«Путешествие по экологической тропе»

АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛОКОЛАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОУ «ЧИСМЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

143650 Московская область [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Волоколамский район e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
п. Чисмена, ул. Школьная, д.1 телефон: 8(49636)66-190
факс: 8(49636)66-236
учитель начальных классов Менджул Зинаида Алексеевна
16.04.2014г.
Внеклассное мероприятие
Цель: развивать экологическую культуру; закреплять знания о правилах поведения в природе.
Задачи:
формирование представлений и элементарных знаний об экологии;
анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;
развитие индивидуальных способностей учащихся;
воспитание бережного отношения к природе;
формирование познавательных интересов во внеурочное время.
Планируемые результаты:
Личностные Сформировать внутреннюю позицию школьников на уровне положительного отношения к природе, необходимости соблюдения правил поведения в природе

Предметные Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру. Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди

Метапредметные . Учиться защищать природные ресурсы. Усвоить связь науки биологии и экологии.
УУД
Регулятивные целеполагание способность принять учебную задачу, способность контролировать себя, - саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент, - коррекция- способность исправлять свои действия, а также возможные ошибки.

Коммуникативные умение работать самостоятельно, в группе, в паре; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, принимать решение, делать выводы, умение сотрудничать при выполнении и проверке заданий,

Познавательные включает действия исследования, поиска и отбора необходимой информации.

Ход мероприятия
Вступление
Учитель
– Сегодня на нашем уроке мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе. Экологическая тропа – это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы.
Основная часть
А) Послушайте историю о лесе.
Кадр 1 Лес
– Жил был лес.
Кадр 2 Птицы
– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)
– Каких птиц вы услышали? (филина, кукушку, дятла, соловья)
Кадр 3 Звери
– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.
Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса)
Кадр 4 Человек
– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.
Кадр 5 Вырубка леса
– Стал человек тогда вырубать лес.
Кадр 6 Пожар в лесу
– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.
Кадр 7 Загрязнение водоемов.
– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.
Кадр 8 Воздух
– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.
Кадр 9 Засорение отходами
– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).
Кадр 10 Просьба леса
– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.
– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.
“ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”
Кадр 11
Учитель
– Почему в лесу никто не живет?
Ученик
– Человек разрушил жизнь леса.
Б) Учитель
– Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?
Ученик
– Экология.
Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.
Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа
В) Выступление ребят

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.

В нас молчало суровое: «Стой!»
Нам казалось, всё мало, всё мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле
Обречённо глядел василёк,
Безнадёжно ромашки глядели.

Г) Путешествие по экологической тропе
Учитель
– Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.
Тропинка 1 лесная
Учитель
– У вас на столах лежат картинки с загадками, на которых изображены деревья средней полосы России. Переверни картинку, прочитай загадку, отгадай – и узнаешь название дерева. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.
1
Весной зеленела, летом загорела,  Осень в сад пришла, красный факел зажгла.  Ответ (Рябина)
2
Не заботясь о погоде,  В сарафане белом ходит,  А в один из тёплых дней  Май серёжки дарит ей.  Ответ (Берёза)
3
Зимой и летом – одним цветом.  Ответ (Ёль)
4.
Никто её не пугает, А она вся дрожит. (Осина)
5.
С моего цветка берёт Пчёлка самый вкусный мёд. А меня все ж обижают, Шкурку тонкую сдирают. (Липа) Породы деревьев вывешиваются на доску.


Кадр 12. Деревья
Учитель
– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.
Тропинка 2 Звериная

Какой зверь самый чистоплотный ( б****к) (барсук)
Что теряет лось каждую зиму ?(р**а) (рога)
Какое животное живет всегда под землей?( к**т) ( крот)
У какого животного зубы растут на протяжении всей жизни (б**р) (бобр)
Каких животные знаете живут в наших лесах? (лиса, волк, кабан, белка)
Назовите как можно больше сказок, где рассказывается о лесе. (За каждый правильный ответ дается шишка.)
Тропинка 3 ПТИЧЬЯ


Физминутка
Давайте немножко отдохнем, Встанем. Я называю в игре только птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а кто-то другой, то дайте мне знать хлопайте.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи....( хлопают)
Что не правильно? (Мухи-насекомые)

Прилетели птицы:
Голуби, куницы... ( хлопают)
Что не правильно? (Куницы млекопитающие)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы, Чибисы, чижы,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки....(Хлопают)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижы,
Аисты, кукушки,
Даже сплюшки,
Лебеди и утки-
И спасибо шутке!
Тропинка 4 Жалобная книга леса
Жалоба 1.
Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Кто это? (Сова С 1964 года сова находится под охраной государства. Одна сова спасает нам в год почти тонну хлеба.Арифметика проста. Мышь съедает в год 1 килограмм хлеба. А сова уничтожает 1000 мышей)
Жалоба 2.
Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в другую сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая. (Жаба. одна жаба сохраняет от гусениц и и червей целый огород)
Жалоба 3:
« Что хотите с нами делайте: Режьте, жарьте, варите, солите. Даже маринуйте!
Но только не вырывайте с корнем, не раскапывайте вокруг лесную подстилку, иначе совсем перестанем расти» ( Грибы)

Тропинка 5 Охранная
Учитель
– Нужно ли охранять природу?
Ученики
– Да!
Учитель
– Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений ученики школ помогать взрослым посильным трудом.

Экологическая игра – “Мусор в лесу”.
Ребятам предлагается представить, что, проходя через лес, они обнаружили замусоренную поляну. (Командам выдается набор карточек с названиями видов бытовых отходов). Время уборки ограничено. Что необходимо собрать в первую очередь? Игрокам предлагается за 5минут расположить карточки по мере убывания опасности бытовых отходов для природы в той или иной последовательности, в какой группе планируют убирать их из леса, и обосновать свои решения. Надписи на карточках:
Пакеты из непрозрачного полиэтилена.
Металлическая консервная банка.
Стеклянная бутылка.
Пластиковая бутылка.
Бумажные фантики от конфет.
Гвозди.
Кожура банана, огрызки яблок.
Метла из веток.
Старая футболка.
Газеты.
Жестяная банка с остатками машинного масла.
Примеры обоснования ответов: Кожура банана, огрызки яблок - естественные отходы, которые при перегнивании обогатят почву, поэтому убирать их стоит в последнюю очередь. А пластиковая бутылка или пакет из полиэтилена будут загрязнять лес очень долго (для разложения полимерв требуется около 600лет),поэтому собирать их следует в первую очередь и сдавать на перерабатывающее предприятие.

«Ситуации»

Команды должны разрешить экологическую ситуацию
Команда №1:

Придя с классом в лес, одноклассники увидели муравейник. Им стало интересно узнать что там внутри. Они взяли палку и начали разбрасывать жилище муравьев в разные стороны. В чем ребята не правы?
Идя по тропинке, вы нашли в траве птичье гнездо с яйцами. Ваш друг обрадовался и решил рассмотреть яйцо поближе. Он взял его к себе в руки. Что ваш друг сделал неправильно?
Вы всем классом выехали в лес. Там вы жгли костер, пекли картошку, ели конфеты, пили лимонад, варили суп из консервов. Что вы сделаете с мусором? Что сделаете с костром?
В лесу, Петя увидел красивые подснежники, и долго не раздумывая решил сорвать букетик для учительницы. Прав ли Петя? Что он сделал не так?
Придя в лес, мальчишки из класса захотели выпить березового сока. Они начали ковырять ствол березы, чтобы выпить сок. В чем ребята не правы?


Заключение «Просьба»
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний
До сих пор мне снится-
На траве кровавой вздрагивает птица.


Птицы, рыбы, звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
А земля без зверей – не земля!


Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце.
Сердце человечье!


Люди-человеки, страны и народы.
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом
Как-то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненая птица!



Я люблю тебя, большое время,
Но прошу, прислушайся ко мне:
Не убей последнего медведя,
Пусть гуляет в леса глубине.
Не губи последнего болота,
Загнанного волка пощади,
Чтобы на земле осталось что-то,
От чего щемит в моей груди.


Заполни анкету.
Цель: выявление материала для дальнейшей работы.
Возьми лист, на котором напечатана анкета. Ответь на вопросы.
1. Что изучает наука ЭКОЛОГИЯ?
А) Природу; Б) Сказки разных народов.
2. Кому приносит вред дым из труб заводов?
А) самолётам; Б) всем живым существам.
3. Какую книгу называют “Красной?”
А) атлас мира; –Б)книгу редких животных и растений.
4. Где животные могут не бояться охотников и человека?
А) в заповеднике; Б) в цирке.
5. Куда можно выбрасывать мусор в лесу?
А) в берлогу медведя; Б) в мусорный бак или забирать с собой.

"Путешествие по экологической тропе"Arial Black