Конспект урока на тему Общение как понимание (10 класс)


Григорян Ирина Петровна
г. Новый Уренгой,
МАОУ СОШ №3,
учитель истории и обществознания,
первая категория.
«Современные подходы и методы преподавания истории и обществознания в связи с реализацией ФГОС и переходом на новый историко-культурный стандарт»
Модернизация образования, внедрение нового образовательного стандарта, углубление и усложнение содержания исторического образования в общеобразовательной школе настоятельно требуют сегодня от учителей - практиков  овладения новыми подходами и технологиями обучения, умения конструировать процесс изучения истории и обществознания школьниками наиболее результативно, применяя  современные активные, нестандартные, инновационные методы работы.
  Актуальность темы, на мой взгляд, заключается в том, что в условиях модернизации исторического образования необходим переход на такие формы, методы, приемы организации учебного процесса, которые в большей степени помогут выпускнику войти в новое пространство. При этом необходимо добиться того, чтобы выпускник мог:
 - уметь применять полученные знания в новых условиях, требующих от него широкого кругозора, компетентности и информированности;                                                                  
- уметь  устанавливать  конструктивные  отношения  с  окружающими его людьми;
- самостоятельно      принимать     решения     и     осознавать     меру ответственности за них. Поэтому сегодня вместо простой передачи знаний, умений и навыков ученику важно обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, применять полученные знания на практике.
 Каждый учитель постоянно задает себе очень важный вопрос: «Чему учить и как учить?». Ответить на него поможет решение современных педагогических задач: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; планировать и организовывать собственную учебную деятельность; и как результат, способствовать повышению качества образования в целом.
Современный подход к преподаванию обществознания ставит общей целью   создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной, ответственной за совершенные поступки личности.
Изучение общественных явлений на основе конкретных ситуаций, выделение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев и коллективное обсуждение вариантов  решения проблемы на уроке обществознания позволяет применение кейс-технологии. Кейс- технология работает на формирование и развитие учебно-информационной компетенции и коммуникативной (социальной) компетенции.
Используя эту технологию, я преследую следующие цели:
- «погружение в предмет», в ходе которого ученики эмоционально переживают и оценивают конкретную ситуацию. Это формирует их ценностные установки;
- создание проблемной ситуации, при решении которой, учащиеся приходят к выводу о том, что из любой ситуации существует много выходов и определяют, от чего зависит тот или иной выход, т.е. формируется ответственность обучающихся за принятое решение;
- развитие компетентностей учащихся.

Тема урока в десятом классе: общение как понимание
Цели урока:
показать роль общения в жизни каждого человека; сформировать знания о влиянии на общение индивидуальных качеств человека. Рассказать учащимся о способах воздействия на человека посредством общения, о различных формах общения.
Задачи урока:
объяснить понятия и термины «взаимопонимание», «идентификация», «эмпатия», «стереотип», «социальная перцепция», «механизмы взаимовосприятия», «казуальная атрибуция»;
объяснить процессы взаимовосприятия в процессе общения, описать эффекты и стереотипы межличностного восприятия;
развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск и систематизацию информации по теме;
формировать умение делать выводы, на практике применять полученные знания.
ХОД УРОКА
Подготовительный этап – преподаватель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующие конкретные ситуации. Класс разбит на 8 групп. Также создается группа экспертов, которая вырабатывает в ходе урока практические советы для одноклассников
Приемы, работающие на творческое саморазвитие: обучающиеся получают кейс, требования к формированию своей части кейса. Каждая группа индивидуально готовится к работе и выступлению, дополняет предложенный материал, анализирует его, разрабатывает рекомендации.
Ознакомительный этап – происходит вовлечение учащихся в обсуждение реальной ситуации. Каждая группа заранее знакомится с проблемной ситуацией, описывает предложенный способ восприятия и понимания.
Организационный этап – Вступительное слово учителя: мы не думаем о том, как дышим, и о воздухе вспоминаем только тогда, когда его не хватает. Мы общаемся друг с другом постоянно, безотчетно, как дышим. И только почувствовав себя одиноким, непонятым или оскорбленным, задаемся вопросами: «Как я общаюсь? Правильно ли я это делаю?»
Действительно, одной из самых сложных проблем, которые существуют на земле, является проблема общения. Попытаемся понять ее суть. Мы рассмотрим следующие вопросы:
Как происходит восприятие человека во время общения.
Стереотипы и «эффекты восприятия».
Термин «социальная перцепция» характеризует восприятие, понимание и оценку людьми социальных объектов. Поскольку человек выступает в общении всегда как личность, постольку и он сам всегда воспринимается другими людьми как личность. Попробуем шаг за шагом проследить, как происходит процесс восприятия партнерами.
( Учащиеся записывают схему в тетрадь)
Механизмы социальной перцепции – способы, посредством которых люди воспринимают и определенным образом интерпретируют, понимают, оценивают друг друга:
«Нас встречают по одежке»
Эмпатия (повторение, переживание, сочувствие)
Аттракция
Казуальная атрибутика
Идентификация
Рефлексия.
Аналитический этап (основной). Действия учеников: организация работы в малых группах: краткое изложение группой прочитанных и дополненных ими материалов, их обсуждение. Анализ механизмов социальной перцепции, выработка модели поведения.
Работа в группах:
а) анализируют сообщения обучающихся, задают вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы;
б) разрабатывают свои варианты поведения и советы одноклассникам.
Рабочий материал для группы 1
Встречают по одежке…
Большое влияние на первое впечатление о человеке оказывает его внешний вид. Недаром в русской пословице говорится, что человека встречают по одежке… Психологи провели интересный эксперимент. Одного и того же человека, одетого по – разному, показали в группах испытуемых и попросили дать ему характеристику. Оказалось, что, помимо черт, отмеченных у этого человека всеми группами, были названы черты характера, на которые явно указывала его одежда. Например, когда человек был одет в тренировочный костюм, ему приписали такие качества как настойчивость, упорство, трудолюбие; в военной форме – дисциплинированность, точность; женщины в деловом костюме оценивались как упорные, строгие, деловые, и, наоборот, если та же женщина была одета в короткое яркое платье, то говорили о том, что ей присуща легкомысленность, наивность, веселость, открытость.
(учащиеся самостоятельно дополняют предложенный материал)
Итак, прежде чем одеваться, вы должны решить, зачем, для кого или чего вы это делаете.
Внешний вид соискателя играет огромную роль. На собеседовании в кадровом агентстве или на деловой встрече вы должны быть хорошо одеты и выглядеть ухоженным. Неважно, мужчина вы или женщина, опрятный современный деловой костюм (не ультрамодный, а традиционный) — лучший способ произвести хорошее впечатление. Важно, чтобы ваша обувь (тоже классического стиля), бижутерия и аксессуары подходили друг к другу. Собираясь на важную встречу, не стоит надевать будничную или неформальную одежду, потому что такой вид может вызвать раздражение.
Ухоженный вид человека говорит о многом, и поэтому ваши волосы должны быть чистыми, подстриженными или уложенными. Сходите к парикмахеру или в салон красоты, если вы давно там не были. Мужчинам следует появляться на деловых встречах только свежевыбритыми, а тем, кто носит бороду или усы, советуем аккуратно подстричь их. Макияж у женщин не должен быть таким же ярким, как вечерний для выхода в свет.
Состояние рук и ногтей очень бросается в глаза на собеседованиях и деловых встречах. Руки и ногти следует содержать в чистоте. Если вы периодически обкусываете ногти или заусенцы, постарайтесь избавиться от этой дурной привычки или хотя бы спрятать дефекты ногтей под слоем лака. Руки тоже следует привести в порядок, позаботиться о них заранее, смазав их питательным кремом. Длина ваших ногтей и цвет лака, если вы красите ногти, должны быть сдержанно-консервативными. Маникюр должен выглядеть профессионально. Ваша поза и жесты тоже могут сыграть важную роль при заключении контракта или устройстве на работу. Плохо, если вы выглядите усталым или ваша поза чересчур расслаблена, если у вас скучающий или заспанный вид, если вас мучает зевота. Но еще хуже, если ваше поведение свидетельствует о том, что вы нервничаете: грызете ногти, почесываетесь, стучите ногой по полу или ручкой по столу, жуете жвачку, если у вас дрожат руки и вы не можете, не пролив, донести до рта чашку чая или кофе; если вы то и дело прерываетесь, чтобы ответить на звонок по мобильному телефону, часто смотрите на часы, вздыхаете или почему-то держитесь нагло и бесцеремонно. Всего этого следует избегать, если вы хотите произвести хорошее впечатление.
Вопросы к группе 1
Что собой представляет первый шаг к восприятию?
Какую роль этот механизм играет в формировании статуса?
Дайте практические советы, которые вы можете дать своим одноклассникам, оказавшимся в похожей ситуации.
Рабочий материалы для группы 2
Эмпатия Эмпа́тия — способность поставить себя на место другого человека или животного, способность к сопереживанию. Эмпатия также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д. Также под эмпатией подразумевается способность очень точно чувствовать и ощущать эмоциональное состояние человека, не видя его.
Психолог Карл Роджерс определяет эмпатию следующим образом: Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь.
Эмпат — человек, способный воспринимать переживания, эмоции и чувства другого человека, на уровне своих собственных эмоций. Можно сказать, что эмпат — эмоциональный телепат, ограниченно способный читать мысли, но воспринимающий эмоциональную картину состояния другого человека, причем нередко без упоминаемых в литературе «как будто» — а непосредственно как от первого лица, в связи с чем у людей с повышенным уровнем эмпатии нередки различные психологические проблемы, когда вследствие такого явления они перестают различать собственные эмоции и эмоции чаще всего родных и близких людей. Причем в ряде случаев в процессе такого самоотождествления с кем-то — личность человека «выпадает в осадок», что может провоцировать состояние депрессии и склонность к крайней форме решения такого раздвоения личности — суициду.
Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и проч.), что, однако, далеко не гарантирует наличия этого качества у перечисленных специалистов.
Высшая форма эмпатии – это сочувствие, сопереживание. Установлено, что чаще всего люди сочувствуют и сопереживают близким людям – родственникам, знакомым. Любопытно, что отрицательные эмоциональные переживания другого человека (горе, печаль) легче вызывают эмпатию, чем положительные (радость, удовольствие) Разделить горе люди соглашаются скорее, чем радость.
Вопросы к группе 2
Какую роль «эмпатия» играет в процессе социальной перцепции.
Подумайте, почему эмпатия чаще проявляется в горе, а не в радости
Какие практические советы вы можете дать своим одноклассникам?
Материал для группы 3
Аттракция
Аттракция (от франц. attraction - притяжение, привлечение, тяготение) - обозначает процесс взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви. Сформировать аттракцию - значит вызвать к себе положительное отношение, то есть расположить к себе. Зачем нужна аттракция? Нет плохих людей - есть плохие отношения.
Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения
Исследование аттракции в социальной психологии -- сравнительно новая область. Ее возникновение связано с ломкой определенных предубеждений. Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, не может быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературы и т.д.
Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Эмпирические (в том числе экспериментальные) исследования главным образом и посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Изучается, в частности, вопрос о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, о роли «экологических» характеристик процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и т.п.). Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях «помогающего» поведения. Если весь процесс межличностной перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего при этом определенного отношения, то процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека.
Исследование аттракции в контексте групповой деятельности открывает широкую перспективу для новой интерпретации функций аттракции, в частности функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе. психологии.
Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.
Законы аттракции.
1-й закон: понять - это не значит принять. Нужно, чтобы ваша позиция (цель, интерес) совпадали с позицией другого человека - не противоречили друг другу.
Условия принятия: непротиворечивость того, что он должен сделать, его интересам, желаниям;
необходимо показать ему, что действия, которые от него ожидаются, будут способствовать удовлетворению его потребностей;
положительное отношение к сообщающему.
2-й закон аттракции: при прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение (симпатия, любовь, привязанность, дружба), и наоборот, труднее принимается позиция того человека, к которому испытывают эмоциональное отрицательное отношение (неприязнь, антипатия, ненависть).
Аттракция всегда избирательна.
Вопросы к группе 3
Что такое «аттракция»? В каких случаях она возникает?
Какие свойства имеет?
Какие практические советы вы можете дать одноклассникам?

Рабочий материал для группы 4
Казуальная атрибуция
Вы приходите на работу, и ваш начальник встречает вас целым ворохом комплиментов. С чего бы это? Вы действительно так хорошо выглядите сегодня, или ему от вас что-то нужно? А может, у него просто хорошее настроение? Вы рассказываете о своих проблемах другу, а он вдруг посредине разговора извиняется и просит отложить разговор на завтра. В чем дело? У него какое-то срочное свидание именно сейчас, или вы ему просто надоели со своими проблемами?
Таких «проблем» ежедневно возникает множество и главное, что мы заинтересованы в их правильном решении — от этого зависит наше понимание других людей, наше собственное дальнейшее поведение и судьба наших отношений с другими. Если комплименты в свой адрес можно объяснить новым красивым платьем, то это одно, а если они лишь подступы к тому, чтобы послать вас в длительную командировку, то совсем-совсем другое. Если друг прервал разговор, скорее всего, потому что у него срочное дело, то можно будет потом вернуться к разговору, а если ему надоело вас слушать, наверное, не стоит продолжать пытаться рассказать ему о своих сложностях.
Понимание действий другого очень важно для успешного общения с ним. В любом взаимодействии мы каким-то образом, даже не задаваясь специальными вопросами, получаем представление о том, «почему» и «зачем» человек сделал что-то. Конечно, иногда это требует специальных размышлений, но чаще всего уже при восприятии поступков человека мы одновременно «воспринимаем» и причины этих поступков. Каким образом мы видим истоки действий других — его мотивы, намерения, цели и т.п., какие механизмы в социальном восприятии позволяют нам видеть причинно-следственные связи в поведении других людей?
В процессе социального взаимодействия человек воспринимает другого вместе с его действиями и «через» действия. От адекватности понимания действий и их причин во многом зависит построение взаимодействия с другим человеком и в конечном счете успешность совместной деятельности. Существует довольно обширное направление в социальной психологии: исследования процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин) поведения. Так, для одних характерна личностная атрибуция. Такие люди в любой ситуации склонный находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку, но только не себе. Другие же привыкли к обстоятельственной атрибуции. Они винят обстоятельства, не стремясь выяснить конкретного виновника. Третьи используют стимульную атрибуцию: человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала на пол, зеркало разбилось) или в самом пострадавшем (сам виноват).
Атрибуция также бывает внутренней и внешней. Пытаясь определить черты личности другого человека, мы можем искать причину его поведения либо в его внутренних склонностях, либо, наоборот, в элементах ситуации, в которой он оказался.
Характер и вид приписывания будет зависеть также т от того, какую роль выполняет человек, какого его личное участие в обсужденном событии.
Вопросы для группы 4
Какие закономерности протекания казуальной атрибуции вы заметили?
Дайте практические советы своим одноклассникам.
Рабочий материалы для группы 5
Идентификация
Идентифика́ция (лат. identificāre — отождествлять) — частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. В ряде случаев может относиться к механизмам психологической защиты.
Идентификация лежит в основе нормальных попыток стать похожим на другого человека или группу людей, перенять значимые черты. В таком виде она присутствует с раннего детства и постепенно развивается от примитивного желания «вобрать в себя», до более сложных, эффективных и субъективно контролируемых форм. Идентификация способствует установлению глубокой эмоциональной связи с другим человеком или группой людей, ощущению причастности, объединённости с ними. Таким образом, могут быть переняты не только черты и особенности характера, но и нормы, ценности, образцы, что проявляется в форме конформизма.
Адаптивная сила идентификации может значительно варьироваться, в зависимости от того, кто и когда выбран в качестве объекта идентификации. Идентификация, повышающая социализацию на одном жизненном этапе, может снижать её на другом: если в школьном возрасте идентификация с соседским драчуном может способствовать повышению социального статуса, то во взрослом возрасте вероятнее обратный эффект.
Сознательная и бессознательная идентификация может давать возможность «вставать на чужое место» — погружаться, переноситься в поле, пространство, обстоятельства другого человека, что способствует глубокому его пониманию.
Идентификация играет важную роль в профессиональном общении педагогов, психологов или следователей.
Вопросы к группе 5
Приведите примеры, поясняющие смысл понятия «идентификация»
Какую роль играет идентификация в ходе общения?

Рабочий материалы для группы 6
Социальная рефлексия
Важную роль в социальной перцепции играет самовосприятие и интерпритация собственных действий и побуждений, своих особенностей и их влияния на впечатление других людей. По – иному этот процесс называется социальной рефлексией. Еще Декарт подразумевал под рефлексией умение человека сосредоточиться на содержании своих мыслей, отвлечься от внешнего. Но в процессе социальной рефлексии добавляется еще и выяснение того, как понимает и воспринимает нас партнер по общению. При этом внимание наше переносится с партнера на самих себя. Человек в процессе социальной рефлексии предстает как бы в трех позициях:
- каким я являюсь в действительности;
- каким я вижу самого себя
- каким меня видит партнер по общению.
Соответственно, эти же три позиции можно обнаружить и у партнера по общению. Все они участвуют в формировании самообраза человека.
Когда одна группа людей стремится понять, как она оценивается другими, то рефлексия называется групповой.
Вопросы к группе 6
Для чего нужна социальная рефлексия?
Дайте практические советы своим одноклассникам.
Материалы для группы 7
Стереотип – помогает или мешает
Стереотип – это устойчивый образ какого–либо явления или человека, складывающийся в условиях нехватки информации, это привычный нам штамп, к которому мы обращаемся при взаимодействии с этим явлением. Несмотря на то, что стереотипы не всегда точны, они позволяют нам существенно сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания. Таким образом, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой как бы прибор «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы. Каждый стереотип имеет свою сферу социального применения: используется при оценке групповой, национальной и профессиональной принадлежности человека.
В ходе стереотипизации мы классифицируем поведение окружающих и пытаемся объяснить причины путем отнесения к уже известным явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам.
Именно на стереотипности восприятия построена наука физиогномика – учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу людей. Физиогномисты старались «научно» по внешним признакам устанавливать психологические особенности этого типа.
Характерные черты человека проявляются и в его речи. Человек раскрывается как в содержании речи, так и в форме речи, в том что он говорит и как он говорит. Однако самым важным показателем характера считаются глаза человека. Еще древние говорили: «Глаза – это зеркало души». Аристотель, например, указывал, что большие добродушные, но выпуклые глаза являются признаком глупости.
Наиболее популярны, живучи и далеко не всегда верны этнические стереотипы – образы типичных представителей определенных наций. Даже не имея личного опыта общения, мы наделяем иностранцев строго фиксированными чертами внешности и особенностями характера.
Также велика живучесть профессиональных стереотипов.
Вопросы к группе 7
Приведите примеры различных стереотипов.
Помогают они или мешают в процессе восприятия? Ответ аргументируйте.
Рабочий материалы для группы 8
Эффекты восприятия
Природа эффекта ореола объясняется формированием специфической установки, отношения к партнеру по общению. Эта установка определяет направленное приписывание ему определенных качеств. Эффект ореола заключается в том, что любая информация , получаемая о каком – то человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты партнера по общению. Поэтому говорят о «положительном» или «отрицательном» ореоле.
Эффект ореола может принести большую пользу, если применять его умело. Создавая хорошую репутацию людям, которые тесно связаны между собой: коллегам по работе, друзьям в своей компании и т.д., мы через некоторое время с удовольствием обнаруживаем, что нас окружают только хорошие люди, которые прекрасно ладят между собой и великолепно относятся к нам.
Близким к эффекту ореола является эффект проекции, который возникает тогда, когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки.
Другим видом проекции является защитная. Защитная проекция заключается в том, что импульсы и чувства, неприемлемые, неприятные данному человеку, приписываются им другим людям. Особенно часто зеркальная проекция наблюдается в конфликтных ситуациях. Обе стороны конфликта приписывают сходные добродетели самим себе и пороки – своим противникам.
Оценивая другого человека, мы обычно избегаем крайних суждений и определений. Подобная тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего получила название эффекта средней ошибки. Вспомните: «В тихом омуте черти водятся».
Если информация о человеке оказывается противоречивой, то мы сталкиваемся с эффектом первичности и новизны. Мнение, сложившееся вначале, очень часто надолго определяет отношение к человеку или событию, первая информация оказывается сильнее последующей. Это явление психологи назвали эффектом первичности.
Вопросы к группе 8
Определите причины складывания стереотипов?
Какова роль стереотипов в процессе восприятия? Ответ аргументируйте.
Учитель: очевидно, что эффективное общение невозможно без правильного восприятия собеседника, партнера. Как же на практике отработать приемы восприятия о которых мы узнали на уроке?
Примеры творческих продуктов учащихся.
Рефлексия. Каждая группа составляет письменный отчет о занятии по данной теме, составляет психологические рекомендации правильного поведения в различных жизненных ситуациях, так же экспертная группа называет способы поведения, способствующие пониманию человека, с которым происходит общение. Называет способы, затрудняющие общение:
* собираясь на встречу, продумайте до мелочей свой внешний вид, он должен быть безупречным;
* научитесь радоваться успехам и достижениям своих одноклассников, друзей, родных. К сожалению, легче разделить с другими горе, чем радость;
* научитесь понимать своего собеседника. Понимание действий, образа мыслей другого человека важны для успешного общения с ним.

Список литературы
Боголюбов Л.Н. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, профильный уровень. М.: «Просвещение», 2011
Козин С.В. Информационные технологии в преподавании обществознания. // Преподавание истории и обществознания в школе. №3 2003г.
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». В 2ч. 11 класс /Под редакцией Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение 2001.
Сорокина Е.Н. «Поурочные разработки по обществознанию». Профильный уровень: 10 класс. – М.:ВАКО, 2010
http://blvschool.ucoz.ru/Metodicheskay_g/masterklass_obrazovatelnye_tekhnologii.pdf
http://edu.1september.ru/internal/09/004/http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/09/27/esse-sovremennye-metody-prepodavaniya-istorii-i-obshchestvoznaniya