
4.Имитация ударов накатом, подрезкой у зеркала без ракетки, с ракеткой, на простейших тренировочных тренажерах.
5.Имитация ударов с замером времени – удары справа, слева и их сочетание.
6.Имитация нападающих ударов с набивным мячом.
7.Игра утяжеленной ракеткой.
8.Игра и имитация с утяжеленными манжетами.
9.Игра и имитация с утяжеленным поясом.
10. Имитация нападающих ударов с набивным мячом.
Тема № 6. Имитация ударов у тренировочной стенки, крышки стола.
(приложение № 11)
1.Различные виды удары о стенку правой, левой сторонами ракетки, двумя сторонами поочередно.
2.Удары справа и слева ракеткой по мячу у тренировочной стенки, у приставленной к столу половинке стола или тренировочной стенке – серийные (на точность безошибочных попаданий) удары, одиночные удары.
3.Удары по мячу левой и правой сторонами ракетки у тренировочной стенки с придачей мячу вращения.
Тема № 7. Игра ударами на столе по элементам.
1.Удары по мячу левой и правой сторонами ракетки после отскока от пола с придачей мячу вращения.
2. Удары по мячу левой и правой сторонами ракетки без отскока от пола с придачей мячу вращения.
3.Удары по мячу левой и правой сторонами ракетки на половинке стола, приставленной к стене с придачей мячу вращения.
4.Удары по мячу левой и правой стороной ракетки при игре с тренером (партнером), тренажером с придачей мячу вращения.
5. Удары в игре у стола по коротким мячам.
6. Удары в игре у стола по высоким мячам.
7. Удары по коротким и высоким мячам при работе с тренажером.
Тема № 8. Свободная игра на столе.
1. Игра на столе с тренером (партнером) одним видом удара только справа.
2. Игра на столе с тренером (партнером) одним видом удара только слева.
3. Сочетание ударов справа и слева.
4.Свободная игра ударами на столе.
6. Тактическая подготовка – 33 ч.
Тема № 1. Выполнение подач разными ударами.
1.Техники простейших ударов с основных позиций (положение ног, разворот туловища, форма замаха, положение руки по отношению к туловищу, положение ракетки, кисти, предплечья, плеча).
2.Техника выполнения ударов из различных точек (передвижений влево – вправо – вперед – назад с выполнением ударных действий, одиночные передвижения и удары).
3.Серийные передвижения и удары.
4.Игра в настольный теннис, сидя на стуле; стоя на одной ноге; с поворотами вокруг своей оси после каждого удара.
5.Игра в настольный теннис в паре, левой рукой.
6.Игра нестандартной хваткой.
7.Игра на двух столах, на сдвоенном столе.
8.Игра с ударами мяча об свою половину стола, предметами, заменяющими ракетку (например: доска, книга).
9.Игра на столе нестандартных размеров (например: журнальный, обеденный).
10.Игра двумя мячами.
11.Игра с выполнением между ударами дополнительных имитационных движений (атакующих) ударов.
12.Выполнение ударов с частотой подачи мяча выше игровой (с тренажером).
13.Игра на столе с тренером (партнером, тренажером – роботом) по направлениям на большее количество попаданий в серии – игра одним (двумя) ударом из одной точки в одном, двух, трех направлениях.
14.Игра одним видом удара из двух, трех точек в одном (в разных) направлениях.
Тема № 2. Игра накатом.
1.Игра накатом по длине полета мяча.
2.Игра накатом по направлениям полета мяча.
3.Сочетание накатов справа и слева.
Тема № 3 Игра срезкой и подрезкой.
1.Игра срезкой и подрезкой по длине полета мяча.
2.Игра срезкой и подрезкой по направлениям полета мяча.
3.Сочетание игры срезкой и подрезкой по длине полета мяча и по направлению полета мяча.
Тема № 4 Тактика смешанных игр.
1. Подбор партнеров для мужских, женских, смешанных пар.
2. Отработка тактических действий в парных играх.
3. Закрепление приемов в играх со спарринг – партнерами.
Тема № 5 Игры на счет с выполнением тактических установок.
Выполнение подач, направленных:
- на подготовку к острому удару;
- на предупреждение активных действий противника;
- на создание позиционного преимущества;
- на зрительный обман противника.
2. Построение тактических действий:
- на основе начала атаки после своей подачи;
- на основе начала атаки с приема мяча.
3.Групповые игры: «Круговая», «Дворник», «Один против всех», «Круговая с тренером».
4. Определение и устранение типичных ошибок при выполнении упражнений.
7. Контрольные нормативы и соревнования – 7 ч.
1. Вводное тестирование по ОФП.
2. Тестирование по ОФП.
3. Тестирование по СП (специальной подготовке).
4. Соревнования по настольному теннису.
К концу первого года обучения обучающиеся должны обладать следующими знаниями и умениями:
Знать: Правила поведения на занятиях по настольному теннису. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Историю создания игры в настольный теннис. Комплекс упражнений по освоению основных элементов техники игры в настольный теннис. Основные позиции положения ног, разворота туловища, формы замаха, положения рук по отношению к туловищу, кисти рук, предплечья, плеча при выполнении ударов ракеткой по мячу. Термины: основные стойки игрока, удар накатом, удар с подрезкой, откидной, тренажер – робот.
Уметь: Выполнять подачи разными ударами. Выполнять удары ракеткой по мячу из основных стоек. Многократно повторять удары на различных скоростях без мяча, с мячом у стенки, у теннисного стола из различных точек. Пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности заданий по настольному теннису, играть на столе с тренером, тренажером – роботом, в смешенных парах. Оказать первую доврачебную помощь при травме.
Второй год обучения
1.Вводное занятие – 2 ч.
1.Инструктаж по технике безопасности на занятиях по настольному теннису.
2.Обсуждение программы второго года обучения.
3.Правила поведения на занятиях.
2. Теоретическая подготовка – 8 ч.
Тема № 1. Основные правила проведения соревнований по настольному теннису.
Тема № 2. Врачебный контроль и самоконтроль.
Тема № 3. Судейство в настольном теннисе.
3. Общефизическая подготовка – 47 ч. (приложения № 1, 2, 3, 4, 9)
Тема № 1 Комплекс упражнений для развития гибкости.
1. Пружинистые сгибания и разгибания рук, ног.
2. Упражнения для верхних конечностей и плечевого пояса.
3. Упражнения для туловища.
4. Упражнения для нижних конечностей.
5. Наклоны.
6. Вращения в разных позициях (в том числе и игровых), с применением небольших отягощений.
7. Маховые, с постепенно увеличивающейся амплитудой движений, в том числе с применением небольших отягощений.
8. Пассивные упражнения (гибкость под воздействием внешних сил). Те же упражнения с партнером; с самозахватом; со снарядами (булава, блоки набивной мяч).
9.Статические упражнения: сохранение неподвижного положения в конечных точках удара (начальная – замах, последняя – окончание удара), амплитуда замаха и ударного движения максимальная.
Тема № 2 Комплекс упражнений для развития ловкости.
1. Ходьба, бег с наклонами, выпадами в стороны, прыжки в разных направлениях.
2.Ход, бег с изменением направления движения, с поворотами вокруг своей оси в разные стороны, изменением такта работы рук.
3. Ходьба, бег с удержанием набивного (баскетбольного) мяча на голове.
4. Прыжки со скакалкой с изменением темпа, изменением позы (ноги вместе, на ширине плеч, полусогнуты, согнуты, на носках, на пятках) с поворотами, с изменением наклона туловища.
5. Выполнение привычных упражнений из непривычных положений:
- ходьба, бег, прыжки боком, спиной вперед, на одной ноге;
-броски набивного (баскетбольного) мяча из положения сидя, лежа, спиной к кольцу или к партнеру.
Тема № 3. Комплекс упражнений для развития быстроты:
1. Прыжки вверх.
2. Прыжки, старты и бег на 1-3 м из нестандартных положений (лежа на животе, лежа на спине, стоя спиной или боком к направлению движения).
3.Упражнения с гимнастической палки.
4.Одиночные броски набивного мяча движениями нападающих ударов.
5.Одиночные броски набивного мяча одной и двумя руками снизу.
6.Бег на короткие отрезки (8 – 15 м).
7.Прыжки через скамейку (вперед – назад, влево – вправо, впрыгивание на скамейку одной – двумя ногами в разном темпе).
8. Прыжки со скакалкой «двойные обороты».
Тема № 4. Комплекс упражнений для развития выносливости.
1. Анаэробные возможности.
2. Совершенствование гликолитического механизма.
3. Совершенствование креатинфосфатного механизма.
Тема № 5. Комплекс упражнений для развития силы.
1.Упражнения с многократным преодолением непредельного сопротивления с предельной скоростью.
2.Упражнения с многократным преодолением непредельного сопротивления и непредельным числом повторений.
3.Упражнения с многократным преодолением непредельного сопротивления до утомления («до отказа»).
4. Упражнения с кратковременным максимальным силовым усилием.
Тема № 6. Комплекс упражнений для развития способности к расслаблению.
1.Развитие способности отчетливо различать ощущения, свидетельствующие о расслаблении мышц. Упражнения в контрастном чередовании напряжения и расслабления мышц.
2. Приобретение навыка полного расслабления различных групп мышц. Упражнения на расслабления типа:
- «падающих» рук, туловища, «подкашивающих» ног;
- пение, улыбка во время тяжелых упражнений;
- выполнение упражнений с закрытыми глазами;
- сочетание движений с активным выдохом.
3. Выработка умения расслаблять одни группы мышц при напряжении других.
4. Аутогенная тренировка.
Тема № 7. Специализированные методы.
1. Прыжки в длину с места.
2. Прыжки (выпрыгивания) вверх с места.
3. Прыжки в сторону с места.
4. Прыжки через гимнастическую скамейку;
5. Бег на 50, 60,100 м.
Тема № 8. Спортивные игры.
1.Спортивная игра - баскетбол (основные правила, основные игровые навыки).
2.Спортивная игра - футбол (основные правила, основные игровые навыки).
3.Спортивная игра – бадминтон (основные правила, основные игровые навыки).
4.Спортивная игра – теннис (основные правила, основные игровые навыки).
Тема № 9. Использование тренажеров и технических приспособлений.
1.Для развития мышц ног, и туловища.
2.Выбрасывание тренажером – роботом мячей в заранее оговоренном направлении с частотой, превышающей игровую.
3.Удары по «свечам» с тренажером – роботом.
4. Специальная физическая подготовка – 52 ч. (приложения № 7, 10)
Тема № 1. Комплекс упражнений для развития быстроты реакции.
1. Ассиметричные движения:
- вращения руками в разные для каждой руки направления;
- вращения руками (диаметр кругов разный);
- игра в настольный теннис разными руками;
- асимметричные движения по команде тренера.
2. Жонглирование двумя, тремя мячами для тенниса.
3. Жонглирование двумя, тремя мячами, четырьмя теннисные мячами
без ракетки одной и двумя руками.
4. Жонглирование двумя, тремя мячами, четырьмя мячами для настольного тенниса с ракеткой одной рукой.
5. Вращение баскетбольного, волейбольного, набивного мяча на кончике пальца, локте с элементами жонглирования.
6. Зеркальное выполнение упражнений (гимнастические с применением асимметричных, имитационные с различной последовательностью, со сменой рук и хваток).
7. Реакция на неожиданное изменение направления (выполняется из контрнакатов):
- партнер А, находясь в облегченных условиях (получает мячи в заранее обусловленном направлении и заранее определенной длины), предварительно оговоренной по очередности мяч /1, 2, 3-й и т.д./ направляет в произвольном неожиданном направлении;
- партнер А, находясь в облегченных условиях, заранее оговоренный по очередности мяч направляет острым ударом в любом направлении;
- партнер А, находясь в облегченных условиях все мячи посылает накатами в любом направлении.
8. Реакция на неожиданное изменение длины полета мяча (выполняется из контрнакатов):
- партнер А, находясь в облегченных условиях, любой по очередности мяч направляет короче (не далее середины мяча по длине)/, и партнер Б должен от наката перейти к острому удару;
- упражнение то же, но выполняется для обоих спортсменов одновременно.
9. Реакция на неожиданное изменение характера вращения (выполняется из контрнакатов):
- партнер А, находясь в облегченных условиях, заранее оговоренный по очередности мяч посылает, изменяя характер вращения.
10. Совершенствование реакции за счет повышения частоты ударов:
- тренер (партнер) выбрасывает подряд большое количество мячей с заранее оговоренной сменой направлений или вращений или сменой направлений и сменой вращений. Частота превышает игровую;
- тренер (партнер) выбрасывает подряд большое количество мячей в неожиданных направлениях и с разным характером вращений. Частота превышает игровую.
Тема № 2. Комплекс упражнений для развития быстроты передвижений.
1. Игра со всего стола одним видом удара (только слева, только справа).
2. Игра с одной точки стола с поворотами (поочередно справа и слева).
3. Игра вдвоем на двух столах.
4. Игра на сдвоенном столе.
5. Передвижения в паре.
6. Перемещения в трехметровой зоне с имитацией ударов в конечных точках передвижений (на время).
7. Перемещения в четырехмерной зоне с имитацией ударов в конечных точках передвижений (на время).
8. Воспитание быстроты отдельного движения.
- прыжки вверх;
- прыжки, старты и бег на 1-3 м из нестандартных положений (лежа на животе, лежа на спине, стоя спиной или боком к направлению движения);
- выпускание из руки и ловля той же рукой гимнастической палки движением наката и топ – спина;
- удары в игре у стола по коротким мячам;
- удары в игре у стола по высоким мячам;
- удары по коротким и высоким мячам при работе с тренажером.
9. Развитие способности к высокому темпу (частоте) движений:
- бег на короткие отрезки (8 – 15 м);
- прыжки через скамейку вперед – назад, влево – вправо, вспрыгивание на скамейку двумя (одной) ногами в максимальном темпе;
- прыжки со скакалкой «двойные обороты».
Тема № 3. Комплекс упражнений для развития быстроты ударных движений.
1. Удары по «свечам».
2. Удары по «свечам» с тренажером – роботом.
3. Удары с отягощением отдельных частей руки (отягощение кисти, предплечья), утяжеленной ракеткой.
4. Имитация ударов с отягощениями.
5. Статистические имитационные удары с приложением усилий в моменты ускорений.
6. Вращение ракеткой велоколеса с закрепленной осью.
7. Многократные острые удары (упражнения с большим количеством мячей).
Тема № 4. Упражнения для развития взрывной (скоростно-силовой силы мышц рук и ног, туловища, спины, косых и прямых мышц живота:
- бег с высокого старта на короткие дистанции – 15, 20, 30, 60, 100 м;
- челночный бег – 5 х 10 м, 5 х 15 м;
- прыжки с места вперед, вправо, влево;
- прыжки на одной ноге, прыжки «кенгуру», прыжки «многоскоки», прыжки через скакалку;
- повороты, наклоны, вращения туловища в разных направлениях;
- упражнения на перекладине.
Тема № 5. Имитационные упражнения, как средство тренировки наиболее необходимых для игры групп мышц.
1. Имитация ударов с замером времени – удары справа, слева и их сочетание.
2. Имитация нападающих ударов с набивным мячом.
3. Игра утяжеленной ракеткой.
4. Игра и имитация с утяжеленными манжетами.
5. Игра и имитация с утяжеленным поясом.
6. Имитация нападающих ударов с набивным мячом.
7. Одиночные броски набивного мяча движениями нападающих ударов.
8. Одиночные броски набивного мяча одной и двумя руками снизу.
9. Игра в настольный теннис с выполнением между ударами дополнительных имитационных движений (атакующих) ударов.
Тема № 6. Повышение уровня функциональной способности организма при помощи технических средств (тренажеров - роботов, приспособлений).
1. Выполнение ударов с частотой подачи мяча выше игровой с тренажером.
2. Выполнение упражнениях с отягощениями.
5. Техническая подготовка – 57 ч. (приложение № 8)
Тема № 1. Хватка ракетки и основная стойка игрока.
1. Положение ног.
2. Разворот туловища.
3. Форма замаха.
4. Положение руки по отношению к туловищу.
5. Положение ракетки.
6. Положение кисти.
7. Положение предплечья.
8. Положение плеча.
9. Многократное повторение хватки ракетки.
10. Многократное повторение основной стойки игрока.
11. Разучивание и имитация исходных для ударов основных позиций – положение ног, разворот туловища, форма замаха, положение руки по отношению к туловищу, положение ракетки, кисти, предплечья.
Тема № 2. Упражнения с мячом и ракеткой.
1. Броски мяча правой (левой) рукой о пол.
2. Броски мяча партнеру.
3. Броски мяча о стену с ловлей мяча правой и левой руками сверху и снизу.
4. Броски мяча с перебрасыванием мяча с одной руки на другую.
5. Подбрасывание мяча вверх с ловлей двумя, одной рукой.
6. Сочетание коротких подач с длинными по разным направлениям.
7. Отработка сложных подач с верхним, нижним, боковым вращением мяча.
8. Подача мяча в определенную игровую зону.
Тема № 3. Виды жонглирования мячом.
1. Жонглирование мячом, подвешенным «на удочке».
2. Подброс мяча правой, левой сторонами ракетки, двумя сторонами поочередно.
3. Удары по мячу правой, левой сторонами ракетки, двумя сторонами поочередно.
4. Удары по мячу на разную высоту (выше и ниже уровня глаз) с последующей ловлей мяча ракеткой без отскока от нее правой и левой сторонами ракетки.
5. Удары по мячу поочередно ребром ракетки и ее игровой поверхностью.
Тема № 4. Имитация передвижений.
1.Упражнения с ракеткой и мячом в движении – шагом.
2.Упражнения с ракеткой и мячом бегом.
3.Упражнения с ракеткой бегом с жонглированием разными сторонами ракетки и двумя сторонами ракетки поочередно, то же с поворотами.
4.Упражнения с ракеткой с изменением направления бега, шагом, бегом с мячом, лежащим на поверхности игровой плоскости ракетки.
Тема № 5. Имитация ударов.
1. Удар на столе по мячам, удобно выбрасываемым (отбиваемым) тренером, партнером, тренажером.
2. Сочетание ударов справа и слева у тренировочной стенки, приставленной к столу половинке стола или тренировочной стенке, по мячам, удобно выбрасываемым (отбиваемым) тренером, партнером, тренажером.
3. Многократное повторение ударного движения на разных скоростях (сначала – медленное, затем – ускоренное) без мяча, с мячом у стенки.
4. Имитация ударов накатом, подрезкой у зеркала без ракетки, с ракеткой, на простейших тренировочных тренажерах.
5. Имитация ударов с замером времени – удары справа, слева и их сочетание.
6. Имитация нападающих ударов с набивным мячом.
7. Игра утяжеленной ракеткой.
8. Игра и имитация с утяжеленными манжетами.
9. Игра и имитация с утяжеленным поясом.
10. Имитация нападающих ударов с набивным мячом.
Тема № 6. Имитация ударов у тренировочной стенки, крышки стола (приложение № 11).
1. Различные виды удары о стенку правой, левой сторонами ракетки, двумя сторонами поочередно.
2. Удары справа и слева ракеткой по мячу у тренировочной стенки, у приставленной к столу половинке стола или тренировочной стенке – серийные (на точность безошибочных попаданий) удары, одиночные удары.
3. Удары по мячу левой и правой сторонами ракетки у тренировочной стенки с придачей мячу вращения.
Тема № 7. Игра ударами на столе по элементам.
1.Удары по мячу левой и правой сторонами ракетки после отскока от пола с придачей мячу вращения.
2. Удары по мячу левой и правой сторонами ракетки без отскока от пола с придачей мячу вращения.
3.Удары по мячу левой и правой сторонами ракетки на половинке стола, приставленной к стене с придачей мячу вращения.
4.Удары по мячу левой и правой стороной ракетки при игре с тренером (партнером), тренажером с придачей мячу вращения.
5. Удары в игре у стола по коротким мячам.
6. Удары в игре у стола по высоким мячам.
7. Удары по коротким и высоким мячам при работе с тренажером.
8. Изменения условий выполнения упражнения:
- изменение скорости или темпа движений;
- изменение пространственных границ спортивной площадки;
- изменение противодействия игроков в спортивных играх;
- частая замена противника с изменением материала ракетки, стиля, техники игры;
- изменение поверхности стола (неровная, из разного материала);
- изменение высоты сетки;
- игра с постоянным изменением (после каждого удара) хватки ракетки;
- игра с промежуточным (между ударами) касанием стола ракеткой или рукой;
- игра с промежуточным касанием стола ракеткой и взятием ракетки другого типа.
Тема № 8. Свободная игра на столе.
1. Игра на столе с тренером (партнером) одним видом удара только справа.
2. Игра на столе с тренером (партнером) одним видом удара только слева.
3. Сочетание ударов справа и слева.
4.Свободная игра ударами на столе.
6. Тактическая подготовка – 40 ч.
Тема № 1. Противодействие в игре.
1.Тренировка и выполнение подач, направленных на предупреждение активных действий противника.
Тема № 2. Позиционное преимущество.
1.Тренировка и выполнение подач, направленных на создание позиционного преимущества (короткая, косая, подача с сильным боковым вращением).
Тема № 3. Подача, «ложная» подача.
Тренировка и выполнение подач, направленных на зрительный обман противника:
- подачи с ложными движениями руки с ракеткой;
- подачи – «двойники».
Тема № 4. Составление тактических планов и совершенствование тактических действий против соперника.
1. Тактические установки.
2. Тактика смешенных игр.
3. Игры на счет с выполнением тактических установок.
7. Инструкторско – судейская практика – 3 ч.
1. Изучение основных правил игры, систем проведения соревнований в настольном теннисе.
2. Овладение терминологией настольного тенниса.
3. Судейство командных, одиночных и парных соревнований.
4. Инструкторско – судейская практика.
8. Контрольные нормативы и соревнования – 8 ч.
1. Вводное тестирование по ОФП.
2. Тестирование по ОФП.
3. Тестирование по СП (специальной подготовке).
4. Соревнования по настольному теннису.
К концу второго года обучения
обучающиеся должны обладать следующими знаниями и умениями:
Знать: Комплекс упражнений для развития специальных физических качеств: силы, скорости, быстроты реакции, быстроты передвижений. Разнообразные способы подач и приема мяча, ударов, передвижений. Основные приемы современной атаки – контр – топ – спин. Различия в выполнении ударов по подрезке, накату, топ – спину. Термины: топ – спин удар, острый удар, контр – топ – спин, имитация удара, имитация передвижения.
Уметь: Выполнять удары по элементам в различных направлениях, различных по высоте приема мяча, по зонам, из которых выполняются удары. Варьировать выполнение ударов (контр – топ – спин). Уметь начинать подачу ( из кача. Распознавать подачи с различными вращениями и уметь их принимать. Вести протоколы соревнований, осуществлять судейство командных, одиночных и парных соревнований. Соблюдать режим дня, врачебный и самоконтроль спортсмена
4. Методическое обеспечение образовательной программы
Первый год обучения
№
Раздел
Методы организации учебного процесса
Оборудование, дидактический и наглядный материал
Форма подведения итогов
1.
Вводное занятие
Словесный, наглядный, демонстрационный, практический.
- спортивный зал;- теннисные столы;
- мячи теннисные;
-теннисные ракетки;
- тренажер – робот;
-медицинбольные
мячи;
-возвратные доски;
-скакалки по числу обучающихся;
-гимнастические маты;
- обручи;
-учебные, магнитные
доски, магниты;
-иллюстрационный и
демонстрационный
материал.
Опрос в конце занятия.
2.
Теоретическая подготовка
Опрос в конце занятия.
Участие в соревнованиях по настольному теннису, тестирование, сдача нормативов.
3.
Общая
физическая подготовка
4.
Специальная физическая подготовка
5.
Техническая подготовка
6.
Тактическая подготовка
7.
Контрольные нормативы и соревнования
Второй год обучения
№
Раздел
Методы организации учебного процесса
Оборудование, дидактический и наглядный материал
Форма подведения итогов
1.
Вводное занятие
Словесный, наглядный, демонстрационный, практический.
- спортивный зал;- теннисные столы;
- мячи теннисные;
-теннисные ракетки;
- тренажер – робот;
-медицинбольные
мячи;
-возвратные доски;
-скакалки по числу обучающихся;
-гимнастические маты;
- обручи;
-учебные, магнитные
доски, магниты;
-иллюстрационный и
демонстрационный
материал.
Опрос в конце занятия.
Участие в соревнованиях по настольному теннису, тестирование, сдача нормативов.
Участие в соревнованиях по настольному теннису в качестве судей
2.
Теоретическая подготовка
3.
Общая
физическая подготовка
4.
Специальная физическая подготовка
5.
Техническая подготовка
6.
Тактическая подготовка
7.
Инструкторско-судейская практика
8.
Контрольные нормативы и соревнования
5. Список литературы
Для педагога:
Амелин А.Н. Настольный теннис: 6+12.- М.: Физкультура и спорт, 2005.- 184с., ил.
Барчукова Г.В. Теория и методика настольного тенниса: учебник для студентов высших учебных заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 528 с.
Захаров Г.С. Настольный теннис: теоретические основы. - Ярославль: Верхнее – Волжское книжное издательство, 1990.
Матыцин О.В. Многолетняя подготовка юных спортсменов в настольном теннисе.- М.: «Теория и практика физической культуры», 2001.
Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М.: «Советский спорт», 2009.- 144с.
Правила настольного тенниса.- М.2009.
Худец Р., Настольный теннис. Техника с Владимиром Самсоновым.- М.: ВистаСпорт, 2005.- 272 с.: ил.
Шестеркин О.Н. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис на этапе начальной спортивной специализации.- М.: 2000. – 160с.
Для обучающихся:
Балайшите Л. От семи до. - М.: Физкультура и спорт, 1984.
Серова Л.К., Скачков Н.Г. Умей владеть ракеткой. - Ленинград: Лениздат, 1989.
Иванов В. Настольный теннис. - М.: Физкультура и спорт, 1966.
Ормаи Л. Современный настольный теннис. - М.: Физкультура и спорт, 1985.
Приложение № 1
Контрольно – переводные нормативы
по общей физической подготовке для юношей
Группы, возраст
Упражнения общей физической подготовки
оценка
Подтяги-вание
/кол.-во раз/
Отжи - мание от пола
/кол.-во раз/
Прыжок в длину
/см/
Присе – дание /кол.-во раз/
Бег на 100 м
/сек/
Бег 3000 м /мин/
НП
17-18
лет
5
4
3
18
16
15
21
19
14
250
240
230
25
20
15
-
-
НП
18-19
лет
5
4
3
19
17
16
21
19
14
265
255
245
30
25
20
15,4
15,6
15,8
15,00
15,20
15,40
НП
19-21
лет
5
4
3
20
18
16
20
18
17
280
275
270
40
35
30
14,6
14,8
15,0
12,50
13,10
13,30
УТ
16-19
лет
5
4
3
20
18
16
22
20
18
297
280
270
45
40
35
14,2
14,4
14,6
12,30
12,50
13,10
УТ
20-21
год
5
4
3
20
18
16
24
22
20
300
270
250
50
45
40
13,2
13,6
14,0
12,15
12,30
12,45
Приложение № 2
Контрольно – переводные нормативы
по общей физической подготовке для девушек
Группы, возраст
Упражнения общей физической подготовки
оценка
Подъем
туловища
лежа на полу
/кол.-во раз/
Отжи - мание от пола
/кол.-во раз/
Прыжок в длину
/см/
Присе – дание /кол.-во раз/
Бег на 100 м
/сек/
Бег 3000 м /мин/
НП
17-18
лет
5
4
3
44
42
40
20
18
16
240
235
2130
30
26
22
-
-
НП
18-19
лет
5
4
3
47
45
43
22
20
18
245
240
235
34
30
36
17,4
17,6
17,8
15,45
16,00
16,15
НП
19-21
лет
5
4
3
43
41
49
27
26
25
255
250
245
42
38
34
14,6
14,8
15,0
15,00
15,15
15,30
УТ
17-19
лет
5
4
3
45
43
41
28
27
26
265
260
255
46
42
38
14,2
14,4
14,6
14,45
15,00
15,15
УТ
20-21
год
5
4
3
40
45
40
30
28
27
275
270
265
50
46
42
13,2
13,6
14,0
14,30
14,45
15,00
При выполнении нормативов по спортивной подготовке необходимо оценивать технику выполнения классических упражнений, обращая внимание на скорость, силу, координацию движений.
Приложение № 3
Блок методических приемов для развития выносливости
Показатели
Дни цикла
1 – й день
2 – й день
3 – й день
4 – й день
Методика
Анаэробные возможности
Совершенствова-ние гликолитического механизма
Совершенствование креатинфосфатного механизма
Продолжитель-ность
упражнения
ок. 1,5 мин
от 20 с до 2 мин
6 – 8 с
Интенсивность
упражнения
ѕ силы /частота пульса 130 – 180 уд/мин/
90 % силы /частота пульса 160 и более уд/мин
В полную силу /частота пульса 180 и более уд/мин
Отдых
Интервалы отдыха
45 – 90 с, но не более 4 мин
1–2 повторения - 5-8 мин
2-3 повторения – 3-4 мин
3-4 повторения – 2-3 мин
Между сериями – 15-20 мин
Между повторениями – 2-3 мин
Между сериями – 7-10 мин
Характер отдыха
Малоинтен –
сивная работа
Пассивный отдых, но не абсолютный покой
Между сериями -малоинтенсивная работа /ими-тация ударов/
Число повторений
До утомления /пульс 120-140 уд/мин после минутной паузы/
2-4 серии по 4 повторения в серии
3-5 серий по 4-5 повторения в серии
Приложение № 4
Блок методических приемов и упражнений для развития силы
Упражнения
Величина сопротивления
Число повторений
Преимущест-венное
воздействие на качество
Методические особенности
Метод повторных усилий
Упражнения с многократным преодолением непредельного сопротивления с предельной скоростью
Быстрая
сила.
35 -50 ПМ 15 и более Силовая
выносливость
Быстрая сила.
12 – 15 ПМ 8 – 10 Абсолютная
сила.
Силовая
выносливость
рост мышечн.
массы
Во всех
упражнениях
предпочтение должно быть отдано упражнениям в режиме сгибания рук и разгибания ног
Упражнения с многократным преодолением непредельного сопротивления и непредельным числом повторений
6 – 8 ПМ
4 – 6
Абсолютная
сила
Упражнения с многократным преодолением непредельного сопротивления до утомления
/ «до отказа»/
25 -30 ПМ
До утомления
Силовая
выносливость
Метод максимальных усилий
Упражнения с кратковремен-ным максимальным силовым усилием
1 -3 ПМ
1 -3
Абсолютная
сила
Пауза между
подходами –
не менее 2 мин, занятия 2-3 раза в неделю
ПМ – повторный максимум – тот тренировочный вес, с которым спортсмен может максимально выполнить соответствующее количество повторений.
Приложение № 5
Контрольные нормативы по технической подготовке
для обучающихся от 17 – до 21 года
№
п/п
Наименование технического приема
Количество ударов в серию
Оценка выполнения
1.
Накат справа по диагонали
65 и более
55 – 65
Хорошо
Удовлетворит.
2.
Накат слева по диагонали
65 и более
55 – 60
Хорошо
Удовлетворит.
3.
Накаты справа и слева в правый угол
45 и более
35 – 45
Хорошо
Удовлетворит.
4.
Накаты справа и слева в левый угол
45 и более
35 – 45
Хорошо
Удовлетворит.
5.
Накаты «по восьмерке» /играющий по диагоналям/
40 и более
30 – 40
Хорошо
Удовлетворит.
4.
Накаты «по восьмерке» /играющий по прямым/
40 и более
30 – 40
Хорошо
Удовлетворит.
5.
Подрезка слева по диагонали
50 и более
45 - 50
Хорошо
Удовлетворит.
6.
Подрезка справа по диагонали
50 и более
45 - 50
Хорошо
Удовлетворит.
7.
Откидка со всего стола /количество ошибок за 3 мин./
4 и менее
От 4 до 6
Хорошо
Удовлетворит.
8.
Топ – спин справа с подрезки
10 и более
От 5 до 10
Хорошо
Удовлетворит.
9.
Топ – спин слева с подрезки
8 и более
От 5 до 8
Хорошо
Удовлетворит.
10.
Подача справа с верхним вращением
9
8
Хорошо
Удовлетворит.
11.
Подача справа с нижним вращением
10
8
Хорошо
Удовлетворит.
12.
Подача слева с верхним вращением
9
8
Хорошо
Удовлетворит.
13.
Подача слева с нижним вращением
10
8
Хорошо
Удовлетворит.
14.
Подача справа короткая
9
7
Хорошо
Удовлетворит.
15.
Подача слева короткая
9
7
Хорошо
Удовлетворит.
16.
Подачи справа с боковым вращением
9
7
Хорошо
Удовлетворит.
17.
Подачи слева с боковым вращением
9
7
Хорошо
Удовлетворит.
18.
Подачи справа с высоким подбросом мяча
9
7
Хорошо
Удовлетворит.
19.
Подачи справа с ложным движением
8
6
Хорошо
Удовлетворит.
Количество попаданий в серии из 10 подач
Приложение № 6
Контрольные нормативы по общей физической подготовке
для обучающихсяот 16 – до 19 лет
№
п/п
Наименование упражнений
возраст
17-18 лет
19-21 лет
пол
Дев.
Юн.
Дев.
Юн.
1.
Бег на 30 м с высокого старта /сек./
4.3 - 4.5
4.1- 4.3
4.3 - 4.5
4.1 - 4.3
2.
Бег на 60 м с высокого старта /сек./
9.1 - 9.3
8.3 - 8.5
9.1 - 9.3
8.3 - 8.5
3.
Прыжок в длину с места толчком обеими ногами /см/
200 -210
240 - 250
200 -210
240 -250
4.
Прыжок боком через гимнастическую скамейку за 30 сек /кол. – во раз/
-
65-70
-
65-70
5.
Прыжок боком через гимнастическую скамейку за 1 мин /кол. - во раз/
105 - 110
110 - 120
-
-
6.
Подъем прямых в коленях ног за голову из положения лежа на спине
20-25
30-35
20-25
30-35
7.
Доставание ступней выпрямленных в коленях ног пальцами рук из положения лежа
25
30
30
40
8.
Сгибание и разгибание рук в локте из положения упора лежа /отжимание/
25-30
35-40
30-35
45-55
9.
Подтягивание согнутых в коленях ног к груди из виса на гимнастической стенке /кол.- во раз/
15-20
-
15-20
-
10.
Подтягивание хватом сверху из виса на перекладине /кол. - во раз/
-
12
-
16
Приложение № 7
Контрольные нормативы по специальной физической подготовке для обучающихся от 18 – до 21 года
№
п/п
Наименование технического
приема
18 -19 лет
20-21 год
Дев.
Юн.
Дев.
Юн.
1.
Перемещения в 3 – х метровой зоне боком /влево – вправо/ за 1 мин /кол. – во раз/
50-55
60-65
60-65
65-70
2.
Перемещения в 3 – х метровой зоне в две точки у стола /вперед – назад/ за 30 сек /кол.- во раз/
20-22
30-35
20-22
30-35
3.
Перемещения в 3 – х метровой зоне в три точки у стола /вперед – назад/ за 30 сек /кол.- во раз/
20-23
28 -32
20-23
35-40
4.
Имитация ударов накатом слева за 1 мин. /кол. – во раз/
80-85
120 -125
90-95
130 -135
5.
Имитация ударов накатом справа за 1 мин. /кол. – во раз/
95-100
100-105
100-110
105-110
6.
Имитация ударов накатом справа за 2 мин. /кол. – во раз/.
185-210
195 -215
210 -215
235 -250
7.
Имитация сочетаний ударов накатом справа и накатом слева за 2 мин. /кол.- во раз/
200-220
195-220
220 -225
250 -265
Приложение № 8
Упражнения для совершенствования технических приемов игры
в настольный теннис
Игра у тренировочной стенки
/удары выполняются по мячу, отскочившему от пола/:
1. На стене мелом нарисованы линии параллельно полу /рис.1/. Занимающийся располагается напротив, после отскока выполняет удар по мячу, направляя мяч в стену, в зону, ограниченную линиями. По мере обучения удару зону, ограниченную линиями сужают, что требует от занимающегося повышения точности действий и точности попадания. Во время выполнения одиночных и серийных ударов у стены тренер /или помощник из числа старших учащихся/ устраняет грубые технические ошибки.
2. То же, что в упражнении №1, но занимающийся посылает мяч поочередно /последовательность оговаривается в тренировочном задании/ в цели №№1, 2, 3, 4. На полу мелом параллельно стене наносятся две линии /рис.2/, между которыми должен ударяться мяч после отскока. С помощью этого упражнения совершенствуется техника движения руки и точность попадания в цель, умение дифференцировать силу удара.
3. То же упражнение выполняется при предварительно оговоренных передвижениях влево – вправо и вперед – назад . Совершенствуется техника передвижений влево – вправо и вперед – назад.
Игра на половине стола, приставленного к стене:
1. На стене параллельно полу, на высоте сетки, мелом наносится линия /закрепляется сетка на столе/. Занимающийся располагается перед столом /лицом к стене/ и опускает мяч перед собой на стол, после отскока направляет мяч осваиваемым ударом в стену выше линии /выше уровня сетки/. Выполняются отдельные одиночные удары и серии ударов /рис.3/, при этом тренер /или его помощник из числа старших учащихся/ исправляет ошибки в технике выполнения ударов.
Заголовок 1Заголовок 215