Открытое учебное занятие Тема: Осень
Открытое учебное занятие
Тема: "Осень"
Цель:
Знакомство с новой информацией (мир удивительных деревьев), изучение технологии выполнения панно «Осеннее дерево».
Задачи:
Образовательная:
Научить приёмам поэтапной работы с пластилином.
Развивающая:
Расширять кругозор детей, развивать творческие способности, чувство объема и форму, умение ориентироваться в пространстве, развитие мелкой моторики детских рук.
Развивать чувство коллективизма, сотворчества, умения работать в группах, наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к природе, чувство уважения к своему родному краю.
Воспитывать аккуратность, бережливость, дисциплинированность, культуру труда, эстетический вкус.
Принадлежности для педагога и детей, оборудование:
1.мультимедийный проектор, слайды;
2.плакат (ватман) с рисунком ствола дерева;
3.пластилин (желтый, красный, зеленый, оранжевый, коричневый);
4. Шкала в виде дерева.
5.Цветные карточки в виде листиков и кружков (жёлтые, красные, оранжевые), двусторонний скотч, магниты.
6. Не прозрачный пакет (мешочек)
7. Линейка или указка.
Организационный момент:
Здравствуйте дети, прошу вас построиться возле стола (показать куда). Меня зовут Альбина Камильевна. Я сегодня у вас в школе в гостях, и у нас на занятии тоже гости. Давайте с ними поздороваемся! Прежде чем присесть на свои рабочие места и пока у нас не началось занятие, предлагаю поиграть в интересную игру! У меня в руках есть волшебный мешочек, в нём не менее волшебные смайлики. Вы закрыв глаза, вытягиваете один смайлик, и затем проходите за столы на которых табличка такого же цвета (дети выбирают один листок и по цветам их группирует педагог).
Ход занятия
Ребята сядьте, пожалуйста, ровно, настройтесь на занятие. У меня для вас есть загадки!
Пришла без красок и без кисти,И перекрасила все листья. (Осень) (Слайд1)
Листья желтые летят,Падают, кружатся,И под ноги просто так,Как ковер ложатся!Что за желтый снегопад?Это просто. .. (Листопад)(Слайд2,3)
Все мрачней лицо природы:Почернели огороды,Оголяются леса,Молкнут птичьи голоса,Мишка в спячку завалился.Что за месяц к нам явился? (Октябрь) (Слайд 4)
Кто всю ночь по крыше бьёт, Да постукивает, И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь) (Слайд5)
О каком времени года мы сегодня разговариваем? (Осень). (Слайд 6)
-Правильно, ребята. А по каким признакам мы узнаём, что наступила осень? Что происходит с природой вокруг нас? Что происходит с животными, как они готовятся к зиме? Что делают птицы? Чем занят человек, готовясь к холодам? (Ответы детей).
Самый красивый признак волшебницы осени - разноцветные листья деревьев! Ребята, а вы все знаете про деревья? Посмотрите внимательно, у меня есть вот такая шкала-дерево с цифрами от 0 до 10, это не оценки - это баллы! По ним мы с вами определим на сколько балов вы знаете про деревья, природу. На уроках окружающего мира вам много рассказывали о природе, природных явлениях. Но так как вы ученики второго класса, вы ещё не всё знаете. Я вам сегодня расскажу много нового и интересного.
Сейчас вы по группам подойдёте к нашей шкале-дереву, приложив к нему свои листочки, которые у вас в руках, но сначала на них напишите своё имя с цветной стороны (показать где). Команда «зелёные» пройдите, пожалуйста, и прикрепите листочки (показать, как убирается плёнка на скотче). Команда «жёлтые» пройдите, пожалуйста, и прикрепите листочки. Команда «красные» пройдите, пожалуйста, и прикрепите листочки. (Дети лепят листочки к шкале, садятся на свои места). Ребята, проходите на свои места, и продолжим наше занятие.
Дети, а какие бывают деревья, из чего они состоят и для чего нужны? (Слайд 7)
А что изготавливают из деревьев? Что будет если все деревья на Земле вырубить?
Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, дают плоды. Спиленные деревья являются строительным материалом и сырьем: из высушенных стволов делают доски, бумагу, строят дома и корабли.
Ребята, а вы знали что:
Одно дерево за год обычно вырабатывает 120 кг. кислорода. Этого достаточно для дыхания семье из 3х человек. (Слайд 8)
В России растёт самое твёрдое в мире дерево-это берёза Шмидта.(Слайд 9)
Его невозможно ни пробить топором, ни даже нарушить целостность коры выстрелом из пистолета.
Ребята, а как вы думаете, сколько карандашей можно сделать из дерева среднего размера? Так вот- из обычного дерева среднего размера можно изготовить примерно 170 000 карандашей.(Слайд 10)
На островах Юго-Восточной Азии произрастает радужный эвкалипт — дерево с разноцветной корой. (Слайд 11). У молодого дерева кора ярко-зелёная, но постепенно разные её участки созревают и окрашиваются во все оттенки радуги.
В Африке, в провинции Лимпопо находится BigBaobabPub (Слайд 12) — бар, который расположен в пустоте внутри гигантского баобаба которому шесть тысяч лет и может вместить в себя до 15 человек. (Слайд 13). Известны также баобабы, как в Африке, так и в Австралии, которые используются людьми в качестве тюрем, храмов, мавзолеев, автобусных остановок и общественных туалетов.
Удивительное дерево, не имеющее годичных колец, — драконово дерево (Слайд14) или просто драконник. Из-за красного сока. Если надрезать кору, то мгновенно выступает сок красного цвета, очень похожий на кровь, поэтому его ещё иногда называют деревом драконовой крови.
Самое древнее оливковое дерево произрастает на острове Крит — дерево Элайя Буйбон. (Слайд15) Ему уже около 4 тыс. лет, оно до сих пор продолжает приносить плоды.
И в последнюю очередь хотелось бы остановиться на, возможно, самом уникальном из известных ныне деревьев, "всего лишь" 400-летнем Дереве Жизни (Слайд16), выросшем посреди пустыни. Такое огромное дерево выжило и выросло в условиях крайне скудных запасов воды, и до сих пор остаётся загадкой, каким чудом ему это удалось…
А теперь хочу спросить у вас, что интересного вы запомнили? Какое дерево запомнил …, а тебе ...? С какого дерева течёт красный сок? (Ответы детей). (Показ Слайдов с 17-22 про удивительные деревья и название деревьев на доске). Ребята, а давайте посмотрим, какие деревья у нас за окном, в какие цвета они одеты, какие у них красивые и интересные ветви.
Перед тем как мы приступим к интересной и волшебной работе. Прошу вас всех встать, подойти ко мне и встать в круг.
Психологический приём на сближение коллектива и улучшение психологического климата:
У меня в руках осенний плод-яблоко, но это не простое яблоко (Слайд 23). Через него мы с вами будем передавать друг другу хорошее настроение и доброту. Мы с вами передаем, друг другу яблоко по кругу со словами «Желаю тебе хорошего настроения» и улыбаемся другу. Все зарядились позитивной энергией.
Проходим за свои рабочие места. Плод у нас осенний, загадки про осень и деревья, и тема нашего занятия тоже осенняя «Панно « Осеннее дерево» (Слайд 24)
Дети сядьте ровно, выровняйте спинки. Обратите внимание, у вас на столах лежит пластилин, досточки и стеки. Перед началом работы давайте вспомним ТБ работы со стекой, работаем со стекой аккуратно, отрезав кусочек пластилина, кладём стеку на стол.
Группа зелёные (называю имена детей)! Вы будете выполнять задание на ватмане. По контуру нужно создать ствол дерева, посмотрите там обозначен цвет - коричневый, методом раскатывания пластилина в брусок и затем раскатывания в тонкую узкую верёвочку (педагог обращает внимание детей на доску с наглядным материалом с приёмами лепки). Который мы будем выкладывать контур ствола дерева.
Вторая группа, у нас жёлтые (называю имена детей). Вы создаёте по шаблону листья дерева зелёного, жёлтого и оранжевого цвета, прорезая стекой прожилки на листочках(педагог обращает внимание детей на доску с наглядным материалом с приёмами лепки).
Третья группа красные (называю имена детей). Посмотрите, каких цветов у вас пластилин на столах? Как вы думаете, что вы будете лепить из него? Вы будете лепить яблоки. Взяв пластилин красного цвета, вы лепите шарики, немного их приплюснув, создаёте яблоки. Из коричневого цвета лепите плодоножку вашему яблочку(педагог обращает внимание детей на доску с наглядным материалом с приёмами лепки). Педагог показывает наглядно каждой группе после общего объяснения по группам).Если кому-то не понятно или нужна помощь, поднимите руку, и я подойду и помогу.
Ребята, у кого из вашей группы будет хорошо получаться, вы можете сами прийти на помощь своим друзьям. А потом, когда все закончат своё задание, мы все вместе мы соберём наше панно осеннее дерево. Приступайте к работе! (Слайд25 с фоновой музыкой). (По ходу занятия педагог помогает детям в выполнении задания).
Ребята, вы сделали заготовки, а теперь давайте наше дерево оживим, прошу группу которая уже сделала раньше подойти к группе «зелёные», и все вместе будем создавать дерево и желать, чтобы, все деревья мира…. А дальше ваши пожелания. Давайте начну я. «Я желаю, чтобы люди бережнее относились к природе, животным и конечно деревьям».
Ребята посмотрите на наше панно! А кто помнит, как называется наша работа? (Панно осеннее дерево) Мне очень понравилось, как вы работали, какие вы все молодцы! Но особенно мне понравились……или группа…..
Ребята, о чем на занятии я вам сегодня рассказывала? Расскажите нам, что интересного вы узнали, что вам больше всего запомнилось на нашем занятии? Давайте ещё раз вернемся к нашей шкале, вы готовы ещё раз оценить ваши знания? Прошу найдите свои листочки. (Дети подходят по группам и оценивают свои знания на шкале).
Ребята, прошу, пройдите на свои места и присядьте, пожалуйста. Всем большое спасибо за занятие, вы все молодцы, отдельно хотелось бы выделить………….. я очень надеюсь, что вы будете бережно относиться к природе, деревьям и животным. Расскажите дома и друзьям что нового вы узнали на занятии, и научите их оберегать природу нашего родного края. Давайте поблагодарим себя, и друг друга за занятие -давайте похлопаем в ладоши в знак благодарности.
Всем спасибо, до свиданья! Не забудьте после занятия помыть руки с мылом.