Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный информатик» (социальное направление) для 5 класса.



Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Юный информатик» в рамках внеурочной деятельности по предмету «Информатика и ИКТ» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения ООП (личностных, метапредметных, предметных).
Рабочая программа курса «Юный информатик» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности.
Программа внеурочной деятельности составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта;
Авторской программы курса информатики для 5 классов Л.Л.Босовой, которая адаптирована к условиям внеурочной деятельности.
Образовательной программы школы;
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Цели:
формирование у учащихся умения владеть компьютером, использовать его для оформления результатов своей деятельности и решения практических задач;          
подготовка учащихся к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества;
раскрытие основных возможностей, приемов и методов обработки информации разной структуры с помощью офисных программ.
Задачи:
формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;
формирование знаний об основных принципах работы компьютера;
формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле;
формирование умений моделирования и применения компьютера в разных предметных областях;
формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач;
формирование умений и навыков работы над проектами по разным школьным дисциплинам.
Программа разработана с учётом особенностей второй ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей учащихся.
Изучение информационных технологий в 5 классах является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.
Содержание программы направлено на воспитание интереса познания нового, развитию наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на занятиях.
Планируемые результаты
Личностные образовательные результаты
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, выполнения творческих проектов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.Предметные
в сфере познавательной деятельности
освоение основных понятий и методов информатики;
выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в различных системах;
выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы);
преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;
в сфере коммуникативной деятельности:
получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ;
соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.
в сфере трудовой деятельности:
рациональное использование распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса, усовершенствование навыков полученных в начальной школе;
выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе;
создание и редактирование рисунков, чертежей, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе;
приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера.
в сфере эстетической деятельности:
знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания;
приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных).
в сфере охраны здоровья:
понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.
Содержание программы
Как устроен компьютер – 6 ч
Введение. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация. Информатика.
Информация. Информатика. Компьютер.
Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.
Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.
Ввод информации в память компьютера. Группы клавиш.
Основная позиция пальцев на клавиатуре.
2. Компьютерная графика – 9 ч
Знакомство с инструментами графического редактора.
Фрагмент рисунка. Выделение и перемещение фрагмента рисунка. Сборка рисунка из деталей.
Действия с фрагментами рисунка. Создание рисунка «Открытка для мамы».
Учимся сохранять и открывать созданный рисунок. Создание рисунка «Моя родина - Россия».
Построения с помощью клавиши Shift. Создание рисунка «Кубик».
Инструмент «Масштаб». Создание рисунка из пикселей «Акула».
Инструмент «Текст». Создание рисунка «Новогодняя елочка».
Повторяющиеся элементы вокруг нас. Создание рисунка «Ветка рябины».
Индивидуальный проект.
3. Знакомство и работа с текстовым процессором WORD -12 ч
Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста.
Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов.
Оформление текста: выделение текста цветом.
Выравнивание текста, использование отступа, межстрочный интервал. Нумерация и маркеры.
Изменение формата нумерации и маркировки.
Вставка специальных символов, даты и времени.
Работа с колонками: оформление газетных колонок
Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, форматирование текста, изменение направления текста.
Изменение структуры таблицы: добавление и удаление строк и столбцов, изменение ширины столбцов и ячеек, объединение и разбивка ячеек.
Изменение структуры таблицы: добавление и удаление строк и столбцов, изменение ширины столбцов и ячеек, объединение и разбивка ячеек.
Форматирование таблиц: добавление границ и заливки. Используем элементы рисования: вставка картинок, рисунков.
Используем элементы рисования: объект WordArt. Создание рисунков с помощью панели рисования.
Индивидуальный проект.
Работа с мультимедийной информацией в редакторе презентаций Microsoft Office PowerPoint – 8 ч
Интерфейс Microsoft Office PowerPoint. Планирование презентации. Создание презентации. Разметка и оформление слайда.
Настройка анимации.
Настройка анимации. Проект «Часы».
Использование гиперссылки в показе слайдов.
Использование звука в презентации.
Использование звука в презентации.
Демонстрация и защита индивидуального проекта.
Место внеурочной деятельности в учебном плане
Программа «Юный информатик» рассчитана на 35 ч на 1 год обучения в 5 классе (1 час в неделю).Учебно - тематический план

п/пНаименование раздела Всего часов
1 Как устроен компьютер.
6
2 Знакомство и работа в графическом редакторе Paint
9
3 Знакомство и работа в текстовом процессоре WORD
12
4 Знакомство и работа с программой создания презентаций Power Point
8
5 Всего 35
Приложение
Календарно-тематическое планирование
5 класс

п/пТема урока Кол-во часов Факт Как устроен компьютер. 6 1 Введение. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация. Информатика. 1 2 Информация. Информатика. Компьютер.
Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. 1 3 Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. 1 4 Ввод информации в память компьютера. Группы клавиш. 1 5 Основная позиция пальцев на клавиатуре. 1 6 Программы и файлы 1 Компьютерная графика 9 7 Знакомство с инструментами графического редактора 1 8 Фрагмент рисунка. Выделение и перемещение фрагмента рисунка. Сборка рисунка из деталей. 1 9 Действия с фрагментами рисунка. Создание рисунка «Открытка для мамы». 1 10 Учимся сохранять и открывать созданный рисунок. Создание рисунка «Моя родина - Россия». 1 11 Построения с помощью клавиши Shift. Создание рисунка «Кубик». 1 12 Инструмент «Масштаб». Создание рисунка из пикселей «Акула».
1 13 Инструмент «Текст». Создание рисунка «Новогодняя елочка». 1 14 Повторяющиеся элементы вокруг нас. Создание рисунка «Ветка рябины». 1 15 Индивидуальный проект 1 Знакомство и работа с текстовым процессором WORD. 12 16 Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста. 1 17 Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов. 1 18 Оформление текста: выделение текста цветом 1 19 Выравнивание текста, использование отступа, межстрочный интервал. Нумерация и маркеры 1 20 Изменение формата нумерации и маркировки 1 21 Вставка специальных символов, даты и времени 1 22Работа с колонками: оформление газетных колонок 1 23 Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, форматирование текста, изменение направления текста 1 24 Изменение структуры таблицы: добавление и удаление строк и столбцов, изменение ширины столбцов и ячеек, объединение и разбивка ячеек 1 25 Форматирование таблиц: добавление границ и заливки. Используем элементы рисования: вставка картинок, рисунков 1 26 Используем элементы рисования: объект WordArt. Создание рисунков с помощью панели рисования 1 27 Индивидуальный проект
1 Работа с мультимедийной информацией в редакторе презентаций Microsoft Office PowerPoint 8 28 Интерфейс Microsoft Office PowerPoint. Планирование презентации. Создание презентации. Разметка и оформление слайда 1 29 Настройка анимации 1 30 Настройка анимации. Проект «Часы» 1 31 Использование гиперссылки в показе слайдов 1 32 Использование звука в презентации 1 33 Использование видео в презентации 1 34 Создание индивидуального проекта «Виртуальная экскурсия» в форме мультимедйной интерактивной презентации 1 35 Демонстрация и защита индивидуального проекта1 Учебно-методическое обеспечение
УМК для учителя:
Учебники по информатике для 5 – 6 классов автора Л.Л. Босова – «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
Методические пособия к учебникам по информатике для 5 – 6 классов автора Л.Л. Босова – «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.4. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика. 1-11 классы.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс. Практикум / Л.А. Залогова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 г. – 245  с.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс. Учебное пособие / Л.А. Залогова. – 2-е изд. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г. – 212  с.
Аппаратные средства
Персональный компьютер
Проектор
Принтер
Наушники
Сканер
Клавиатура и мышь.
Программные средства
Операционная система.
Текстовый редактор, графический редактор.
Программа разработки презентаций.
CD: «Мир информатики» 1-2-й год обучения. Кирилл и Мефодий.
CD: «Мир информатики» 3-4-й год обучения. Кирилл и Мефодий.
Интернет-ресурсы
www.festival.-1september.ru - Материалы сайта «Фестиваль открытых уроков»
www.pedsovet.org - Материалы сайта «Педсовет»
www.metod-kopilka.ru – Методическая копилка учителя информатики.
http://www.klyaksa.net/ - Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках.
http://www.kinder.ru/default.htm – Интернет для детей. Каталог детских рисунков.
http://www.solnet.ee – детский портал «Солнышко».
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)