Семен Гудзенко. Завещание мужества
Методическая разработка урока литературы в 11 классе.
Учитель русского языка и литературы Сенько Елена Владимировна.
Тема урока: Семен Гудзенко. Завещание мужества.
Цели урока;
Познакомить учащихся с фронтовой лирикой поэта С.Гудзенко, раскрыть значение его поэзии, показать гениальность и талант автора.
Формировать собственное видение поэта, развивать умение выделять главное, иметь свое мнение, уметь анализировать поэтический текст, делать выводы, творчески применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и любви к Родине.
Тип урока: урок-мастерская.
Оборудование:
Портрет С.Гудзенко, презентация о творчестве поэта, плакат «Фронтовая лирика поэта» сделан в виде оборванной кинопленки.
Стенд репродукций о Великой Отечественной войне «Пусть живые запомнят, пусть поколения помнят».
Видеофильм о Великой Отечественной войне.
Звукозапись песни «Журавли».
Заготовки для «Сборника понравившихся стихов поэта»
Ход урока:
1.Орг. момент.
2. Слово учителя.
Время неумолимо. Уходят из жизни ветераны Великой Отечественной войны, которые плечом к плечу, штык к штыку стояли насмерть, защищая Родину. Свой дом, мать с отцом , жену и детей, тех, кто будет завтра жить без войны, а значит, и нас с вами.
Стирая с лица земли воронки, окопы и траншеи, время сотрет и память о войне и у молодых, если о ней не говорить, не писать, не организовывать встречи с живыми участниками событий. Все меньше их приходит на встречи. Но до тех пор, пока жив хотя бы один ветеран. Будут встречи у Большого театра, у Белорусского вокзала, у могилы Неизвестному солдату. А мы будем помнить их подвиг. Ведь без прошлого нет и будущего. И сегодня весь урок мы будем говорить о войне.
3.Сообщение ученика:
Война – жесточе нету слова,
Война - печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступали А.Фадеев, В.Лебедев-Кумач, А.Жаров. Фадеев заявил: «Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться пером». Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт. Свыше четырехсот не вернулись назад. Поэзия надела военную шинель с первых дней войны. Уже на третий день по всей стране, как призыв, звучала песня на стихи Лебедева-кумача «Священная война».
4.Беседа с учениками: (Ученики заранее прочитали стихи, напечатанные на отдельных листках, где фамилия автора не была указана)
-Что можно сказать о человеке, который написал эти стихи?
-Оцените их, выскажите свое мнение.
-Каким вы представляете автора этих стихов?
5. Учитель:
Знакомьтесь – Семен Гудзенко. «Завещание мужества» - так называется сборник стихов поэта, который был издан его матерью уже после смерти поэта.
-Запишите название на обложке вашей заготовки.
-Внимательно всмотритесь в портрет поэта… Поражает своей внешностью. «Красавец с открытым благородным лицом, созданным для того, чтобы передатьлюбое сильное чувство, человек простосердечный, общительный, отзывчивый, с неисчерпаемым запасом юмора и веселости. Наконец, человек, счастливый во всем – в работе, в странствиях, в любви, в быту, в дружбе…» - писал Павел Антокольский, один из первых, кто высоко оценил лирику поэта. Таким вам представился автор стихов?
-Давайте посмотрим презентацию, в которой представлены моменты короткой жизни Семена Гудзенко.( презентация)
6.Чтение и анализ стихов.
-«Мое поколение»
7. Слово «биографа». Чтение и обсуждение стихотворения «Путь».
8. Слово «историка». Чтение и обсуждение стихотворения «Память».
9. Слово «литературоведа». Чтение и обсуждение стихотворений.
«Гармошка»
«Я был пехотой в поле чистом»
«Перед атакой»
«На снегу белизны госпитальной»
«Я ревновал тебя к зарницам»
«Мы не от старости умрем».
10. Слово учителя.
Семен Гудзенко умер на 31 году жизни. Короткая, но яркая, интересная, талантливая жизнь, явно достойная тому, чтобы его помнили. Чтили его память.
Разговор подходит к концу. Конечно, многое осталось непрочитанным, неизведанным. Но впечатление есть: знакомство состоялось.
После смерти меня не будут читать
И стихи мои не споют…
Потому что увидеть и услыхать
Веселей, чем читать и писать.
И чернилам десять секунд просыхать,
А крови века полыхать!
-Согласны вы с мнением поэта?
-Объясните, почему плакат «Фронтовая лирика поэта» сделан в виде оборванной кинопленки?
11. Письменная работа:
-Оформите однотомник стихов, куда вы включите предисловие. Содержание, послесловие. Когда будете писать – прислушайтесь к себе, ваша душа, сердце и мысли в это время будут принадлежать поэту. Пусть эти минуты будут минутами памяти, данью уважения и поклонения его жизни, таланту; минутами памяти о всех писателях и поэтах, не вернувшихся с войны. (Звучит песня «Журавли»)
12. Итог урока.
-У нас нет выставки книг поэта, т.к. он практически не издавался. Последняя книга вышла в свет в 1974 году. Предлагаю самим сделать выставку из ваших «однотомников». (Учащиеся читают свои работы. Прикрепляют их на доску).-Обратимся еще раз к теме нашего урока: «Завещание мужества». Почему именно так назывался наш урок?
-Действительно, поэт завещал нам, потомкам, быть мужественными, стойкими, отважными, сильными, достойными. На уроке речь шла не только о завещании мужества, но и о завещании героизма, доблести, отваги. Силы духа и любви к Родине.
13.Домашнее задание: Выучить наизусть одно из понравившихся стихотворений С.Гудзенко.
14. Оценки за урок.