Опытно-экспериментальная работа по развитию духовно-нравственных качеств личности детей


Опытно-экспериментальная работа
по развитию духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста посредством ОЛОНХО в МДОУ «Чуораанчык» с.Кюсюр Булунского улуса
Диагностика начального уровня развития
духовно-нравственных качеств личности детей
Диагностика начального уровня развития духовно-нравственного потенциала детей начинается с констатирующего эксперимента.
Цель: выявление уровня развития духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Разработать критерии уровней развития духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
Разработать методику выявления базовых уровней развития духовно-нравственных качеств личности детей.
Провести обследование детей и по итогам количественно – качественного анализа составить выводы по констатирующему
эксперименту.
Педагогический эксперимент проводился на базе МДОУ «Чуораанчык» с. Кюсюр Булунского улуса. Всего в эксперименте участвовали 30 детей, в том числе, группа с якутским языком обучения - 15, с русским языком обучения - 15.
В констатирующем эксперименте мы установили следующие критерии сформированности основ духовно-нравственного развития детей:
Высокий уровень: ребенок имеет содержательное представление об олонхо и олонхосуте; устанавливает собственную связь
с положительными героями олонхо, этнокультурными ценностями родного народа и края; самостоятельно ориентируется и определяет
значимость духовно-нравственных ценностей и предпочитает их с позиции важности ценностного отношения; у него наблюдается
позитивное ценностное отношение к своим сверстникам.
Средний уровень: ребёнок имеет представление об олонхо и олонхосуте, но собственную связь с положительными героями олонхо
и этнокультурными ценностями родного народа и края устанавливает часто при помощи взрослых; при поддержке и помощи педагога
определяет значимость духовно-нравственных ценностей; ребенок предпочитает ценности с позиции важности ценностного отношения,
установленного в семье; позитивное ценностное отношение к своим сверстникам неустойчив.
Низкий уровень: ребёнок имеет поверхностное представление об олонхо и олонхосуте, устанавливает собственную связь
с положительными героями олонхо только при обучающей помощи педагога, а связь с этнокультурными ценностями родного народа и края
не устанавливает; у ребенка не наблюдается позитивное ценностное отношение к своим сверстникам.
На констатирующем и формирующем этапах эксперимента провели ряд исследований по следующим методикам:
Методика «Рассказ по картинке» М.Е. Каневской.
Методика М. Рокич «Ценностные ориентации».
Методика Т.А. Репиной «Секрет»
Наблюдение и беседа.
Адаптация методики «Рассказ по картинке» М.Е. Каневской с учетом специфических условия воспитания детей.
Цель: выявление уровня развития духовно-нравственной воспитанности детей.
Исходный материал: две картины, в которых изображены психологические ситуации.
Инструкция: «Сейчас я покажу картинку и задам несколько вопросов, на которые ты должен дать ответ».
Вопросы:1. Перед тобой картинки, как ты думаешь, что нарисовано на картинках?
2. Что делают персонажи?
3. Чью позицию вы поддерживаете? Почему? Кем бы ты был?
4. А что сделал бы на их месте?
5. А как бы ты поступал, чтобы не случилось такое у тебя, у близких твоих?
6. А как бы поступали у нас, у эвенков, эвенов в этом случае?
7. Какие традиции вы знаете у эвенков, саха и у эвенов о дружбе, уважении?
8. Чему учат в таких случаях ваши близкие? Такие случаи встречаются в вашей жизни? В наших северных условиях такой поступок
осуждался бы? Почему?
9. Какие выводы вы бы сделали? Почему?
Обработка результатов:
Результаты методики «Рассказ по картинке» М.Е. Каневской.
Как сказано выше, экспериментатор показывает две разные картинки, где по описания изображенной ситуации детьми можно определить
уровень духовно-нравственной воспитанности. В первой картине изображена бабушка с внуком. Лица персонажей и мимика лица не
изображены. Дети самостоятельно должны домыслить, прочувствовать ситуацию, распознать поведение по «походке» персонажей.
Во втором рисунке мы четко разглядываем мимику героев. Видно, что темноволосый мальчик держит руки в кулаки и его лицо напряжено
от злости, а светловолосый мальчик испугался, но уверенно держится, он защищает девочку.
Результаты по первой картинке:
Дети (из первой группы – 33,3%, из второй группы – 46,7%) в основном заметили, что бабушка чем-то не довольна, а внук в чем-то
провинился. При этом никто из них не связал эмоциональное переживание одного героя с другим персонажем. Бабушка сама по себе
недовольная чем-то своим, а внук провинился и бабушка про это не знает. 53,3% детей из первой группы и 40% из второй группы
распознали в жизненной ситуации отрицательную сторону. Многие из них говорили, что внук не слушается своей бабушки, она его зовет,
а он капризничает и не хочет идти с нею, или выполнить ее просьбу. Остальные испытуемые ничего плохого не заметили. Это говорит о
том, что у них слабо развито внимание, наблюдательность. Они не умеют распознавать отрицательные ситуации и имеют низкий уровень
духовно-нравственной воспитанности.
На последние вопросы о связи с ментальными качествами и особенностями жизни на Севере дети затруднялись обосновать и
абстрагироваться от ситуации. Это говорит о том, что дети ещё недостаточно осознают духовно-нравственную суть отрицательных,
негативных поступков.
Дети сумели распознать отрицательную ситуацию и сканировать по отношению к себе, признать вину. Соответственно, что дети не смогли
распознать ничего отрицательного, они, наоборот, в картине увидели только положительное это показывает, что дети в основном
распознают, но не сканируют по отношению к себе. Для них виноват тот, кто изображен, но он такое никогда не сделает.
Большинство детей из первой группы с якутским языком обучения смогли распознать и отсканировать поступок мальчика по отношению
к себе и признать ошибку, но в отношении осуждения поступков с позиции ментальных качеств и условий жизни народа наСевера дети не
дали существенного ответа. Во второй группе с русским языком обучения большинство детей смогли лишь распознать поступок
мальчиков, но выводы о негативных качествах личности, не говоря о связи с ментальными качествами личности и условий жизни на
Севере, не смогли установить, что показывает низкий уровень духовно-нравственной воспитанности.
Результат по второй картинке:
В основном все распознали отрицательную ситуацию. Но дошкольники (40% из первой группы и 53,3% из второй группы) увидели то, что
дано, но себя поставить на место героев и объяснить причины случившего не дали. Также (53,3% из первой группы и 26,7% из второй группы) все смогли распознать отрицательную ситуацию и дать объяснение случившему и ответить на вопрос «Как бы они поступили на месте героев?». Остальные не справились с заданием, они даже не увидели отрицательную ситуацию, не смогли объяснить причины и описать изображенное на картинке.
Дети из первой группы с якутским языком обучения справились лучше, только 6,7% испытуемых не смогли выполнить задание, во второй группе с русским языком обучения картина иная: понявшим задание и правильно выполнившим всего 27%, а 53,3% испытуемых не справились с заданиями.
2. Методика М. Рокич «Ценностные ориентации»
Цель: Выявлений ценностных предпочтений детей.
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни", в том числе северных народностей.
Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
- терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
- инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».
Общие:
Богатая, материально – обеспеченная жизнь;
Наличие хороших и верных друзей;
Наличие здоровья;
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках).
Наличие много денег;
Любимая работа;
Уважение других людей и их признание;
Счастье других людей;
Развлечение (необременительное время провождение);
Частные:
Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи);
Образованность;
Терпимость к другим;
Честность (правдивость);
Чуткость (заботливость);
Коммуникабельность (умение общаться);
Непримиримость к недостаткам других;
Твердая воля (не отступать перед трудностями);
Воспитанность (хорошие манеры);
Жизнерадостность (чувство юмора);
Ответственность (умение держать слово, чувства долга);
Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Анализируя ценности, мы определили индивидуальную закономерность предпочтения ребенком тех или иных ценностей.
Обработка результатов:
Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.
Критерии оценивания таковы:
Высокий – 21-30 б.
Средний – 15-21 б.
Низкий – ниже 15 б.
Как видно, из рисунка 1 большинство детей имеет средний уровень развития ценностных ориентаций (60%). И по 20% из всего состава детей на низком и высоком уровнях.
Из ответов детей видно, что для них чужды по возрасту такие ценности как «Любимая работа», «Уважение других людей и их признание». В первую очередь практически выбрали ценность «Богатая, материально – обеспеченная жизнь», потом идет «Наличие много денег». При выборе частных ответы меняются. Например, Б. Лена (як.гр.) на первое место поставила ценность «Коммуникабельность (умение общаться)». Лена занимается вот уже второй год у логопеда. И поэтому для нее умение говорить занимает первое место. Р. Влад на первое место поставил «Воспитанность (хорошие манеры)», свой выбор он объясняет «Воспитанный человек не имеет врагов, у него только друзья». С. Эдик выбрал «Честность (правдивость)», аргументирует Эдик выбор так: «Всегда нужно говорить правду, потом за ложь не будешь краснеть». И С. Иосиф - «Чуткость (заботливость)», у его Иосифа тяжело болеет бабушка, которую он очень сильно любит. Порой, если некому остаться и присмотреть за бабушкой, то Иосиф остается дома и ухаживает за ней.
Таким образом, по первой части дети предпочитают иметь «много денег» и материально – «обеспеченную жизнь». Менее предпочитаемыми целями ценностями для детей оказались счастье других людей и развлечение. Выбор детей ценностей – средств показывает естественную устремленность детей к ценностям самоутверждения и общения. Менее предпочитаемыми ценностями – средствами для детей оказались «терпимость к другим», «непримиримость к недостаткам других», «воспитанность».
3. Методика Т.А. Репиной «Секрет».
Цель: выявление реальных взаимоотношений между детьми и изучения критериевценностного отношения к своим сверстникам. Был использован метод социометрии в виде игры«Секрет» Т.А. Репиной с последующей беседой, с целью изучения критериев выбора партнера для общения. Каждый ребенок «по секрету» от остальных дарит трем детям группы по одной открытке. Потом были заданы вопросы: «Почему ты в первую очередь решил подарить открытку Артемке?», «Почему не выбрал другого?», «А если у тебя было много открыток, только трем детям из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал давать открытки и почему?». На основании данных определили статусное положение каждого ребенка в коллективе.
«Предпочитаемые», получившие по 6-8 выборов.
«Принятые» получившие по 3-5 выборов.
«Не принятые» получившие по 1-2 выбора
«Изолированные», не получившие ни одного выбора.
Мальчик, не получивший ни одного выбора, был «обидчиком» эгоистом. По результатам запланирована дальнейшая работа по устранению трудностей во взаимоотношениях со сверстниками.
При изучении критериев выборов детей выяснилось:
Дети, в основном, мотивируют свой выбор интересам совместной игры или объясняют отношением к себе «Он со мной дружит», «Он всегда делится игрушками».
Дети отмечают некоторые моральные и эмоциональные качества детей «Он не дерется», «Она добрая», «Не обижает».
Выделяют часто внешние положительные качества...: «Она аккуратная», «Хорошо одевается», «Сильный».
Известно, что ценностное отношение проявляется и формируется в общении. Поэтому считаем, что выработанность доброжелательного взаимодействия друг с другом является благоприятным условием формирования ценностного отношения детей между собой.
4. Наблюдение и беседа.
Цель:выявить на сколько ребенок самостоятельно ориентируется и определяет значимость духовно-нравственных ценностей и предпочитает их с позиции важности ценностного отношения; определить устойчивость ценностных отношений к своим сверстникам.
Обработка результатов. Беседа с детьми об олонхо и о связи человека с природой. С целью выявления первоначальных представлений детей об Олонхо и осознания ими собственной связи с героями эпоса, была организована беседа.
За основу беседы были взяты следующие вопросы:
1.Назови, что ты знаешь об Олонхо? Знаешь ли ты кто исполняет олонхо?
2.Узнай богатырей и расскажи о богатырях Среднего и Нижнего миров? (картинки).
3.Созидающий, творящий человек Среднего мира и как он связан с природой нашего края?
4.В чем заключается красота богатырей или красавиц – куо из эпоса?
5.Расскажи о твоих сходствах с богатырем или красавицей Куо. Объясни наши куо-девушки, богатыри-юноши чем похожи на героев олонхо? Что общего между ними?
6.Какие качества ценятся у народов: эвенков, эвенов, саха?
7.Природа олонхо похожа на нашу природу? В чем схожесть?
8.Чему учит олонхо? А ваши родители говорят об этом? Мы можеи говорить, что таково же мнение у всех народов Севера? А у нас в особенности? Почему? Обоснуйте.
Беседа проводилась индивидуально с каждым ребенком. Рассмотрим результаты констатирующего этапа:
Анализ ответа детей в двух группах показал, что большинство детей имеют ограниченное и весьма неполное представление об олонхо и олонхосуте. Лишь 31% детей в якутской и 28% в русской группе называли олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» 28% якутской и 20% русской группе не имеют представления об эпосе и олонхосутах.
Большие затруднения у детей вызвали пояснения о красоте. Дети фактически не знают или имеют весьма ограниченное представление о связи человека с природой, а также менталитетными качествами родных народов, не умеют пояснять с климатическими особенностями края, обобщать ценности у разных народов. 70% детей вякутской и 84% в русской группах не смогли самостоятельно установить собственную связь с природой. Все перечисленные изъяны требуют пристального внимания и обеспечения условий для осмысления ценностного содержание олонхо.
Комплексность применения методик способствовала более качественному выявлению уровней представлений детей об олонхо и развитие ценностной направленности личности. Полученные результаты в констатирующей части эксперимента отчетливо показали проблемы, которые возникают у детей при отсутствии целенаправленной работы.
Таблица 1.
Уровни Эксперимент.количество Эксперимент.в % Контрольное количество Контрольное в %
Высокий 3 20 1 6
Средний 9 60 11 74
Низкий 3 20 3 20
Выводы:
Дети имеют ограниченные представления об олонхо. Многие никогда не слышали про олонхо.
Ценностные ориентиры детей средние. Большинство испытуемых обеих групп предпочитают иметь материальные блага и считают их важными ценностями, овладению которых должен стремиться каждый человек. Также следует отметить, что при выборе частных ответов ребята исходили из своих эмоциональных переживаний, состояний. Но при этом, выбирая ценности из второй части, многие дети не смогли ответить и разъяснить, объяснить свой выбор.
В особенности, нас озадачивает проблема установления ценностных ориентиров и отношений исходя из традиций и культуры родного народа.
Таким образом, выяснилось, что необходимо провести педагогический эксперимент, целью которого будет целенаправленное развитие духовно-нравственных качеств личности детей посредством олонхо.
Содержание и методика развития духовно-нравственных качеств личности детей на материалах олонхо.
Цель: Развитие духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к якутскому героическому эпосу – олонхо.
Задачи:
Разработать методику обучения детей в старшей возрастной группе.
Создать развивающую среду в МДОУ.
Разработать комплекс интегрированных занятий, предусматривающих различные формы, методы работы по развитию духовно-нравственных качеств личности детей.
Содержание и методика формирующего эксперимента.
Создание предметно – развивающей среды в МДОУ: Был оборудован уголок олонхо, где были размещены предметы, атрибуты, которые наиболее характерны для героев эпоса, также размещены природные материалы песок, камушки, бросовый материал, самодельные игрушки. Весь собранный материал предназначен для самостоятельной активной деятельности детей, развитию их интереса к народному творчеству – олонхо.
Этап 1. Цель: подготовить детей к восприятию якутского эпоса олонхо, ознакомить с основными сюжетами Олонхо «Нюргун Боотур Стремительный». Обеспечение понимания детьми содержания олонхо.
1. Тема: Ознакомление детей с жизнью и деятельностью автора олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» П.А. Ойунского.
Цель: Знакомить детей с жизнью и деятелями П.А. Ойунского.
Наглядное пособие: портрет П.А. Ойунского, его матери, открытки местного где родился и вырос поэт.
Ход занятий:
1.Краткий рассказ воспитателя о жизни и деятельности поэта.
2.Любовь поэта к родному аласу, местности.
3.Показ фото матери поэта и краткий рассказ воспитателя о матери.
4.Детство поэта.
5. Заключение: Беседа:
1.Где родился и вырос поэт?
2. Где учился и кем стал?
3. Какие произведения и олонхо он написал?
2. Тема: Кто такой олонхосут?
Цель: Ознакомление детей с человеком, который исполняет олонхо - олонхосутом.
Наглядное пособие: Портрет олонхосута (Куохайаа). Грампластинка.
Ход занятий: 1.Беседа воспитателя об олонхосуте с целью выяснить, что каждый человек не может быть олонхосутом.
2.Слушание вступление олонхо.
3.Обсуждать с детьми как поёт олонхосут.
4.Заключение
3. Тема: Ознакомление с сюжетами олонхо и обсуждение ценностей эпоса.
1. Для обсуждения с детьми ценностей эпоса выбираются самые значимые отрывки олонхо с соответствии с хронологической последовательностью развития личности совершенного человека. Беседы сопровождаются показом иллюстраций художников: Э. Сивцева, В. Карамзина, И.Корякина, В. Васильева.
Разучивание наизусть отрывков из эпоса. Заучивание наизусть проводится с целью развитие эстетического чувства, чувства прекрасного в языке, обогащать речь, дети внимательно относятся к изучаемому тексту.
Слушание грамзаписи «Нюргун Боотур Стремительный» в исполнению Г.Г. Колесова для ознакомления детей с особенностями исполнения Олонхо, разнообразием темпа, ритма олонхосута при исполнение ролей героев верхнего, среднего и нижнего миров. Культурные ценности не могут просто сообщены и даны извне. Они могут стать внутренним достоянием только в результате своих собственных усилий. Поэтому с особой серьёзностью надо подойти к выбору видов деятельности в процессе которых дети наиболее эффективно осваивали бы ценности эпоса.
Тема: Ознакомление детей с кратким содержанием народного эпоса олонхо «Нюргун Боотур Стремительный».
Цель: Знакомить детей с кратким содержанием народного эпоса Олонхо, (дать общее понятие).
Наглядное пособие: Иллюстрации трёх миров олонхо.
Ход занятий:
1. Краткое содержание олонхо.
2. Рассматривание иллюстрации трёх миров.
3.Определить главный смысл содержания олонхо.
4. Задания на сюжетное рисования на тему «3 мира олонхо».
5.Заключение.
6. Оформление выставки творческих рисунков детей.
IV.Тема: Жители верхнего мира – олицетворения образцов созидания.
Цель: Знакомить детей, что в верхнем мире живут Айыы (танара), которые являются образцами созидающей жизни.
Наглядное пособие: Иллюстрация верхнего мира, Юрюн Аар Тойона, Адьына Сиэр Хотуна, схема верхнего мира.
Ход занятий: 1.Описание верхнего мира воспитателем.
2. Рассматривание иллюстрации.
3. Беседа с детьми о созидающих личностях Верхнего мира: Айыысыт, Иэйиэхсит.
4. Заключение.
1.Кто такие живут в Верхнем мире?
2.Как описывается Верхний мир?
3. У наших народов такие же представления имеются? Почему мы их называем образцами хорошего поведения, помыслов и созидания?
4. Можно ли сказать, что у всех северных народов есть такое представление о мирах, отраженных в олонхо?
5. Заключение.
V.Тема: Жители Среднего мира и чем они занимаются.
Цель: Знакомить детей с жителями Среднего мира и их деятельностью.
Наглядное пособие: Иллюстрация Среднего мира, схема показывающая виды деятельности якутов.
Ход занятий: 1. Рассматривание иллюстрации.
2. Работа по схеме.
3.Отгадывание загадок.
4.Заключение.
VI. Тема: Жители Нижнего мира – злые духи.
Цель: Дать понятие о злых духов.
Наглядное пособие: Иллюстрация Нижнего мира.
Магнитофон. Грампластинка.
Ход занятий: 1.Описание Нижнего мира.
2.Слушание песни Уот Уһутаакы.
3. Рассматривание иллюстрации.
4.Заключительная беседа о трёх миров.
VII. Тема: Три мира олонхо.
Цель: Учить детей с помощью схем описать три мира олонхо.
Наглядное пособие: Схемы.
Ход занятия: 1.Три мира в олонхо.
2. Работа по схеме.
3.Составление детьми дословное содержание о трёх миров в олонхо.
4. Отгадывание загадок.
VIII.Тема: Идеал красоты – Туйаарыма Куо.
Цель: Побуждение интереса детей о красоте, формирование духовно-нравственных качеств у человека.
Наглядное пособие: Иллюстрация, магнитофон, грампластинка.
Ход занятий:
1.Описание Туйаарыма Куо.
2.Слушание песни Туйаарыма Куо.
3. Рассматривание иллюстрации (одежда девушки народа Саха).
4.Беседа о духовно-нравственных чертах характера у куо-Айыы.
5. Ориентировать детей на установление связности духовно-нравственных черт характера героев олонхо и обычного жителя Севера.
IX.Тема: Богатыри – защитники мира.
Цель: Дать понятие о доброте, храбрости, мужества.
Наглядное пособие: Иллюстрации богатырей.
Ход занятий:
1. Рассказ воспитателя о богатырях Олонхо Нюргун Боотур, Юрюн Уолан, Кюн Дьирибинэ.
2. Участь богатырей среднего мира.
3. Кони богатырей.
4. Рассматривание иллюстрации о снаряжениях богатырей.
5. Дать понятие о доброте, храбрости, выносливости, мужественности и стойкости, которые характерны у северных народов.
X.Тема: Значимость жилища для человека Айыы в олонхо.
Цель: Знакомить детей со спецификой жилища в условиях Крайнего Севера и установить связь с родным очагом.
Наглядное пособие: Иллюстрация, видеоматериалы и схематическое изображение балагана саха и ураса эвенков.
Ход занятий: 1. Рассматривание иллюстрации, видеоматериала.
2.Ознакомление с графической схемой балагана.
3. Художественно-поэтическое сопровождение описания балагана и ураса.
XI.Тема: Кузнец Кытай Бахсылаан из олонхо – олицетворение трудолюбия и мастерства родного народа.
Цель: Ознакомление детей с профессией кузнеца, его мастерством и трудолюбием.
Наглядное пособие: Иллюстрации с изображением орудия труда кузнеца, снаряжение богатырей.
Ход занятий: 1. Чтение отрывков олонхо. Рассказ воспитателя о кузнеце.
2. Рассматривание иллюстрации.
3. Снаряжение богатырей.
4. Установление связи промысла с существующими традициями у саха и эвенков.
4. Заключение.
XII. Тема: Заключительная беседа об олонхо.
Цель: Закрепить знание детей о содержании олонхо.
Наглядное пособие: Иллюстрации и схемы.
Ход занятий: 1. Закрепить знание детей об исполнителе олонхо – олонхосуте.
2. Кто написал эпос «Нюргун Боотур Стремительный»?
3.С помощью схемы самостоятельно описать три мира олонхо.
4. Составить связь описания миров со соей природой?
В процессе эксперимента мы создали школу олонхо для родителей детей. Для них проводили консультации, беседы, встречи.
Второй этап – приобщение детей к духовно-нравственным ценностям- обнаружение детьми в поступках и деяниях героев эпоса ценностное отношение к природе, жизни в суровых условиях Арктики.
1 беседа. Тема: Отец и мать – дарители жизни человеку Айыы, его надёжная опора и защита.
Цель: Раскрыть идеи тускула Айыысыт, Одун Хаан, Чынгыс Хаан и обеспечить понимание ребёнком связности судьбы со своими родителями, сути ценностного отношения к ним.
Кого называют в олонхо человеком Айыы? Приведите примеры, объясните.
Как вы думаете, почему люди Айыы создают семьи?
Кто родители Туйаарыма Куо и Кун Дьирибинэ?
Для чего, по-вашему, люди Айыы стремятся иметь детей?
Почему Ньургун Боотур помогает брату и сестре?
А дети сами могут выбрать родителей? Как сказано об этом в олонхо?
Почему говорят, что у каждого мать, отец, семья являются надёжной опорой и защитой? А ваша семья тоже надежная опора для вас?
Вывод: отец и мать, семья вам дарили жизнь, они для вас надёжная опора и защита. Родителей не выбирают и родители тоже не выбирают своих детей. Вы со своими родителями даны друг другу судьбой.
2 беседа. Тема: Предназначение жизни богатырей Айыы.
Цель: Раскрыть идеи тускула Сюнг Джасын и обеспечить понимание ребёнком сути предназначения человека Айыы.
Кого называют богатырями Айыы? Приведите примеры из олонхо.
Как они описываются в олонхо? А какой у них нрав?
Для чего рождаются богатыри Айыы в Среднем мире?
Как вы думаете, если бы их не было, изменилась бы жизнь в Среднем мире?
Почему в олонхо мальчик-богатырь растёт не по дням, а по часам?
Вы хотели бы походить на богатырей Айыы? Почему?
Вывод: предназначение богатыря Айыы – творение жизни, мира и счастья на земле, защита людей Айыы от сил зла. А вы чем похожи на людей Айыы?
3 беседа. Тема: Мудрость жизни Айыы Сээркээн Сэсэна.
Цель: Раскрыть идеи тускула Дьыл5а Тойон и обеспечить понимание ребёнком сути ценностного отношения, что пожилые люди являются источником знаний для молодых.
Как вы думаете, для чего существует в олонхо старик Сээркээн Сэсэн? Ведь он не силён как богатыри Айыы, не смог бы противостоять в  борьбе с богатырями абаасы?
Почему его прозвали мудрым?
Как относятся к нему люди Айыы?
Если б не было бы старика Сээркээн Сэсэна, что изменилось бы в содержании олонхо? Почему?
А что советуют вам ваши бабушки, дедушки?
Почему старые люди так много знают?
Вывод: люди Айыы уважают старых, прислушиваются к их советам.
4 беседа. Тема: Родной дом и родимый край человека Айыы.
Цель: Раскрыть идеи тускула Сюнг Джасын и обеспечить понимание ребёнком сути ценностного отношения родным местам.
Что такое «родные места»? Приведите примеры из олонхо.
В чём отличие таких земель от обычных мест?
Почему Урун Уолан, женившись, приводит Туйаарыма Куо именно в Кыладыкы эбэ?
Как относятся люди в олонхо к родным местам? В чём это видно?
А в ваших семьях есть земли, которые передаются от поколения к поколению?
Как будет чувствовать себя человек, который не признаёт родных мест?
Вывод: человек Айыы любит и бережёт родные места.
5 беседа. Тема: Здоровый образ жизни человека Айыы и жизнь-разрушение абаасы.
Цель: Раскрыть идеи тускула Сюнг Джасын и обеспечить понимание ребёнком значения здорового образа жизни для человека Айыы.
Чем отличаются пути-дороги человека Айыы и абаасы?
- Как по-вашему влияет их поступки на их внутреннее и внешнее состояние? Почему?
Что такое здоровый образ жизни?
- Можем ли мы сказать, что человек Айыы ведёт здоровый образ жизни? Почему?
В каких поступках героев олонхо это видно?
А можем ли сказать, что абаасы ведут здоровый образ жизни? Почему?
Почему человек Айыы стремится к здоровому образу жизни?
Вывод: здоровый образ жизни, добрые дела продлевают жизнь человека, очищают его мысли.
Интеллектуальные игры по сюжетам олонхо
Игра «Затерянные тени»
Цель: Закрепление знаний о героях олонхо.
Используемый материал: вырезанные из плотной чёрной бумаги фигуры героев олонхо.
Ход игры: Вначале взрослый рассказывает детям: «Когда богатырь-абаасы Уот Усутаакы пришёл в Средний мир украсть Туйаарыма Куо, всё на земле завертелось, закружилось. Был такой сильный ветер и туман, что у людей затерялись тени. Давайте поможем людям Айыы найти свои тени». Далее дети по теням отгадывают героев, вкратце описывают их внешность.
Усложнение: можно вырезать тени чуть видоизменёнными (растянутыми, расширенными, косыми). Эту игру предпочтительно проводить во время ознакомления с новым олонхо.
Игра «Дополни описание»
Цель: Учить правильно называть и описывать героев олонхо.
Используемый материал: куклы героев олонхо, платки.
Ход игры: воспитатель прикрывает куклы платками и по одному загадывает героев. Взрослый начинает описание героя, дети должны закончить и назвать героя. Вместо взрослого может загадывать ребёнок.
«Лото»
Цель: Учить узнавать, правильно называть и описывать героев олонхо.
Раздаточный материал: карты с восемью схематичными изображениями героев, фишки с такими же изображениями героев.
Ход игры: Участникам игры раздаются карты. Фишки складываются в мешочек и перемешиваются. Ведущий (взрослый или ребёнок) достаёт из мешка по одной фишке и показывает детям, а дети называют и описывают героя. Выигрывает тот, кто первым и без ошибок закрыл фишками все картинки.
Игра «Графы»
1. Цель: Закрепление знаний о родственных связях между героями олонхо.
Материал: альбомные листы, фломастеры голубого, зелёного, чёрного цветов, доска.
Ход игры: вначале взрослый закрепляет знания детей о графах. Дети приводят примеры своих родственных связей, обозначают их символами и графами. Затем дети подобным образом на голубом, зелёном, чёрном кругах, обозначающих соответственно Верхний, Средний, Нижний миры, обозначают братьев и сестёр из олонхо.
2. Цель: Закрепление знаний о содержании олонхо.
Материал: альбомные листы, фломастеры голубого, зелёного, чёрного цветов.
Ход игры: дети рисуют на листах три круга, обозначающих три мира олонхо. Затем заселяют их жителями: жителей верхнего мира обозначают кругами, Среднего мира – овалами, Нижнего – треугольниками. Далее красными и зелёными стрелками рисуют перемещения героев из мира в мир, попутно комментируя события.
Работа с родителями по «Школе олонхо».
Работа с родителями по «Школе олонхо» в основном осуществлялась как обмен опытом и как практические занятия, совместное обсуждение:
В программу «Школа олонхо» мы предусмотрели комплексную программу развития потенциала детей.
Этапы построения программы: 1-й этап – подготовительный.
- содействовать формированию установки в родительском коллективе на создание психологической культуры в семье как основы раскрытия потенциала ребенка;
- раскрыть творческий потенциал педагогического коллектива в процессе работы с детьми и родителями по материалам олонхо.
2-й этап – формирующий.
Цель – содействовать созданию целостной картины развития творческого потенциала детей, а именно:
- включить родителей в освоение позитивного опыта на специальных занятиях, в игре и продуктивном творчестве детей.
- организовать в семье совместную творческую деятельность;
- ввести в режиме образовательной среды МДОУ акции совместного творческого взаимодействия семьи и детского сада, направленные на поддержку позитивного семейного потенциала.
3-й этап – творческий.
Цель – содействовать сохранению и развитию обратной связи в системе детский сад – ребенок – семья, а именно:
- укреплять и поддерживать пространство социальной рефлексии в детском коллективе на основе развития эмпатии и стремления к сотрудничеству;
- поддерживать инициативу родительского коллектива во внедрении творческих форм взаимодействия с МДОУ на основе индивидуальных потребностей семьи по проблеме исследования;
- развивать индивидуально-ориентированные формы педагогического взаимодействия на основе реализации творческого потенциала каждого сотрудника, опираясь на высокий профессионализм.
Родителям было предложен семейный проект на тему «Волшебная страна олонхо».
Основой успешности процесса социализации являются две составляющие: сбалансированная система ценностей и этнопедагогической культуры у каждого представителя северных этносов.
Современное представление о задачах развития духовно-ценностного потенциала ребенка включает в себя вышеуказанные компоненты и определяется следующими образующими:
- знанием норм в социальной и этнической среде;
- привычками поведения, порицаемых и одобряемых в этнической среде;
- эмоциональным отношением к нравственным нормам в условиях Севера;
- внутренней позицией самого ребенка.
Удовлетворение базовых потребностей, положенных в основу духовного здоровья, таких как потребность в безусловной любви, безопасности, внимании, границах и признании, закладывается в подсознательный духовный опыт ребенка в раннем дошкольном возрасте, определяя вектор развития личности.
В основе социальной успешности лежит одна из важнейших человеческих потребностей – в признании. Ее нереализованность в дошкольном возрасте может повлиять на формирование неадекватной концепции и как следствие – асоциальной поведенческой направленности.
Необходимая часть психологической подготовки к школьному этапу жизни – развитие основ самосознания через формирование самооценки и осмыслении своих действий. Эта психологические новообразования возможны в том случае, если детям предоставляется опыт личной практики на уровне открытия для себя и понимания своих собственных переживаний.
Нельзя забывать и о гармонизации зоны ближайшего развития ребенка (семьи) с зоной социализации – пространством дошкольного учреждения. Чем более тесным будет взаимодействие близких ребенку людей со средой МДОУ, там легче и эффективнее протекает процесс социализации.
Таким образом, мы стремились совместно с родителями сформировать в ребенке позитивное восприятие самого себя как человека с положительными качествами и недостатками, умение обращаться к себе, советоваться с собой, оценивать свои мысли и поступки.
Стратегическая педагогическая задача нашей экспериментальной программы – создать условия для успешного раскрытия личностного потенциала ребенка через:
- гармонизацию детско-родительских отношений;
- создание доброжелательной атмосферы в среде сверстников;
- принятие ребенка взрослыми (сотрудниками детского сада).
Важнейшей задачей этой программы также стала формирование первичной самооценки ребенка, которая возникает как следствие социальных взаимодействий. Самооценка становится ведущим инструментом в построении картины мира и определении своего места в нем, а также в построении системы духовное-Я. Ощущение собственной значимости и самоценности позволяет выстраивать взаимозначимую систему отношений с окружающими. Таким образом, духовно-нравственное воспитание определяется не столько словами, сколько созданием соответствующей атмосферы: эмоционально положительной, искренней, честной, приязненной и открытой.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Задачи контрольного эксперимента:
Провести повторное обследование детей по методикам, предложенным в констатирующем эксперименте.
Придерживаться тех критериев, которые были предложены в констатирующем этапе исследования.
Основными критериями и показателями оценки эффективности разработанной нами технологии, ориентированной на развитие духовно-нравственного потенциала личности детей старшего дошкольного возраста:
Уровень позитивной ценностной ориентации;
Уровень взаимоотношения между детьми и ценностность отношения ребенка к другим;
Уровень представлений детей об эпосе, духовной красоте человека и установление собственной связи с человеком Айыы, т.е. с человеком созидающим.
Дети данной группы показали качественные знания и представления об эпосе, олонхосутах, человека айыы и их росте. Причем дети достаточно содержательно раскрывали внутреннюю суть красоты богатырей и красавиц айыы.
Вопросы констатирующего характера: «что такое олонхо, олонхосут?», «кого называют человеком айыы?» фактически не вызывали затруднений. Изучение Олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» вызвало интерес и к другим эпосам. В установлении собственной связи с богатырями и красавицами Куо, в описании их внутренней красоты лишь некоторая часть (30% и 21%) детей недостаточно полно обобщала свои представления и частично затруднялась в самостоятельном установлении элементарных закономерностей, имеющих место в жизни человека айыы.
Методика 1. Мы полагаем, что идентификация ребенка себя с положительными героями эпоса сыграла немаловажную роль в рефлексии выработанных народом ценностей в личностный смысл.
На контрольном этапе у детей контрольной группы заметных сдвигов не произошло.Дети данной группы в преобладающем большинстве не имели представления о человеке айыы, не смогли раскрыть и обосновать внутреннюю красоту человеке айыы. Причина подобных трудностей, среди прочего, состоит в том, что ценностно-смысловое отношение к миру в обучении и развитии ребенка не принимались во внимание. При этом не решались задачи идеального отражения действительности, т.е. «отрыва», «поднятия» над предметным реальным содержанием.
Методика 2. Дети контрольной группы в контрольном эксперименте показывают стремление к «материально-обеспеченной жизни» и «наличию много денег». Соответственно, нужны правильные разговоры о достойных ценностях для «человеческого человека». Менее предпочитаемыми ценностями дети считают «развлечения» и «счастье других людей». То, что дети считают «счастье других людей» менее важным для них в какой то мере говорит: во-первых, о невыделенности себя как субъекта из нерасчлененного конкретно-ситуативного их опыта, об ограниченности совмещения «себя» и «других»; во-вторых, об эгоцентричности отношений с другими; в –третьих , об ограниченности или выраженной закрытости к миру, другим, также о низких уровнях способности преодоления привычных знаний, представлений о мире и о себе. Между тем, весьма впечатляет позитивная динамика в этом отношении у детей экспериментальной группе. Если в констатирующем эксперименте для данных детей были предпочитаемы материальные ценности: «наличию много денег», «материально-обеспеченной жизни», то на контрольном этапе они выбрали «любимую работу (дело)» (84%) и «счастливую семейную жизнь» (77%). Ценности «наличию много денег» (63%) и «необременительное времяпровождения» (70%) отнесены к менее предпочитаемым. Из средств – ценностей дети сочли важным «образованность» (91%) и «честность», менее важными – «непримиримость к недостатках других» и «жизнерадостность (чувство довольствия)». На наш взгляд дети не случайно выбрали вышеназванные ценности. Нельзя не отметить, что такая ориентированность детей следствие более деятельного, более активного участие самих детей в выявлении истинных ценностей жизни человека. Образованность и честность – традиционно самые почитаемые ценности у народа саха. Эти качества составляют суть менталитета народа. Воспитание убежденности, уверенности детей в этом – залог духовного возрождения народа.
Методика 3. Для выявления реальных взаимоотношений между детьми и изучения критериев ценностное отношение к своим сверстникам был использован метод социометрию в виде игры «Секрет» с последующей беседой с целью изучения критериев выбора партнера для общения.
Анализ ответов детей, на вопросы в экспериментальной группе при выборе «предпочитаемых» и «не предпочитаемых» детей свидетельствуют о том, что их характеристика сверстников наполнено новым содержанием. Среди мотивов выбора детей ведущее место занимают личностные, учитывающие моральные качества, нравственные достоинства. По результатам социометрической игры «Секрет» Т.Т. Репиной коэффициент взаимности составил в 70%, что выше на 26% чем было в начале эксперимента. Количество неприятных детей сократилось на 7%, а детей «изолированных» в экспериментальной группе не наблюдается, что свидетельствует о возникших проявлениях симпатии, доброжелательности детей друг к другу.
Таблица 2.
Показатели по итогам проверки детей на контрольном этапе
Уровни Эксперимент.количество Эксперимент.в % Контрольное количество Контрольное в %
Высокий 9 60 4 29
Средний 6 40 8 51
Низкий - - 3 20
Таблица 3.
Показатели сравнительного анализа по итогам проверки детей на контрольном этапе в экспериментальной и контрольной группах
Уровни Констатир. этап в % Контрольный этап в % Констатир. этап в % Контрольный этап в %
Высокий 20 60 6 29
Средний 60 40 74 51
Низкий 20 - 20 20
Таким образом, комплектность применение методик способствовала более качественному выявлению уровней представлений детей об Олонхо и развитие ценностной направленности личности. Итоги эксперимента убедили, что педагогическая ориентация ребенка на ценностно-смысловое отношение к миру, человеку, себе – это не отстраненное «воззрение на мир», а обеспечение «видения» его через личность, через мотивы и установки, через ценности и убеждения. Полученные данные по итогам контрольного этапа эксперимента подтверждают правильность выбора путей реализации цели и задач опытно-экспериментальной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного нами исследования показали эффективность развития духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста на материале олонхо народа саха. Всё это стало возможным в результате организации обучения детей, которое предусматривает обнаружение детьми в поступках и деяниях героев эпоса ценностное отношение к миру природы, жизни родного народа и осмысления детьми связи собственного «Я» с созидающим человеком в олонхо.
Содержательному осмыслению ценностей олонхо, его основных идей как творение, созидание, красота, добро и т.д. способствовала организация комплекса мероприятий с детьми и с их родителями. Это ещё раз подтверждает утверждение психологов, что дети ещё в начале старшего дошкольного возраста уже способны к сознательному рассуждению. Поддержка творческого подхода детей к решению проблемных задач по материалам олонхо является одним из важных условий усвоения ими опыта общечеловеческой культуры. Организованная нами работа по всем видам детской деятельности дала возможность детям:
- активно переживать эпические события;
- глубже понимать мотивы поступков героев, выделять те ценности, которые легли на основу действий героев эпоса;
- устанавливать элементарные связи жизни и поступков героев эпоса с «собственным – Я» и с менталитетными качествами родного народа в условиях Севера.
Полученные данные эксперимента свидетельствуют о динамике роста у детей экспериментальной группы духовно-нравственного потенциала как ценностно-смысловое отношение к миру, человеку, ценностная ориентация, но и таких важных духовно-нравственных качеств личности как добропорядочность, открытость другим, доброжелательное отношение к сверстникам и знание ценностей родного народа как ориентиров в жизни.
Итоги опытно-экспериментальной работы убедили в том, что каждый ребенок глубоко индивидуален, самобытен, самоценен в общении, жизни, в своей семье, окружающем социуме, обществе, и в то же время тесно связан со всеми с ними как их частица, член сообщества, близкого окружения.
Экспериментальная работа доказала, что эффективность развития духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста на материале олонхо возможна только тогда, когда педагогическая деятельность ориентирована на саморазвитие ребенка, задачи и проблемы решаются комплексно с семьей, а также учитывают специфику родного северного края и существующих менталитетных качеств эвенков, эвенов, саха, живущих за полярным кругом. Таким образом, мы считаем, что в ходе опытно-экспериментальной работы подтвердились выделенные нами педагогические условия и поставленная гипотеза исследования.