Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Школа игры на фортепиано»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Ивановская школа-интернат им. Е.Д.Стасовой»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
___________________________
Приказ №______
«___»___________20___г. «СОГЛАСОВАНО»
на заседании
Педагогического совета
___________________________
Протокол № _______
«___»___________20___г. «РАССМОТРЕНО»
на заседании МО
___________________________
Протокол № ______
«___»___________20___г.
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Школа игры на фортепиано»
Для воспитанников: 7 - 16 лет.
Срок реализации - 5 лет.
Составитель:
педагог дополнительного образования высшей категории
Капралова Светлана Борисовна
г.Иваново- 2015-2016 г.
Программа по внеурочной деятельности « Школа игры на фортепиано» составлена и разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с требованиями и рекомендациями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва, Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыка – прекрасная и безграничная область человеческой культуры. В последние годы объем музыкальной информации необычайно возрос. Ребенок ежедневно получает её в школе, по телевидению, в интернете, с концертной эстрады, магнитофонов. Несомненно, это оказывает значительное влияние на формирование личности ребёнка и поэтому необходимо с раннего возраста сформировать в ребенке основы хорошего музыкального вкуса, основанного на лучших образцах мировой музыкальной культуры.
Фортепиано как инструмент, не имеющий себе равных по возможностям воплощения в звуке произведений практически всех существующих музыкальных жанров, играет незаменимую роль в процессе музыкального образования и воспитания.
Обучение на фортепиано является одной из составляющих в общем развитии ребёнка, в основе которого заложено формирование пианистических навыков, образное мышление, музицирование и развитие творческих навыков. Игра на фортепиано – занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи. В процессе обучения происходит воспитание терпения, усидчивости, стремление всегда быть в творческом поиске.
Особенности данной программы:
- позволяет воспитанникам школы-интерната с разным уровнем музыкальных способностей и возможностей получать необходимые знания в психологически комфортных условиях для самовыражения посредством дифференцированного репертуара, что находит отражение в качестве, количестве сложности исполняемых произведений.
Цель – обучение воспитанников школы-интерната игре на фортепиано и расширение их музыкальных способностей в освоении ими исполнительских навыков.
Основные задачи:
– привить навыки игры на фортепиано;
– дать воспитанникам школы-интерната основы музыкально-теоретических знаний;
– развить основные музыкальные способности (гармонический и мелодический слух, чувство ритма, музыкальную память, мышление, воображение, восприятие и т.д.);
– научить читать с листа музыкальные произведения;
– воспитать у воспитанников интерес к музыкальному искусству.
Возраст детей: от 7 до 16 лет. Программа рассчитана на 5 лет.
Формы и методы работы
В основу программы положен комплексный метод преподавания. Педагог совмещает обучение игре на инструменте с разъяснением музыкальной теории.
Программа предусматривает индивидуальную форму обучения с периодической занятостью каждого ученика – 1 раз в неделю по 1 часу. Возрастной состав влечёт за собой определённую специфику в подборе педагогом репертуара с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Для достижения поставленных задач используются следующие группы методов:
1. наглядно-слуховые;
2. наглядно-зрительные;
3. практические.
Дополнительными формами обучения являются:
– посещение концертных залов;
– прослушивание аудиозаписей с выступлениями профессиональных пианистов;
– самостоятельные концертные выступления.
Планируемые результаты и способы их проверки
В результате обучения воспитанники будут знать:
● нотную грамоту, свободно ориентироваться в расположении нот на нотоносце и клавиатуре, в формулировках обозначений простейших музыкальных терминов и знаков. Они также будут уметь исполнять 2-3 произведения из числа изученных.
После первого года обучения дети будут:
– читать с листа одноголосные попевки и уметь анализировать их;
– играть на инструменте с учётом простейших технических приёмов (координация пальцев рук, аппликатурные навыки, приёмы звукоизвлечения);
– исполнять 2-3 разнохарактерных произведения по прилагаемому списку.
После второго года обучения воспитанники смогут:
– самостоятельно разбирать музыкальное произведение;
– подбирать по слуху мелодии несложных песен;
– играть гаммы и аккорды в тональностях с одним знаком при ключе;
– анализировать с помощью педагога музыкальное произведение (стиль, драматургия, форма, развитие мелодии, гармоническая или полифоническая структура);
– исполнять 4 произведения: 1 – полифоническое произведение, 1 – произведение крупной формы, 2 – разнохарактерные пьесы.
В результате третьего года обучения воспитанники смогут:
– подготовить 4 произведения для отчётных и концертных выступлений: (1 – полифоническое произведение, 1 – произведение крупной формы, 1 – этюд, 1 – пьеса и 1 – ансамбль);
– играть гаммы и аккорды в тональностях до 2-х знаков в прямом и расходящем движениях в две октавы; минорные гаммы – в 3-х видах лада. Арпеджио короткие и длинные в пределах двух октав;
– читать с листа с использованием навыка «графического восприятия нотного текста»;
– овладеть ритмической и мелодической импровизацией и сочинительством (см. рабочую тетрадь сольфеджио Г.Ф. Калининой, 2-3 класс);
– транспонировать попевки в ближайшие тональности.
После четвёртого года обучения дети будут:
– на примере разученных произведений показывать способность правильного использования различных приёмов техники звукоизвлечения;
– показывать теоретические знания при анализе музыкального произведения;
– показывать самостоятельную работу на уровне 1-2 класса;
– подбирать по слуху мелодии с гармонической поддержкой;
– исполнять хроматическую гамму;
– исполнять 4 произведения различного направления по прилагаемому списку.
По окончании пятого года обучения воспитанники будут:
– исполнять в качестве экзаменационной программы 4 разноплановых произведения и 1 произведение в ансамбле;
– исполнять песню или любое вокальное произведение под собственный аккомпанемент;
– демонстрировать навыки чтения с листа и подбора по слуху.
Контроль за результатами обучения проводится в форме зачётных занятий один раз в полугодие и на показательных концертах для педагогов и воспитанников школы-интерната.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
Первый год обучения
№ Название темы Количество часов
Теория Практика Всего
1 Игра на фортепиано как вид музыкальной деятельности 1 1 2
2 Основы игры на фортепиано 2 4 6
3 Формирование теоретических знаний 4 2 6
4 Работа над репертуаром 2 12 14
5 Начальная работа над техникой игры - 4 4
6 Чтение нот с листа 1 3 4
Итого: 10 26 36
Второй год обучения
№ Название темы Количество часов
Теория Практика Всего
1 Начальные сведения о полифонии 4 6 10
2 Музыкальная форма. Знакомство с музыкальными произведениями крупной формы 4 6 10
3 Работа над пальцевой техникой - 8 8
4 Чтение нот с листа 2 2 4
5 Подбор по слуху 2 2 4
Итого: 12 24 36
Третий год обучения
№ Название темы Количество часов
Теория Практика Всего
1 Формирование пианистической техники 2 6 8
2 Формирование навыков полифонической игры - 8 8
3 Работа над произведениями крупной формы 4 4 8
4 Программные произведения 2 6 8
5 Формирование навыков сочинительства 2 2 4
Итого: 10 26 36
Четвёртый год обучения
№ Название темы Количество часов
Теория Практика Всего
1 Самостоятельная работа на фортепиано - 4 4
2 Развитие гармонического и тембрального слуха 4 4 8
3 Совершенствование фортепианной техники 2 6 8
4 Формирование исполнительских навыков игры на фортепиано 2 6 8
5 Подбор музыкальных произведений по слуху 2 2 4
6 Игра в ансамбле - 4 4
Итого: 10 26 36
Пятый год обучения
№ Название темы Количество часов
Теория Практика Всего
1 Совершенствование приёмов и навыков фортепианной игры 2 8 10
2 Аккомпанемент 2 4 6
3 Работа над репертуаром 2 12 14
4 Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса 2 4 6
Итого: 8 28 36
СОДЕРЖАНИЕ
Первый год обучения
Тема 1. Игра на фортепиано как вид музыкальной деятельности. Вводная беседа «Знакомство с инструментом». Правильная посадка за инструментом.
Тема 2. Основы игры на фортепиано. Постановка рук (снятие мышечного зажима, развитие активности и самостоятельности каждого пальца) на основе простейших упражнений. Знакомство с нотной грамотой.
Тема 3. Формирование теоретических знаний. Правописание нот, пауз, длительностей. Знакомство с тональностями. Динамические оттенки, манера звуковедения.
Тема 4. Работа над репертуаром. Несложные пьесы программного содержания; простейшие произведения русских классиков. Лёгкие ансамбли (вторая партия у педагога).
Тема 5. Начальная работа над техникой игры. Исполнение гамм, технических упражнений. Игра несложных этюдов.
Тема 6. Чтение нот с листа. Формирование простейших навыков. Исполнение начальных песенок-попевок из учебника «Школа игры на фортепиано» (редакция А. Николаева).Второй год обучения
Тема 1. Начальные сведения о полифонии. Краткие теоретические сведения. Разбор простейших образцов полифонической музыки. Приёмы игры полифонических произведений на начальном этапе.
Тема 2. Музыкальная форма. Знакомство с музыкальными произведениями крупной формы. Разбор понятия «Музыкальная форма» (основные виды). Сонатина как простейший вид крупных форм в музыке. Разбор и анализ.
Тема 3. Работа над пальцевой техникой. Развитие навыков свободных кистевых движений. Развитие мелкой техники (форшлаг, мордент, группетто).
Тема 4. Чтение нот с листа. Формирование навыков на доступном учебном материале. Чтение с листа мелодий песенного характера с несложным сопровождением в виде опорных звуков гармонии в басу.
Тема 5. Подбор по слуху. Развитие простейших навыков. Транспонирование мелодий от ближайших звуков.
Третий год обучения
Тема 1. Формирование пианистической техники. Упражнения в виде различных позиционных фигур. Трели, мелизмы, репетиции. Гаммы до 2-х знаков в прямом и противоположном движении. Арпеджио. Аккорды.
Тема 2. Формирование навыков полифонической игры. Методика разучивания полифонических произведений. Начальные приёмы игры полифонических произведений.
Тема 3. Работа над произведениями крупной формы. Музыкально-теоретический разбор первой части сонатного цикла. Специфика методов и приёмов игры сонатного цикла.
Тема 4. Программные произведения. Программность в музыке. Формирование начальных навыков создания музыкального образа, исходя из концепции автора произведения.
Тема 5. Формирование навыков сочинительства. Первый опыт сочинения музыки на заданный материал (ритм, стихотворение). Сочинение окончаний к заданным мелодиям. Музыкальные «вопросы-ответы».
Четвёртый год обучения
Тема 1. Самостоятельная работа на фортепиано. Развитие навыков самостоятельной работы воспитанника на доступном учебном материале (по трудности на два класса ниже). Развитие волевых качеств воспитанников.
Тема 2. Развитие гармонического и тембрального слуха. Начальные сведения об инструментах симфонического оркестра. Изучение полифонических произведений с опорой на тембральное звучание голосов.
Тема 3. Совершенствование фортепианной техники. Упражнения на развитие мелкой техники. Метрические трудности (дуоли, триоли, квинтоли, группетто). Хроматическая гамма от одного звука.
Тема 4. Формирование исполнительских навыков игры на фортепиано. Работа над осознанной художественной интерпретацией музыкального образа, стиля, формы музыкального произведения. Формирование эстетических и эмоционально-этических сторон личности воспитанника.
Тема 5. Подбор музыкальных произведений по слуху. Подбор по слуху произведений из певческого репертуара вокальной студии «Соловушка» с гармоническим и фактурным оформлением. Понятие о буквенном значении тональностей.
Тема 6. Игра в ансамбле. Дальнейшее освоение навыков игры в ансамбле. Игра лёгких переложений отрывков из оперной и симфонической музыки.
Пятый год обучения
Тема 1. Совершенствование приёмов и навыков фортепианной игры. Упражнения на развитие кистевой пластики; на развитие моторики; на растяжку пальцев. Этюды. Мажорные гаммы в терцию и в дециму в прямом движении. Минорные гаммы до 4-х знаков в 3 видах. Арпеджио (короткие, длинные, ломанные).
Тема 2. Аккомпанемент. Совершенствование навыков чтения с листа, подбора на слух. Умение аккомпанировать себе в исполнении несложного детского репертуара.
Тема 3. Работа над репертуаром. Работа над выявлением трудностей и их преодолением. Создание музыкального образа. Формирование навыков собственной интерпретации, исходя из стиля и жанра.
Тема 4. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса. Анализ и обсуждение музыкальных произведений в соответствии с ежегодным планом посещения концертных залов и знакомства с аудиозаписями (план приурочен к общественным и культурным событиям и определяется программой «Наша Земля – наше наследие»). Концертные выступления воспитанников и творческие встречи.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Специфика данной программы не позволяет педагогу использовать многообразные формы обучения. Здесь могут быть использованы следующие формы: занятие (текущее, открытое, контрольное).
Однако, несмотря на ограниченность форм обучения, педагог может использовать самые разнообразные методы и методические приёмы:
– словесный метод (рассказ, объяснение);
– наглядный метод (личный показ педагога; слушание музыкальных произведений);
– практический (упражнения, выполнение тестов);
– репродуктивный метод (объяснение нового материала на основе пройденного);
– метод самостоятельной работы обучающихся.
Большую помощь педагогу оказывают также методы, стимулирующие интерес к обучению: игра, создание ситуаций успеха, занимательности. Контроль за реализацией дополнительной общеразвивающей программы, а также за усвоением воспитанниками определённых знаний, формированием навыков и умений – важная задача для педагога. И здесь он может пользоваться самыми разнообразными методами проверки и контроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, тест, творческие задания и т.д.
Система оценки – пятибалльная; критерии оценки соответствуют общепринятым нормам: высокий уровень знаний – «отлично», средний уровень – «хорошо», ниже среднего уровня – «удовлетворительно», низкий уровень – «плохо».Реализация программы требует создания соответствующих материальных условий. К их числу относятся:
1. Светлое, чистое, проветриваемое помещение.
2. Настроенный инструмент (рояль, фортепиано).
3. Линованная доска (или заменяющие её трафареты).
4. Камертон.
5. Столы, стулья, письменные принадлежности.
6. Музыкальный центр (магнитофон).
7. Методические материалы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога
1. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. – М., 1975.
2. Гильбух Ю.3. Внимание: одаренные дети. – М., 1991.
3. Дадиомов А.Е. Начальная теория музыки. – М., 2000.
4. Донцов И.А. Самовоспитание личности. – М., 1984.
5. Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. – М., 1989.
6. Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детском возрасте. – М., 1984.
7. Металлиди Ж., Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. – Л., 1980.
8. Оськина С.Е., Парнес Д.Г. Музыкальный слух. – М., 2003.
9. Селиванов В.С. Творчество и педагогика. – М., 1988.
10. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М., 2000.
11. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М., 1997.
Рекомендуемый музыкальный материал
Альбом фортепианных пьес / Сост. А. Иванов и С. Ляховицкая. – Л., 1958.
Гречанинов А. Пьесы для фортепиано. Вып. 1. – М., 1969.
Маленькому виртуозу: Пьесы для фортепиано / Сост. А. Самонов. Вып. 3.
Чайковский П. Детский альбом. – М., 1979.
Школа игры на фортепиано / Ред. А. Николаева. – М., 1998.
Приложение
Примерный музыкальный репертуар, рекомендуемый для исполнения на фортепиано в течение учебного года
1-й год обучения
Гаммы: до мажор, соль мажор.
Е. Гнесина. Маленькие этюды.
Ф. Гретри. Серенада.
А. Гречанинов. В разлуке.
С. Майкапар. В садике.
В.А. Моцарт. Аллегро си бемоль мажор.
В.А. Моцарт. Менуэт ре минор.
А. Николаев. Школа игры на фортепиано (1-й раздел).
А. Роули. В стране гномов.
Т. Хаслингер. Сонатина C- dur I ч.
К. Черни – Г. Гермер. Этюды ор. 261. № 1-4; 7.
Л. Шитте. Этюды соч.160 № 22.
Д. Штейбельт. Адажио.
2-й год обучения
И.С. Бах. Полонез.
Гаммы: до мажор, фа мажор, ре мажор, ля минор.
А. Гедике. Соч.46. Ригодон.
М. Глинка. Чувство.
Б. Дварионас. Прелюдия.
А. Лемуан. Соч.37 этюд № 17.
С. Майкапар. Соч.28. Мотылек.
Е. Накада. Танец дикарей.
А. Николаев. Школа игры на фортепиано (2-й раздел).
Ц. Франк. Жалоба куклы.
И. Ханникайнен. Маленький меланхолический вальс.
К. Черни – Г. Гермер. Этюды ор. 261. № 14,15,16.
Л. Шитте. Соч.160 Этюд № 1.
3-й год обучения
И.С. Бах. Нотная тетрадь Анны-Магдалины Бах: Менуэт до-минор.
Л. Бетховен. Сонатина до мажор, 1 часть.
Э. Григ. Танец эльфов.
К. Клементи. Сонатина соль мажор, 1 часть.
А. Лешгорн. Соч.65 Этюд № 15.
Я. Сибелиус. Вальс h-moll.
К. Черни – Г. Гермер. Этюд № 17.
К. Черни – Г. Гермер. Этюды ор. 261. № 29,32,35
Д. Чимароза. Соната q-moll.
Р. Шуман. Альбом для юношества. Соч. 68. «Веселый крестьянин».
Р. Шуман. Альбом для юношества. Маленький романс. Воспоминание о романсе.
Г. Штельцель. Менуэт.
4-й год обучения
И.С. Бах. Инвенция a-moll.
И.С. Бах. Маленькие прелюдии и фуги. Тетрадь 2. Прелюдия до мажор № 1.
Г. Беренс. 32 избранных этюда № 23.
Р. Глиэр. Соч.31 № 11. «Листок из альбома».
Г. Грациоли. Соната G-dur.
З. Левина. Перепёлочка.
А. Лешгорн. Соч. 66. Этюд № 5.
К. Черни – Г. Гермер. Этюд № 7.
Д. Шостакович. Романс.
Д. Шостакович. Соната соль мажор, часть 2,3.
Р. Шуман. Альбом для юношества. Дед-Мороз. Пьеса без названия F-dur. Воспоминание.
Р. Шуман. Детская соната, часть 1.
5-й год обучения
И.С. Бах. Инвенция 3-х голосная.
И.С. Бах. Маленькие прелюдии и фуги: Прелюдия до мажор.
И.С. Бах. Аллеманда из Французской сюиты си минор.
Л. Бетховен. Рондо А-dur.
Гаммы: ми мажор, ля мажор, до минор, фа минор.
А. Лешгорн. Соч. 66 Этюд № 4.
А. Лядов. Соч. 26. Маленький вальс.
Ф. Мендельсон. Песни без слов a-moll, q-moll.
Ф. Мендельсон. Соч.72. 6 детских пьес. Ре мажор.
В.А. Моцарт. Фантазия d- moll.
Л. Моцарт. Соната № 15 до мажор, часть 1.
Д. Чимороза. Соната соль минор.
Л. Шитте. Соч. 68. Этюд № 5.
Д. Шостакович. Лирический вальс.