Оздоровительная гимнастика в детском саду
ГБОУ Школа №1373Подразделение дошкольного образования«Оздоровительная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста» Из опыта работы педагогического коллектива
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А. Сухомлинский
Приоритетные направления в деятельности педагогов:организация здоровьесберегающего пространства ДОУ; овладение педагогами здоровьеформирующими технологиями;создание системы оздоровительной работы, являющейся основой образовательного процесса;разработка системы критериев оценки качества образования, одним из которых должен стать показатель здоровья детей.
ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования:Образовательная область «Здоровье» Задачи:сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;воспитание культурно-гигиенических навыков;формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Формы работы с детьми в решении задач оздоровленияПрогулки Спортивные досуги, праздники, походыУтренняя гимнастикаГимнастика пробужденияЗакаливающие процедуры в режиме дняЗанятия (НОД)по физической культуреЛечебно-профилактические мероприятияПодвижные, спортивные игры
Гимнастика – выполнение упражнений в режиме дня. Значение:оказывает благотворное влияние на развитие всех системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, вегетативную, нервную);укрепляет иммунитет;формирует культуру движений, развивает физические и психические качества;повышает работоспособность, устойчивость организма к неблагоприятным условиям среды.
Видыоздоровительной гимнастики{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Виды оздоровительной гимнастикиУтренняя гимнастикаПальчиковая гимнастикаФонопедическая гимнастикаГимнастика пробужденияДыхательнаягимнастика, гимнастика для глазЭмоционально-стимулирующая гимнастика
Утренняя гимнастика – общеразвивающие упражнения, специально разработанные для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела. Упражнения выполняются после сна и способствуют быстрому переходу организма к бодрому работоспособному состоянию. ОУ развивают двигательные, психические качества ребенка, развивают силу мышц, формируют правильную осанку, являются прекрасным средством для развития органов дыхания.
Гимнастика пробуждения -упражнения, позволяющие пробудить организм, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость, быстрее привести организм в бодрое состояние. Структура гимнастики: упражнения в постели, общеразвивающие упражнения, ходьба, дыхательные упражнения, водные процедуры.
Дыхательная гимнастика – комплекса упражнений для развития и укреплениядыхательной системы организма. Значение:насыщает кислородом клетки организма;стимулирует работу сердца, головного мозга, нервной системы;улучшает работу пищеварения;является профилактикой ОРВИ.
Пальчиковая гимнастика –специальные упражнения для пальцев рук, способствующие развитию речи, мелкой моторики рук. В результате систематического использования гимнастики кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Гимнастика для глаз – специальные упражнения, предназначенные для снятия зрительного напряжения. Позволяет тренировать глазные мышцы, способствует профилактике близорукости. Упражнения:- «схема зрительных траекторий»- «метка на стекле»
Эмоционально-стимулирующая гимнастика –специальные телесноориентированные упражнения, способствующие:позитивному настрою детей;улучшению взаимоотношений со сверстниками;развитию эмоциональной сферы дошкольников;гармоничному восприятию детьми своего тела.
Фонопедическая гимнастика (М. Емельянов, М. Картушина) – оздоровительные и фонопедические упражнения, которые способствуют укреплению голосовых складок детей, подготовке их к пению, профилактике заболеваний верхних дыхательных путей.
Лечебная гимнастика Упражнения для формирования правильной осанки –специально подобранные физические упражнения для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, конечностей. Упражнения для профилактики плоскостопия – способствуют тренировке мышц и связок стопы ребенка.
Показатели заболеваемости
Расти здоровым, малыш!
Рекомендуемая литература:«Расту здоровым» В.Н.Зимонина «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях « Т. Л. Богина «Букварь здоровья» Л.В. Баль, В.В. Ветрова «Как воспитать здорового ребенка» В. Г. Алямовская«Воспитание здорового ребенка» М.Д. Маханева« Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях детского сада» Л.В. Кочеткова«Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет» Л.И. Пензулаева«Лечебная физкультура для дошкольников» О.В. Козырева.