Доклад на тему: Эффективные методические приемы технологии развития критического мышления
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Борский государственный техникум»
ДОКЛАД
на тему: «Эффективные методические приемы технологии развития критического мышления»
Выполнила: преподаватель первой квалификационной категории
Ковалева Е.М.
Борское, 2014 г.
Содержание
Введение.
1.1. Особенности технологии развития критического мышления
1.2. Использование приемов технологии развития критического мышления
на уроках общественно-научной направленности
1.3. Методика формирования критического мышления на основе
использования Интернет-сервисов
1.4. Результативность применения на уроках ТРКМ
Список литературы и Интернет-ресурсов
Введение
С введением новых стандартов с 1 сентября 2012 учебного года повышается внимание на обеспечение условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности преподавателей. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления.
«Ум – это хорошо организованная система знаний». Эти слова выдающегося педагога К.Д.Ушинского, как никогда может быть ранее, сегодня наполнены особым содержанием. Ребенок часто обнаруживает, что мозг ему нужен для механического запоминания, а никак ни для того, чтобы реализовать свою идею, удовлетворить интерес. Успех в учебе обеспечивается хорошей памятью, а не умением мыслить.
Вводимые образовательные стандарты заставляют преподавателя, и общество в целом, пересмотреть основные вопросы обучения и воспитания. Сейчас образование рассматривается, как услуга, направленная на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Образовательное учреждение должно готовить подростка к жизни, к труду, должно содействовать раскрытию и развитию его личности, его сил, чтобы к периоду самостоятельной жизни он овладел всем тем, то потребуется ему в практической деятельности.
Чтобы преодолеть указанные негативные явления в системе традиционного преподавания, повысить эффективность и качественность учебного процесса, передо мной стал вопрос об использовании современных образовательных технологий. Одной из технологий, базирующейся на позициях деятельного активного подхода к построению педагогического процесса, является технология развития критического мышления. Цель данной работы состоит в том, чтобы обобщить и проанализировать имеющиеся наработки по использованию приемов ТРКМ через представление методических рекомендаций для преподавателей истории.
1.1. Особенности технологии развития критического мышления.
Критическое мышление это способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения .
Д. Клустер предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие.
Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. При этом студенты должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением – это словно подтверждает нашу правоту. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.
Во-вторых, информация и знания являются отправным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В своей познавательной деятельности студенты подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Надо заменить традиционное «накопительное» образование – когда головы обучающихся служат своеобразной «копилкой», на которые преподаватели кладут знания, – на образование «проблемно-постановочное», когда студенты занимаются реальными, взятыми из жизни проблемами. Учение будет успешнее, если они будут формулировать проблемы – в том числе экономические, общественные и политические – на основе собственного жизненного опыта и затем решать их, используя при этом все возможности, которые предоставляет ему техникум.
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.
Аргументация выигрывает, если обучающийся учитывает существование возможных контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми. Признание иных точек зрения только усиливает аргументацию.
И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому применяя технологию критического мышления, надо активно использовать в учебной и внеурочной деятельности всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов, дискуссий и круглых столов, а также проведение ролевых и деловых игр.
Таким образом, актуальность данной системы обучения состоит в том, что студенты включаются в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. Обучение, со стороны обучающихся, носит уже субъективный осознанный характер. Принципиально меняется и роль преподавателя в учебном процессе. Он, работающий в русле критического мышления, уделяет большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогу дается возможность приблизить учебный процесс к реальной жизни.
Данная система обучения гарантирует освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Студент имеет возможность самореализовываться и это способствует мотивации к учению.
Нужно отметить, что построение учебного процесса на основе технологии развития критического мышления принадлежит будущее. В перспективе, возможно, данные технологии вытеснят традиционную малоактивную систему обучения.
ТРКМ является общепедагогической, надпредметной, поэтому ее целесообразно применять у урочной и внеурочной деятельности.
Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать, а значить подростку, как личности, надо сформировать и развить в себе ряд качеств:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Особенности технологии развития критического мышления:
Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения.
Работая в режиме технологии критического мышления, преподаватель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Практическое осуществление идей опыта связано с прохождением следующих этапов:
-изучение методической литературы по данной технологии;
-выстраивание курсов истории, на основе технологии развития критического мышления;
-проектирование и апробирование уроков истории, с использованием приемов технологии развития критического мышления
Технологическая карта урока по технологии развития критического
Стадия (фаза)
Деятельность преподавателя. Задачи данной фазы мышления.
Деятельность студентов
Возможные приемы и методы
Стадия вызова
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация обучающихся, мотивация для дальнейшей работы.
Обучающийся вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Составление списка известной информации, рассказ -предположение по ключевым словам;систематизация материала (графическая): [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], таблицы; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];перепутанные логические цепочки и т.д.
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – парами – группами.
Стадия осмысления (реализации).
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»
Обучающийся читает текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации
Методы активного чтения: – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа); – поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально - парами-группами.
Стадия рефлексии
Вернуть обучающихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Обучающиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления
– Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; – возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; – ответы на поставленные вопросы; – организация устных и письменных круглых столов;– организация различных видов дискуссий; – написание творческих работ: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], эссе ;– исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально – в парах – группах
В процессе работы по данной технологии, мною апробирован алгоритм – отправные этапы развития критического мышления: 1. Необходимо определить целевую установку данной познавательной деятельности? Студент должен обозначить, что какой продукт он желает получить, определить способы, средства и пути достижения цели. 2. Определить что уже известно, первичные знания о продукте исследования. Это отправной пункт направленного или критического мышления. Наметить главные источники нахождения недостающей информации. 3. Что делать? Какие навыки мышления позволяют достичь поставленной цели? Знание того, как добраться от начальной до конечной точки маршрута, движущая сила критического мышления. Здесь как раз и предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений. 4. Сравнить полученный результат с желаемым продуктом. Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха. Имеет ли смысл принятое решение? Для чего?
Предложенные материалы могут быть использованы на уроках истории, экономики и права, как в рамках программы, так и на внеклассных мероприятиях. Некоторые приемы можно использовать при изучении обзорных тем, другие с высокой степенью результативности при работе с историческими документами, нормативно-правовой документацией, статистическими данными и т. д.
Так же эту технологию рекомендую применять и на уроках обобщения, при конспектировании лекций. На таких уроках используется карта деятельности студента, которая позволяет проследить продвижение ребенка в этой теме, а так же включает всех в деятельность.
Приемов ТРКМ очень много. Но, определив наиболее эффективные, используя их в системе, я достигла следующих результатов:
- повысился уровень мотивации к изучаемым предметам;
- обучающиеся показывают высокий уровень знаний на промежуточной аттестации;
- умеют четко аргументировать свою позицию, отстаивать свою точку зрения;
- сформированы навыки работать с историческими документами.
Работу по использованию приемов ТРКМ планирую организовать и на родительских собраниях.
1.2. Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках общественно-научной направленности.
Выделим наиболее эффективные приемы технологии развития критического мышления на уроках общественно-научной направленности (методические рекомендации).
1. Для развития умения воспринимать информацию можно использовать прием «Знаю - хочу узнать – узнал». Это работа с таблицей на стадии вызова. Студенты разбиваются на пары и заполняют первую графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе обучающиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
2. Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет». Данная графическая техника помогает структурировать процесс. Более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – вывод урока. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Можно заполнять: (Верх - причины, низ - следствия и т.п.). Схема «Фишбоун» отлично работает, как средство систематизации материала, быстро воспроизводится учащимися и увеличивает процент усвояемости.
3. «Толстый и тонкий вопросы». Прием «Толстый и тонкий вопросы» известен и используется при организации взаимоопроса. После изучения темы обучающимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов.
4. Кластеры. Прием - кластеров («гроздья») универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи. Кластер – графический прием систематизации материала.
5. Знакомство с инструментом PMI (плюс, минус, интересно). Данный приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.
«Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?»
«Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
«Интересно» (?) - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»
6.«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»). Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. «Ты действительно думаешь, что...?». Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». · Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим.
Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов понимают значение всех типов вопросов
7. Прием «Шесть шляп мышления»
В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Э. де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами.
8.«Синквейн». Эта пятистрочная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] форма, возникшая в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в начале [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] под влиянием [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Синквейны в учебно-воспитательном процессе полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа обучающихся.
Порядок написания синквейна: Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное предложение.Третья срока – три глагола, показывающие действие понятия.Четвёртая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием. Тем для синквейна великое множество. Возьмем для примера историю России ХХ века: война, революция, Государственная дума, реформа Столыпина, Ленин, Ленд-лиз, "холодная война", НАТО, культ личности, "застой" и т.д.
9. Эссе – один из приёмов, который используют в технологии развития критического мышления. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание, обычно, на стадии рефлексии. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения. Обучающимся (да и не только им) не всегда легко выразить свое мнение в развернутом, логичном виде сразу, – читая свои записи это сделать проще. Ни в коем случае нельзя оценивать эти эссе с точки зрения грамотности. Их нужно воспринимать как способ развития мышления и формирование культуры чтения. Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.
10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста обучающимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого преподаватель просит, в течение 10 мнут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.
5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь обучающимся подытожить свои знания по изученной теме. Для прподавателя – это возможность получить обратную связь. Поэтому обучающимся можно предложить два пункта: 1) написать, что они узнали по новой теме; 2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа. Очень интересными получились работы обучающихся на темы «Богатым человека делает его сердце»Л. Толстой, «События октября 1917 года – это социалистическая революция или государственный переворот?» и т.д. Очень актуальной стала эта форма в связи с новой системой итоговой аттестации. Одно из заданий ЕГЭ необходимо выполнить в виде небольшой письменной работы – эссе.
1.3. Методика формирования критического мышления на основе использования Интернет-сервисов.
Работа с информацией - главное содержание обучения, а это означает освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного критического, а не репродуктивного типа мышления. В первую очередь это относится к обучению работе в сети Интернет и целенаправленной обработке больших объёмов информации.
Интернет не самая благоприятная среда образования для наших студентов. Наши обучающиеся окружены информацией и техническими средствами для ее получения, но в целом использование информации носит развлекательный характер. Тяга к Интернету определяется подростковой модой, интерес проявляется к эстрадным исполнителям, Flash-анимации, «зависанию» в чате. Но постепенно информация из сети становится привлекательна тем, что дает возможность удовлетворить конкретные информационные интересы, а не впитывать то, что навязывается. Поэтому я считаю главной целью обучения не приёмы работы в сети, которые студент так или иначе осваивает сам, а умение критически использовать информационные ресурсы Интернета.
Исходя из этого, при подготовке к занятиям я определила некий круг проблем, а в дальнейшем, когда студенты стали к этому готовы, помогла им сформулировать эти проблемы самостоятельно. Занятия проводились целенаправленно и активно, но в основном в форме самостоятельной работы и свободного обсуждения, так как у каждого из обучающихся были свои цели поиска. Результаты поиска должны были послужить базой для подготовки предметной работы – сообщения или реферата. Все этапы занятий предлагались по мере возникновения интереса к проблемам, а не навязывались темпом программы. Мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Обучающиеся должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже сложные вопросы.
Первоначальные представления обучающихся об Интернете были довольно расплывчаты, процесс поиска носил стихийный характер, просматривалось все подряд, студенты пробовали различные поисковые системы. Так обучающиеся столкнулись с проблемой отбора нужной информации среди огромного количества ссылок в условиях ограниченного времени.
У обучающихся необходимо вырабатывать общую технологию поиска:
Определить тему поиска и формализовать её, выразив запрос ясно и кратко.
Записать ограничения для поиска, чтобы избавить себя от ненужных ссылок, но и не пропустить важное.
Использовать структуру сложного запроса, учитывая особенности выбранного поисковика.
Просмотреть документ целиком, затем ближайшие ссылки по заданной теме.
Необходимо научить целенаправленному и быстрому поиску информации различными способами, используя разные поисковыми системы и каталоги, разъяснялись частные приемы работы.
На следующем этапе встаёт новая проблема – проблема качества найденной информации, а также проблема формирования сознательной оценка этой информации. Обучающиеся должны знать на практике, что большинство информации в сети Интернет не проходит научного отбора: найденные страницы могут быть написаны экспертами по данной проблеме, а могут быть вставлены простыми пользователями сети с высказыванием собственного мнения и без учёта фактов. Сайты не дают данных о своих создателях: неизвестно, кто несёт ответственность за содержание сайта.
Найдя нужную информацию студент должен был зафиксировать не только название статьи, но и адрес сайта, его название, выяснить автора и разработчика (это могли быть академические учреждения, общественные организации или частные лица).
К сожалению, нет чёткого определения, что такое приемлемая информация, и как она должна быть представлена на сайте. Вместе с студентами мы определили для себя, как провести оценку сайта и его содержания. Так как многие студенты попробовали свои силы в создании своих страничек в Интернете, то они отметили в первую очередь технические характеристики сайта: удобство и согласованность навигационных механизмов, скорость загрузки, работу ссылок и регулярность обновления.
Накопив опыт, студенты стали обращать внимание на направленность сайта. Кому сайт адресован - специалистам, потенциальным клиентам или просто сделан для друзей? Какие цели преследует автор – образовательные, новостные или рекламные? Пытается ли создатель сайта убедить в чём-то? После этого можно было оценивать, подходит информация сайта ли нет. Мы определились, что в пользу сайта говорят:
Содержательность первой страницы;
Научная, образовательная или публицистическая направленность;
Наличие научных статей на сайте;
Обеспеченность цитат и библиографии гиперссылками;
Отсутствие грамматических ошибок.
Наши критерии отбора информации мы выработали во время дискуссии, объявленной на форуме школьного сайта.
Вообще наши студенты очень активно участвуют в дискуссиях и с ними можно обсуждать многие серьёзные темы. Поскольку наша дискуссия проходила не только в «вольном» Интернете, каждое высказывание должно было быть аргументировано. Но продуктивный обмена мнениями требовал одновременно и ответственности за собственную точку зрения, и внимания к чужому мнению. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным, и мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения. (Здесь хочу отметить умение наших детей воспринимать чужое мнение.)
Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому нет никакого противоречия в том, что одна сторона критического мышления говорит о его независимости, а другая подчеркивает его социальные параметры.
Социальный аспект критического мышления может воплощаться в различных видах учебной деятельности, но наилучшим из них является, как мне кажется, письменная работа, как для учащихся, так и для учителя. На письме процесс мышления становится видимым. Пишущий всегда активен, он всегда мыслит самостоятельно и пользуется при этом всем имеющимся у него багажом знаний, выстраивает определённую аргументацию для подкрепления своего мнения. Кроме того, она по природе своей носит социальный характер, так как пишущий всегда ориентируется на читателя.
Еще одно важное свойство письменного текста – его высокое качество по сравнению с устными вариантами. Каждый, кто сталкивается с ситуацией, когда приходилось подбирать слова, понимает, что письменная представленность текста – условие для оттачивания мысли. В письменном тексте каждое слово имеет точный смысл и стоит на своем месте.
Кроме того, умение четко выражать свои мысли в Интернете, в офисной сети и в других интерактивных средствах общения приобрело особую роль. Исследования психологов показали, что [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Так, используя технологию формирования критического мышления и новые информационные технологии, удалось значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни. Кроме того, традиционный процесс обучения стал для каждого обучающегося осмысленным, целенаправленным и продуктивным.
При обучении работе в Интернет-сервисах важно было выстроить процесс поэтапно, что позволило чётко определить достигнутые результаты, в том числе навыки и умения. Фиксируя результаты проведения каждого этапа, я получала информацию как для анализа знаний студентов, а, следовательно, для их оценивания, так и для коррекции методики обучения.
1.4. Результативность применения на уроках ТРКМ.
Любая опытно-экспериментальная деятельность предполагает определение качественных параметров результатов. Отслеживая этапы внедрения элементов технологии критического мышления в свою педагогическую деятельность и анализируя проведенные уроки с использованием данной технологии, я пришла к выводу, что использование приемов и стратегий технологии РКМЧП активизирует познавательную деятельность обучающихся. Студенты учатся более вдумчиво, дольше удерживают идеи в памяти, осмысленно работают с новым материалом, учатся вырабатывать собственное мнение, подкреплять его фактами, самостоятельно размышлять, а как результат всего этого, должно повышается качество знаний по предмету.
Вся проведенная работа показала, что необходимо использовать приемы технологии критического мышления в учебном процессе. Работа в этот период позволила определить наиболее эффективные приемы и стратегии технологии на уроках истории: «эффективная лекция», «шесть шляп мышления», «кластер», «толстые и тонкие вопросы», «верные и неверные утверждения», «синквейн», «корзина идей».
Использованная литература и Интернет-ресурсы.
Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В. «Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения», Санкт - Петербургский университет педагогического мастерства, 2001
Власова Т.А. “Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах”. // “Преподавание истории и обществознания в школе” - 2005 № 3.
Долженко Ю.А. “Методическое сопровождение личностно-ориентированного образования”. Б., 2003г.
Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. “Развитие критического мышления на уроке”. М., “Просвещение”, 2004г.
Клустер Дэвид “Что такое критическое мышление?” ИД “Первое сентября”, газета “История” №29/2002.
Мельникова Е.Л. “Проблемный урок, или как открывать знания с учениками”. Пособие для учителей. М., 2002г.
Селевко Г.К. “Современные образовательные технологии”. М., 1998г.
Якиманская И.С. “Личностно-ориентированное обучение в современной школе”. М., 1996г.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] )
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ЭМУ – Методическая лаборатория. simora@cerm.ru
Принципы технологии критического мышления
Готовность
Гибкость
Осознание
Поиск компромиссных решений
Настойчивость
Способность исправлять свои ошибки
Рисунок 1