Развивающая предметно-пространственная среда РППС Подготовительная группа


ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ (РППС) В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЕЕ ОСНОВАНИЮ.
Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
Зона умеренной активности: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы», «Центр занимательной математики»,«Центр патриотического воспитания», «Домашняя зона».
Зона средней активности: «Центр конструирования», «Центр экспериментирования», «Центр социально – эмоционального развития», «Центр творчества», «Центр безопасности».
Зона повышенной активности: «Центр двигательной активности», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры», «Центр дежурства».
Функциональное назначение «Центр познание».
Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре познания»: «Познавательное развитие».Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре познания»: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) Условия Виды и содержание деятельности детей
- лото, домино в картинках
- предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок.
- макеты предметов ближайшего окружения, изготовленные из разных материалов, разных цветов, прочности, тяжести.
- иллюстрации и копии реальных предметов бытовой техники, используемых дома и в детском саду.
- схемы, модели слов и предложений; дидактические игры по обучению грамоте; касса букв с цветовым обозначением гласных, согласных, твердых и мягких звуков.
- мелкая геометрическая мозаика.
- материал на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, леска для нанизывания, шнуровки)
- наборы разрезных картинок.
- «Чудесные мешочки» («ящик ощущений»).
- игры для интеллектуального развития.
- настольно – печатные игры разнообразной тематики и содержания.
- фланелеграф .- коробочки с условными символами «рукотворный мир» и «природный мир»
- алгоритмы описания предмета: принадлежность к природному или рукотворному миру, цвет, форма, основные части, размер, вес (легкий или тяжелый), материал, назначение.- карточки с изображением предметов, изготовленных из разных материалов: бумаги (книга, салфетка, бумажный самолетик), ткани (платье, шторы, одеяло), глины (кувшин, фигурки животных, чашка), дерева (домик, стол, ложка, матрешка). - иллюстрации с изображением хозяйственно – бытового труда взрослых дома и в детском саду.
- алгоритмы линейных и развернутых типов (порядок следования объектов обозначается стрелкой)
- контурные и цветные изображения предметов.
- пособия для нахождения признаков сходства и различия.
- схемы звукового состава слов, состоящие из клеток без картинок.
- смешанные модели слов.
- пособие для обучения чтению «Окошечки» (куда вставляются полоски с буквами, которыми можно двигать вверх и вниз).
- материалы для развития у детей графическихнавыков.
- доска, мел, указка.
- карточки с буквами.
- орфографический словарь.
- картинки с фабульными развитием сюжета (с последовательно развивающимся действием).
- шашки.
- календарь недели.
- макет комнаты с плоскостным изображениями предметов мебели.
- иллюстрации с изображением космического пространства, планет, звезд, космического корабля.
- детские энциклопедии и познавательная художественная детская литература, содержание знания по истории, географии, анатомии.
- глобус.
- географические карты.
- планы группы, детского сада, района, города, области.
- схемы периодичности времени.
- иллюстрации, изображающие одежду (зимнюю, демисезонную, летнюю), головные уборы, обувь (кожаную, резиновую), постельное белье, транспорт (городской, наземный, воздушный, водный), посуду.- иллюстрации, изображающие разные виды производительного и обслуживающего труда, характерного для данной местности; разнообразные профессии людей, занятых на одном производстве (швейная фабрика: модельер, закройщик, швея) и разных производствах (машиностроители – фермеры, фермеры – работники пищевой промышленности- продавцы), где ярко выражен обмен результатами труда.
- 2-3 вида азбуки.
- календарь, отражающий временные отношения (сутки, неделя, дни недели, месяц, минута, час; неделя – месяц, месяц – год).- тетрадки в клетку и в линию.
- циферблат часов.
- компьютерные игры. Предметные игрушки должны быть выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.), иметь разные размеры, фактуру, цвет, звучание.Максимальный уровень размещения оборудования.
Свободный доступ.
Расположение вблизи источника света (окна).
«Центр познания» требует частичной изоляции.
Наличие заданий различной степени сложности.
Сменяемость и наполняемость материала по мере изучения.
Материал размещается мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу.
Объекты для обследования и образно – символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей (непосредственно перед началом их свободной деятельности).
Рекомендуется создавать условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми.
Игровой материал сосредотачивается на открытых полках или в открытых шкафах, а пособия для занятий со взрослыми сосредоточены на закрытых полках или в шкафах.
Материал в наличии на подгруппу детей.
Центр организуется с посильным участием детей, что вызывает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.
Деятельность по расширению представлений детей об окружающем мире.
Проектная деятельность.
Различные логические, речевые, развивающие, интеллектуальные игры.
Освоение звукового анализа слов.
Развитие послогового и слитного способов чтения.
Проблемно – игровые ситуации.
Функциональное назначение «Центр занимательной математики»
Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре занимательной математики»: «Познавательное развитие»
Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре занимательной математики»:«Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) Условия Виды и содержание деятельности детей
- игры связанные с ориентировкой по схеме, модели, плану, условным знакам, сигналам: «Найди путь к домику», «Найди клад по схеме».
- игры на составление целого из частей (10 -12 частей): «Лоскутное одеяло», «Пазлы», «собери волшебный узор», «Создай ковер самолет».
- игры на освоение отношений «часть – целое»: «Прозрачный квадрат», «Шнур – затейник» и т. Д.
- игры на сравнение предметов по нескольким признакам «Найди пять отличий», «Найди пять отличий», «Найди одинаковых гномиков» и т. Д..
- игры на установления последовательности по степени возрастания: «Разложи по яркости цвета, по высоте» и т.д..- игры на поиск недостающего объекта в ряду.
- числовой ряд.
- цветные счетные палочки, логические блоки.
- развивающие игры: «Логические кубики», «Уголки», «Колумбово яйцо», «Составь куб», «Танграм», «Геометрические головоломки», «Сложи узор», «Куб хамелеон», «Уникуб».
- однородные и разнородные предметы, различные по форме, длине, высоте, ширине.
- пособия для составления целого из частей.
- Блоки Дьенеша, палочки Кюзинера.
- счеты.
- пазлы- песочные часы
- чашечные весы.
- счетная лесенка.
- магнитная доска, наборное полотно.
- двухполосные карточки для ФЭМП.
- логико – математические игры В.В. Воскобовича: «Геоконт», «Чудо – крестики», «Чудо – соты», «Прозрачный квадрат», «Логоформочки», «Математические корзинки», «Чудо цветик», «Счетовозик», «Забавные цифры», «Прозрачная цифра», «Конструктор цифр» и пр.- Коврограф.
- Числовая лесенка.
- спиралевидные модели на познание временных отношений.
- изображение равностороннего и разностороннего треугольников, прямой и кривой линии, прямого угла.
- числовые карточки с изображением от 1 до 10 кругов (квадратов, треугольников и т.д).
- цифровые обозначение чисел; знаки больше, меньше, ровно.
- геометрические тела: трапеция, шар, куб, цилиндр.
- таблицы, изображающие целый предмет и части при делении на 2, 3, 4, 5, 6 и более частей. Выражение отношений в дробных числах.
- монеты, различные по величине и достоинству.
- иллюстрации, изображающую линию, отрезок, внутреннюю и внешнюю область фигуры, осевую симметрию (горизонтальную и вертикальную).
- циркуль, линейка, шаблоны, трафареты. Расположение вблизи источника света (окна).
Центр требует частичной изоляции.
Наличие заданий различных степени сложности.
Сменяемость и наполняемость материала по мере изучения.
Материал размещается мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу.
Рекомендуется создавать условия как для самостоятельной роботы, так и для занятий со взрослыми.
Игровой материал сосредотачивается на открытых полках или в открытых шкафах, а пособия для занятий со взрослыми сосредоточены на закрытых полках или в шкафах.
Материал в наличии на подгруппу детей.
Различные логико – математические, интеллектуальные игры, направленные на развитие мышления, памяти, внимания, воображения.
Деятельность с эталонами как общественно обозначенными свойствами и качествами предметов (цвет, форма, размер, вес и т.п.)
Функциональное назначение «Центр безопасности»
Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центр безопасности»: «Социально – коммуникативное развитие».
Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре безопасности»: «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) Условия Виды и содержание деятельности детей
- материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД : иллюстрации, игры и пособия по правилам безопасного поведения на улице и в помещении, в экстремальных или опасных ситуациях, типичных для разных времен года (гроза, пожар, гололед, наводнения и т.д.).
- иллюстрации с изображением красочного оформленных ближайших улиц и зданий.
- макет проезжей части.
- макет светофора, дорожных знаков.
- образцы, схемы, планы группы, микрорайона.
- иллюстрации и предметы, с изображением опасные инструменты (ножницы, иголки и т.д.)
- энциклопедии, дидактические игры, пособия, содержащие знания по валеологии.
- наглядно – дидактические пособия, серия «Мир в картинках»:
Водный транспорт.
Автомобильный транспорт.
Авиация. Космос. Рекомендуется создавать условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми.
Расположение рядом с «Центром игры» и «Центром конструирования». Деятельность по знакомству с элементами и дорожными знаками; формированию навыков безопасного поведения в быту, на дороге, на природе.
Функциональное назначение «Центр экспериментирования»
Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре экспериментирования»: «Познавательное развитие»
Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре экспериментирования»: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) Условия Виды и содержание деятельности детей
- земля разная по составу: чернозем, песок, глина, камни, остатки частей растений.
- емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения.
- стол с клеенкой.
- подносы
- пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдения предметы.
Формочки для изготовления цветных льдинок.
«Волшебный мешочек».
Мыльные пузыри.
Маленькие зеркала.
Магниты.
Электрические фонарики.
Бумага, фольга.
Театр теней.
Различные соломки и трубочки для надувания мыльных пузырей. Мокрый и рассыпчатый снег.
Кулечек с небольшим отверстием (для создания узоров на цветной дорожке).
Подкрашенная вода разных цветов и оттенков.
Пипетки, краски разной густоты и насыщенности.
Деревянные катушки из –под ниток.
Стекла разных цветов.
Поролоновые губки разного размера, цвета, формы.
Наборы для экспериментирования с водой и песком: емкость 2-3 размеров и разной формы, предметы – орудия для переливания и вылавливания: черпачки, сачки, плавающие и тонущие игрушки и предметы (губки, дощечки, металлические предметы из резины, пластмассы и т.д.), формочки, емкости разного размера, предметы – орудия (совочки, лопатки, ведерки, грабельки).
Леечки, кулечки, ведерки с отверстиями, брызгалки.
Защитная одежда (халаты, фартуки, нарукавники).
Марля, сетка.
Солевой раствор, веточки.
Сосуды с узкими и широким горлом, воронки, пипетки, мензурки, шприцы.
Резиновая трубка с воронкой на одном конце наконечником на другом.
Кораблики из бумаги, ореховой скорлупы, коробок, пластмассы, дерева.
Свеча, краска, бумага.
Магнит, металлические фигурки, предметы, (шпильки, фигурки человечков из проволоки).
Попрыгунчики (привязать кдлиной резинке разные предметы – колечки, мячики, фигурки).
Вертушки.
Копировальная бумага разных цветов. Размещение в дали от игровых зон.
Деятельность осуществляется под руководством воспитателя.
Стеклянный материал размещается в закрытом шкафу, а пластмассовый – в открытом и предназначается для самостоятельного пользования детьми.Расположение вблизи источника света (окна).
Соответствующая высота размещения оборудования.
Расположение в непосредственной близости от «Центра познания» и «Центра природы».
Оборудование должно располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и дети могли подойти к месту игры с любой стороны.
Расположение рядом с источником воды.
Наличие клеенки или пластикового коврика на полу.
Организация экспериментирования подгруппами из 2 – 4 детей. Игры на установление физических закономерностей; овладение представлениями об объеме, форме, изменениях веществ и свойствах и возможностях материалов.
Деятельность по овладению новыми способами их обследования и закреплению полученных ранее навыков их обследования.
Функциональное назначение «Центр природы»
Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре природы»: «Познавательное развитие».
Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре природы»: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) Условия Виды и содержание деятельности детей
Макеты природно – климатических зон.
Макет – панорама леса в разные временна года: «Лес зимой», «Лес летом», «Лес весной», «Лес осенью».
Коллекции камней, ракушек, семян и т. Д..
Игротека экологических развивающих игр.
Библиотека познавательной природоведческой литературы.
Растения, находящиеся в зоне ближайшего окружения.
Растения, требующие разных способов ухода.
3-4 цветущих комнатных растения.
Растения, характерные для всех времен года.
Муляжи овощей и фруктов.
Календарь погоды.
Календарь природы.
Дневники наблюдений.
Инвентарь для ухода за растениями (лейки, брызгалки, салфетки, щеточки – кисточки, палочки с заостренными концами, совки).Зеленый огород (выращивание корма для животных).
Зимний огород (луковицы, крупные и мелкие семена).
Модели для обобщения объектов природы по определеннымпризнакам.
Условные обозначения.
Семена растений и овощей.
Иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растений и животных.
Иллюстрации с изображением растений различных мест произрастания (комнатных, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка) кустов, деревьев, трав.Иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод).
Иллюстрации с изображением признаков хорошего и неудовлетворительного состояния растений и животных, за которыми ухаживают дети.
Деревянные брусочки (спилы) различных пород дерева разных размеров.
Кормушки и корм для птиц.
Иллюстрации с изображением птиц (перелетных, зимующих, кочующих).
Дидактические игры на основные правила поведения человека в экосистемах, обеспечивающих сохранение их целостности.
Энциклопедии природоведческой тематики.
Иллюстрации, изображающие жизненные функции и животных (получения и его дальнейшие усвоение).
Иллюстрации, изображающие рост, развитие размножение живых существ; стадии роста и развития знакомых растений и животных разных сред обитания; цикличность роста и развития на каждой стадии; зависимость состояния живых существ от условий окружающей среды.
Иллюстрации, изображающие взаимодействие живых органов в сообществах; состав сообществ – водоем, лес, луг.
Иллюстрации, изображающая роль человека в нарушении и сохранении целостности экосистем.
Иллюстрации, изображающие наземную, воздушную, наземно – воздушную среду обитания и их представителей.
Иллюстрации или схемы, изображающие цепи питания.
Дидактические игры природоведческой тематики.
Иллюстрации с изображением растений и комнатные растения, имеющие видоизменение стебли, листья, корни, корнеплоды; различное расположение частей и цвет стеблей, листьев, цветков и т.д.
Иллюстрации с изображением представителей не только ближайшего окружения, но и степей, пустынь, крайнего севера и тундры, морей, океанов, тропиков и субтропиков.
Схемы потребностей растений и животных как живых организмов(температура, свет, влага, место обитания, пища).
Иллюстрации, изображающие проявление чувств животными, схожих с чувствами человека (боль, радость, привязанность, голод).
Схемы биологических потребностей человека.
Схемы основных жизненных циклов человека, растений, животных.
Иллюстрации, изображающие признаки сезона (состояние неживой природы; основные явления погоды, типичные для данного сезона; системы приспособительных особенностей растений, животных и человека к сезонным изменениям факторов среды, типичных для времени года видов руда и отдыха). Расположение вблизи «Центра экспериментирования».
Свободный доступ к объектам и материалам.
Подбираются растения, не требующие для содержания много времени и сложного оборудования.
Растения размещают по принципу тене – и светолюбивые.
Пособия должны обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Крупномасштабные пособия можно размещать на обратной стороне мебели при ее нетрадиционном размещении.
Целесообразно разделить весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течении года менять их,чтобывызывать у детей интерес к новым или частично забытым материалам.
Создание ситуаций для активного поиска. Деятельность о уходу за растениями .Работа с календарем природы и календарем погоды, дневниками наблюдений.
Игры с макетами природно – климатических зон.
Деятельность по изучению сезонных состояний погоды, растений, животных.
Составление рассказов о природе по картинкам.
Посадка семян и выращивание «огорода на окне».
Деятельность по созданию коллекций (семян, ракушек и т.д.)
Функциональное назначение «Центр конструирования»
Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре конструирования»: «Познавательное развитие».
Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре конструирования»: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) Условия Виды и содержание деятельности детей
Конструкторы разного размера.
Мягкие (поролоновые) крупные модули.
Фигурки людей и животных для обыгрывания: диких и домашних животных и их детенышей, птиц (зоопарк, птичий двор), рыбок, насекомых и т.д.
Образцы построек различной сложности.
Игрушки, отражающие быт.
Разнообразный полифункциональный материал: коробки, пробки, бруски, спичечные коробки, катушки, пластмассовые банки, клубок ниток и т.д..Крупные и мелкие объемные формы (бруски, кирпичи, призмы, цилиндры, перекрытия).
Тематические конструкторы (деревянный, пластмассовый, металлический).
Природный материал (сучки, плоды, шишки, семена, коренья, сухие листья и т.д.), клей, пластилин, бумага.Строительный материал из коробок различной величины.
Напольный конструктор (крупный строительный материал из дерева, к нему для обыгрывания крупные транспортные игрушки (со шнуром и наконечником) : автомобили грузовые, легковые (деревянные, пластмассовые, заводные, инерционные, простые), автобусы, паровозы, электровозы, самолеты, пароходы, лодки и т.д.
Настольный конструктор (мелкий строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания мелкие транспортные игрушки, сюжетные фигурки.
Машинки, светофор.
Однотонное напольное покрытие, приглушающее звук ударов о пол деталей крупного строительного материала..Проволока, пластилин, нитки.
Ножницы, иголка, шило, линейка. Свободное пространство для сооружений из крупного строительного материала.
Расположение вблизи уголка сюжетно – ролевых игр в целях возможности использования построек в играх.
Крупный строительный материал лучше разложит ьна стеллажах, низко подвешенных полках, рядом с ковром. Под полками или рядом с ними расставляются машины.
Весь строительный материал раскладывается по цвету и форме.
Смена образцов построек 1- 2 раза в месяц.
Ознакомление с конструктивными свойствами деталей, возможностями их скрепления, комбинирования, оформления.
Строительство зданий старинной и современной архитектуры.
Построение планов и сооружение построек по ним («Спорткомплекс», «Парки» и т.д.).
Конструирование внутренних интерьеров («Театра», «Цирк», «Квартира», «Офис»).
Моделирование планов, схем, чертежей для строительства.
Функциональное назначение «Центр социально – эмоционального развития»
Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре социально-эмоционального развития»: «Социально - коммуникативное развитие».
Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре социально-эмоционального развития»: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) Условия Виды и содержание деятельности детей
Фотоальбомы детей группы, отражающие жизнь группы и детского сада.
Система зеркал разной величины и формы.
Наборы фигурок, изображающих взрослых людей разного возраста и детей.
Иллюстрации с изображением детей разного возраста и пола, их предметов пользования, типичных занятий, игрушек, одежды.
Картинки, фотографии, скульптурные композиции, отражающие сюжеты общения людей, совместные дела, проявление любви, нежности.
Уголок мальчиков (сундучок мастера), уголок девочек (сумочки модницы).
Наглядный материал и игрушки, способствующие развитию толерантности (картинки и куклы, изображающие представителей разных рас и национальностей; картинки и куклы, изображающие больных детей и животных).
Аудио -, видеоматериалы о жизни детей и взрослых.
Иллюстрации с изображением заботливого отношения взрослых к детям, животных и детей к старшим.
Фотографии родственников ребенка и членов его семьи.
Фотографии каждого ребенка в разном возрасте.
Иллюстрации, фото, скульптурные композиции, изображающие процесс взросления человека: младенец – дошкольник – школьник – молодой человек – пожилой; возрастные особенности во внешнем облике людей (черты лица, одежда, прическа, обувь); особенности профессий, многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми.Иллюстрации , изображающие людей разных национальностей и народов мира Отражающие особенности их внешности, национальной одежды, типичные занятия).
Иллюстрации, изображающие разные эмоциональные состояния людей, материнскую любовь к детям настроения (радость, огорчение, удивление, обида, доброта , нежность, сочувствие, восхищение).
Иллюстрации, изображающие жизнь детей других стран и национальностей (игры, любимые занятия). Зеркала располагаться на небольшом расстоянии от пола, чтобы дети могли увидеть себя в полный рост.
Необходимо предусмотреть наличие одинаковых материалов, чтобы дети могли подражать друг другу в действиях с материалами и пособиями и не ссорились из – за них.
Обеспечение свободного доступа к материалам.
Создание условий для объединения детей в совместной деятельности. Деятельность по формированию представлений о себе, сверстнике, взрослом, семье и семейных отношениях, гендерной принадлежности.
Деятельность по формированию нравственных норм (рассматривание альбомов, беседы по иллюстрациям).
Функциональное назначение «Центр патриотического воспитания»
Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре патриотического воспитания»: «Социально - коммуникативное развитие».
Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центр патриотического воспитания »: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) Условия Виды и содержание деятельности детей
Российский флаг, герб России, потрет президента России.
Иллюстрации и макеты военной техники..Иллюстрации к былинам, портреты былинных богатырей.
Фуражки летчика, пограничника, ракетчика; шлем танкиста: бескозырка моряка.
Портреты героев ВОВ.
Портреты полководцев (А. Суворова, М. Кутузова, А. Невского, Д. Донского).
Иллюстрации с изображением родов войск.
Иллюстрации, изображающие сражения (Бородинское сражение, Сталинградская битва).
Фотографии исторических памятников России и родного города.
Иллюстрации к сказкам народов России.
Изделия народных промыслов, народные игрушки.
Настольно – печатные игры: «Народы России», «Славянская семья» (особенности одежды, жилища, образа жизни славянских народов),, «Геральдика и государственные праздники».
Пазлы, вкладыши, кубики с изображением достопримечательностей России и ее природных особенностей.
Настольные конструкторы «Наш город».
Альбомы для раскрашивания о городе и стране.
Схемы сражений, модели русских кораблей, созданные вместе с детьми альбомы и рукописные книги с рисунками и фотографиями об истории современном состоянии своего района, города, страны.
Иллюстрированные детские энциклопедии о России.
Политическая карта мира; физическая карта России; карта края или области, в которой живут дети.
Слайды и видеофильмы о родном городе, России и других странах.
Репродукции картин для бесед с детьми:
-Васнецов В. «Богатыри».
-Герасимов С. «Мать партизана».
-Дейнека А. «Оборона Севастополя».
-Евстигнеев И. «Под Сталинградом».
-Кривоногов П. «Защитники Брестской крепости», «Поединок», «Победа».
-Лактионов А. «Письмо с фронта».
-Марченко Г. «Начало разгрома…»
-Налбандян Д. «Совет Обороны».
-Непринцев Ю. «Отдых после боя».
-Самсонов А. «Дорога между жизнью и смертью».
-Сытов А. «Встреча на Эльбе».
-Тоидзе И. «Плакат военных лет «Родина – мать зовет».
-Трузе и. «Переправа советской артиллерии через Днепр».
-Яковлев В. «Портрет генерала И.В. Панфилова».
Литература для детей:
- Былины /предисл., сост. Икоммент. П. Федоренко. М.: Астрель: АСТ,2006.
-Великая Отечественная война в произведениях художников: наглядн.-дидакт. Пособие. М.: Мозаика – Синтез, 2006.
-Защитники Отечества : наглядн.-дидакт. Пособие. М.: Мозаика – Синтез, 2006.
-Нерсесов Я.Н., Волков В.М. Война народная. Великая Отечественная война 1941-1945. М.: Белый город, 2005.
-Русский военный костюм /авт и худож. Ю.Каштанов. М.: Белый город, 2005.
-Соловьев В.М. История России для детей и взрослых . Белый город, 2003.
-Солдатские сказки : История России в летописях, сказаниях и былинах. Белый город, 2006.
Открытки , изображающие родной край, достопримечательности, главные улицы. Содержание материалов в данном центре обновляется в зависимости от календарных дат, изучаемых на данный момент тем и тем, к которым у дошкольников сохраняется интерес.
Расположение вблизи источника света (окна).
Центр требует частичной изоляции, располагается вдали от игровых зон.
Соответствие пособий и оборудования возрасту детей и программе.
Обогащение жизненного опыта детей описанием исторических событий через произведения искусства.
Проектная деятельность.
Познавательные беседы о былинных защитниках Отечества, беседы о войне.
Празднование Дней воинской славы России.
Создание исторических экспозиций.
Деятельность по созданию мини – музеев.
Деятельность по изготовлению военной атрибутики, костюмов.
Создание фотоальбомов дедушек и бабушек воспитанников, принимавших участие в ВОВ.
Изготовление подарков ветеранов ВОВ.
Изобразительная деятельность на военную тематику.
Рисование схем сражений, изготовление макетов.
Создание тематических выставок рисунков, коллективных коллажей, аппликаций: «Летят птицы мира», «Моя Родина», «Дружат дети всей Земли».
Функциональное назначение «Центр двигательной активности»
Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центр двигательной активности»: «Физическое - развитие».
Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре двигательной активности»: «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) Условия Виды и содержание деятельности детей
Оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия : валик мягкий, укороченный ( длина 30см., диаметр 30см.); коврики, дорожки массажные со следочками (для профилактики плоскостопия ) 180 *40 см; горка детская; шнур длинный ; мешочки с песком.
Оборудование для прыжков : мини-мат ( длина 60см, ширина 60см., высота 7 см.); куб деревянный малый ( ребро 15-30 см); обруч плоский цветной (диаметр 40-50 см.); палка гимнастическая длинная (длина 150 см., сечение 3 см.) ;шнур коротнкий плетеный (длина 75 см.).
Оборудование для катания, бросания, ловли: корзина для метания мячей; мяч резиновый (диаметр 10-15 см); мяч-шар надувной (диаметр 40 см); обруч малый (диаметр 54-65 см); шарик пластмассовый (диаметр 4 см.); набивные мячи.Оборудование для ползания и лазанья: лесенка-стремянка двухпролетная (высота 103 см, ширина 80-85 см.); лабиринт игровой (трансформер), ящики для влезания (складывающиеся один в другой).
Оборудование для общеразвивающих упражнений : мяч массажный (диаметр 6-8 см); мяч резиновый (диаметр 20-25 см) ; обруч плоский ( диаметром 20-25 см); палка гимнастическая короткая (длина 60-80 см.); палка гимнастическая длинная ( длина 2500 мм, диаметр 30 мм); колечко с лентой (диаметр 5 см); кольцо резиновое малое ( диаметр 5-6 см); кольцо резиновое большое ( диаметр 18 см).
Нестандартное оборудование.
Атрибутика к подвижным играм ( шапочки, медальоны).
Гимнастическая скамейка, бревно, доска гладкая с зацепами ( длина 2500мм, ширина 200 мм, высота 30 мм)
Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, флажки, платочки, султанчики, кубики, шишки, шары, палки, ленты, легкие поролоновые шарики для метания, мячи большие и теннисные.Пустой бассейн.
Плоскостные дорожки, ребристая доска.
Дуги, кегли, воротца.
Гимнастическая стенка, шведская стенка с матрасиком ( упражнения только под контролем взрослого).
Наклонная лестница, скат.
Массажеры механические, диски здоровья.
Мягкие легкие модули, туннели.
Горизонтальная цель.
Вертикальная цель.
Санки, лыжи.
Наклонная доска.
Трехколесный, двухколесный велосипед, самокат.
Султанчики, вертушки, ленточки для дыхательной гимнастики..Коврики для массажа стоп с наклеенными на основу формами из меха, кожи, резины, пуговиц разного диаметра, пробок от пластиковых бутылок.
Гантели (150г.)
Пеньки.
Скалки.
Веревочные лестницы, канат, шест.
Оборудование к спортивным играм : баскетбол, бадминтон, футбол, городки, хоккей, настольный теннис ( биты, ворота, воланы, ракетки, сетки, коньки.)
Бум напольный ( длина 2000мм, высота 300мм.)
Валик мягкий (длина 1500 мм, диаметр 200 мм.)
Кольцеброс.
Кубы деревянные.
Мешочек с грузом малый ( масса 150-200 г ), 20 шт.
Мешочек с грузом большой (масса 400г), 4 шт.
Серсо .Шарики на резинке.
Шары цветные фибро пластиковые диаметром 200-250 мм, и 14-30 мм. Периодическая сменяемость пособий.
Свободное пространство для двигательной деятельности.
Максимальный уровень размещения пособий.
Расположение вдали от зоны малой активности .Рациональное сочетание пособий и движений, не допускающее их однообразия.
Некоторые мелкие пособия (резиновые кольца, шарики, массажные мячи и т.д.) следует расположить на подвесной полке так, чтобы ребенок с пола не мог их достать. Под полкой следует поставить устойчивый ящик или куб (высокий 10 – 15 см), на который можно встать и взять интересующий предмет.
Мелкие пособия нужно держать в открытых ящиках так, чтобы дети могли пользоваться.
При выборе цвета физкультурного оборудования следует отдавать предпочтение мягким, пастельным тонам. Деятельность по развитию физических качеств (скоростных, силовых; гибкости, выносливости и координации), накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями).
Подвижные игры, двигательные разминки, динамические паузы, дыхательные упражнения, релаксация.
Закаливающие разминки в режиме дня.
Функциональное назначение «Центр дежурств»
Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центр дежурства»: «Социально - коммуникативное развитие».
Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре дежурства»: «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) Условия Виды и содержание деятельности детей
Доска с карманами, окошками для фотографий дежурных.
Карточки с фотографиями детей или картинками, обозначающими каждого ребенка.
График дежурства.
Фартуки, косынки, колпаки, нарукавники, халаты.
Тазы, тряпки, щетки, емкости для сбора мусора.
Алгоритм выполнения трудовых действий дежурными. Располагаем у входа в групповую комнату, чтобы дети и их родители могли сразу узнать, кто сегодня дежурит, как была оценена работа дежурных. Выполнение хозяйственно – бытовых действий.
Распределение обязанностей дежурных, определение графика дежурства.
Функциональное назначение «Центр игры»
Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центр игры»: «Социально - коммуникативное развитие».
Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре игры»: «Художественно- эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие »
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) Условия Виды и содержание деятельности детей
Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей.
Игрушки транспортные разные разного вида и назначения
(легковые, грузовые, автофургоны, пожарная, «скорая помощь» и т.д.)
Игрушки, изображающие предметы труда и быта (телефон, сумочки, корзинки и т.д.)
Предметы-заместители (счетные палочки вместо ложек, пластмассовые круги вместо тарелок и т.д.)
Игрушки –животные.
Шаржеобразные и мультяшные игрушки.
Дидактическая кукла ( 40-50 см.). Кукла, снабженная всеми предметами нижней и верхней одежды ребенка, используемой в разные сезоны, а также аксессуарами
(носовые платки, бусы ,ленты, броши)
Куклы, представляющие различные профессии (клоун, врач, солдат, моряк, повар).
Куклы, изображающие представителей разных народов
(имеющие характерные черты лица, цвет кожи, одежду)
Куклы разного пола со сгибающими руками и ногами, пальцами на руках.
Куклы разного возраста (ребенок, дедушка).
Набор посуды, соответствующий размеру куклы.
Коробки-комнаты для кукол Барби.
Многофункциональные ширмы.
Модули-макеты игрового пространства.
Большие и маленькие коробки с прорезями в виде окон, из которых можно сделать поезда, туннели, дома.
Разграниченные зоны для разнообразных сюжетных игр-приготовления еды, купание игрушек, игры в больницу.
Большое количество реальных предметов.
Одежда для ряжания (для надевания на себя): узорчатые цветные воротники, юбки, платья, фартучки, кофточки, ленты , косынки.
Стойка, плечики для одежды: можно сундучок ,расписанный в народном стиле.
Зеркало ( в рост или в полроста ребенка)
Бижутерия из различных материалов ( но не опасных для жизни ребенка).
Мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами ( крупами, бумагой, ласкутами).
Игровые коврики.
Набор атрибутов для разнообразных игр : сотовые телефоны, наушники, диски, бинокли пульт управления).
Полные сюжетообразующие наборы-макеты
Игрушки – самоделки.
Использование приема «одушевления» кукол в кукольном уголке (каждая кукла имеет свое имя, характер, гардероб).
Для накопления опыта игровых действий используются впечатления от сказок, книг, иллюстраций, наблюдений и целевых прогулок, способствующих возникновению самостоятельных игр.
Расположение вблизи «Центра конструирования» в целях возможности использования постройки в игре.
Использование в «Центре игры» разных видов игрушек:
- реалистические, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов (например, плита, представляющая собой уменьшенную копию настоящей);
- прототипическое – условно воспроизводящие детали предметов (плита, у которой лишь обозначены конфорки, духовка, ручки, с которыми нельзя манипулировать);
- предметы – заменители, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении.
Мягкие игрушки – персонажи – подобия животных должны быть прототипическими.
Игровые материалы размещаются на низких стеллажах, в пластмассовых емкостях, передвижных ящиках на колесиках, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов.
Воссоздание обстановки, похожей на настоящую.
Побуждение детей к планированию, то есть созданию элементарного замысла.
Отказ от принципа зонирования игрового пространства, так как это тормозит воображение детей; создание такой творческой предметно – развивающей среды, которая может вариативно использоваться детьми: легкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты (например, белый халат пригодиться для разных тематических игр).
Отказ от принципа «чем больше, тем лучше», так как в этом случае игра может превратиться в манипулирование предметами.
Свойственное изменение игровой среды.
Привлечение детей к оформлению игрового пространства (наклеивание обоев в кукольном уголке).
Необходимо иметь запас дополнительного материала (коробок разного размера и формы, бечёвок, катушек и т.д. для изготовления недостающих по сюжету атрибутов).
Наличие альбомов с описанием последовательности изготовления различных атрибутов из бросового материала для расширения содержания игры. Игры в семью, с машинами и другим транспортом, в магазин (овощной, хлебный, мясной, рыбный, молочный; гастроном, супермаркет; магазин одежды, обувной, мебельный, книжный, магазин посуды, бытовой техники, спортивный магазин, газетный киоск, склад, рынок).Игры в больницу, мастерскую (ателье по ремонту и пошиву одежды, обуви; фотоателье; мастерская по ремонту замков, зонтов, сумок и пр.; мастерская по ремонту машин, бытовой техники и механизмов (телевизоров, утюгов, холодильников)); игры в парикмахерскую, почту. Наблюдения, рассказы о профессиях, тематические беседы, дидактические игры, иллюстрации для накопления впечатлений об окружающем мире.
Создание с детьми «банка идей» (наиболее интересные ситуации, выбранные для игр, фиксируются при помощи символов, условных обозначений) для организации игр.
Коллекционирование предметов, необходимых для игры (коллекция новогодних игрушек для игры). «Новогодняя ярмарка в гипермаркете», коллекция школьных принадлежностей для игры «Школа», коллекция билетов и программок для игры «Театр» и т.д..Функциональное назначение «Центр театра»
Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре театра»: «Художественно – эстетическое развитие».
Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центе театра»: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) Условия Виды и содержание деятельности детей
Разные виды театра : настольный, на ширме, на фланелеграфе, тростевой, теневой, магнитный, бибабо, «живая рука», пальчиковый, ложковый, перчаточный.
Игрушки-забавы.
Маски, шапочки.
Декорации, театральные атрибуты.
Ширмы.
Фланелеграф.
Домик ( избушка) для показа фольклорных произведений
Картинки для потешки.
Атрибуты для ярмарки.
Наглядно-дидактические пособия, серия «Мир в картинках» : Герои сказок. М. : Мозаика – Синтез, 2005.
Аксессуары сказочных героев, шапочки, рисунки-эмблемы на ободочках. Вовлечение детей в процесс игры.
Расположение рядом с «Центром игры».
Безопасность пособий и оборудования.
Соответствие пособий и оборудования возрасту детей и программе.
Эстетичность и разнообразие костюмов. Игры – импровизации, игры – драматизации, инсценировки, игры – ситуации, разминки, этюды, сказки, спектакли, игры – имитации, инсценирование отрывков произведений.Функциональное назначение «Центр музыки»
Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре музыки»: «Художественно – эстетическое развитие».
Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центе музыки»: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) Условия Виды и содержание деятельности детей
Игрушки – музыкальные инструменты (крупногабаритное пианино, гармошка, гитара, соразмерные руке ребенка, неозвученные или с фиксированной мелодией ( 1-2 шт.), погремушка (10 шт.), барабан, бубен, дудочка, металлофон, треугольники, ритмические палочки, колокольчики, свирель, рожок ,балалайка.)
Картинки к песням, исполняемые на музыкальных занятиях.
Музыкальные игрушки : музыкальные молоточки, шарманки ,шумелки, стучалки, музыкальный волчок.
Магнитофон.
Народные игрушки.
Набор шумовых коробочек.
В аудиозаписи : детские песенки, фрагменты классических музыкальных, фольклорных произведений, колыбельных, записи звуков природы.
Альбомы с рисунками или фотографиями муз.Инструментов.
Игрушки с фиксированной мелодией ( муз.Шкатулки, шарманки, электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки и открытки.) Веселые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений можно использовать во время режимных моментов.
Дудочки, свистульки, рожки используются индивидуально каждым ребенком и регулярно моются после использования. Танцевально – игровое и песенное творчество детей.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Подготовка детьми концертных программ.
Функциональное назначение «Центр книги».
Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре книги»: «Речевое развитие».
Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центе книги»: «Художественно - эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) Условия Виды и содержание деятельности детей
Детские литературные произведения : произведения русского и зарубежного фольклора : частушки, потешки ,песенки; народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики рассказы, сказки, стихи современных авторов; загадки ( природоведческие, приключенческие, исторические ,лирические, фантастические).
Картинки на фланелеграфе.
Иллюстрации к детским произведениям ( ламинированные); игрушки, изображающие сказочных персонажей.
Иллюстрации по обобщающим понятиям.
Альбомы или подборка иллюстраций по темам : сезоны, семья, животные, птицы.
Сюжетные картинки.
Выставка: книги одного автора или одного произведения в иллюстрациях разных художников.
Литературные игры, игры с грамматическим содержанием.
Портреты писателей и поэтов.
Книжки – раскраски.
Книжные иллюстрации, изображающие последовательно сюжет сказки.
Столики для детей для рассматривания детских книги иллюстраций.
Рисунки детей к литературным произведениям.
Цветные карандаши, бумага.
Литературные игры.
Необычные предметы, которые упоминаются в произведении, находящемся в книжном уголке или недавно прочитанном.
Обрядовые песни и прибаутки, докучные сказки, небылицы
(народные и авторские).
Книги-рассказы в картинках. Периодическая сменяемость художественных произведений в зависимости от сезонных изменений, тематических праздников.
Размещение вблизи источника света (окна).
Обеспечение дополнительного освещения вечером.
Расположение рядом с «Центром театра», вдали от шума и игровых уголков.
Каждая книга представлена в 2 – 5 экземплярах.
Пополняемость книгами по мере изучения. Игры – инсценировки по сюжетам хорошо известных произведений.
Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение.
Деятельность по ремонту книг.
Деятельность по иллюстрированию литературных произведений.
Функциональное назначение «Центр творчества»
Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре творчества»: «Художественно - эстетическое развитие».
Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре творчества»: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) Условия Виды и содержание деятельности детей
Произведения народного искусства : народные глиняные игрушки ( филимоновские, дымковские, каргапольские, тверские, оятские, рязанские, жбанниковские, гриневские, абашевские4 белорусские, молдавские, таджикские, татарские, узбекские); игрушки из дерева ( богородские, семеновские, полхов-майданские, архангельские птицы из щепы);предметы из резной березы ( короба, шкатулки архангельские, шамаготские), роспись разделочных досок ( городец), подносов ( жостово); кружево ( вологодское, киширское, елецкое); предметы быта из бересты ( печорские, мезенские, пинежские, олонецкие, шкатулки, посуда, прялки, разделочные доски); вышивка ( владимирский шов и др.), роспись посуды ( новгородская, псковская, оятская), керамическая, посуда Пскова, Новгорода, Гжели, Украины, Молдавии, Узбекистана и др.; игрушки из соломы; вышивка из разных обл. России, Украины; ткачество и ковроткачество разных республик; плетение4 аппликация, оригами; чеканка; альбомы с рисунками или фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства.
Игрушки из папье-маше ( полхов – майданская, крутецкая, ермиловская, богородская).
Графика ( книжная, прикладная, станковая, плакат).
Наглядно-дидактические пособия, серия «Мир в картинках»:
-Филимоновская народная игрушка. М.: Мозаика- Синтез, 2005.
-Городецкая роспись по дереву. М.: Мозаика- Синтез, 2005.
-Каргополь – народная игрушка. М.: Мозаика- Синтез, 2005.
-Дымковская игрушка. М.: Мозаика- Синтез, 2005.
-Хохлома . М.: Мозаика- Синтез, 2005.
-Полхов-майдан . М.: Мозаика- Синтез, 2005.
Плакаты в коробке:
-Филимоновская свистулька. М.: Мозаика- Синтез, 2005.
- Полхов – Майдан . Орнаменты и изделия. М.: Мозаика- Синтез, 2005.
Декоративно-оформительское искусство ( примеры оформления комнат, групп, выставок, поздравительных открыток, атрибутов)
Произведения живописи6 натюрморт, его виды ( изображения предметов одного порядка, смешанный, сюжетный);пейзаж, его виды ( ландшафт- природа в разные сезоны и времена суток, городской, морской, архитектурный, индустриальный, горный, космический);портрет( детский, женский, муржкой,автопортрет6 разные по композиции портреты с изображением разных поз, разные по колориту, передающие яркие эмоциональные состояния, семейный, парадный, социальный, исторический); жанровая живопись, ее виды ( дети, животные, спорт, сказочный жанр, былины, батальная живопись, на бытовые сюжеты).
Скульптура, ее виды ( малая пластика, декоративная, неслажная жанровая – по знакомым сюжетам бытового и сказочного характера, декоративная, станковая, монументальная, объемная и рельефная).
Фотографии, иллюстрации различных сооружений и видов архитектуры ( промышленной, гражданской: жилые дома, сооружения мостов: декоративное оформление площадей, набережных, памятников, культовой)
Основные цвета и их тона, контрастная гамма цветов.
Палитра.
Заготовки для рисования, вырезанные по какой – либо форме ( деревья, цветы, предметы, животные)
Цветные карандаши, гуашь.
Круглые кисти ( беличьи, колонковые), подставка под кисти.
Цветные мелки, восковые : уголь, доски для рисования мелом, фломастеры, сангина, пастель, тушь, перо.
Глина, салфетки из ткани, хорошо впитывающие воду, 30+30 см. для вытирания рук во время лепки, скалка для раскатывания глины.
Специальное самостирающееся устройство или восковые доски с палочкой для рисования.
Фартуки и нарукавники для детей.
Светлая магнитная доска для рисунков детей ( выставка), магнитные кнопки.
Емкости для промывания ворса кисти от краски.
Салфетки из ткани, хорошо впитывающие воду, для осушения кисти после промывания и приклеивания готовых форм.
Готовые формы для выкладывания и наклеивания.
Щетинные кисти для клея.
Печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров.
Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем.
Стенка для детских работ со сменной экспозицией ( не в раздевальной комнате , а около стены творчества)
Палочки для нанесения рисунка на глине.
2-3 мольберта.
Грифельная доска, линолеумная доска.
Альбомы для раскрашивания.
Заостренные палочки для рисования на песке или снегу.
Ножницы, клей.
Фоны разного цвета, размера и формы ( прямоугольник, круг, овал)
Вата для смачивания бумаги перед работой акварелью.
Инвентарь для уборки рабочего места: ведро для мусора, тазик, тряпочки.
Иллюстративный материал для изготовления аппликации по ближайшей теме.
Бумага, картон разного качества и размеров в контейнере с разделителями для разных сортов и размеров бумаги; рулон простых белых обоев.
Силуэты дымковских игрушек, птиц и животных по мотивам народных изделий, вырезанных из белой бумаги; шаблоны разделочных досок.
Образцы узоров на полосе.
Вылепленные из глины, не раскрашенные народные игрушки, кувшины.
Белила.
Бросовый материал для ручного труда : коробки, крышки, обертки., проволока, обрезки бумаги, кусочки тканей.
Разнообразные поздравительные открытки с простыми, доступными детям изображениями.
Обрезки цветной бумаги, ткани, иллюстрированные вырезки из журналов для создания коллажей.
Печатки из овощей.
Краски, с добавлением мыльной стружки для рисования пальцами и ладошками.
Природные материалы (засушенные листья, цветы, соломка, кора деревьев, пух, семена растений).Высота размещения: рост ребенка + согнутая в локте рука.
Расположение вблизи источника света (окна).
Расположение вблизи спокойной «зоны» деятельности детей.
Все экспозиции картин и репродукций располагают на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их; картины не должны быть громоздкими и «тяжелыми».
Для восприятия , должны быть выполнены в разных техниках и жанрах, дающих детям представление о различных графических языках.
Наличие в группе множества интересных, разнообразных и очень простых в использовании материалов для изобразительной деятельности.
Стенка для детских работ размещается около стены творчества. Различные виды продуктивной деятельности детей(рисование, лепка, аппликация, художественный труд).
Рассматривание и обследование предметов декоративно –прикладного творчества.
Рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, плакатов.
Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками.
Изготовление плакатов, поздравительных открыток, объявлений.
Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм.
Функциональное назначение «Уголок уединения»
Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Уголке уединения»: «Социально – коммуникативное развитие».
Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Уголке уединения »:«Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) Условия Виды и содержание деятельности детей
Отгороженный ширмой или занавеской уголок комнаты или домик, рассчитанный на 1-2 детей.
Стул или пуфик.
Книги.
Мягкие игрушки, мозаика, разрезные картинки, пазлы, фломастеры, карандаши, бумага. Определенная изолированность от остальных центров.
Спокойный музыкальный фон (исходя из возможностей и желания ребенка). Спокойная деятельность на выбор ребенка.
Функциональное назначение «Домашняя зона»
Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Домашней зоне»: «Социально – коммуникативное развитие».
Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Домашней зоне»: «Социально – коммуникативное развитие », «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Содержание РППС (пособия, материалы, оборудование) Условия Виды и содержание деятельности детей
Диван, кресла.
Журнальный столик.
Торшер.
Семейные фотоальбомы.
Любимые детские игрушки. Создание атмосферы деятельности семейного комфорта.
Возможность проведения «посиделок» с родителями, включение родителей в педпроцесс. Различные виды совместнойвоспитывающих взрослых (педагогов, родителей) и детей.