Педагог это организатор проектной деятельности учащихся


Дубинин Александр Александрович
учитель технологии МБОУ СОШ №94
г. Воронеж, февраль 2016г.
Педагог это организатор проектной деятельности учащихся
Проектная технология – как совокупность методов и приёмов, позволяет создать «естественную среду», то есть реальные условия для формирования ключевых компетенций учащихся. Создание «естественной среды» это и есть основная миссия педагога, организатора проектной деятельности учащихся. Он – не просто учитель, а инициатор интересных начинаний, а также генератор новых идей.
Как же педагог может создать эти реальные условия для развития личности? Ответ на этот вопрос даёт список ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства ученическим проектом:
энтузиаст, повышающий мотивацию детей;
специалист, обладающий знаниями и умениями в смежных областях;
консультант, организующий доступ к ресурсам, в том числе информационным;
руководитель, планирующий не только свою проектную деятельность, но и помогающий детям выстроить план работы;
«человек, который задаёт вопросы», умело поддерживает обратную связь;
координатор всего процесса проектирования;
эксперт продукта проекта, включающий детей в анализ полученных результатов.
Обучая мальчиков 5-8 классов по курсу технологии, я осознаю, что для данной дисциплины вопрос «как изучать?» имеет большую значимость, чем вопрос «что изучать?» в рамках данного курса. Поэтому несколько последних лет активно использую в работе метод проектов.
Внедрение в общеобразовательный процесс проектной технологии - это серьёзная кропотливая работа, требующая от учителя системы продуманных действий и умений управлять данным процессом.
На первоначальном этапе мною изучается методическая литература и опыт учителей в этой области деятельности. Далее я работаю по следующему алгоритму:
пересматриваю планирование – определяю время своей проектной деятельности, продумываю время работы учащихся над проектами;
определяю круг возможных тем проектов;
ориентирую учащихся на выполнение конкретных изделий;
обучаю технологиям художественной обработки материалов;
При дифференцированном подходе, когда каждый ребёнок выполняет свой годовой проект, учителю непросто организовать продуктивную работу всех учеников. Это возможно если педагог:
владеет знаниями и умениями по вопросам технологии изготовления изделия и технологии индивидуального обучения;
планирует этапы проекта каждого ребёнка;
распределяет время работы над частью проектного изделия на уроке с учётом индивидуальных особенностей учащихся;
предъявляет требования к выполнению этапов работы, осуществляет педагогический контроль качества результата;
стремиться поддерживать доброжелательный психологический климат на уроке, искренне радуется успеху и готов помочь в случае не удачи;
творит вместе с учеником, совместно с ним «проживает» его роли: исследователя, дизайнера, конструктора, эксперта. На уроке важно не потерять ни минуты времени, организовать работу не только всех, но и каждого, используя при этом различные виды деятельности, но обязательно - индивидуальная практическая работа. По предложению учителя, учащиеся класса могут выполнять проекты, как варианты одной общей темы. В этом случае учителю важно создать условия для взаимопомощи детей при общении. Тот, у кого получается лучше, помогает остальным. А учитель выступает в роли координатора работы группы.
При работе над проектами, у школьников возникает много вопросов, для этого мною предусмотрено внеурочное общение с детьми в рамках проектной деятельности, которое реализуется во время предметного кружка. Учащиеся, авторы проектов, могут дополнительно работать на школьном оборудовании, получать консультацию учителя.
На индивидуальных консультациях главный инструмент учителя – вопрос. Вопросы могут иметь разное назначение:
-установление контакта с проектантом;
-получение информации о проекте;
-оценивание результата проекта и опыта ребёнка.
Лучше использовать открытые вопросы, которые способны «разговорить» собеседника. Обычно они начинаются с наречий: кто, что, как, где, сколько. Задавая вопросы, учитель должен быть готов активно слушать ответы и давать рекомендации.
С помощью вопросов ученику легче провести анализ и самооценку деятельности и результата своего труда. Главная задача учителя при самоанализе проекта: помочь ребёнку осознать все плюсы и минусы, а также выявить идеи усовершенствования результата.
Для реализации проектных идей ученики используют рекомендуемые учителем источники информации, в том числе архив лучших ученических проектов, справочники, журналы, словари. Немаловажные условия работы над проектом это наличие в кабинете современного компьютерного оборудования, а в школе – свободного доступа в Интернет.
На подготовительном этапе проекта выявляется важная для ученика проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для него. Дальнейшая работа организуется по принципу «всё гениальное – просто», и заключается в поиске идей для решения проблемы и воплощения лучшей идеи.
Важным этапом любого проекта является его защита, представление результатов. Под руководством учителя на этом этапе работы у ребёнка формируются навыки монологической речи, умения держать себя во время выступления, артистические умения, умения отвечать на не запланированные вопросы, умения использовать самые различные средства наглядности.
Из опыта работы знаю, что и на последнем этапе проектирования руководителю необходимо немало поработать:
дать рекомендации ученику по написанию тезисов, раскрывая тему, акцентировать внимание на главном, при этом «уложиться в регламент времени»;
при необходимости помочь ребёнку составить компьютерную презентацию, дополняющую речь;
организовать предзащиту перед благодарными слушателями (например, младшими школьниками, они в этом случае тоже приобретают определённый опыт);
сделать видеозапись выступления и показать её подростку, обращая внимание на внешний вид, мимику, жесты. Как назвать учителя в этой ситуации - режиссёр?
Исходя из вышесказанного, необходимо выделить главное: что педагог это организатор проектной деятельности учащихся, это педагог, управляющий всем процессом учебного проектирования.