Открытое учебное занятие Оформление плоскостной игрушки-матрёшка в технике аппликация
Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Сявский Центр детского творчества
Город Шахунья, п. Сява, Нижегородской области
Номинация «Открытое учебное занятие»
329565-127000Занятие. «Оформление плоскостной игрушки – матрёшка в технике аппликация»
Для детей младшего дошкольного возраста 7-8 лет
Выполнила Юрьева Ольга Николаевна
педагог дополнительного образования
2014 год
п. Сява
-3810254000
Тема: «Оформление плоскостной игрушки – матрёшка в технике аппликация»
Цель: научить выполнять аппликацию матрешки, используя шаблоны, самостоятельно оформлять работу в декоративном стиле.
Задачи:
знакомство с русской деревянной игрушкой – матрешкой из Сергиево-Посада, Семенова, Вятский, Полховского Майдана, историей ее возникновения, традициями русского народа;
определить характерные особенности каждой из представленных матрешек;
создать у детей интерес к народной игрушке, стремление украсить сарафан матрешки узором
развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия;
способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественно-оформительских задач.
ТИП ЗАНЯТИЯ: Комбинированный.
ВИД ЗАНЯТИЯ: Практическое занятие с элементами беседы.
МЕТОДЫ: Объяснительно-иллюстративный, частично исследовательский.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 8 лет
ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ 45 минут
НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУППЫ 10 человек
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :
Для педагога:
изготовление образца
изготовление технологической карты
изготовление раздаточного материала для проведения данного заняиядля детей:
разучивание стихов
подготовка рассказа о матрёшке
Оборудование:
образец аппликации «Матрёшка»;
презентация «Матрёшка»;
компьютер, проектор, колонки;
технологические карты;
шаблоны (матрёшка, сарафан, платочек, фартучек, украшение одежды- цветы);
различные виды бумаги (картон, цветная бумага, белая бумага);
инструменты (ножницы, простой карандаш, клей карандаш, клеёнка, ластик).
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Организационный этап. 1 мин.
/приветствие/
Подготовительный этап. 5 мин.
/сообщение темы, цели и задач/
Основной этап. 30 мин.
а/теоретический
б/практический
Итоговый этап 3 мин.
/ подведение итогов занятия/
Рефлекторный этап. 1 мин.
/самооценка занятия/
Ход занятия
1. Организационный этап.
Цель:
Организация рабочего места, психологический настрой на предстоящую работу.
Педагог: «Здравствуйте, ребята. Рада всех вас видеть. Садитесь. Проверьте, все ли готовы к уроку? У вас должны быть на парте картон, цветная бумага, ножницы, простой карандаш, клей карандаш, ластик и ножницы. Ребята, посмотрите вокруг. Как много красивых предметов в нашем классе! Все это сделано руками человека. А что мы делаем на наших занятиях? Мы учимся создавать прекрасное.
2. Подготовительный этап.
Цель:
Подготовка детей к восприятию материала занятия.
Педагог: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Нам с вами пришло письмо от Петрушки.
Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки.
Я на ярмарку собрался,
И прошу вас мне помочь.
Мне игрушек смастерите
Чтоб, я на ярмарку повёз.
Педагог: - Ребята поможем Петрушке?
А вот какую игрушку мы будем изготовлять, угадайте сами?
Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка.
/матрёшка/
Педагог: И для петрушки мы с вами сделаем вот таких прекрасных матрёшек. /показ образца/
Тема нашего занятия: «Оформление плоскостной игрушки – матрёшка в технике аппликация»
Цель занятия: Закрепление полученных навыков и умение по оформлению игрушек аппликацией.
Будем развивать внимание, память, творческое воображение, умение работать самостоятельно, умение работать в коллективе, в группах и в парах. Воспитывать аккуратность, точность при выполнении работы, любовь к традициям своего народа
Педагог: Для того чтобы, украсить матрёшку нам надо вспомнить материал предыдущих занятий. Я буду показывать разные виды аппликаций, а вы будите поднимать карточках кружочки:
230124019304000
Красным – декоративную
230124014160500
Синим - предметную
230124012382500
Жёлтым – сюжетную
/показ аппликаций педагогом /Приложение№1/
Педагог: Ребята проверим по моему образцу /СЛАЙД №2 /
- У кого нет ошибок?
- У кого одна ошибка?
- У кого две ошибки?
Педагог: Ребята, а каким видом аппликации мы будем оформлять матрёшку /показ образца ПРИЛОЖЕНИЕ №2/
Дети: Декоративным видом.
3. Основной этап.
а) теоретический
Цель:
Направление деятельности детей на правильное выполнение приёмов приклеивания деталей, на чёткую последовательность каждой операции с помощью технологической карты.
Педагог: - Ребята, наш класс сегодня будет мастерской, а мы мастерами по оформлению матрёшек. Прежде чем приступить к работе, послушайте историю о возникновении матрёшки СЛАЙД №3
-3810000- Давайте, подумаем, а откуда же взялось слово матрешка, кто-нибудь знает это слово? (высказывания детей)
- Одни ученые утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени , Матрёна восходящего к латинскому слову «Matrona» - знатная дама , мать семейства
-Вот мы познакомились с историей появления слова – матрешка.
Педагог: Матрешка - деревянная кукла внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно шесть или более. СЛАЙД №4
-3810254000СЛАЙД №5
По традиции рисуется женщина в сарафане, хотя внутри может быть и мужчина. Самой маленькой фигурой, которая уже не раскладывается,
является ребёнок.
СЛАЙД №6
Точная история происхождения матрешки неизвестна. Самое распространённое предположение — русский мастер изобразил славянскиеобразы или понятия из сказаний. Существует предположение о том, что матрешка имеет японские корни.
-891540685800СЛАЙД №7
Первая русская матрешка, выточенная Василием Звёздочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая
изображала спеленатого
младенца.
-3810-20701000
СЛАЙД №8
Чтобы изготовить матрёшку, требуется большое мастерство. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу — неразборную — делают первой.
СЛАЙД №9
В истинно народных промыслах можно выделить несколько основных стилей росписи и изготовления матрешек:
-Отличаются они пропорциями формы, росписью, которая ориентирована на демонстрацию особенностей национальной женской одежды характерным цветом и деталями костюма.
Семеновский (г. Семеново)( рис.1)
Вятский (г. Вятка) (рис.2)
Загорский (Сергиев – Посад - г. Загорск) (рис.3)
Полховский (с. Полховский Майдан) (рис. 4)
Семеновский (г. Семеново) Вятский (г. Вятка)
Загорский(Сергиев – Полховский(с.Полховский Майдан)
Посад г. Загорск). - Семеновский – матрешки округленные, преобладают: красный, желтый, коричневый цвета.
- Вятский – фигурки удлиненные присутствуют: желтый, зеленый красный, коричневые цвета.
- Загорские – фигурки округленные расписаны: желтым, красным, синим, зеленым цветам.
- Полховский – выточено шестигранное форме на голове вместо платка кокошник преобладает зеленый цвет.
А нам с вами конечно далеко до таких мастеров. Мы сделаем свою матрешку.
Педагог: Прежде чем приступить к оформлению нашей матрёшки, давайте вспомним основные этапы работы. СЛАЙД№ 10
- сделать заготовки по шаблонам
- Собрать матрёшку на картоне по шаблонам
- Запомнить расположение деталей, а потом выполнить аппликацию
Физ-минутка.
Мы – веселые матрешки.
Ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки.
Ладушки, ладушки!
Сарафанах наших пестрых.
Ладушки, ладушки.
Мы похожи, словно сестры.
Ладушки, ладушки!
Завязали мы платочки.
Ладушки, ладушки.
Раскраснелись наши щечки.
Ладушки, ладушки!
б) практическая
Цель: Оформление плоскостной игрушки - матрёшки путём аппликации, закрепление полученных знаний и умений на практике.
Педагог: Перед работой вспомним правила т/б при работе с ножницами и клеем.
Дети: Ножницами не маши,
Ты в руках их не крути.
И держа за острый край,
Другу их передавай
Клей в рот не бери,
Сильно на тюбик не дави.
Как приклеишь, ты деталь
Крышку клея закрывай.
Педагог: - Ребята, при оформлении матрёшки , обратите внимание на технологическую карту, на которой показан порядок приклеивания деталей. Сегодня вы будете работать в парах и делать одну матрёшку на двоих.
/Самостоятельная практическая работа детей в парах, сопровождаемая музыкальным оформлением/
4. Контрольный этап.
Цель: Осуществить контроль полученных на занятии знаний путём использования дифференцированных заданий.
Педагог: Ребята, Петрушка в письме прислал вам каждому свой портрет, но с разным цветом шапочки.
Если вы выберете красный цвет шапочки, то вам надо будет угадать загадку, если вы выберете зелёный цвет шапочки, то вам надо будет написать, что такое аппликация, а вот обладатели шапочки жёлтого цвета должны выполнить творческое задание, соединить стрелочками кусочки бумаги с названиями. /ПРИЛОЖЕНИЕ 3/
5. Итоговый этап
Цель: Подведение итогов проделанной работы на занятии.
/Появляется Петрушка сюрпризный момент/
Петрушка: -А вот и я, привет друзья!
Мастерская у вас хороша.
А игрушки, вы сделали для меня?
/Выставляются матрёшки
Педагог: Здесь игрушки знатные, складные да ладные!
Матрёшки повсюду славятся, они и тебе понравятся.
Петрушка: - А матрёшки, как сестрицы,
Все румяны круглолицы,
В разноцветных сарафанах.
На лодке в рядок стоят.
Ну, спасибо, молодцы.
Настоящие творцы. До свидания, пока.
Спешу на ярмарку, друзья.
Дети: До свидания.
Педагог: - Ребята, что нового вы узнали на занятии?
- Чем украшали матрёшку?
- Где можно использовать матрёшку?
6. Рефлективный этап
Цель: Самооценка эмоционального состояния детей на занятии.
Педагог: - Ребята, если занятие вам понравилось и у вас хорошее настроение поднимите и поверните ромашку улыбающейся стороной, а если настроение плохое, то поверните ромашку грустной стороной.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
-381019875500