Конспект по внеурочному музыкальному занятию на тему Кто как поёт?
Учитель: Здравствуйте ребята. Наше занятие мне бы хотелось начать с игры, которая называется «Танец сидя»Описание:Дети сидят на стульях.Под веселую мелодию начинают выполнять музыкальные движения. Начинают с медленного темпа - постепенно ускоряя - затем совсем быстро. Задача - не ошибаться в исполнении движений. Быть внимательным.4 - щелчка4 - хлопка4 - удара по коленям4 - притопа2 - левой рукой2 - правой рукой2 - на плечо левое2 - на правое плечо4 - вращение плечами4 - зазываем на танец.
Учитель: Представьте ребята, что все мы попали на такую планету, на которой живут одни музыканты, они умеют играть на разных музыкальных инструментах. А планета эта носит название «Народные музыкальные инструменты». И на этой планете мы с вами ребята познакомимся с некоторыми русскими народными музыкальными инструментами.
А какие русские народные музыкальные инструменты вы знаете?
Дети: ложки, баян, гусли, рожок.
Учитель: хорошо, ребята, а почему их называют русскими народными?
Дети: потому что их придумал и сделал русский народ.
Учитель: Замечательно, а первым музыкальным инструментом с которым мы познакомимся будет свирель.(слайд)
Свирель – русский духовой музыкальный инструмент тростниковая дудочка из берёзы. Это очень древний музыкальный инструмент. Две свирели были найдены в Новгородских раскопках. По своей конструкции свирель является простой дудкой с шестью игровыми отверстиями.
Давайте послушаем как звучит свирель. Играть на ней будет десятилетний Темрук Коля - 'Колыбельная'
Ребята, какая была музыка по настроению? А вы бы хотели засыпать под эту музыку?
Дети: нежная, звонкая, лирическая. Да.
Учитель: ещё один очень старинный инструмент-гусли. О гуслях упоминается в древних летописях(рассказ о давних событиях). Когда-то ходили по русской земле странники-сказители. Они знали множество былин, но не рассказывали их, а распевали, сопровождая пение игрой на гуслях. Не было в то время ни телефонов, ни радио, ни телевизоров, люди внимательно вслушивались в каждое слово сказителей, а после благодарили хорошей едой, ночлегом, одеждой. Древнерусские гусли по приданиям имели горизонтальное положение.
Послушайте как звучит этот инструмент.
Ребята, как же звучат гусли? О чём вы думали, когда смотрели как играют на гуслях?
Дети: высказывают свои мысли.
Учитель: ребята, а вы знали что музыканты, когда устают делают зарядку? Вот они показывают как правильно её делать, давайте повторять за ними.
Учитель: А чтобы узнать о каком следующем инструменте пойдёт речь послушайте сказку.
Поселился возле одной деревни дракон. Сначала крестьяне испугались, но дракон мирный оказался. Он потребовал кормить его тыквами, а взамен обещал деревню от врагов охранять. Не было у крестьян никаких врагов, но с драконом не поспоришь. Посадили они для него огромное поле тыкв.Все бы было ничего, да мимо тыквенного поля дорога в город шла. Дракон сидел на поле и каждого прохожего заставлял ему сказку рассказывать. Кто рассказывал сказку, тех дракон пропускал. А тех, кто сказок не знал, он уносил в горы и в пещеру сажал.— Сказку для меня придумаешь, тогда выпущу тебя, — ревел дракон.Выдумывали пленники сказки как могли, и дракон отпускал их. Все это создавало неразбериху и неудобства. Стали крестьяне думать, как от дракона избавиться.Тут деревенский музыкант-балалаечник предложил:— Давайте я дракона музыкой заманю и куда-нибудь подальше его уведу. Раз этот дракон такой чувствительный и сказки любит, моя музыка на него тоже подействует.— Хорошо, только далеко его уведи, чтобы он не вернулся, — решили люди.Пошел музыкант на поле к дракону, обрадовался тот и заревел:— Я давно без сказок скучаю, тебя поджидаю.— Сейчас услышишь мои сказки. Они вот здесь спрятаны, — сказал музыкант и показал дракону свою балалайку.— Отдай ее мне, — заревел дракон и выхватил балалайку у музыканта. В когтистых драконьих лапах легкий треугольный корпус балалайки, склеенный из липовых дощечек, сломался, только струны звякнули жалобно.— Что ты наделал, проклятый дракон, ты мою балалайку сломал! — закричал музыкант.Не мог музыкант сыграть на сломанной балалайке. Тогда дракон его в пещеру посадил вместе со сломанной балалайкой. Просидел музыкант в пещере неделю, но сказку так и не придумал.Чтобы музыкант с голоду не умер, дракон ему несколько тыкв принес.— Отпусти меня, я балалайку починю и на ней тебе сказку сыграю, — просил музыкант.— Отпущу, когда сказку мне расскажешь, — упрямо отвечал дракон.Долго думал музыкант, как же ему, сидя в пещере, балалайку починить, и наконец придумал. Вынул он из тыквы мякоть, высушил ее и сделал из тыквы овальный корпус для балалайки, вместо сломанного, треугольного. В стенках пещеры музыкант осколки хрусталя нашел и приклеил их внутри тыквы, чтобы звук у тыквенной балалайки звонче стал. Длинную шейку — гриф, к тыквенному корпусу приделал и три струны натянул. Прилетел дракон на следующий день в пещеру, а музыкант сидит и на тыквенной балалайке играет. Хрустальный и чистый ее голос к небесам взлетал.Застыл дракон от изумления, а потом взлетел в небо вслед за хрустальной музыкой. Больше его люди не видели. Музыкант сам из пещеры выбрался и домой вернулся.Учитель: Вы наверно без затруднения можете назвать музыкальный инструмент!?
Дети: балалайка
Учитель: Верно. Давайте рассмотрим балалайку, как вы думаете из чего делают балалайку?
Дети: из дерева.
Учитель: какой же она формы?
Дети: треугольной
Учитель: давайте посчитаем, сколько струн у инструмента?
Дети: три
Учитель: хорошо, давайте послушаем как звучит балалайка. Кирсанов Тимофей - 8 лет.
Какое настроение вызвала у вас эта музыка?
Дети: доброе, хорошее.
Учитель: музыканты нам предлагают не только слушать, но и петь. Давайте разучим песенку.
Учитель: музыкантам очень понравилось как вы поёте. Ребята, а давайте вспомним с какими инструментами мы сегодня встретились на планете музыкантов?
Дети: свирель, балалайка, гусли
Учитель: Верно, я предлагаю вам раскрасить и украсить свои музыкальные инструменты.
Ребята, говорят что музыкальные инструменты поют, а как же поёт свирель?гусли?балалайка?
Цель урока: систематизация и углубление представлений учащихся о русских народных инструментах, погружение в мир славянской культуры.
Задачи:
расширить и обобщить музыкально-слуховой опыт детей их представления о музыкальной культуре;
расширение словарного запаса учащихся посредством употребления музыкальных терминов.
развивать тембровый слух умение определять звуковую окраску инструмента узнавать его звучание;
развивать слуховое внимание и музыкальную память.
воспитывать интерес и любовь к русскому народному музыкальному искусству; воспитывать потребность в общении с музыкой.