Конспект урока Общение как понимание (10 класс)

Урок обществознание 10 класс профиль.

Тема: « Общение как понимание».
(УМК под редакцией А.Ю. Лазебниковой, Л.Н. Боголюбова «Просвещение» 2010).
Зеленая Татьяна Владимировна
Целевые установки урока
Образовательные:
Учиться строить общение на основе взаимовосприятия и взаимопонимании через конкретные социальные и игровые ситуации.
Воспитательные:
Воспитывать положительную мотивацию общения в окружающей социальной среде, интерес к изучению данного курса и темы в целях решения учащимися существующих у них проблем межличностного общения и возможной его коррекции.
Развивающие:
Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, делать выводы, решать познавательные задачи
Тип урока
Урок изучения нового материала (с элементами практических упражнений с их последующим групповым обсуждением)
Методы
Репродуктивный, проблемный.
Организационные формы обучения
Групповая работа.
Технологии
Технология проблемно обучения с применением ИКТ.
Оснащение и оборудование: раздаточный материал, электронная презентация, схема механизма социальной перцепции.

ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II Актуализация знаний:
Я предлагаю вашему вниманию притчу и хочу, чтобы вы попытались понять о чем она? Как она соотносится с понятием общение?
Однажды восточный властелин увидел страшный сон, будто у него один за другим выпали все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя. Тот озабоченно выслушал и сказал: « Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь один за одним всех своих близких». Властелин сильно разгневался и велел бросить несчастного в темницу.
Позвали другого толкователя. Тот, выслушав сон, сказал: « О, великий! Я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих близких». Властелин был обрадован и щедро наградил его за такое предсказание.
Придворные очень удивились. « Но ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник. Так почему же он был наказан, а ты вознагражден?»- спрашивали они. Мудрец ответил: « Мы оба одинаково истолковали сон. Но важно не только, что сказать, но и как сказать».
Вопрос классу: В чем вы видите смысл притчи?
Как она соотносится с темой нашего урока?
Совершенно очевидно, что эффективное общение не возможно без правильного общения, взаимопонимания, умения оценить партнёра. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его голосом, внешностью, особенностями поведения и т.д. Психологи говорят, что происходит восприятие одним человеком другого.

Наша задача на сегодняшнем уроке попытаться овладеть или усовершенствовать умение «социальной перцепции» через конкретные примеры, ситуации, игровые познавательные задания.
Социальная перцепция - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, их мыслей, намерений, способностей, эмоций...)
В начале, давайте воспроизведём в виде схемы механизм восприятия.
Задание: выходя к доске по цепочке, заполнить пропущенные звенья в схеме (можно не по порядку).


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Учитель: класс разбивается на шесть групп. Каждая группа получает свой материал, не называя способ, о котором в нём идёт речь. Остальные учащиеся должны назвать представленный способ восприятия, объяснив своё решение (краткое представление каждой группы на основе дополнительного материала, для представления 1-2 мин.).
1 группа « Встречают по одежке».
2 группа « Эмпатия»
3 группа « Аттракция»
4 группа «Казуальная атрибуция».
5 группа «Идентификация».
6 группа «Социальная рефлексия»
III. Практические игровые задания.
1. Задание №1: Упражнения на казуальную атрибуцию. (Направлено на формирование установки на всесторонний анализ ситуации, широту мышления)
Представьте, что
А) один человек вдруг неожиданно грубо ответил на вопрос другого...
Б) вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута...
- Нужно как можно быстрее назвать побольше причин этих фактов, возможных объяснений. Подсказка: причины нужно искать в трёх направлениях – в субъекте, объекте и в ситуации, а также в преднамеренности или непреднамеренности действий.
2. Задание №2. «Тренировка наблюдательности» (Направлено на формирование такого способа восприятия окружающего мира как эмпатия)
- Эмоциональные переживания есть и у животных, но только человеку доступна такая форма восприятия окружающего мира как эмпатия.
Учащимся представлены фотографии и репродукции картин. Надо определить эмоциональное состояние людей, которые изображены (как отдельных лиц, так и группы людей.
3. Задание №3. Упражнение «На чужом месте» (игровое упражнение направлено на выработку средства идентификации). Учащиеся работают в парах. Каждый участник получает от своего партнёра задание превратиться в определённую вещь. Получивший задание должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в её мир, ощутить её «характер», а затем от лица этой вещи рассказать о том, что её окружает, как она живёт, что чувствует, о её прошлом и будущем....
Примечание: необходимо добиться от учащихся не поверхностного, чисто внешнего описания, а выражения настроений, чувств, ощущений...
IV. Рефлексия.
1. Решение познавательных задач.
4.1 Какое явление характеризует следующая сценка?
Идут по весенней улице два человека. Город полон тополиного пуха. Оба прохожих почти одновременно произносят по фразе, поле чего с удивлением смотрят друг на друга. Один сказал: «Похоже на снег, мягкий и пушистый». Другой: «Какая-то дрянь лезет в физиономию».
Это: эмпатия, непонимание или аттракция?
4.2 Аристотель полагал, что толстый, как у быка, нос человека означает лень. Широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, - глупость; нос, как у льва, - важность; волосы тонкие, как шерсть у коз, овец, - робость.
Согласитесь или опровергните мнение философа, опираясь на полученные знания.
4.3- Как вы считаете, нужно ли человеку учиться социальной перцепции? Какую роль она играет в жизни человека?
(Учиться необходимо, так как это оказывает прямое влияние на социализацию индивида, способствует развитию его личности, отражается на социальном окружении, обществе)
V.Домашнее задание: Подобрать материал о стереотипах в общении.

Приложение:
Работа в группах: анализ одного из механизмов социальной перцепции ( до 10 минут)

1 группа « Встречают по одежке».
Большое влияние на первое впечатление на человека оказывает его внешний вид. Недаром в известной русской пословице говорится, что человека встречают по одежке. Психологи провели интересный эксперимент. Одного и того же человека, одетого по-разному, показывали в группах испытуемых и просили написать его характеристику. Оказалось, что помимо черт, указанных у этого человека всеми группами, были также названы черты характера, на которые указывала его одежда. Например, когда он был в тренировочном костюме, ему приписывались такие качества, как настойчивость, упорство, трудолюбие; в военной форме – дисциплинированность, аккуратность. Женщины в деловом костюме оценивались как упорные, деловые, строгие, трудолюбивые; если та же женщина была одета в короткое платье яркой расцветки, то говорили о том, что ей присуща веселость, открытость по отношению к другим людям, беззаботность и свобода в проявлении чувств. Поэтому, зная секреты одежды, мы можем создавать определенный образ у нашего партнера по общению, повысить свой престиж, доказать свою значимость.
Итак, прежде чем одеваться, вы должны решить, зачем, для кого или для чего вы это делаете. Предположим , вам предстоит официальная встреча с деловым партнером. С помощью правильно подобранной одежды вы можете создать благоприятное впечатление, вызвать доверие к себе, к вашей честности и надежности.
В первую очередь задумайтесь над силуэтом вашего костюма. « Высокостатусным» как для женщины, так и для мужчины считается силуэт , приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а « низкостатусным», и следовательно, вызывающим меньшее доверие – приближающийся к шару. Надо отметить, что в ситуации неофициального, неформального общения существует обратная тенденция: на дружеской вечеринке мягкий пуловер воспринимается лучше, чем пиджак.
Вторым фактором в одежде, отмеченным как признак статуса, является ее цвет. Символические значения цветов отличаются в разных культурах, но в европейской одежде признаком высокого статуса считаются ахроматические цвета ( черно-бело-серые оттенки) и натуральная гамма с преобладанием светлых тонов, а чем ярче и насыщенней цвет, тем ниже предполагаемый статус.
И наконец, цена одежды тоже немаловажный фактор в формировании « статусного» впечатления. Цену мы и окружающие вычисляем, видя качество одежды. Зная частоту встречаемости данной модели и ее соотношение с модой, мы тоже можем судить о цене одежды.
Впрочем, все факторы важны не сами по себе, а во взаимодействии.
Надо сказать и несколько слов о влиянии на первое впечатление таких деталей, как украшения. Массивные золотые перстни у мужчин, огромные бриллиантовые кольца у женщин хотя и подчеркнут большие финансовые возможности, но иногда могут вызвать неожиданный эффект: вашему партнеру вдруг может показаться, что вы хитры и неискренни., что вы стремитесь доминировать и претендуете на большое внимание. А небольшое обручальное кольцо будет свидетельством вашей надежности, жизненного опыта.
2 группа « Эмпатия»
Эмпатия – способ постижения состояния другого человека, сопереживание, сочувствие, соучастие являются одной из важных характеристик личности. Эмпатия является основой содействия, помощи друг другу. В некоторых случаях эмпатия носит индивидуальный, избирательный характер, когда отклик возникает на переживание не любого человека, а только очень значимого, например, близкого друга, родственника. Люди не способные к этому, как правило, оказываются в изоляции.
Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Именно благодаря эмпатии мы, читая книгу или смотря фильм, чувствуем тоже, что чувствует человек, попавший в различные жизненные ситуации: тревогу и надежду разведчика, ползущего под колючей проволокой за линию фронта, радость и ликование футболиста, забившего гол, огорчение и разочарование студента, не сдавшего экзамен. Поэтому эмпатия будет тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих разных точек зрения.
Эмпатические способности возрастают с возрастом человека, с жизненным опытом. Пожилые люди, многое повидавшие на своем веку и многое пережившие, лучше понимают, что испытывает человек, попавший в те или иные обстоятельства, нежели подросток.
Формы эмпатии зависят от типа межличностных отношений.
Наиболее простой вид эмпатии – повторение, когда один человек непосредственно, непроизвольно воспроизводит эмоцию другого человека. Например, в группе маленьких детей часто бывает достаточно заплакать одному ребенку, как тут же заплачут другие. Точно так же люди могут « заразиться» эмоцией в толпе, в зрительном зале.
Более сложная форма эмпатии – переживание, основанное на ситуации , в которой находится другой человек. Например, возможно, вы ловили себя на том, что с замиранием сердца следили за выступлением гимнастов под куполом цирка. В этом случае проявление эмпатии связано с тем, что вы переживаете чувство опасности, которое подстерегает того, за кем вы следите, даже если он сам эту опасность еще не замечает или она для него привычна.
Высшая форма эмпатии – сопереживание. Сочувствие, сопереживание выражены в способности человека откликаться на чувства другого, радоваться и печалиться вместе с ним или за него.
Но нередко нам приходиться испытывать смешанные чувства: к радости за другого человека примешивается зависть, а к переживанию огорчения - чувство облегчения от того, что это происходит не с нами. Такие чувства не являются сочувствием.
Установлено, что чаще всего люди сочувствуют и сопереживают близким родственникам, знакомым. Сочувствие и сопереживание возникают тем легче, чем ближе мы знаем человека, в этом случае нам проще поставить себя на его место.
Любопытно, что отрицательные эмоциональные переживания другого человека ( горе, печаль) легче вызывают эмпатию, чем положительные. Разделить горе люди соглашаются скорее, чем радость.
3 группа « Аттракция»
В том случае, когда познание партнера по общению осуществляется через механизмы формирования привязанности, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения, то говорят об аттракции. Аттракция представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств. Палитра этих чувств чрезвычайно разнообразна: от простой симпатии до глубокой любви.
Причиной возникновения положительных чувств партнеров по общению нередко бывает их внешнее или внутреннее сходство. Так, водитель междугороднего автобуса быстрее поймет проблемы водителя большегрузного автомобиля, чем мотоциклиста в раскрашенной куртке. Подростки гораздо лучше понимают друг друга, чем окружающих их взрослых.
Аттракция всегда индивидуально избирательна.
Эмоциональная привязанность чаще всего возникает на базе:
- общих интересов
- ценностных ориентаций
- чем симпатичнее человек, тем лучше понимаются его поступки.
4 группа «Казуальная атрибуция».
Стремясь понять другого человека, верно оценить его в целом и какие-то качества в отдельности, мы пытаемся выстроить определенную схему, которая помогла бы нам это сделать. Особенно интересуют нас мотивы, внутренние пружины поведения. Ведь зная их, мы можем предсказать дальнейшие поступки партнеров. Например, вернувшаяся с работы мама, обнаружив полностью убранную квартиру, думает, что дочка наконец-то взялась за ум и решила ей помочь. Хотя на самом деле, пока родителей не было дома, дочь устроила в квартире буйную вечеринку и теперь пытается скрыть ее следы. Такое приписывание причин поведения другому человеку называется казуальной атрибуцией, которая может быть и положительной, и отрицательной.
Таким образом, каждый из участников общения, оценивая другого, стремится построить определенную систему понимания причин поведения партнера. В обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Исследования показывают, что у каждого человека есть свои привычные, любимые способы или схемы причинности, то есть привычные объяснения чужого поведения. Так, для одних характерна « личностная атрибуция». Такие люди в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего любому, но только не себе. Другие привыкли к « обстоятельственной атрибуции». Они винят обстоятельства, не стремясь выяснить конкретного виновника. Третьи используют стимульную атрибуцию: человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие ( ваза упала потому, что плохо стояла).
Атрибуция бывает внутренней и внешней. Пытаясь определить черты личности другого человека, мы можем искать причину его поведения либо в его внутренних склонностях, либо в элементах ситуации, в которой он оказался.
Например, успех школьницы на экзамене мы можем приписывать либо ее умственным способностям, старательности и упорной работе, либо тому, что экзамен был легким или что во время экзамена она сумела воспользоваться шпаргалкой. Ссору между влюбленными можно объяснить либо дурным характером одного из них, либо поисками и сплетнями недоброжелателей.
Изучая процесс казуальной атрибуции, психологи установили различные закономерности. Вспомните, как вы объяснили родителям плохую отметку, полученную в школе, Здесь может быть множество вариантов. Однако, можно согласиться с учеными, что причину успеха обычно приписывают себе, а неудачи объясняют обстоятельствами. Мало найдется людей, которые бы честно признались: « Да, я виноват».
Характер и вид приписывания будет зависеть от того, какую роль выполнял человек. Оценка события будет различна в случаях, если человек сам был его участником или наблюдателем. Причем общая тенденция состоит в том, что чем более значимо для нас событие, тем скорее мы склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной.
5 группа «Идентификация».
Термин» идентификация» буквально означает уподобление себя другому. При идентификации мы пытаемся понять другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам, ставя себя на место партнера по общению. Поэтому, когда мы считаем, что окружающие нас неправильно понимают, мы говорим:» Побывали бы вы на моем месте!». Тем самым мы приглашаем их « включить» психологические механизмы идентификации. Подобные выражения есть у разных народов. Например индейцы по этому поводу говорят: « Чтобы понять человека, нужно семь лун проходить в его мокасинах».
Разговаривая со знакомыми, мы сначала удивляемся, когда он вдруг, прекратив разговор, бросается на помощь попавшему в беду котенку. Ведь мы тоже наблюдали эту сцену, но ничего кроме улыбки, она не вызвала. Если же мы вспомним, что у знакомого дома живут четыре кошки, то мы сможем его прекрасно понять. Таким образом, идентификация с другим дает возможность понять его нормы, ценности, вкусы и привычки.
Идентификация играет важную роль в профессиональной деятельности педагогов, психологов, следователей. Довольно широко этим механизмом пользовался Шерлок Холмс.
Чаще всего идентификация, сочетаясь с эмпатией, позволяет добиться понимания, видения другого, постижения его мотивов и смысла деятельности, ставить себя на его место.
6 группа «Социальная рефлексия».
Важную роль в социальной перцепции играет самовосприятие и интерпретация собственных действий и побуждений, своих особенностей и их влияние на впечатление других людей. По - иному этот процесс называется социальной рефлексией. Само это понятие возникло давно. Еще Декарт подразумевал по рефлексией умение человека сосредоточиться на содержании своих мыслей, отвлечься от всего внешнего. Но в процессе социальной рефлексии добавляется еще и осознание того, как воспринимает и понимает нас партнер по общению. При этом внимание наше переносится с партнера на самих себя. Человек в процессе социальной рефлексии предстает как бы в трех позициях:
- каким я являюсь в действительности;
- каким я вижу самого себя;
- каким меня видит партнер по общению.
Соответственно, уже эти три позиции можно обнаружить и у партнера по общению. Все они участвуют в формировании самообраза человека.
Когда одна группа стремится понять, как она оценивается другой группой, то рефлексия называется групповой. Данное понятие очень важно для руководства предприятиями, политическими партиями, так как от этого будет зависеть их авторитет. Именно для этого социологические службы проводят опросы общественно мнения. Лишь учитывая его, можно строить свои планы, видеть перспективу.












рефлексия

идентификация

Казуальная атрибутика

Сочувствие – высшая форма

переживание

повторение

аттракция

эмпатия

«встречают по одёжке»

Механизм социальной перцепции - ........