Технологическая карта урока по технологии (критическое мышление) тема: Получение хлопчатобумажных и льняных тканей.
Технологическая карта урока
Тема: Получение хлопчатобумажных и льняных тканей.
Тип урока: освоение нового материала
Предмет: технология
Класс: 5
Цель Педагогические задачи Планируемые предметные результаты Личностные результаты
Метапредметные УУД
Актуализировать знания учащихся о производстве х/б и льняных тканей, видах отделки.
Тренировать коммуникативные умения.
- систематизировать и дополнить знания учащихся о тканях
- определять неисследованные (неизвестные ему) области в теме;
- самостоятельно определять направление в изучении темы, обобщать и систематизировать информацию;
- задавать вопросы, оценивать и анализировать материал;
- сопоставлять различные точки зрения между собой;
обосновывать свою точку зрения.
- развивать внимание, память, речь, логическое мышление, тренировать коммуникативные умения, навыки самоконтроля.
Познакомятся с технологией производства ткани;
научаться определять вид ткани по образцам; вид отделки ткани; понимать и определять долевую нить; классифицировать ткани по виду рисунка; узнают названия тканей и что можно из них сшить. -освоение личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута;
-развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
-формировать навыки самоконтроля
и самостоятельной работы;
- проявление познавательных интересов и активности в области технология;
-рефлексия общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области;
-контролировать и оценивать переход от самостоятельной постановки новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности;
- формировать эстетический вкус;
- развитие ораторских способностей;
Познавательные: выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи;
ориентироваться в учебных источниках; самостоятельно выделять и формулировать цель; отбирать и сопоставлять необходимую информацию из разных источников
Регулятивные: постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести)
Коммуникативные: участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Этапы урока
Деятельность учителя Деятельность учеников Методы, способы, вопросы
Организационный момент
Взаимные приветствия. Настрой на активную работу.
Фиксация отсутствующих.
Проверка готовности класса к уроку.
Организация внимания и внутренней готовности к уроку.
Класс готовиться к работе.
Воспринимают на слух, визуально контролирует свою готовность к уроку.
Актуализация знаний Помните, у А.С. Пушкина в «Сказке о царе Салтане…»:
Три девицы под окном
(Пряли)…… поздно вечерком.
Кабы я была царица – я на весь бы мир одна..( наткала) бы...( полотна)
А в «Сказке о рыбаке и рыбке»:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Старик ловил неводом рыбу, старуха (пряла)….. свою пряжу.
Вставляют пропущенные слова стихотворения.
Объясняют значение пропущенных слов.
Вспоминают еще сказки, где есть процессы ткачества. («Сказка о спящей красавице», « Золушка") Что изучает раздел
материаловедение?
Что вы знаете о волокнах для производства ткани?
Метод постановки учебной задачи - от проблемной ситуации к побуждающим действиям
Записывают известную информацию.
Рассматривают образцы тканей.
В процессе обсуждения с классом учащиеся формулируют цель, основные вопросы и план действий урока
Записать в 1 столбик, что известно об изготовлении тканей.
Что я знаю? Что я узнала? Что хочу узнать?
Что такое пряжа, прядение, ткань. Долевая и уточная нить, способ ее определения -Плетение на раме 3тыс до н.э.-
-Харгевс 18в,
Изобретение прядильн машины.
-Металлические станки 19в
-Набивка – нанесение рис на ткань и. дКак красят ткань?
Как получается рисунок на ткани?
Что шьют их хлопка и льна?
Ведут запись в тетрадь Прием составление списка известной информации
Дискуссия в парах – Поделиться
своими знаниями с соседом, учитывать возможные разногласия
Изучение нового материала
Объяснение учителем задания.
Работа по учебнику с текстом с. 8-11.
- обучающиеся читают текст по теме урока и делают пометки
() - уже знала,
(+) новое для меня,
(-) не знала, думала иначе
(?)- есть вопрос, не понятно.
Продолжают заполнять таблицу. Инсерт - смысловое чтение с пометками
ФизминуткаРуки в стороны и вверх.
Повторяем дружно!Засиделся ученик —Разминаться нужно!(Руки к плечам, потом вверх; потом снова к плечам и т.д.)
Делают небольшую разминку
Изучение нового материала
Подумайте о том, что вы прочитали. Какие ваши знания подтвердились?
Что предстоит вам узнать?
Ткачество – процесс получения ткани ( слайд, макет станка)
Отделкой ткани - называется совокупность всех процессов, в результате которых из суровой ткани (суровья), полученной из ткацких станков получают готовую ткань.
После отделки ткани могут быть:
Отбеленная – ткань, полученная после отбеливания;
Гладкокрашенная – ткань, окрашенная в один определенный цвет;
Набивная – ткань, с напечатанным на поверхности рисунком;
Пестротканая – ткань, полученная на ткацком станке путем переплетения разных по цвету нитей;
Меланжевая (mélange - смесь от фр.) – ткань, полученная на ткацком станке путем переплетения нитей, скрученных из разных по цвету волокон (демонстрация образцов ткани)
Ткани имеют лицевую и изнаночную стороны.
По каким признакам можно определить лицевую сторону ткани?
(На лицевой стороне ткани печатный рисунок более яркий, чем на изнаночной, более четкий, гладкий, без узелков, петель и т.д.Дефекты – это затяжки, непрокрашенные или порванные участки, неправильное расположение рисунка, фабричная маркировка, утолщение нити. Пряжа – это нить, полученная при скручивании отдельных волокон.
Процесс получения пряжи называется прядением.
Цель прядения - получение из волокон равномерной по толщине пряжи.
Далее пряжа поступает на ткацкую фабрику, где получают ткань.
Ткань – это материал, который получают на ткацких станках путем переплетения нитей пряжи основы и утка между собой.
Продольные нити в тканях называются основными, или основой.
Поперечные нити в тканях называются уточными, или утком.
Как ткани становяться красивыми?
Как появляется на них рисунок?
Ткань, снятая с ткацкого станка, называется суровьем.
Её не используют для изготовления одежды, она требует отделки.
Цель отделки – придание красивого внешнего вида ткани и улучшение ее качества.
Отделка тканей производится на красильно – отделочной фабрике.
Лицевая сторона ……
Изнаночная сторона …… (аргументируют ответы)
Рассматривают бракованные образцы
Дефекты (брак) – это….(дают свой ответ), умение выслушать другое мнение, отличное от своего
Анализ изученного (ужеизвестного) материала
Определение неисследованной (неизвестной ему) области в теме;
Дефекты – что это?
Где еще встречаются дефекты?
Закрепление нового материала.
Практическая работа.
Выбрать из предложенных образцов ткань. Определить вид отделки тканей. Приклеить образцы в тетрадь.
Выбирают образцы ткани, исключив трикотажное полотно (используют лупу)
Приклеивают образцы ткани в тетрадь, поясняют вид отделки
( 1 образец – 1 вид отделки) Рефлексия самопроверка и взаимопроверка
Комментирует (с помощью детей) и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы учеников.
Предлагает ответить на вопросы.
Учитель предлагает оценить свою работу на уроке, хвалит детей.
Сравнивают работы, оценивают свою работу и работу членов группы. Объясняют свои замечания по проверке работ
( высказывают свое согласие- несогласие)
Отвечают на вопросы учителя.
Делают вывод.
Удалось ли решить поставленные задачи?
Что было новым для вас на уроке?
Что вызвало затруднения?
Где можно применять эти знания ?Кого вы хотите отметить на этом уроке? Почему?
Самоконтроль, самооценка.
Итог урока Организует подведение итогов урока учащимися (слайд-гроздь)
Работают в группах по составлению кластера «Ткани», сравнивают полученные результаты
- красивая
- удобная
- натуральная
- цветная
- выращенная
- нужная
С каким процессом мы сегодня познакомились?
Что вы узнали о тканях?
Составьте кластер «Ткани»
Домашнее задание
Учитель демонстрирует ткани с рисунком (образцы и презентация)
Выполнить эскиз ткани.
Дать название.
Предложить назначение ткани
( что можно из нее изготовить?)
Комментируют различные виды рисунков:
в горох;
растительный орнамент;
геометрический орнамент;
тематический орнамент;
ткани с купоном;
-стилизованные или абстрактные
Записывают д/з в дневник Назвать виды ткани
(ситец, сатин, бязь, фланель, байка, лен)
HYPERLINK "http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/tekhnologicheskaya-karta-po-tekhnologii-v-5-klasse-po-teme-rabota-na"