Разработка урока по теме «Общение как обмен информацией»
Тема урока «Общение как обмен информацией»
Цель: объяснить понятия «общение», «коммуникация», «невербальное общение»; охарактеризовать средства общения, выявить трудности, возникающие в процессе коммуникации.
Конспект урока
Проблема общения одна из базовых проблем социальной психологии.
Что такое общение? (выпиши определение из 1 абзаца на стр.320)
Ученые употребляют два термина «общение» и «коммуникация». Сравним эти понятия. Заполнив таблицу:
Вопросы для сравнения
Общение
Коммуникация
Направленность процесса
Двунаправленность (наличие обратной связи)
Однонаправленность (односторонняя связь)
Роль субъектов
Равноправны, равноценны, свободны, активны
Активны в передаче информации
Роль объектов
Осознанно вступают в контакт, видоизменяют информацию, дополняют, уточняют
Получают информацию
Вывод: особенностями коммуникации являются:
Взаимная информированность
Единая система языка и значений
Значимость информации
Наличие барьеров
Подробно прочитай в параграфе 31 п. 1
Передача любой информации осуществляется посредством различных знаковых систем.
Виды средств общения:
Вербальные (речевое) – читай параграф 31 п.2
Невербальные (жесты, мимика, пантомимика, экстралингвистика)- читай параграф 31 п. 3
Особенности общения в современном мире.
Выполни задание № 3 на стр. 328, используя материал учебника стр. 326-327
Д/з параграф 31.
Тема урока «Общение как взаимодействие»
Цель: объяснить понятия и термины: «общение как межличностное взаимодействие», «кооперация», «конкуренция», «конкуренция», «интеракция», «доминантный собеседник», «недоминантный собеседник», «экстраверт», «интроверт»; ознакомить с особенностями общения как межличностного взаимодействия; описать и проанализировать типы взаимодействия, выявить особенности общения в юношеском возрасте.
Конспект урока
Общение - это не только обмен информацией, знаниями, но и организация совместных действий, в ходе которых и возникают межличностные отношения.
Мыслители по-разному объясняют суть этого общения.
Одни, сторонники теории обмена (автор теории Дж. Хоманс) полагают, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможное вознаграждение и затраты. Яркий пример подобного понимания содержится в притче. Прочитайте и прокомментируйте ее.
Благодарить должен дающий
Когда Учитель был настоятелем монастыря, ему понадобилось новое учебное здание. Один купец решил пожертвовать на постройку нового учебного здания 500 золотых монет и принес их Учителю. - Хорошо, я возьму их, - сказал Учитель. Подав Учителю мешок с золотом, купец остался недоволен его безразличным отношением. На три золотые монеты целый год можно прожить, а тут не благодарят за пятьсот.
- В мешке 500 монет, - намекнул он.
- Ты уже говорил это, - ответил Учитель.
- Но ведь даже для такого богатого купца, как я, это огромная сумма, -сказал купец.
и Ты хочешь, чтобы я за них благодарил тебя? - спросил Учитель.
- Вы должны сделать это, - ответил купец.
- Почему же? - сказал Учитель. - Благодарить должен дающий!
Сторонники второго направления, представители теории символического интеракционизма (автор теории Дж. Мид), рассматривают поведение людей по отношению друг к другу и к предметам в зависимости от значений, которые им придают люди. Особенно их интересует период юношеского общения. Запиши название теории и автора.
Исследуем эти подходы..
1. Две стороны взаимодействия
Итак, общение выступает как межличностное взаимодействие, или интеракция, т. е. как совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности. Запиши определение! Например, ученик после урока отдает учителю труда инструмент, которым он работал, а учитель кладет его в шкаф. Обмена информацией здесь не произошло, но взаимодействие состоялось.
Следовательно, процесс взаимодействия включает два компонента (записать!):
внешний компонент
·- регламентированный порядок действий в каждой конкретной ситуации, т. е. этикет общения;
внутренний компонент относится к психологической стороне взаимодействия, в ходе которого Люди удовлетворяют ряд потребностей, связанных с поддержанием их психического равновесия.
Примеры подобных потребностей:
потребность в определении своей социальной принадлежности и статуса; потребность в поддержании хороших отношений.
Прочитай об этом подробней на стр. 330-331 учебника
2. Процесс взаимодействия (схему переписать!)
Физический контакт Духовный контакт
Вербальная форма Невербальная форма
Примеры прочитай на стр. 331.
Варианты взаимодействия (записать!):
Кооперация
Конкуренция
О содержании прочитай на стр.331 в последнем абзаце.
3. Стратегии взаимодействия.
Всем известно, что в процессе совместной деятельности люди ведут себя по-разному. Одни легко и просто входят в контакт с людьми, другие - вступают сложно, а иногда вообще предпочитают одиночество. Поэтому прежде чем, допустим, отправить в космос команду космонавтов, их тестируют на психологическую совместимость. Так же поступают с полярниками, которые должны будут на долгое время быть оторваны от Большой земли и вынуждены жить в небольшом коллективе.
- Означает ли это, что с нелюдимым человеком невозможно наладить отношения? Не слишком ли будет раздражать в процессе общения поведение чересчур активных и общительных товарищей?
- Прочитайте п. 2 § 32 и объясните значение термина «стратегия».
Как же мы будем строить свои отношения с окружающими нас людьми? Прежде всего, мы должны помнить, что все люди разные, но к каждому можно подобрать «ключик».
Заполни таблицу «Стратегии взаимодействия, используя материал учебника на стр. 332-334
Стратегия поведения участников общения
Социальные качества, проявляемые в общении
Доминантный собеседник
Недоминантный собеседник
Мобильный собеседник
Ригидный собеседник
Экстраверт
Интроверт
Перепиши особенности общения в юношеском возрасте:
1. Интерактивное общение со сверстниками важно для юношества, так как: это важный канал информации;
вырабатываются навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права;
соотносятся личные интересы с общественными;
это специфический вид эмоционального контакта, которое дает подростку важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
2. Общение в этом возрасте строится на основе переплетения двух противоречивых потребностей:
обособления;
включения в какую-либо группу или общность.
3. Усиливается потребность к автономии, неприкосновенности личного пространства.
4. Усиливается чувство непонятости, неприкаянности, отсюда огромная потребность в общении со своими сверстниками.
5. Желание быть «как все» (а «все» - это исключительно «свои»).
6. Самая распространенная коммуникативная трудность подростков - застенчивость. Отсюда - преувеличение своей уникальности, расчет на аудиторию слушателей.
7. Вынужденный поддерживать «миф» о себе, подросток сбивается с пути, проявляет ложь или немотивированную жестокость.
Ученые выделяют три наиболее распространенные формы общения подростков. Вы их все очень хорошо знаете. Охарактеризуйте и проанализируйте формы:
«я и ты»;
«я и случайные они»;
«я и общество».
Домашнее задание
§32