Семинар. Организация и проведения театрально — игровой деятельности с детьми















Подготовила и провела
музыкальный руководитель
Куевда Е.Ю.


г. Новочеркасск
2012-2013г.

ЦЕЛИ:
1. Повышение профессиональной компетенции педагогов.
2. Внедрение в педагогический процесс технологий направленных на развитие детей средствами театрального искусства.
3. Развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов.
ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: « Создание среды для проведения театрально – игровой деятельности в группах»
Форма: Лекция
Цели:
1. Познакомить воспитателей с развивающей средой необходимой для театрально – игровой деятельности детей в группах.
2.Определить рамки возможного использования в работе с детьми методов и приемов направленных на развитие детей в театрально – игровой деятельности.
Предварительная работа:
1.Анкетирование педагогов, обработка анкетных данных.
2.Составление списка литературы, необходимой для изучения и повышения уровня квалификации педагогов.
Содержание:
Развивающая среда в каждой возрастной группе.
Обзор литературы по проблеме.
Определение места и времени проведения театрально – игровой деятельности в каждой возрастной группе.
Методы: Теоретический анализ литературы, беседа, обсуждение.

ЗАНЯТИЕ №2
Тема: « Театральная азбука»
Форма: Практическое занятие.
Цели:
Познакомить воспитателей с театральным словарем.
Стимулировать развитие интеллектуальной и творческой инициативы воспитателей.
Предварительная работа:
Подготовить теоретический материал для работы с понятийным словарем.
Подготовить картотеку игр для развития детей в театрально – игровой деятельности.
Подготовить материал для изготовления картотек.
Содержание:
Знакомство воспитателей с « театральной азбукой», играми.
Пополнить развивающую среду, изготовить картотеки: « Театральная азбука», « Краткий театральный словарь»
Методы: Метод мозгового штурма, беседа, практический.
ЗАНЯТИЕ №3

Тема: « Ритмопластика»
Форма: Практическое занятие.
Цели:
Познакомить воспитателей с методами, необходимыми для развития у детей умения создавать различные образы с помощью средств выразительности ( пластика, мимика, жесты и т. д.)
Активизировать знания и умения педагогов.
Дать методические рекомендации по планированию и проведению театрально – игровой деятельности.
Предварительная работа:
Подготовка методических рекомендаций для воспитателей по планированию и проведению театрально – игровой деятельности детей.
Составление списка игр, упражнений, этюдов.
Содержание:
Методические рекомендации воспитателям по планированию и проведению театрально – игровой деятельности детей.
Овладение различными методами и умениями необходимыми для работы с детьми в театрализованной деятельности.
Методы: Обсуждение, игровой, практический.

ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: « Работа над речью актера»
Форма: Практическое занятие.
Цель: Учить воспитателей использовать в работе игры и упражнения для развития голоса и речи.
Предварительная работа:
Изучение литературы по данному вопросу.
Подготовить картотеку игр и упражнений для развития голоса и речи.
Содержание:
Обзор литературы по проблеме.
Пополнить развивающую среду, изготовить картотеку: « Игры и упражнения для развития голоса и речи.»
Методы: Лекция – беседа, практический.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

« Семейный театр в детском саду» Н.В. Дадокина; Е.С. Евдокимова.
« Театр – творчество – дети» Н.Д Сорокина.
« От потешек к Пушкинскому балу» Л. Царенко.
« Театр кукол и игрушек в ДОУ» О.П. Власенко
« Азбука театра» Ю.Алянский.
« Уроки сказки» А.П. Стрелкова.
« Театрализованные занятия в детском саду» М.Д. Маханева.
« Фольклор – музыка - театр» Мерзлякова.
« Театр сказок» Л. Поляк.
10.« Организация и проведение музыкально – игровых досугов» Н.И. Льговская.
11.« В театре нашем для вас поем и пляшем» Е.В. Горбина; М.А. Михайлова.
12. Программа развития музыкальности у детей 7-го года жизни « Гармония» ( музыкальная игр – драматизация)
13. « Развитие творческих способностей у детей от1 до 3 средствами кукольного театра» Н.Ф. Сорокина; Л.Г. Миланович.























АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
« Театр в детском саду»
1. Ф.И.О ________________________________________________________

2.Планируете ли вы в работе с детьми театрально – игровую деятельность? ( да, нет, иногда, не систематически.)

3.Какие условия необходимы для развития детей в театрально – игровой деятельности?____________________________________________________________________________________________________________________
4.Владеете ли азбукой театрального искусства? ( да, нет, частично)
5.Какие методы и приемы используете в работе с детьми? ________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какие затруднения вы испытываете при организации работы по данной теме ____________________________________________________________
________________________________________________________________
7. Какую помощь вы хотели бы получить?
(консультацию, семинар, семинар – практикум, практический показ)


АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
« Театр в детском саду»
1. Ф.И.О ________________________________________________________

2.Планируете ли вы в работе с детьми театрально – игровую деятельность? ( да, нет, иногда, не систематически.)

3.Какие условия необходимы для развития детей в театрально – игровой деятельности?____________________________________________________________________________________________________________________
4.Владеете ли азбукой театрального искусства? ( да, нет, частично)
5.Какие методы и приемы используете в работе с детьми? ________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какие затруднения вы испытываете при организации работы по данной теме? ____________________________________________________________
________________________________________________________________7. Какую помощь вы хотели бы получить?(консультацию, семинар, семинар – практикум, практический показ)
АФИША – наглядная информация о предстоящем спектакле, концерте, представлении.


АНТРАКТ - перерыв между актами или действиями спектакля, отделениями концерта или циркового представления.



АНТИЧНЫЙ ТЕАТР – театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, а также ряда стран Ближнего Востока, культура которых развивалась под сильным греческим влиянием в эпоху эллинизма.


БАЛАГАН – народное театральное зрелище комического характера, чаще всего на ярмарках и гуляньях.


БАЛЕТ – вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально – музыкальных образах. В нем гармонически сочетаются музыка, хореография, живопись, исполнительское искусство артистов. Основное средство выразительности в балете – танец и пантомимика.



БОЛЬШОЙ ТЕАТР В МОСКВЕ – самый старый и известнейший русский театр. Большой театр является не только национальным и мировым достоянием, но и одним из символов отечественной культуры.



БУТАФОРИЯ – поддельные предметы, употребляемые в театральных постановках вместо настоящих вещей, а также детали костюмов и декораций.



ВОДЕВИЛЬ – один из видов комедии положений с песнями – куплетами и танцами, возникший во Франции. Лучшим произведениям этого вида искусства присущи задорное веселье, злободневное отображение действительности.

ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО – включает различные жанры: песню, романс, произведения для вокальных ансамблей, хоровую музыку и оперу.



ВОСТОЧНЫЙ ТАНЕЦ – театральное искусство Индии, Непала, Китая и др. Это искусство создавалось в течении многих лет непрерывного развития в строгих рамках классических национальных традиций.



ГРИМ – изменение внешности, образа актера.



ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР – первый в нашей стране и во всем мире театр оперы и балета для детей и юношества. Организован в 1965 году.



ДРАММАТУРГИЯ – один из трех родов художественной литературы. Включает произведения, предназначенные для сценического воплощения и относящиеся к различным жанрам (трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль, фарс)



ДРАМА – жанр драматургии, занимающий промежуточное место между комедией и трагедией. Драма отличается серьезным содержанием, отражает различные аспекты жизни человека и общества, Исследует человеческую психологию, затрагивает важнейшие современные аспекты.




ДЕКОРАЦИЯ - Это оформление сцены и спектакля художником, общий вид места действия.




КОМЕДИЯ – жанр драматургии, возникший из шествия ряженых,
распевавших озорные песни. Комедия высмеивает пророки и заблуждения людей, основана на изображении комических персонажей и ситуаций. По типу сюжетов и характеров их обработки комедии могут быть бытовыми, лирическими, сатирическими, комедиями нравов.



МАЛАЯ СЦЕНА – образно говоря, это театр крупным планом; ее отличает, прежде всего, более тесная, более непосредственная связь со зрительным залом. Мала сцена обычно обходится без традиционных подмостков и занавеса. Игровой площадкой может стать любая часть пространства помещения в зависимости от особенностей ставящегося спектакля.




МЕЛОДРАММА – пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, Морально – поучительной тенденцией.




МИЗАНСЦЕНА – расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля.



МХАТ – Московский Художественный академический театр открылся в 1898 году. Его основателями были В.И. Немирович – Данченко К.С. Станиславский.






МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР – это и коллектив, ставящий музыкальные спектакли, и разновидность музыкально - сценического жанра (опера, балет, оперетта, музыкальная комедия, мюзикл и т.д.) Музыкальные театры объединяют несколько творческих цехов – солистов и хора, артистов балета, оркестра, вспомогательного состава.



МАКЕТ – уменьшенная модель оформления спектакля. В нем воспроизводится сцена, декорации, мебель, бутафория, даже освещение – и вообще все, что будет окружать актера на сцене.



МИМИКА – изменение выражения лица, движение лицевых мышц.



Немирович – Данченко В.И. – выдающийся русский режиссер , реформатор театра, педагог, драматург, писатель.



ОПЕРНЫЙ ТЕАТР – объединяет музыку, драматическое, актерское и изобразительное искусство в одно многокрасочное целое. Главное в опере – музыка. В сценическом действии оперы участвуют певцы – солисты и хор; их пение сопровождается звучанием оркестра. Нередко в оперу вводятся балетные фрагменты.




ОРКЕСТР – группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах.



ПАНТОМИМА – искусство создания сценического образа при помощи пластики актера, сценического движения, мимики, жестов.

РЕЖИССЕР - ПОСТАНОВЩИК - осуществляет постановку художественного произведения на сцене, стремится донести до зрителей его идейно – художественный замысел, организует работу всех других участников постановки – актеров, художников, композитора, работников различных театральных цехов.



РЕПЕТИЦИЯ – повторение, главный способ подготовки к спектаклю.



СПЕКТАКЛЬ – театральное представление. Спектакль создается усилиями актеров, режиссера, художников, композитора и т.д.




СТАНИСЛАВСКИЙ К.С. – выдающийся русский режиссер и актер, реформатор театра, теоретик и педагог.




СЦЕНОГРАФИЯ – искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, света, постановочной техники.




ИНСЦЕНИРОВКА - приспособление, переделка прозаического произведения для сцены.




ФАРС – комедия – водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами.



ЭТЮД – сценка включающая в себя импровизацию, то есть сочинение в момент исполнения.





ЭФФЕКТЫ СЦЕНИЧЕСКИЕ – производятся при помощи специальн6ых приборов и приспособлений. Их цель - создать слуховую или зрительную иллюзию, необходимую по ходу спектакля, произвести на зрителей определенное эмоциональное впечатление. Сценические эффекты делятся на шумовые, механические и световые. Шумовые(звуковые) эффекты произносятся за кулисами с помощью простых приспособлений – шум дождя, гром и т.д. Механические эффекты связаны с передвижением артистов по сцене(полеты, провалы) и с передвижением самой декорации (лодка, корабль, вагон поезда, мельница и т.д.) Световые эффекты – с использованием специально изготовленных приборов, приспособлений – радуга, туман, бегущие облака и т.д.



























Перечень игр, упражнений, этюдов необходимых для развития у детей ритмопластики.

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

« Скачет зайка маленький».
« Лиса по лесу ходила».
« Колобок».
« Волк на лужайке».
« Я медведя поймал».
« Наши уточки с утра».
« Курочка – рябушечка».
« Котик серенький».
« Ой, бычок».
10.«Идет коза рогатая».
11.« Киска».
12.« Лиса и зайцы».

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

1.« Изобрази героя».
2. « Где мы были, мы не скажем».
3. « Лиса и зайцы».
4. «Что я умею».
5. «Изобрази жестом».
6. «Глухая бабушка».
7. «Тише».
8. «Ласка».
9. «Вкусная конфета».
10. «Озорной щенок».
11. « Гордый петушок».
12. «Пугливый мышонок».
13. «Злая собачка».
14. «Пчела».
15. «Лягушка».
16. «Озорная кошка».
17. Прошу – не надо».
18. Поссорились – помирились».


СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

« Угадай кого покажу».
« Угадай кого встретил щенок».
«Изобрази вкус яблока».
«Пойми меня».
« Угадай кто попросился под грибок».
« Догадайся, кто я».
« Театральная разминка».
« Что это за сказка?».
« Узнай, кто это?»
10.« Угадай героя».
11.« Изобрази настроение».
12.« Узнай героя».
13.« Изобрази эмоцию».
14.« Угадай эмоцию».
15.« Изобрази настроение».
16.« Зеркало».
17.« Найди и покажи эмоцию».
18.« Просьба».
19.« Встретились».
20.« Пожалели».
21.« Ау!»
22.« Сорвем одуванчик».
23.« Осторожнее – смелее».
24.« Секрет».
25.« Громко – шепотом».
26.« Баю – бай».
27.« Ветерок – ветер».
28.«Игра с водой».











МДОУ Д/С № 56







Подготовила и провела
музыкальный руководитель
Куевда Е.Ю.






Г. Новочеркасск
2010 – 2011г.

Цели:
Повышение профессиональной компетентности педагогов.
Активизация процесса взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя, направленного на развитие детского творческого музицирования.
Пополнение развивающей среды в группах через оснащение музыкального уголка нетрадиционными музыкальными инструментами.
Развитие творческой инициативы педагогов.

Занятие № 1
Тема: « Создание развивающей среды для совместной и самостоятельной деятельности детей в группах»
Форма: Лекция.
Цели:
Познакомить воспитателей с понятием «творческое музицирование»,
С традиционными и не традиционными музыкальными инструментами, необходимыми для развития детского творческого музицирования.
Определить рамки возможного использования в работе с детьми методов и приемов, направленных на развитие творчества детей в игре на музыкальных инструментах.
Предварительная работа:
Смотр – конкурс музыкальных уголков.
Составление списка литературы для изучения и повышения уровня квалификации.
Содержание:
Развивающая среда в каждой возрастной группе.
Основные теоретические понятия.
Обзор литературы по проблеме.
Методы: Теоретический анализ литературы, беседа, обсуждение.

Занятие №2

Тема: « Методы и приемы направленные на развитие детского творческого музицирования»
Форма: Практическое занятие
Цели:
Познакомить воспитателей с методами и приемами, направленными на развитие детского творческого музицирования.
Стимулировать развитие интеллектуальной и творческой инициативы воспитателей.
Предварительная работа:
Подготовить картотеку игр, упражнений, творческих заданий необходимых для развития детского творчества.
Подготовить материалы для изготовления картотеки.
Содержание:
Мастер – класс на тему: «Совместная деятельность воспитателя и ребенка, направленная на развитие творческого музицирования.
Пополнить развивающую среду, изготовить картотеку: « Практический материал для развития творческого музицирования».
Метод: Практический, наглядный.

Занятие № 3

Тема: «Нетрадиционные музыкальные инструменты»
Форма: Практическое занятие
Цель: Обогащение развивающей среды природными музыкальными инструментами.
Предварительная работа:
Составление перечня музыкальных инструментов.
Подготовка необходимого материала для изготовления природных инструментов.
Содержание:
Пополнить развивающую среду, изготовить музыкальные инструменты из природного материала.
Овладение способами игры на этих инструментах.
Метод: Наглядный, практический.

Занятие №4

Тема: « Нетрадиционные музыкальные инструменты».
Форма: Практическое занятие
Цель: Обогащение развивающей среды самодельными музыкальными инструментами.
Предварительная работа:
Составление перечня музыкальных инструментов.
Подготовка необходимого материала для изготовления самодельных музыкальных инструментов.
Содержание:
Пополнить развивающую среду, изготовить самодельные музыкальные инструменты из бросового материала.
Овладение способами игры на них.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Журнал «Дошкольное воспитание» 7/1999г. « Природные и самодельные музыкальные инструменты в музыкальной педагогической концепции К.Орфа».
«Коллективное музицирование» Л.Виноградов.
«Играем в оркестре по слуху» М.А. Трубникова.
«Гармония», раздел «Игра на детских музыкальных инструментах».
Тарасова К.В., Трубникова М.А.
Журнал «Музыкальный руководитель» 2/2004г. «Элементарное музицирование с дошкольниками. Т. Тютюнникова.
Журнал «Музыкальный руководитель» 5/2005г. « Учимся играть по слуху» М. Трубникова.

Перечень природных музыкальных инструментов.
Румба
Кастаньеты
Погремушки

Перечень самодельных музыкальных инструментов.
1.Шумовые инструменты
2.Трещетка
3. Арфа

Материал, необходимый для изготовления природных музыкальных инструментов:
Ветки в форме рогатки, пробки металлические, круглая резинка, шило.
Ореховые скорлупки, колпачки от фломастеров, клей – дракон.
Круглая резинка, ореховые скорлупки.


Материал, необходимый для изготовления самодельных инструментов из бросового материала:
Киндер сюрпризы, пачки из под сигарет, пивные бутылки, коробочки
из – под йогурта, штапик, цветные шелестящие пакеты, фантики от конфет.
Пластмассовая или деревянная расческа с крупными зубцами, простой или цветной карандаш.
Детская вешалка для одежды, цветные карандаши, тонкая веревка, шило.
































Семинар - практикум
для воспитателей
на тему:Arial Black"Организация и проведение
театрально - игровой
деятельности"15