В помощь молодому воспитателю
Воспитательная работа. В помощь воспитателю.
Цель работы коллектива воспитателей школы-интерната совпадает с целью работы всего педагогического коллектива школы: достижение максимально возможного уровня коммуникативной деятельности обучающихся на принципах дифференцированного подхода в коррекционном обучении и воспитании.
Цель воспитательной работы с воспитанниками группы (которую может ставить воспитатель) -создание благоприятного эмоционального климата в коллективе, психологического условий для развития потенциала личности воспитанников, коррекции и компенсации нарушений в индивидуальном развитии; приобретения опыта социальных отношений
Задачи воспитателя:
Формирование и развитие коллектива класса.
Гуманизация отношений в коллективе через разнообразные виды воспитывающей деятельности.
Создание ситуации защищённости, эмоционального комфорта, благоприятных условий для развития личности, самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия способностей.
Защита прав и интересов обучающихся.
Организация системной учебно-воспитательной работы с обучающимися.
Здоровьесбережение и формирование навыков здорового образа жизни.
Формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров Развитие самоуправления в коллективе.
Функции воспитателя школы-интерната:
1. Организационно-координирующая
Организация жизнедеятельности детей, проживающих в интернате
Работа с родителями
Взаимодействие с педагогами, сотрудниками школы-интерната, общественными организациями
Организация учебно-воспитательной работы с обучающимися группы
Индивидуальная работа с детьми
Стимулирование детей на занятия в кружках по интересам
Соблюдение единого речевого режима
2. Ведение документации
3. Коммуникативная
Регулирование межличностных отношений между обучающимися, обучающимися и педагогами
Содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе
Оказание индивидуальной помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств
4. Аналитико-прогностическая
Диагностика состояния коллектива и перспектив его развития
Диагностика личности, индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития
Диагностика семьи, семейного воспитания
5. Контрольная
Контроль успеваемости учащихся
Контроль посещаемости уроков
Контроль внешнего вида воспитанников
Контроль за речью ребёнка
Контроль сроков прохождения учащимися МСЭ
Документация воспитателя:
1. Папка воспитателя, где содержатся
Общие цели и задачи воспитательной работы школы-интерната
Краткие сведения о воспитателе (ФИО, возраст, стаж работы общий/в должности, квалификация)
Сведения о состоянии здоровья воспитанников группы/логопедические диагнозы
Сведения о семьях воспитанников
Анализ внеклассной работы за предыдущий год
Психолого-педагогическая характеристика коллектива класса
Результаты диагностики коллектива с выводами о состоянии и динамике развития
Социальный паспорт класса
Цель и задачи воспитательной работы с коллективом воспитанников
Планирование учебно-воспитательной работы на год
Планирование работы с родителями на год
Рабочие программы в соответствие с ФГОС
Инструкции по ТБ
Журнал регистрации инструктажей
Режим дня группы
Список детей в соответствии с маркировкой
Самоуправление в классе/группе
Интересы и увлечения воспитанников, занятия в кружках
Расписание уроков
Копии документов детей (свидетельство о рождении, медицинский полис)
Ситуативный дневник наблюдений за воспитанниками с перечнем проведённых бесед, практикумов, звонков родителям по решению имеющихся и возникающих проблем
Тетрадь передачи обучающихся, воспитанников
Тетрадь взаимосвязи педагогов и воспитателей (домашние задания)
Формы отчётной документации
Анализ воспитательной работы за год
Протоколы родительских собраний
Отчёт о выполнении программы индивидуальной реабилитации несовершеннолетнего, состоящего на учёте
Сценарии, конспекты открытых внеурочных мероприятий
Характеристики, которые должен иметь воспитатель
Характеристика классного коллектива
Индивидуальная характеристика учащихся
Работа воспитателя по здоровьесбережению воспитанников:
Санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности обучающихся в школе-интернате
Организация и проведение в коллективе мероприятий по профилактике заболеваний и здоровому образу жизни
утренняя зарядка,
гигиенические процедуры,
проведение физкультминуток на самоподготовках,
соблюдение режима проветривания в спальне и классе во время самоподготовки,
организация двигательной активности детей на прогулке,
внешний вид детей на прогулке в соответствии с сезоном.
Организация и проведение мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах, изучение инструктажей по технике безопасности в быту, на улице, по противопожарной безопасности, по противодействию терроризму и др.
Организация и проведение мероприятий по профилактике наркомании, курения, токсикомании, алкоголизма.
Проведение профилактической работы с родителями на темы ЗОЖ
Организация встреч с инспекторами ГИББД, отд. по делам несовершеннолетних, медработниками, наркологами и др.
Организация и проведение внеклассных мероприятий на темы ЗОЖ и сбережения здоровья в условиях ухудшающейся экологии (беседы, конкурсы, КТД, декады, соревнования, викторины, выпуск листовок)
Организация и проведение исследований уровня культуры ЗОЖ
Диагностика уровня и качества знаний о правилах гигиены, о правилах дорожного движения, правовой культуре, экологической культуре.