Конспект урока по всеобщей истории на тему Поход Александра Македонского на Восток


Конспект урока истории в 5 классе.
« Поход Александра Македонского на Восток »
Учитель Т.А. Тетеркина
Дата проведения:
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цели урока:
- Познакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск;
- Подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского;
- Анализировать личность Александра Македонского ( черты характера, устремления) научить выявлять причины, позволившие ему прославиться;
-Научить давать нравственную оценку поступкам Александра Македонского;
- Формировать умение работы с исторической картой, на основе текста учебника и презентации давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Развивающая цель:
способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия);
способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.
Воспитательная цель :
создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры;
способствовать формированию нравственных качеств личности (уважительное отношение к мнению одноклассников и их суждениям и выводам).
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, электронная презентация в программе Power Point, исторические карты, карточки с заданиями для групповой работы, учебник истории Древнего мира под ред. Вигасина А.А. и Годера Г.И., Свенцицкая С.И..
Планируемые результаты:
Предметные:
Называть направления походов Александра Македонского и причины гибели Персидского царства.
Характеризовать личность Александра Македонского и Дария III.
Формирование УУД ( универсальные учебные действия):
Личностные:
проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
понимает причины успеха в учебной деятельности;
Оценивать события и поступки исторических личностей с позиции гражданина и патриота России, своей малой Родины.
Регулятивные
умение самостоятельно определять цели своего обучения;
поиск и нахождение информации;
учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом, владение основами самоконтроля, самооценки.
Познавательные
ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
выделять причины и следствия.
Коммуникативные
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально, в паре и в группах;
слушает и понимает речь других;
Создавать устные и письменные тексты.
Методы обучения:
Словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.
 Формы обучения:
фронтальная работа;
групповая;
парная.
План урока
1. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний .3. Проверка пройденного ранее материала.
4. Постановка учебной задачи, цели.
5. «Открытие» нового знания и обсуждения.
6. Этап первичного закрепления с проговаривание во внешней речи .7.Закрепление с самопроверкой по эталону.
8. Домашнее задание.
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке .
Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: информационные, проблемного обучения, групповые.
Технологическая карта урока
№ Деятельность учителя Деятельность обучающихся1 Организационный этап.
Задачи: Создать благоприятный психологический настрой на учебную деятельность.
УУД: Личностные: самоопределение обучающихся в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований и выработке внутренней готовности к их реализации.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование сотрудничества с одноклассниками и учителем.
Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания Настраиваются на урок
2 Актуализация знаний. УУД: Метапредметные: сопоставление, классификация объектов. Коммуникативные: выражение в ответах своих мыслей., Познавательные: обобщение полученных знаний. Коммуникативные: выражение в ответах своих мыслей.
Тестирование .После выполнения работы на листочках , ребята сдают работы на проверку учителю.
3. Проверка пройденного материала ранее и проговаривание
УУД: Личностные: Самоопределение к учебной деятельности. Познавательные: осуществление самопроверки, коррекция знаний ,обобщение полученных знаний. Регулятивные: умение спланировать работу и уложиться в отпущенное время, Коммуникативные: выражение в ответах своих мыслей.
Давайте проверим, что вы должны были ответить и повторим пройденный ранее материал.
Фронтальный опрос:
- Как звали царя Македонии, который подчинил себе Греции?
2. -Как звали учителя Александра сына македонского царя?
3. -Кто из греков был против македонскаого царя?
4.-Как называется битва которую проиграли грекам македонцам?
5.- Кто помог в битве македонскому царю?
6.-Куда подготавливал военный поход македонский царь ?7.Что произошло с македонским царем около театра?
Отвечают на вопросы учителя:
- А. Филипп II;
- Б) Аристотель
- А) оратор Демосфен
Б) битва при Херонее-В) Александр Македонский
-Б) в Азию
-Б) убили
4. Постановка проблемы, цели, задач урока
УУД: Целеполагание. Выдвигают предположения о теме, задачах и проблеме урока Умение излагать свое мнение, аргументируя его
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
Слайд (1)
Работа по карте. Учитель раздает каждой паре историческую карту « Поход Александра Македонского на Восток» с легендой . Название карты отсутствует.
- Каким цветом обозначено на карте Македонское царство?
- Каким цветом обозначено Персидское царство?
- В какие направления совершал походы Александр Македонский?
-В какой части света находится большинство этих государств? Итак, давайте попробуем определить тему нашего урока. Слайд( 2)
Цели нашего похода : Слайд (3)
- Познакомиться с восточным походом греко-македонских войск
- Подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского
- Анализировать личность Александра Македонского ( черты характера, устремления) научить выявлять причины, позволившие ему прославиться.
Учащиеся работают по карте , которую раздал учитель
- Коричневым
-Зеленым
-в Азию
-в Египет
-в Персидское царство
-в Индию
- на Востоке
Учащиеся озвучивают свои предположения. Все вместе обобщаем и подводим итог.
Тема урока: - « Поход Александра Македонского на Восток» (Слайд 2)
Записывают тему урока в тетради.
5. «Открытие» новых знаний
УУД: Регулятивные: умение спланировать работу и уложиться в отпущенное время, осуществление самопроверки, коррекция знаний, анализ причины допущенных ошибок.
Коммуникативные: овладение навыками смыслового чтения текстов осознанное построение речевого высказывания. Метапредметные: умение делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения. Анализ и сопоставление характеристик.
Рассказ учителя: - Ребята, мы с вами продолжим изучать походы македонского царя- Александра Македонского. Для этого мы отправимся вместе в военный поход: Я буду Александром Македонским ,а вы моей доблестной армией: Вы поделены на 4 группы- 4 войска, одно пойдет в Малую Азию, второе войско – в Египет, третье- в Персию, четвертое – в Индию. Учитель раздает каждой группе задания .Слайд (4)
Каждая группа получает задания и совместно работает . Учащиеся отвечают на вопросы и составляют рассказ.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
По истечению времени группы поочередно выходят и от первого лица рассказывают о своих походах отвечая на вопросы которые были в задании. Сначала выступает группа 1- Поход в Малую Азию и дает характеристику личности Александра Мекедонского. Остальные группы слушают выступающую группу и по окончанию выступления группы 1 , учитель задает вопросы остальным группам по услышанному.
Фронтальный опрос для закрепления материала
-У Какой реки была первая встреча Ал. Македонского с персами?
-Как звали персидского царя?
-Кто спас Ал. Македонского?
-Где была вторая встреча с персами?
-Как повел себя Дарий во время битвы?
- на р. Граник в 334 г. До н.э. ( Запись в тетр) Слайд(5)
-Дарий
-его друг Клит?
- Г.Исс 333 г. До н.э.(Запись в тетр)
Слайд (6)
- Сбежал с поля боя. Слайд (7,8)
Физ. Минутка. (Слайд 9) Отдохнули. Самое время продолжить наш поход.
Затем выступает группа 2- Поход в Египет и дает характеристику личности Александра Мекедонского. Остальные группы слушают выступающую группу и по окончанию выступления группы 2 , учитель задает вопросы по услышанному.
Фронтальный опрос для закрепления материала
-В какую страну пошел Ал.Македонский?
-Почему жестоко расправился с жителями г.Тир?
-Какой город был основан в дельте р.Нила?
- Финикия , г. Тир (Запись в тетрадь) Слайд (10)
- Долго не сдавались Ал.Македонскому.
-Александрия Египетская ( запись в тетрадь) Слайд (11,12)
Потом выступает группа 3- Поход в Персию и дает характеристику личности Александра Мекедонского. Остальные группы слушают выступающую группу , по окончанию выступления группы 3 учитель задает вопросы по услышанному остальным группам.
Фронтальный опрос для закрепления материала
- Как называлась Битва в Персидском царстве?
- как во время битвы повел себя Дарий III и его дальнейшая судьба?
- Чем были недовольны военачальники Ал. Македонского?
- Как вы охарактеризовали личность Александра Македонского из похода в Малую Азию?
-Что произошло с другом Александра Македонского Клитом? - Битва при Гавгамелах в 331 г.до н.э.( запись в тетр) Слайд (13,14)
- Сбежал и потом его убили его же приближенные
- Он стал вести себя высокомерно
-Ал. Македонский удил его.
Последней выступает группа 4- Поход в Индию, и дает характеристику личности Александра Мекедонского. Остальные группы слушают выступающую группу , по окончанию выступления группы 4 учитель задает вопросы по услышанному остальным группам.
Фронтальный опрос для закрепления материала
- Куда пошел Ал.Македонский после Персии?
- Где была битва?
-Чем закончилась битва и почему?
-Почему Ал.Македонскому не удалось пойти в Азию?

-Сколько лет длился весь поход на Восход?
-Посчитайте в каком году родился Ал. Македонский, если известно, что умер он в 33-летнем возрасте?
- Мы с вами на всем военном походе давали характеристику Ал.
Македонскому и у нас получилось вот что: Слайд (19)
-Известно ,что во время его походов многие города не сопротивлялись ему и они добровольно переходили из под власти персов признавая его власть. Проблемный вопрос: Подумайте Почему же Александру удалось покорить Персидское царство? - В Индию 330-327 г. До е.э .(Запись в тетр)Слайд (15)
- в долину р. Инд Слайд (16)
- поражением индусов из-за слонов которые пришли в ярость и растоптали своих же воинов(Запись в тетр)
- Александр внезапно заболел и умер в 323 году до н.э. (Запись в тетр)
334-324 гг. до н.э.
- 10 лет (Запись в тетр)
- в 356г. до н.э.
-люди устали от власти персов,
- полководческий талант Александра Македонского Слайд (20)
7 Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
УУД: Умение применить знания в новой ситуации. Выявление пробелов в знаниях, умение задать вопрос для устранения пробела. Взаимоконтроль, коррекция.
Выполнение заданий на карточках в группах. Выполняют тестовые задания по карточках в группах, осуществляют взаимопроверку. Слайд (21)
Оценивают свой результат. Пытаются проанализировать причины ошибок.
8. Домашнее задание. Личностные УУД: Самоопределение.
Параграф 42 вопросы 1-5, контурная карта зад 1-6 Записывают домашнее задание в дневники.
9. Рефлексия. Регулятивные УУД: самоанализ
Личностные: самооценка, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
Проверим, выполнили ли поставленные задачи.
Предлагается поднять руку, кому урок понравился, что понравилось больше всего, у кого задания вызвали затруднения и какие? Оценивают свои достижения и высказывают отношение к уроку.
«Поход в Малую Азию»
Группа 1 читает § 42 п.1,п.2- первый абзац отвечает на вопросы Устно.(Работа в группах означает ,что Все ребята должны работать вместе и искать ответы. Смотри за своим соседом ,чтобы он работал вместе с тобой)
В каком году Александр Македонский отправился в военный поход в Малую Азию ?Через какой пролив переправился Александр Македонский ? ( вспомни Марафонскую битву)
Где встретились македонские войска и персидские? ( напиши в тетрадь год и место)
Почему Александр Македонский не напал на персов на рассвете?
Почему Александр Македонский
Кто спас Александра Македонского ?Как возглавлял персидское войско ?Где была вторая встреча македонского войска и персидского войска?
( напиши в тетрадь год и место)
Как повел себя персидский царь, попав в гущу сражений?
Кого взял в плен Александр Македонский после сражения?
Составьте рассказ о походе в Малую Азию (рассказ должен быть полным, пользуйтесь вопросами)
По изученному материалу дайте характеристику Александру Македонскому? подчеркни( Какой он?( Какой он?- Сильный, Слабый, Мудрый, Решительный, Нерешительный, Мужественный, Своенравный, Упрямый, Вспыльчивый, Жестокий, Лживый, Целеустремленный , Тщеславный, Ленивый, Подлый, Благородный, Трусливый, Бездарный )
«Поход Египет»
Группа 2 читает § 42п.2- со второго абзаца со слов « Дальнейшей….»и отвечает на вопросы Устно.(Работа в группах означает ,что Все ребята должны работать и искать ответы вместе. Смотри за своим соседом, чтобы он работал вместе с тобой)Какой город сопротивлялся Александр Македонский , к какому государству он относится?
За кого сражались горожане города?
Благодаря чему македоняне смогли ворваться в город Тир?
Почему Александр Македонский жестоко расправился с жителями г.Тир?
Что предложил Дарий III Александру Македонскому?
Как встретили египтяне Александра Македонского? Почему?
Кем объявили Александра Македонского египтяне? Почему не отказался?
Где и Какой город основал в свою честь Александр Македонский ?
( Покажи на карте)
Сосчитай на карте сколько городов носило имя Александра Македонского?
Составьте рассказ о походе в Египет рассказ должен быть полным – пользуйся вопросами .
По изученному материалу дайте характеристику Александру Македонскому? подчеркни ( Какой он?- Сильный, Слабый, Мудрый, Решительный, Нерешительный, Мужественный, Своенравный, Упрямый, Вспыльчивый, Жестокий, Лживый, Целеустремленный , Тщеславный, Ленивый, Подлый, Благородный, Трусливый, Бездарный )
«Поход в Персидское царство»
Группа 3 читает § 42п.3 и отвечает на вопросы Устно.(Работа в группах означает ,что Все ребята должны работать и искать ответы вместе. Смотри за своим соседом ,чтобы он работал вместе с тобой)
В каком году Александр Македонский отправился в военный поход в Персидское царство ?Посмотри на карту и найди, через какие реки перешла армия Александра Македонского?
К какому селению подошел Александр Македонский? ( запиши в тетрадь год и место сражения)
Кто ожидал армию Александра Македонского у селения?
Из каких частей состояла армия Дария III?
Какой дали совет Александру Македонскому его военачальники? Воспользовался ли он советом?
С чьей атаки чего началась битва? ( расскажи о битве по схеме) (Возницы – это люди управляющие колесницами)
Как повел себя персидский царь попав в гущу сражений? Как сложилась судьба Дария III?
Какие занял города Александр Македонский ?( покажи на карте)
Кто оставался управлять завоеванными областями ?Чем был недовольны военачальники Александра Македонского и его друг Клит ?
Составьте рассказ о походе в Персидское царство (рассказ должен быть полным, пользуйтесь вопросами)
По изученному материалу дайте характеристику Александру Македонскому? Подчеркни Какой он?- Сильный, Слабый, Мудрый, Решительный, Нерешительный, Мужественный, Своенравный, Упрямый, Вспыльчивый, Жестокий, Лживый, Целеустремленный , Тщеславный, Ленивый, Подлый, Благородный, Трусливый, Бездарный .
« Поход в Индию»
Группа 4 читает § 42п.4 и отвечает на вопросы Устно.(Работа в группах означает ,что Все ребята должны работать и искать ответы вместе. Смотри за своим соседом ,чтобы он работал вместе с тобой)
Куда вторглась армия Александра Македонского после Персидского царства? Найди на карте р. Инд? Какое государство находилось за рекой Инд?
Найди на карте место сражения армии Александра Македонского с местным царем? Расскажи о битве( с кем столкнулась армия Ал. Македонского, почему он победил)Почему Александр Македонский повернул назад в г. Вавилон?
Сколько лет длился весь поход?
Куда планировал новый поход Александр Македонский ?Что случилось с Александром Македонским в 323 г. До н.э.?( запиши в тетрадь)
Составьте рассказ о походе в Персидское .По изученному материалу дайте характеристику Александру Македонскому? Подчеркни Какой он?- Сильный, Слабый, Мудрый, Решительный, Нерешительный, Мужественный, Своенравный, Упрямый, Вспыльчивый, Жестокий, Лживый, Целеустремленный , Тщеславный, Ленивый, Подлый, Благородный, Трусливый, Бездарный
Фамилия, имя, класс ученика____________________
Вопросы для закрепления изученного материала:
Вариант 1
1. Первое сражение Александра Македонского с персами, после которого была завоевана Малая Азия:
А) при Херонее
Б) В Фермопильском проходе
В) на реке Граник
2. Куда совершил последний поход Александр Македонский:
А) в Египет
Б) в Среднюю Азию
В) в Индию
3 . Какой титул Александр Македонский получил в Египте:
А) князь
Б) вождь
В) император
Г) фараон
4. Последнее сражение, в котором Александр окончательно разгромил Персидское царство:
А) при Гавгамелах
Б) при Херонее
В) при Платеях5. В каком битве боевые слоны растоптали своих воинов:
А) в Индию
Б) в Египет
В) В Малую Азию
Г) в Персидское царство
6. На каком острове был основан город Александрия:
А) о.Крит
Б) о.Родос
В) о.Фарос7.Как звали персидского царя:
А) АлександрIIБ)ФилиппI
В) ДарийIIIФамилия, имя, класс ученика____________________
Вопросы для закрепления изученного материала:
Вариант 2
1. В каком битве боевые слоны растоптали своих воинов:
А) в Индию
Б) в Египет
В) В Малую Азию
Г) в Персидское царство
2. На каком острове был основан город Александрия:
А) о.Крит
Б) о.Родос
В) о.Фарос3. Куда совершил последний поход Александр Македонский:
А) в Египет
Б) в Среднюю Азию
В) в Индию
4 . Какой титул Александр Македонский получил в Египте:
А) князь
Б) вождь
В) император
Г) фараон
5. Первое сражение Александра Македонского с персами, после которого была завоевана Малая Азия:
А) при Херонее
Б) В Фермопильском проходе
В) на реке Граник
6. Последнее сражение, в котором Александр окончательно разгромил Персидское царство:
А) при Гавгамелах
Б) при Херонее
В) при Платеях7 .Как звали персидского царя:
А) АлександрIIБ)ФилиппI
В) ДарийIIIРефлексия
Анкета для оценки работы ученика

1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / усталстало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
Физкультминутка
Чтобы сильным стать и ловким
Приступаем к тренировке (шаг на месте)
Круг почета пробежать (бег на месте)
Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)
Сделать вдох и сделать выдох
Вдох и выдох
Вдох и выдох
Будь атлет всегда готов!
Проверка домашнего задания по теме:
Города Эллады подчиняются Македонии
фамилия ,имя ученика, класс_______________________
Как звали царя Македонии, который подчинил себе Греции?
А. Филипп II;
Б. Демосфен.;В. Александр Македонский
2. Как звали учителя Александра сына македонского царя?
А) Демосфен
Б) Аристотель
В) Исократ3. Кто из греков был против македонского царя?
А) Демосфен
Б) ИсократВ)Аристотель
4. Как называется битва которую проиграли грекам македонцам?
А) Марафонская битва
Б) битва при ХеронееВ) Саламинское сражение
5.Кто помог в битве македонскому царю?
А) Аристотель
Б) Демосфен.;В) Александр Македонский
6.Куда подготавливал военный поход македонский царь ?А) в Египет
Б) в Азию
В) в Финикию
7.Что произошло с македонским царем около театра?
А) упал
Б) убили
В) нашел монету
8. Кому перешла власть после Филиппа II?
А) Аристотелю
Б) Демосфену
В) Александру Македонскому
Проверка домашнего задания по теме:
Города Эллады подчиняются Македонии
фамилия ,имя ученика, класс_______________________
1. Как звали царя Македонии, который подчинил себе Греции?
А. Филипп II;
Б. Демосфен.;В. Александр Македонский
2. Как звали учителя Александра сына македонского царя?
А) Демосфен
Б) Аристотель
В) Исократ3. Кто из греков был против македонского царя?
А) Демосфен
Б) ИсократВ)Аристотель
4. Как называется битва которую проиграли грекам македонцам?
А) Марафонская битва
Б) битва при ХеронееВ) Саламинское сражение
5.Кто помог в битве македонскому царю?
А) Аристотель
Б) Демосфен.;В) Александр Македонский
6.Куда подготавливал военный поход македонский царь ?А) в Египет
Б) в Азию
В) в Финикию
7.Что произошло с македонским царем около театра?
А) упал
Б) убили
В) нашел монету
8. Кому перешла власть после Филиппа II?
А) Аристотелю
Б) Демосфену
В) Александру Македонскому