Занятие по ознакомлению с правилами дорожного движения . Старшая группа .Я иду по улице…


Я иду по улице…
Занятие по ознакомлению с правилами дорожного движения.
Старшая группа.
Цель. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках. Учить избегать опасных ситуаций на дороге. Продолжать учить составлять последовательные рассказы по сюжетным картинкам и из личного опыта. Формировать умение грамматически правильно строить и употреблять в речи сложные предложения. Развивать навыки коллективной работы.
Материал. Мольберт. Иллюстрации с изображением дорожных знаков. Макет улицы города и светофора, игрушечные автомобили, фигурки пешеходов. Костюм Незнайки. Сдутый мяч. Серия сюжетных картинок «Незнайка на улице»:
Незнайка и Чиполино идут по тротуару. У Незнайки мяч. Он подбрасывает его ногой.
Мяч катится на участь, по которой мчатся легковая машина и немного позади – грузовик. Незнайка бежит за мячом, Чиполино пытается его удержать.
Водитель легковой машины видит Незнайку, неожиданно выскочившего на дорогу, пытается свернуть. Автомобили сталкиваются.
На месте аварии стоят два водителя, полицейский и Незнайка. Он опустил голову и виноватым видом, держит в руках сдутый мяч.
Ход занятия.
Воспитатель. Дети, сегодня мы поговорим о правилах дорожного движения. Знаете ли вы, почему так говорят: «Тише едешь, дальше будешь»?
Дети. Если водитель едет быстро, он может попасть в аварию, потому что становится невнимательным. За превышение скорости автомобиль может остановится полицейский. Чем медленнее едет автомобиль, тем легче водителю рассмотреть дорожные знаки.
Воспитатель. Правильно, чем аккуратнее и спокойнее ведут себя на проезжей части все участники движения, тем меньше происшествий происходит на автодорогах. Вы когда-нибудь были свидетелем дорожного происшествия? Расскажите об этом.
Два-три ребёнка составляют рассказы из личного опыта.
Воспитатель. Для организации движения пешеходов и водителей и обеспечения их безопасности на дорогах установлены дорожные знаки. Каждый участник движения не только должен знать, что они обозначают, но и выполнять их требования, чтобы не произошло дорожно-транспортного происшествия – аварии. Скажите, какие дорожные знаки вы знаете?
Дети называют дорожные знаки, которые они рассматривали на предыдущих занятиях. Воспитатель выставляет их на мольберт и предлагает детям поиграть в игру «Говорящие знаки». Каждый ребёнок выбирает любой дорожный знак и рассказывает, что он обозначает, для кого из участников движения предназначен и что может произойти, если водитель или пешеход не заменят его или не выполнят его указание.
Воспитатель. А теперь я загадаю вам загадки:
Не живая, а идёт, Неподвижна, а ведёт. Что это (Дорога.)
Он мчится вдоль по улице, Ворчит скороговоркой. Машинам не угнаться За этой тараторкой. (Мотоцикл.)
Не летит, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (Автомобиль.)
Стоит у края улицы В длинном сапоге Чучело трёхглазое На одной ноге. Где машины движутся, где сошлись пути, Помогает улицу Людям перейти. Запылал у чучела Изумрудный глаз – Значит, можно улицу Перейти сейчас. (Светофор.)
Дети отгадывают загадки. Воспитатель выставляет на стол макет улицы, маленькие игрушечные автомобили, фигурки пешеходов, светофор и дорожные знаки. Затем предлагает двум-трём детям смоделировать на макете ситуации, при которых пешеходы или водители нарушают правила дорожного движения, и объяснить, почему подобные действия опасны.
Воспитатель. Вспомните стихотворения, в которых говорится о том, что обозначают сигналы светофора.
1-й ребёнок.
Чтоб тебе помочь, дружок, Путь пройти опасный горят огни – Зелёный, жёлтый, красный.
2-й ребёнок.
Загорелся красный свет – Стой на месте, хода нет!
3-й ребёнок.
Загорелся жёлтый свет. Он даёт тебе совет: - Подождите, не торопись, Свет изменится, дождись!
4-й ребёнок.
Свет зелёный говорит: - Проходите, путь открыт!
Воспитатель. Молодцы, вы хорошо усвоили правила поведения на дороге. А вот герой одной сказки, ничего не знает и всегда всё забывает. Как вы думаете, кто это?
Дети. Незнайка.
Входит Незнайка (его роль исполняет взрослый), он неряшливо одет, держит в руках сдутый мяч и набор картинок.
Воспитатель. Незнайка, что случилось? Почему ты такой грустный, и что случилось с твоим любимым мячом?
Незнайка, тяжело вздыхая, молча протягивает картинки. Воспитатель выставляет их на мольберт (без соблюдения последовательности изображённых на них событий).
Воспитатель. Дети, давайте разберёмся, что же случилось с Незнайкой.
Дети раскладывают картинки в соответствии с развитием сюжета. Два-три ребёнка составляют по ним рассказы.
Воспитатель. Незнайка, неужели всё так и случилось?
Незнайка вновь тяжело вздыхает и кивает головой.
Воспитатель. Да, правил поведения на дороге ты не знаешь! Почему ты их не учишь, ведь ты уже большой? Наши дети давно уже знают, что на проезжей части играть запрещено!
Незнайка. Научите меня, пожалуйста, всему, что сами знаете.
Воспитатель. Дети, поможем Незнайке усвоить правила дорожного движения?
Дети. Да!
Воспитатель. Чтобы остаться на занятии, ты должен привести себя в порядок, внимательно слушать и выполнять то, о чём я буду говорить.
Незнайка поправляет одежду. Воспитатель предлагает ему вместе с детьми выполнить движения в соответствии с текстом стихотворения.
Воспитатель.
Наш Незнайка проснулся, (Поднимаем руки вверх, потягиваются.) Раз нагнулся, два нагнулся, (Делают наклоны вправо – влево.) Руки в стороны развёл, (Разводят руки в стороны.) Мячик свой он не нашёл. (Поворачивают голову вправо-влево.) Чтоб пропажу отыскать, Надо на носочки встать. (Ставят руки на пояс, встают на носочки.) Наконец, нашёлся мяч, Он готов пуститься вскачь. Вы попрыгайте немножко По спортивной по дорожке. (Выполняют прыжки.) Но не стоит, мячик мой, Так скакать по мостовой.
Воспитатель. Давайте поиграем. Я начну предложения, а вы его продолжите.
Я могу перейти через дорогу, только если…
Если не соблюдать правила дорожного движения, то …
На проезжей части нельзя играть, потому что…
Воспитатель. Послушайте ещё одну загадку:
Посмотри, силач какой! Он взмахнул одной рукой – И остановился вмиг Пятитонный грузовик.
Незнайка. Я знаю, это кран, он может зацепить и задержать любую машину.
Воспитатель. Дети, как вы думаете, прав Незнайка?
Дети. Нет, это регулировщик.
Воспитатель. Правильно! Как вы думаете, у регулировщика или инспектора дорожного движения трудная работа? Какими качествами должен обладать человек этой профессии? (Дети высказывают предложения.) Представьте себе, что вы работаете инспекторами дорожного движения. Как выглядит ваша форма? Какие предметы вы используете для регулирования движения пешеходов и автотранспорта? Что входит в ваши обязанности? (Ответы детей.)
Незнайка. Как интересно! Оказывается, я ещё много не знаю. Вы могли бы ответить на мои вопросы? Почему нельзя играть с мячом рядом с проезжей частью? Для чего существуют пешеходные переходы? Почему опасно переходить дорогу перед близко идущим транспортом? Почему нельзя выходить на проезжую часть из-за кустов или заборов? Почему дети должны держаться за руку взрослого при переходе через дорогу? (Ответы детей.)
Незнайка. Спасибо вам за то, что вы объяснили мне, как нужно вести себя на улицах города. Теперь я буду внимателен и осторожен. Можно обращаться к вам, если мне понадобится помощь или появятся новые вопросы?
Дети. Да!
Воспитатель. Конечно, приходи, Незнайка, мы всегда рады помочь тебе и научить всему тому, что знаем сами.
Незнайка прощается и уходит.
Воспитатель. Я уверена, что вы запомните правила дорожного движения и никогда их не нарушите. Дома вместе с мамами и папами нарисуйте, пожалуйста, картину на тему «Улица моего города».