Урок-портрет Ыбрай Алтынсарин-просветитель казахского народа


Урок-портрет «Ыбырай Алтынсарин» (1841-1889) Ыбрай Алтынсарин – выдающийся казахский просветитель, педагог, демократ родился в ноябре 1841 года в ауле Жанбурчи, что расположен на территории нынешней Костанайской области. Он происходил из зажиточной семьи. В возрасте трех лет потерял родителей и рос и воспитывался в доме своего деда – известного казахского бия Балгожи Жансурчина. Образование Ыбрай получил в Оренбургской школе, специально открытой царизмом для детей степной аристократии. После завершения учебы работал сначала писарем при воинском старшине, затем переводчиком в Оренбургском правлении. С этого времени начинается активная общественная, научная, педагогическая, политическая жизнь и деятельность Ыбрая Алтынсарина. Педагог-просветитель, энтузиаст, поэт, фольклорист, этнограф, автор учебников родного и русского языков для казахских детей. Крупный мыслитель, отдавший все силы и весь свой талант делу просвещения родного народа. Им создано семь народных светских школ.Круг научных интересов и исследований:Педагогика ИсторияФольклористика ЭтнографияЛингвистика Языкознание Первые школы В своей практической деятельности выступил как инициатор создания в Казахстане ряда школ для детей степной бедноты и училищ (женских, сельскохозяйственных, ремесленных) Алтынсарин первый предпринял попытку создания казахского алфавита на основе русской графики, подготовил ряд учебников для обучения казахских детей. В 1879 году вышли в свет его учебники «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» Учебники Алтынсарина «Киргизская хрестоматия» Алтынсарина по своей идейной направленности служила принципу народности и воспитывала детей в духе любви к Родине.В«Руководстве» дано около 500 слов и фраз, взятых из самых различных областей жизни. Такое количество слов и фраз русского языка было достаточно для первоначального употребления в устной речи Литературная деятельность Алтынсарин занимался и литературной деятельностью. Он известен как автор превосходных стихотворений, направленных на защиту бедноты. Критику эксплуататоров и духовенства, а также много других рассказов для детей, которые воспитывали у читателя лучшие нравственные качества: трудолюбие, доброту, честность, скромность, отзывчивость, уважение к старшим и т.д. Значительный вклад внес Алтынсарин в исследование устного народного творчества казахов, их обычаев и традиций. («Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства», «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства») Они пользовались популярностью среди ученых кругов России и не утратили своего значения до сих пор. Ы.Алтынсарин работал учителем, затем инспектором киргизских школ Тургайской области, которые он же устроил и организовал. Именно на этом посту он проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, просветителем и крупным общественным деятелем Значение Ыбрая АлтынсаринаЗначение Алтынсарина в истории народного образования в Казахстане очень велико. Деятельность Алтынсарина представляет для нас огромный интерес с точки зрения развития общественной мысли и его места в истории народного образования и казахской литературы. Мы отдаем дань уважения Алтынсарину за его выдающуюся деятельность в качестве первого народного учителя, первого организатора народных школ в Казахстане и первого педагога-теоретика, вышедшего из среды казахского народа.Создав на родном языке высокоталантливые рассказы и стихотворения для казахских детей, Алтынсарин занял в истории казахской литературы как писатель-художник надлежащее место – наряду с Абаем. Его искренне, задушевно написанные произведения, столь близкие детскому сердцу и детским интересам, и понэне не устарели. Велико значение Алтынсарина в истории, этнографии и краеведении.Алтынсарин проявил свою неутомимую, кипучую деятельность как талантливый педагог, писатель и общественный деятель, борец за народную школу, за просвещение казахского народа Памятник Алтынсарину Музей Алтынсарина Тесты к уроку: 1 Область науки, в которую внес Ы.Алтынсарин наибольший свой вклад:А). педагогикаБ). математикаВ).ИЗОГ).география Правильный ответПЕДАГОГИКА Вопрос Ответ 2. Год издания «Казахской хрестоматии» Ы.Алтынарина: А). 1875 б). 1879 В). 1880 Г). 1889 Правильный ответ1879 Вопрос Ответ 3. Какие школы были созданы Алтынсариным?А).СветскиеБ).РемесленныеВ).НародныеГ) Религиозные Правильный ответСветские,Ремесленные,Народные Вопрос Ответ 4. По мнению Алтынсарина, распространению русской культуры среди казахов будет способствовать:А) Переход к капиталистической экономикеБ) Переход казахов к оседлости и земледелиюВ) Открытие русско-казахских школГ) Занятие ремеслом Правильный ответПереход к капиталистической экономикеПереход казахов к оседлости и земледелиюЗанятие ремеслом Вопрос Ответ 4. По мнению Алтынсарина, распространению русской культуры среди казахов будет способствовать:А) Переход к капиталистической экономикеБ) Переход казахов к оседлости и земледелиюВ) Открытие русско-казахских школГ) Занятие ремеслом Правильный ответПереход к капиталистической экономикеПереход казахов к оседлости и земледелиюЗанятие ремеслом Вопрос Ответ 5. Количество слов и фраз в учебнике «Руководство к обучению русского языка»: А). 550 Б). 500 В). 600 Г). 1500 Правильный ответ500 Вопрос Ответ 6. По мнению Алтынсарина, для борьбы со старыми традициями и суевериями было необходимо:Вооружить молодежь знаниями Поднять молодежь на борьбуРаскулачить баевОбъединить молодежь Правильный ответВооружить молодежь знаниями Вопрос Ответ 7. Произведения, в которых Ы.Алтынсарин показывает ложь и лицемерие мулл и биев.А) «Лицемерному судье»Б)»Давайте, дети, учиться»В). «Друзьям и молодежи»Г).»Кобланды Батыр» Правильный ответ«Лицемерному судье»«Друзьям и молодежи» Вопрос Ответ 8. Алтынсарин в Оренбургском областном правлении работал:А) ИнспекторомБ) СудьёйВ) УчителемГ) Переводчиком Правильный ответИнспекторомПереводчиком Вопрос Ответ 9. Музыкальный инструмент, на котором любил играть Ы.Алтынсарин: А). Домбра Б). Кобыз В). Скрипка Г). Баян Правильный ответДОМБРА Вопрос Ответ 10. Область, в которой родился Ы.АлтынсаринА) КызылординскаяБ). ТоргайскаяВ) КустанайскаяГ) Актауская Правильный ответКустанайская Вопрос Ответ 11. По мнению Алтынсарина, для экономического культурного подъема Казахстана нужно было:А) Перевести крестьян к оседлому образу жизниБ) Организовать профессиональные школы в) Занятие скотоводствомГ) Увеличить налоги Правильный ответПеревести крестьян к оседлому образу жизниОрганизовать профессиональные школы Вопрос Ответ 12. Алтынсарин изображает кочевой быт казахов в произведении:А) «Милосердная лиса»Б) «Кипчак Сейткул»В) «Лицемерному судье»Г) «Паук, муравей и ласточка» Правильный ответ«Кипчак Сейткул» Вопрос Ответ 13. Круг научных интересов Алтынсарина:А) Педагогика и языкознаниеБ). История и этнографияВ) География и биологияГ) Фольклористика и литература Правильный ответПедагогика и языкознаниеИстория и этнографияГеография и биология СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕВыполнила зав.библиотекой школы – гимназии №38Ястребова И.Э. Использованные ресурсы: http://images.yandex.kz/ days.peoples.ru fastbook.kz kostanayagro.kz bskst.kz