Методическая разработка по теме Организация и проведение физкультпауз в течение учебного дня для студентов и преподавателей
ГБОУ СПО МО
«Коломенский медицинский колледж»
Методическая разработка
по теме : «Организация и проведение физкультпауз в течение учебного дня»
для студентов и преподавателей
Разработала : Комарова Н.М
Преподаватель физической культуры
Коломна
2015г
Содержание
1. Введение
2. Цель проведения физкультурной минутки и паузы
3. Механизм воздействия физкультминуток на динамику общей работоспособности студента в течение учебного дня:
4. Классификация динамических пауз по воздействию на системы организма:
5. Предлагаемые комплексы упражнений для физкультпауз:
Физкультпауза общего воздействия
Физкультпауза для улучшения мозгового кровообращения
Физкультпауза для снятия утомления с плечевого пояса и рук
Физкультпауза для снятия напряжения с мышц туловища
Физкультпауза для глаз
Введение
Здоровье – это та ценность, которая определяет качество обучения и образования. Здоровье можно только заработать своими собственными постоянными усилиями.
В век глобальной информатизации проблема формирования у учащихся мотивации здорового поведения и культуры здоровья, в процессе осуществления образовательной деятельности, стоит особенно остро. Динамика ухудшения показателей здоровья становиться все более значимым признаком кризиса качества жизнедеятельности. Возникает устойчивое нежелание двигаться, приводящие к гиподинамии, являющейся одной из основных причин заболеваемости и снижения иммунного статуса организма.
Подготовленные методические рекомендации ставят целью приобщение всех преподавателей и студентов, а также всего педагогического коллектива учебного заведения к широкомасштабному внедрению «малых» форм занятий физическими упражнениями, к которым относятся физкультминутки и физкультпаузы, содержащие комплексы легкодоступных упражнений.
Физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).Значение: улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. Длительность: 1,5-2 мин..Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно 12-16-я минуты). Студенты выполняют физические упражнения стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба).«Физкультминутка может сопровождаться текстом связанным или не связанным с содержанием занятия. При произнесении текста студентам необходимо следить чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей – глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у студента остается спокойным и ритмичным». Интересно и эмоционально проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением. Студенты могут выполнять под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть 1-2 куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями (кружение, наклоны, приседания и т.п.).
Цель проведения физкультурной минутки и паузы повысить или удержать умственную работоспособность учащихся на занятиях.
Задачи:
1. Создать кратковременный активный отдых для студентов во время занятий.
2. Снятие учебного стресса.
3. Повысить работоспособность учащегося.
4. Создание комфорта во время учебного процесса.
Механизм воздействия физкультминуток на динамику общей работоспособности студента в течение учебного дня:
1. Усиливает обмен веществ в организме
2. Повышается внимание
3. Улучшается осанка.
Требования к подбору упражнений:
1.Упражнения должны в основном охватывать крупные мышечные группы,
2. Быть простыми по выполнению
Выбор времени проведения:
1. При проявлении первых признаков утомления
2. При снижении активности на занятии
3. При нарушении внимания.
Форма выполнения, количество и содержание упражнений:
1. Упражнения выполняются стоя или сидя
2. Комплекс состоит из 3-5 упражнений, повторяемых по 4-6 раз
Классификация динамических пауз по воздействию на системы организма:
1. Общего воздействия
2. Для улучшения мозгового кровообращения
3. Для снятия утомления с плечевого пояса и рук
4. Для глаз
5. Для системы дыхания
Предлагаемые комплексы упражнений для физкультпауз
Физкультпауза общего воздействия (вариант 1).
Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз» - встать на носки, руки вверх наружу, на счёт «два» - потянуться вверх за руками. На счёт «три» - опустить руки дугами через стороны вниз, на счёт «четыре» - скрестить руки перед грудью, голову наклонить вперёд. Повторить упражнение в быстром темпе 6-8 раз.
Упражнение 2. Исходное положение - стойка ноги врозь, руки вперёд. На счёт «раз» - поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. На счёт «два» - вернуться в исходное положение. На счёт «три, четыре» - упражнение выполняется в другую сторону. Повторить 6-8 раз в быстром темпе.
Упражнение 3. Исходное положение-стойка ноги врозь. На счёт «раз» - согнуть правую ногу вперёд и, обхватив голень руками, притянуть её к животу. На счёт «два» - притянуть ногу, подняв руки вверх. На счёт «три, четыре» - выполняется то же, но с левой ногой. Повторить упражнение в среднем темпе 6-8 раз.
Физкультпауза общего воздействия (вариант 2).
Упражнение 1. Исходное положение-стойка ноги врозь. На счёт «раз» - руки отводятся назад. На счёт «два» - руки развести в стороны, на счёт «три» - поднять руки вверх, стать на носки. На счёт «четыре» - расслабляя плечевой пояс, руки опустить с небольшим наклоном вперёд. Повторить 4-6 раз в медленном темпе.
Упражнение 2. Исходное положение-стойка ноги врозь, руки, согнутые вперёд, кисти в кулаках. На счёт «раз» - с поворотом туловища налево нанести удар правой рукой вперёд. На счёт «два» - принять исходное положение. На счёт «три, четыре» - выполнить то же самое, но в другую сторону. Повторить 6-8 раз, не задерживая дыхания.
Физкультпауза для улучшения мозгового кровообращения (вариант 1).
Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз» - руки за голову, локти широко развести, голова наклонена назад. На счёт «два» - локти подаются вперед.
На счёт «три» - руки расслабленно опускаются вниз. На счёт «четыре» - принять исходное положение. Упражнение в медленном темпе повторяется 4-6 раз.
Упражнение 2. Исходное положение-стойка ноги врозь, кисти в кулаках. На счёт «раз» - мах левой рукой назад, правой вверх. На счёт «два» - встречными махами переменить положение рук. Махи заканчиваются рывками рук назад. Упражнение повторяется 6-8 раз в среднем темпе.
Упражнение 3. Выполняется сидя на стуле. На счёт «раз» - отнести голову назад. На счёт «два» - голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Упражнение повторяется 4-6 раз в медленном темпе.
Физкультпауза для улучшения мозгового кровообращения (вариант 2).
Упражнение 1. Выполняется сидя на стуле или стоя. На счёт «раз, два» - выполнить круговое движение правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. На счёт «три, четыре» - выполнить круговое движение левой рукой назад с поворотом туловища и головы налево. Упражнение повторить 4-6 раз в медленном темпе.
Упражнение 2. Выполняется сидя на стуле или стоя, руки в стороны, ладони вперёд, пальцы разведены. На счёт «раз» - обхватить себя за плечи как можно крепче. На счёт «два» - занять исходное положение. Упражнение повторить 4-6 раз в быстром темпе.
Упражнение 3. Выполняется сидя на стуле, руки на поясе. На счёт «раз» - повернуть голову направо. На счёт «два» - исходное положение. На счёт «три» - повторить то же налево. Повторить 6-8 раз в медленном темпе.
Физкультпауза для улучшения мозгового кровообращения (вариант 3)
1.Исходное положение (и. п.) сидя на стуле. 1 голову наклонить вправо; 2 и. п.; 3 голову наклонить влево; 4 и. п.; 5 голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 и. п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.
2. И. п. сидя, руки на поясе. 1 поворот головы направо; 2 и. п.; 3 поворот головы налево; 4 и. п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.
Физкультпауза для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 1)
Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз»-поднять плечи. На счёт «два»-опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем сделать паузу на 2-3 секунды, расслабить мышцы плечевого пояса. Выполнять в медленном темпе.
Упражнение 2. Исходное положение - руки согнуты перед грудью. На счёт «раз, два»-выполнить согнутыми руками два пружинящих движения назад. На счёт «три, четыре»-выполнять такие же рывки прямыми руками. Упражнение выполнять 4-6 раз в среднем темпе.
Упражнение 3. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз»-слегка прогнуться, выполнив мах руками в стороны. На счёт «два»-расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки.
Физкультпауза для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 2)
И. п. стоя, руки на поясе. 1 правую руку вперед, левую вверх; 2 переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3-4 раза. Темп средний.
И. п. стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3-4 локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.
И. п. сидя, руки вверх. 1 сжать кисти в кулак; 2 разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Физкультпауза для снятия напряжения с мышц туловища
И. п. стойка, ноги врозь, руки за голову. 1-5 круговые движения тазом в одну сторону; 4-6 то же в другую сторону; 7-8 руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
И. п. стойка ноги врозь. 1-2 наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнуться, вдоль тела вверх; 3-4 и. п.; 5-8 то же в другую сторону. Повторить 5-6 раз. Темп средний.
Физкультпауза для глаз
Исходное положение каждого упражнения стоя или сидя.
Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем слева-направо.
Упражнение 2. 15 колебательных движений глазами по вертикали вверх-вниз и вниз-вверх.
Упражнение 3. Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева-направо.
Упражнение 4. То же самое, но справа-налево.
Упражнение 5. Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.
Заключение
Физкультурные минутки во время уроков проводятся как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой.
Перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мелких мышц кистей.
При помощи физкульпауз также можно :
· Снять психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности.
· Добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений.
· Сформировать интерес студентов к занятиям физическими упражнениями.
· Сформировать простейшее представление о влиянии физических упражнений на самочувствие.
· Сформировать знания, умения и навыки по самостоятельному выполнению физических упражнений
ЛИТЕРАТУРА
1. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – М., 2007.
2. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г., Казакевич Н.В. Ритмическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб., 2001.
15