Обучение предметному рисованию в помощь воспитателю
Рисование является одним из важных инструментов приобщения детей к изобразительному искусству и формирования эстетически развитой гармоничной личности, так как способствует выявлению художественно-творческих способностей, углублению восприятия, образного мышления, фантазии, наблюдательности. Учить детей описывать предмет, форму, выделяя самые существенные его признаки, сравнивать предметы по форме и цвету; передавать относительные размеры предметов, формировать пространственное воображение; учить рисовать по замыслу и по памяти, добиваться выразительного решения композиции. Это, в свою очередь, даёт возможность сохранить в ребёнке его природную самобытность и в последующем способствует формированию активной жизненной позиции. Поэтому развивать изобразительные навыки и знакомить с различными видами рисования (предметным, декоративным и сюжетным) следует с раннего возраста.
Учебными задачами являются следующие:- научить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей;- научить передаче в рисунке несложных движений;- развивать и совершенствовать чувство цвета; технические навыки работы с карандашом (способы штриховки) и красками (приемы действия кистью, акварельными красками). Дети должны правильно пользоваться акварельными красками и кистью, держа ее наклонно, поворачивать на плоскости; должны уметь изображать птиц, животных, человека в статичном положении и в динамике.
Декоративное рисование особого труда не составляет. Главное, знать
то, что в декоративном рисовании повторяются ритмичные узоры и цвета: в полосе, в круге, квадрате, треугольнике.
В сюжетном рисовании учим рисовать однородные предметы. Воспитатель показывает разные положения – динамику предметов (цыплята на лужайке, дети делают зарядку, казахский танец…).
Я хочу остановиться на предметном рисовании деревьев, животных, птиц, человека.
В своё время я работала по своей индивидуальной программе «Я вижу мир», которая зарегистрирована в АО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР ВКО. Будучи преподавателем рисования, свою работу проводила по циклам. Их было 10 – «Здравствуй, Осень!», «Народное декоративно-прикладное искусство», «Я и моё окружение», «Мой Казахстан» и др.
Сегодня моя задача напомнить и систематизировать ваши знания и умения. Первое, что я вам напомню, рисование раскидистых деревьев простым способом, по сезонам, и рисование разных пород деревьев. Первое с чего начинаем работу с рисования основания (земли, снега, травы…)
Деревья
В 1 мл. группе рисуем дерево коричневым цветом. Проводим линию сверху вниз. Ветки проводим вверх в стороны. Ёлочку – зелёным цветом, сверху вниз ствол, веточки вниз в стороны.
Во 2 мл. всё тоже самое, только на ветках деревьев добавляем маленькие веточки. Ветки ёлочки также рисуем вниз в стороны, но линия плавная. Нужно обратить внимание на то, что верхние ветки короче, нижние длиннее.
В средней группе основа та же, но елям придаём пушистость двумя способами:
1.примакивание (от ствола)
2. «юбочкой» (верхняя юбочка самая маленькая, можно сравнить с треугольником)
В средней группе к рисованию деревьев добавляем листву, способом «примакивания», гуашью жёлтого и красного цвета. Напоминаем, что ствол рисуем сверху вниз, начиная концом кисти. Толщину ствола можно передать, постепенно усиливая нажим на ворс кисти к основанию ствола, «плашмя». Каждое дерево имеет вертикально направленный ствол, толстые и тонкие ветви, на них листья, образующие крону. Эти признаки передаются и детьми старшей группы. Учим видеть и рисовать деревья разных пород, где все эти общие признаки несколько своеобразны.
В старшей группе рисуем деревья по сезонам. Осенью и летом листву рисуем гуашью способом «вертикальное примакивание полусухой кистью». Внизу листва густая, на кроне – листьев меньше. Дерево зимой лучше рисовать на голубой тонированной бумаге, чтобы изобразить белый снег. Рисуя весенние яблони в цвету, обращаю внимание, что крона у них круглая, шарообразная. Ствол проводим до середины. Розовой краской рисуем шар, вертикальным примакиваем полусухой кистью. Можно предложить детям самим навести розовую краску (красная+белая). По высохшему розовому цвету кое-где, концом кисти рисуем зелёные листочки -точки и веточки.
Рисуя берёзу, нужно показать детям, особенность верхушки дерева – она раздвоенная. У березки толстые ветки идут вверх – они белые, а тонкие длинные – коричневые, свисают вниз.
Рисуя куст, объяснить детям, что у него не один ствол, а много тонких стволов, растущих из земли.
Знакомство с разными породами хвойных деревьев начинаем с рисования зелёным карандашом еловой лапы. Занятие можно начать с рассматривания натуры. Показать, как расположены веточки, в середине самый длинный «пальчик», по краям два одинаковых- похоже на лапку птички. Проводим по диагонали прямую линию. Ставим на ней две точки. От них в стороны идут ещё по две ветки, сверху короче, снизу длиннее. На нижних ветках ставим ещё по точке на одинаковом расстоянии с обеих сторон. От этих точек рисуем ещё по два «пальчика» в стороны. Начинаем рисовать хвою снизу, короткими штрихами направляясь вверх. Не забываем округлять верхушки «пальцев».
Следующий этап – рисование маленькой ёлочки. Акцентировать внимание детей на рисование макушки. Проводим линию сверху вниз. Оставляем кончик верхушки и ставим крестик. Далее по схеме рисования еловой лапы.
Рисование ели. Нарисовать заснеженную землю. Провести ствол зелёной краской. У ели тонкая острая верхушка. Разветвляем ветви в стороны, начиная с верхних меньших. В конце, когда ель высохнет кое-где прорисовать ствол.
1 способ рисования еловой хвои:
Флейцевой полусухой кисточкой от ствола к краям сверху вниз проводим линии, а ворс кисти сам придаст пушистость.
2 способ:
Рисование «юбочкой». Волнистой линией соединяем противоположные ветки и закрашиваем.
Рисование сосны. Ствол прорисовываем коричневой краской. Ветви длинные, расположены горизонтально в стороны. Способом «вертикальное примакивание полусухой кистью» рисуем хвою, располагая только на концах ветвей словно «шапку».
Рисование ели карандашом. Вертикальная линия. Горизонтальные – сверху вниз на увеличение. Затем от ствола к краям делать штриховку.
Предлагаю несколько способов рисования травы. С помощью линий можно нарисовать кудрявые сказочные деревья.
Здания
Учим рисовать здания от простого сельского домика в средней группе, заканчивая хрустальными дворцами в старшей. Предлагаю несколько элементов для украшения сказочных дворцов. При рисовании дворцов помнить о симметричном расположении колонн. Прорисовывать купола, арки и т. п.
Начинаю рисовать дом с пола – провожу краской прямую линию слева – направо. Теперь построю у дома стены – сначала одну – проведу линию сверху до пола, а теперь вторую. Стены готовы. Теперь рисую потолок – соединю стены прямой линией слева – направо. Закрашу домик. Теперь буду строить крышу у домика.
Транспорт
Легковая машина
Даём рисование легковой машины. Перед рисованием подробно рассматриваем легковую машину, выделяем, что у неё есть мотор, салон, где сидит водитель и пассажиры и багажник. Колёса – одно, где мотор, второе, где багажник.
Грузовая машина.
Грузовую машину рисуем так же с помощью геометрических фигур. Можно предложить изобразить разный кузов по желанию (фургон, цистерна…)
Автобус
Выделяем особенности: есть лобовое стекло переднее и заднее, в салоне несколько окон, две двери, колёса расположены под дверьми.
Птицы
Рисование птиц – увлекательное занятие. Рисуя птиц, ребенок может познакомиться с домашними птицами или птицами, живущими в лесу, в жарких странах или в Арктике.
Особенностью рисования птиц является то, что мы говорим, откуда появились птицы – из яйца. Сравниваем форму туловища с формой яйца и начинаем рисовать с самой большой части с овала-яйца. Туловище у птиц бывает или круглое, или овальное. Голова круглая, можно нарисовать её чуть дальше от туловища, а потом соединить голову с туловищем – это у птички шея, а можно круг нарисовать «внахлёст», и будет другая разновидность птички. После высыхания краски тоненькой кисточкой другим цветом рисуем перышки на хвостике, крылышко, клюв.
Мы показываем, как рисовать птиц поэтапно, поэтому дети легко справляются с этой задачей. В схемах используем овал и круг. Если птичка нахохлилась от холода, то можно использовать 2 круга – большой и маленький. Особое внимание уделяем лапам. При рисовании ног, обращаемся к опыту детей и вспоминаем, что когда наблюдали за птицами, видели, что у них на ногах есть утолщения – треугольник. У птиц колени сзади.
Водоплавающие
Рисуем по такой же схеме, как и в средней группе, но даём характерные особенности. Утка – короткая шея, грудка вперёд, плоский клюв, несколько удлинённое туловище. Гуся рисуем так же, как уточку, но обращаем внимание, что у гуся длинная шея, поэтому голову рисуем далеко от туловища. Короткие ноги, ластообразные лапки. Для рисования даём разный цвет гуся и утки: белый, жёлтый, чёрный.
Петух, курица, цыплята
Для рисования куриной семьи даём жёлтый цвет, чтобы если что устранить ошибку. Тело курицы овоидное, тупой конец приподнят, голова маленькая, овальная, шея короткая, конусом. Хвост на уровне головы. Обращаем внимание на то, что у петуха сильная, мощная грудь. Шею плавно соединяем с туловищем. Ноги тоже сильные, ведь петух защитник кур. После высыхания краски, тонкой кисточкой рисуем красивый гребень, бородку, клюв. Теперь нарисуем петуху красивый разноцветный хвост. Цыплят рисуем из двух кругов. Располагая маленький кружок в разных местах относительно туловища, мы получаем цыплят в динамике.
Сказочная птица
Эту тему даём только тогда, когда у детей будут стойкие, прочные навыки. По этой теме даём детям 5-6 образцов, 1 не даём никогда.
Животные
При рисовании животных стараемся передать пропорции, характерные особенности. Проводим сначала лепку, а потом переходим к рисованию.
Кошка
Чтобы нарисовать спокойную милую кошку рисуем грушевидную форму и круг, далее поэтапно дорисовываем и опушаем, можно концом кисти, а можно вертикальным примакиванием полусухой кистью. Напуганную кошку можно нарисовать с помощью двух дуг и круга. Хвост вверх трубой. Можно нарисовать кошку с помощью прямоугольника и круга, с одних кругов, спящую, свернувшуюся в клубочек.
Собака
С помощью кругов можно нарисовать разные породы собак. А если нарисуем изогнутый овал большой и маленький (голова), то получим милую дворовую собачку. Дети могут нарисовать у них 2 или 4 лапы. Замечания не следует делать, каждый может видеть по-разному.
Белочка
Овальное туловище, голова круглая с вытянутой мордочкой. Уши короткие, на концах – кисточки. Задние лапки согнуты, она на них сидит, а в передних лапках держит орешек или грибок. Хвост пушистый.
Заяц
Основа объяснения та же, как в средней группе. Туловище овальное, голова овальная. Уши длинные, зайчик внимательно слушает тишину леса. Задние лапы длинные, сильные согнуты, а передними он опирается, когда сидит. Хвост короткий. Когда подсохнет краска, рисуем у зайца глаза – они раскосые, нос – треугольник, есть усы.
Лиса
Лиса – коротконогое животное, вытянутая мордочка, длинный хвост. Туловище – овал, голова – круг, затем удлиняем мордочку.
Игрушка
Любую мягкую игрушку можно рисовать способом вертикальное примакивание полусухой кистью. Обязательно дождаться высыхания, затем тонкой кистью прорабатываем детали (глаза, нос, рот, бантик и пр.)
Человек
Изображение человека – самое сложное в развитии изобразительного творчества не только детей, но и воспитателей. В своё время у меня тоже были трудности в рисовании человека, но изучив подходы элементарного изображения человека, пропорции стало получаться у самой и у моих воспитанников. Для того чтобы передать динамику научила использовать схемы.
Средняя группа
Дети начинают рисовать с конусообразного туловища.
Первая тема: «Девочка в длинной шубке».
Беру кисточку и розовой краской нарисую девочке голову – она круглая. Теперь голубой краской буду рисовать девочке длинную шубку. Немного отступаю от головы и рисую треугольник. У шубы есть рукава, как у ели ветки, рисую одним движением кисти вниз. На голове у девочке шапочка. Для рисования глаз, губ, носа можно дать карандаш или фломастер. Можно же самому воспитатель прорисовать: «Давай оживим твою девочку».
Старшая группа
Рисуем человека по схеме (простой карандаш).
Чтобы вам проще было научиться рисовать человека, я научу вас вначале рисовать схему, а потом из неё – человечка. У человека круглая голова – рисуем кружок. Ниже делаю 4 отметки между которыми расстояние равно голове. Короткая шея – провожу вертикальную линию. Теперь провожу горизонтальную линию – это линия плеч, она шири головы. Теперь проведу вертикальную линию подлиннее – это линия туловища, она равна размеру двух голов. Внизу проведу линию бёдер, она равна линии плеч. Теперь от плеч нарисую линию рук (2 части). От линии бёдер рисуем линии ног (2 части).
Нарисовав схему, мы «одеваем» человека в одежду. Схематичное изображение, традиционно и всем хорошо известно, поэтому затруднений не вызывает. Рисованию схем посвящается несколько занятий, пока она не будет усвоена всеми детьми, так как это основа основ.
«Человек в движении»
На первом занятии рисуем такую же схему, как обычно, но отмечаем точки сгиба на руках, ногах. Потом показываем, как надо нарисовать схему, чтобы передать движение. Для передачи движения можно использовать ребёнка, чтобы показать направление линий рук и ног.
Помогает освоить рисование человека, передача его пропорций в лепке.
Портрет
Чтобы нарисовать портрет ребёнка мы зрительно должны разделить круг на 2 части и в нижней части круга рисовать лицо.
Пропорции лица взрослого: голова имеет овальную форму. Для изображения лица голова делится поперечными линиями на три части: от вершины до надбровных дуг, от надбровных дуг до кончика носа и от конца носа до конца подбородка. Воспитатель на доске рисует овал лица, отмечает вспомогательные линии, поясняя, что они ели заметные, показывает, как рисуются глаза, расстояние между глазами невелико, не больше одного глаза, внутри глаза цветной кружок и маленький зрачок. Спрашивает, что находится над глазами(брови). Далее объясняет, что нос у человека такого же цвета, как лицо, поэтому надо нарисовать только кончик носа. Можно кончик носа нарисовать короткой черточкой или изобразить ноздри. От кончика носа до конца лица посередине находятся губы. От уголка глаз до коника носа рисуем уши.
Буду рада, если из моего рассказа, вы что-то взяли для себя, и будете использовать в работе с детьми.
Благодарю за внимание.
Обучение предметному рисованию в помощь воспитателю
Презентация опыта работы на базе д/с «Ақ бота»
Автор – воспитатель
«Детского сада - яслей «Сәби Әлемі»
Шушакова-Черных Н.Г.
Декабрь, 2016г.