Презентация по литературному чтению на тему Семик (3 класс)
СемикРак Галина Владимировнаучитель начальных классов МАОУ СОШ №211 города НовосибирскаПраздники на Руси — это наша история, наша культура, наши традиции, о которых надо знать и продолжать их.
СЕМИК (Зеленые Святки, Русалка (новг., вологод.), Четверток, Тюлпа) - праздник весенне-летнего календарного периода СЕДЬМОЙ ЧЕТВЕРГ ПОСЛЕ ПАСХИ 1. Праздник за три дня до Троицы. Открывал комплекс Троицких празднеств, знаменовал окончание весны и предвестие лета. С принятием христианства языческий семик был приурочен к Троице, но продолжал древние обряды и верования. 2. Украшенная троицкая березка или антропоморфное чучело, с которым молодежь обходила дома в семик.
Семик, древнеславянский обряд, связанный с культом мёртвых и весенним земледельческим циклом. Совершался в лесах, на берегах рек и на кладбищах. В обряд входило завивание венков на берёзах, бросание венков в воду, исполнение специальных песен, вождение хороводов, угощение особыми кушаньями. Справлялся в средне- и южнорусских областях и на Украине чаще всего в четверг на седьмой неделе после пасхи ("семицкая неделя"). Русской "семицкой неделе" соответствуют "зелёная неделя", или "клечальная неделя", на Украине, "зелёная неделя" в Польше и Литве, "русальда" в Чехии и Словакии.
"Семик" - украшенная троицкая березка, березовая ветвь, антропоморфное чучело с мужскими признаками, в основе которого нередко была березка, ряженный. "Семика"-мужчину обычно сопровождал персонаж женского пола - Семичиха. С "Семиком" молодежь или только девушки обычно обходили поля, деревни, дома, он являлся непосредственным участником молодежных обрядовых игр; функционально чучело "Семика" заменяло троицкую березку. В Васильевском у. Нижегородской губ. чучела Семика, наряженного в красную рубаху, и Семичихи, - в сарафане, в четверг утром выносили в поле, устанавливали и устраивали возле них трапезу, пляски; в ходе обрядового действия его участники - парни и девушки по очереди целовали чучела и друг друга.
На ночь Семика и Семичиху оставляли в поле, а возвращаясь утром, спрашивали: "Как вы ночку провели, молодица с молодцом?" (Соколова В.К. 1979. С. 205). Увенчав головы чучел сплетенными накануне венками (Троицкий венок), несли их к реке, разоряли и бросали в воду. В Буинском у. Симбирской губ. "Семика" изображала ряженная в мужского платье девушка, выбранная из круга сверстниц по жребию. Она возглавляла праздничное девичье шествие вокруг деревни, обозначенное формулой "Троица на улице, Семик по задам" (Максимов С.В. 1993. С. 463). В Вязниковском у. Владимирской губ.
"Семиком" также одевалась девушка, - наряд состоял из рваной мужской рубахи и приделанного к спине горба, а "Семичихой" - молодой парнишка-подросток, ряженный в женское платье, со старым ведром и палкой в руках. Во главе ватаги детей и подростков Семик и Семичиха обходили дома односельчан, выпрашивали муку, яйца, крупу, масло, сметану, сахар и пр., приговаривая: "Подайте, на Семичка два яичка" (Земцовский И.И. 1973. С. 42). На улице били палкой в ведро, помелом разгоняли любопытных, под окнами домов пели: "Семик честной, Семик ладужный, Послал за винцом, на нем семь одеж, Все шелковые, полушелковые, Семику да Семичихе - яичко! Семик баню продает, Семичиха не дает; Стряпала, стряпала В тесто ложки прятала!" (Соколова В. К. 1979. С.204).— «Семик, Семик, Троица, Пресвятая мать Купальница, Ты на чём приехала?» — «На овсяном зерночке, На оржаном колосе!»
Семик — седьмой четверг после Пасхи, считался очень большим праздником. Он знаменовал прощание с весной и встречу лета, зеленеющую землю с центральным персонажем — березкой. Основными составляюшими празднеств Семика - Троицы были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, поминание умерших. Главным объектом поклонения в эти дни была береза, которая издавна почиталась русскими людьми. В поверьях русского народа она выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни.
Берёзонька белая, Берёзонька кудрявая На чём приехала? На ковре, на золоте, На атласе, на бархате. У кого же ты гостила? У отца, у матери, У роду, у племени, У красных девушек. Хотят берёзоньку срубить, И её в речке утопить. Ой, где девки шли, там и рожь густа, Ой, где вдовы шли, там трава росла, Что трава росла высока, зелена; Где молодушки шли, там цветы цветут, Ну цветут цветы по всей улице, По всей улице да по бережку, Что по бережку под кусточками.Ио, ио, семик-тройца, Туча с громом сговаривалась: Пойдем, гром, погуляем с тобой, Во ту слободу, в Радышевчину, Ио, ио, семик-тройца! –идут в лес, где происходит пир.«Гой, земля eси сырая, Земля матерая, Матерь нам eси родная! Всех eси нас породила, Воспоила, воскормила И угодьем наделила; Ради нас, своих детей, Зелий eси народила И злак всякой напоила»...Прывялі куста зеляненькага клёну, Дай нам, пане, хоць па залатому. Дай нам, пане, тры барыла гарэлкі, Прывялі куста да харошай дзеўкі. Да не тут кусту стоем стаяці, Трэба кусту піці-есці даці.Стояла тополя край чистого поля, Стій, тополенько, не розвивайся, Буйному вітрові не піддавайся...
Береза символизировала женское начало, считалась покровительницей девушек и молодых женщин. Одновременно с этим береза воспринималась как дерево, связанное с душами умерших. В дни Семика - Троицы в некоторых местностях России главными праздничными деревьями считались дуб, клен или рябина. Кроме ветвей деревьев в обрядах этих дней использовались различные травы и цветы: «Семик на ветвях, а Троица на цветах».
В Семик - Троицу деревенские и городские улицы, дома снаружи и внутри украшали срубленными березками или ветками березы, полы в домах покрывали плотным ковром из трав, на божницу ставили букеты цветов. Этот обычай, распространенный по всей России, вошел и в церковную практику. В день Троицы внутри церкви ставили срубленные березки, пол устилали душистыми травами, верующие стояли во время праздничной службы с ветками березы и букетиками цветов - зарей. Церковь рассматривала цветы и зелень как знак жизни, а сам обычай приносить их в храм - как выражение радости и благодарности Богу.
Праздник Семика - Троицы, воспринимавшийся как чествование возрождаюшейся после зимы природы, колосящихся полей, расцветающих садов, осмыслялся и как праздник девушек и женщин. Во многих деревнях в дни Семика - Троицы исполнялись и чисто девичьи обряды, которые учеными рассматриваются как пережитки древенских инициационных обрядов, т. е. обрядов, знаменующих готовность девушек к браку. В течение столетий древние обряды семицкой недели постепенно переносились на Троицу. Троица впитала в себя всю обрядность Семика. В других – обрядовые действия раскладывались на Семик и Троицу.
Деревни и села на этот небольшой период буквально преображались: дома и улицы украшаются срезанными березками, ветками, цветами. На Троицу прихожане являются на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилается свежей травой. Те, кто придерживался старинных обычаев, утром посещали кладбища, где и встречали семик.
Веселье начиналось после обеда. Молодежные гулянья, игры, хороводы происходили или в лесу, вокруг березки, или в деревне, куда с песнями вносили срубленное и украшенное деревце. Для празднования семика избирался особый дом, куда приносили разных припасов для пира при пении веселых песен. В самый же семик, в полдень, начинается торжество. Посреди двора воткнуто срубленное с ветвями и листьями дерево, под которым стоит горшок с водою. Девицы ходят по двору или сидят, а мальчуганы держат в руках заготовленные кушанья. Более веселая, бойкая девушка подходит к дереву, опрокидывает горшок с водою, выдергивает дерево из земли и затягивает песню. С пением: «Ио, ио, семик-тройца, Туча с громом сговаривалась: Пойдем, гром, погуляем с тобой, Во ту слободу, в Радышевчину, Ио, ио, семик-тройца! — идут в лес, где происходит пир».
На обширной русской территории троичный обряд с молодым деревом справлялся, разумеется, неодинаково, каждая губерния и даже деревня имела свой набор и последовательность действий, свой обязательный песенный репертуар, при том, что основные элементы обряда сохранялись. К числу таких элементов относятся: выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, плетение венков, кумление, срубание дерева с последующим уничтожением его, хороводные песни и игры под ним, гадание на венках, брошенных в воду.
В семик наряжали чучела Семика и Семичихи. Семика изображали с горбом, одевали в тряпье, в руки давали худое ведро, палку, помело. Посадив Семика и Семичиху под наряженную березку, водили вокруг них хороводы и ходили по деревне, стуча палкой о ведро, останавливаясь под окнами и выпрашивая муку, яйца, крупу, сметану, масло для приготовления праздничных троицких угощений. Этот обряд похож на зимние колядки. В Троицу, последний день семиковой недели, народ шел в рощу, на широкой поляне устраивали пиршество, где главными гостями сажали Семика и Семичиху, водили хороводы, а затем под пение троицких песен со смехом и причитанием "хоронили" чучела — бросали в воду.
В день семика девушки шли в лес, завивали косы на березе, перевязывали их цветными нитками, ленточками. В не которых районах существовал обычай делать куклу-кукушку. Это — символическая кукла, которую девушки-подружки наряжали и затем над ней давали клятву в верной дружбе хотя бы в течение года. После чего куклу-кукушку хоронили. Весь год каждая из подружек не должна была водить дружбу с другими. На следующий год кукушку шли откапывать.
Например, в Калужской губернии для нее нужна была трава кукушкины слезки. Ее вырывали с корнем, который у этого растения двойной, один отрывали, другой служил головой. Куклу рядили в рубаху, сарафан, голову повязывали черным платком, так как кукушка считалась вдовой.
В других районах делали большую куклу, шили ей наряд, надевали маленький крестик, бусы, ленты, шли с ней в рощу, где и хоронили. Некоторые делали еще проще. Набрав тряпок, цветов, шли в лес, срезали две ветки черемухи, связывали их крестом, втыкали в землю, украшали тряпками и цветами.
7 июля празднуют еще один праздник — день Ивана Купалы. Иванов день отмечался многими народами и имел свою большую историю. Этот день считался таинственным: травы в купальскую ночь набирают свою целебную силу. Верили, что раз в году в эту ночь цветет папоротник, и тот, кто его увидит цветущим и достанет цветок, сможет найти клад и разбогатеет.
На Украине существовал обычай ставить у дерева соломенную куклу довольно большой величины, одетую непременно в женскую рубашку. Голову этой куклы убирают лентами, шею — ожерельем-монистами. Кукла эта называется Купала, а дерево, под которым ее помещают, — Марена. Устроив ее под деревом, зажигают солому и протяжно поют. При пении все участники должны быть в венках. После чего прыгают через огонь, разведенный на поляне. Венки либо бросают в воду, либо закидывают на дерево, только немногие уносят венок домой, чтобы повесить его в сенях для сохранения себя от непредвиденной напасти.
Кроме того, Семик - это еще и девичий праздник, а также праздник окончания весны. Некоторые обычаи Семика схожи с обычаями западноевропейского праздника майского дерева. Девушки праздновали Семик отдельно, они непременно «завивали березу», водили вокруг нее хороводы, плели венки, гадали. Завивать березу – значит, заломить вершинку, а ветки заплести венком, а иногда - вплести ленты, платки и кольца. А в праздник Троицы такую березу "развивали".
А так как, на Руси береза издавна считается счастливым, благословенным деревом, оберегающим от зла, покровительницей женщин, то все девичьи развлечения в Семик и Троицу связаны с березой, травами и цветами. Из березовых веток, цветов и трав девушки плели венки и проводили с ними обряд «кумления»: целовались через венок и обменивались крестиками или колечками, после чего каждая девушка называла себя кумой и желала добра своей куме: "Покумимся, кума, покумимся, чтоб нам с тобой не браниться, вечно дружиться".
В давние времена Семик праздновали не только в сельской местности, но и в городах. Горожане устраивали гуляния в ближайших рощах. Знаменитый полководец Суворов любил этот праздник, собирал гостей и шел с ними в березовую рощу, веселился, играл в горелки.
Летние народные праздники сочетают в себе светлый настрой пасхальных торжеств с таинственными обрядами, совершаемыми на природе и сохранившими языческие корни. Наверное, дело здесь в самой весне, когда природа так ярко проявляет свое могущество, бессмертие, красоту, а из вековых глубин всплывает древнее чувство связи человека с обновленной природой и всеми ее могучими стихиями, и возникает стремление заручиться их поддержкой. Таковы русские праздники, отмечаемые в конце мая – в июне: Семик, Троица и Духов день, и немного позднее - Иван Купала.
Кукла: Семик и Семичиха Для тела - скатка из лоскута размером 20 на 20 см, складываем пополам (двуростная кукла) - как у Неразлучников.Ручки делаем из лоскута 10 на 10 см, скатка, подвязываем под шеей. Перевязываем крест-накрест. Завязываем на поясе. У Семичихи подкладываем скатку-трудь (иди узелки? - уточните, кто как делает?).Одеваем кукол. Здесь ВАЖНО, чтобы детали одежды Сёмика и Семичихи были из одной ткани (например, штаны Сёмика и юбка Семичихи - из одной и той же ткани, то же с рубахами, и т.п.). Это олицетворение Единства Семьи.
Кукла: Семик и Семичиха Рубахи - прямоугольники с разрезами для головы.Семик: Штаны, как у Спиридона. Рубаха: оборачиваем туловище, подвязываем у шеи. Руки-Рукава-конфетки, внутрь проложить кусочек сложенной плотной ткани - для крепости и примотать у шеи ниткой. Шапки, как у Спиридона, пояс. Семичиха: Делаем грудь, как у вепсской - 2 шарика с хвостиками, привязываем выше пояса, делаем их подлиннее, чтобы "животик был". Далее одеваем рубаху ( обматываем туловище), далее руки-рукава-конфетки - пришиваем. Нижняя юбка - выворотно. Далее понева - ткань, как у Семика рубаха, далее передник, пояс и мешочек с "добром". Далее рожки тульские и платок по-бабьи.
Спасибо за внимание!