Система работы по формированию валеологической культуры дошкольников с ЗПР в рамках кружка «Здоровячок»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Дельфин» комбинированного вида»Система работы по формированию валеологической культуры дошкольников с ЗПР в рамках кружка «Здоровячок»Составиль: Романова Н.В.
актуальность реализации данного направленияСтатистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождается не более 10% детей, т.е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни; до 25-35% детей, приходящих в 1 класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания;культурный кризис общества, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом.
Актуальность формирования валеологической культуры в дошкольном возрасте.Включает понимаем совокупность несколькихкомпонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о здоровье;умений оберегать, поддерживать и сохранять его;самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением; оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
задачи воспитания валеологической культуры дошкольников:Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни;Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;Становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях;Оказание элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи.
Реализация валеологического воспитания в группе:определение оптимальных педагогических условий, которые позволяли бы эффективно воспитывать валеологически культурных дошкольников;создание валеологически развивающей среды в группе;формирование подходов к взаимодействию с семьей в данном направлении;решение задач валеологического воспитания во всех видах детской деятельности;диагностика валеологической культуры дошкольника;повышение педагогической компетентности родителей в вопросах валеологического воспитания.
Цель работы:Повышение физической подготовленности детей, уровня здоровья приодновременном развитии их умственных способностей работа Направлена: На формирование у дошкольников представлений о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни и установок на заботу о своем здоровье, на совершенствование всех видов движений и развитие физических качеств.
Задачи по формированию валеологической культуры в рамках кружка «Здоровячок»сохранение и укрепление здоровья детей;формирование привычки к здоровому образу жизни;развитие психофизических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость);развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний;формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;развитие внимания, сосредоточенности, организованности,приобретению навыка правильного дыхания;привитию навыков элементарного самомассажа;развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);развитию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;формированию гармоничной личности (умения дружить, чувство уважения, доброты, самокритичности и др.)
Особенности реализации :Рассматривается под оздоровительным аспектом.Акцент оздоровительной работы делается на развитие двигательной деятельности ребенка .Занятия предусмотрено развитие умственных способностей детей.Использование малых форм народного фольклора.Проводится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
три основных составляющих:работа с детьми направленная на решение задач валеологического воспитания во всех видах детской деятельности;работа с семьей;создание валеологически - развивающей среды в группе.
Познавательный цикл реализует следующие задачи: Ознакомление детей с важнейшими анатома – физиологическими понятиями (строение тела человека, первоначальные представления о строении и функциях органов);Развитие умения обосновывать и соблюдать правила гигиены;Развитие умения сознательно вырабатывать полезные привычки правильного поведения;Обучение детей правильному поведению в экстренной ситуации, умению избегать опасных положений; Развитие творческого, критического и эвристического мышления, вариативных представлений о поведении человека в различных ситуациях;Развитие интеллектуальных способностей по переносу знаний на конкретные ситуации жизни человека;Постоянное внимание к речевой культуре через проблемные, обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений и действий;Развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей, умения сравнивать и обобщать;Усвоение системы культурно –гигиенических знаний об организме человека;Содействие становлению форм естественного поведения – соблюдение правил личной и общественной гигиены в повседневной жизни детей.
Основными средствами обучения детей является:Наблюдения БеседыЭкспериментированиеРазвлеченияПрактическая деятельность
Используются занятия по содержанию:ТрадиционныеКруговые тренировкиИгровыеЗанятия – путешествияОбучающиеПознавательные
Структура занятия:1. Организационный момент 2. Гимнастика 3. Дидактическая игра или игра-беседа на повторение изученного ранее 4. Познавательный блок 5. Сообщение нового материала через игру-беседу или самостоятельные выводы детей на основе наблюдения, опыта и т. п. 6. Дидактическая или подвижная игра на закрепление 7. Релаксация под музыку
Создание развивающей среды в группе Демонстрационный материал:Плакаты: строение тела человека; правилагигиены для детей; познаю себя; азбуказдоровья; гимнастика для глаз; полезныепродукты.Уголок здоровья.Папки – передвижки: первая помощь; детские болезни; здоровье ребёнка; будь здоров.Настольные игры: хорошо или плохо; здоровый малыш; части тела человека.
Физкультурно – оздоровительные мероприятия в различных видах деятельности:Корригирующая, ритмическая, логоритмическая гимнастики; Динамические и оздоровительные паузы;Релаксационные упражнения;Хороводы, различные виды игр;Занимательные разминки;Точечный массаж лица, пальчиковый массаж;Пальчиковая гимнастика;Дыхательная гимнастика.
Принципы взаимодействия с детьми:Сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;Постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;Исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;Сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;Каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.
кружок по валеологии «ЗДОРОВЯЧОК»Период работы с октября по апрель. Периодичность занятий 1 раз в неделю во II половине дняВремя проведения – 25 - 30 минут.Данная работа кружка рассчитана для детей 5-7 лет.
Работа с родителями Консультации по сохранению здоровья, в родительском уголке в разделе «На здоровье!»;Индивидуальные беседы на темы оздоровления организма детей и родителей;Оформление выставок рисунков «Советы детям»;Фотовыставки.
Ожидаемые результаты в работе с родителями:осознание родителями и детьми понятия «здоровый образ жизни» и влияние образа жизни на состояние здоровья; снижение уровня заболеваемости; повышение уровня адаптации к современным условиям жизни овладение навыками самооздоровления;оформление творческих выставок, фотовыставок.
Методы диагностики: наблюдения, беседы.
ПАРАМЕТРЫ Диагностики знает о внешнем и внутренних особенностях строения человека;знает о правилах здоровья: режим дня, питания и т.д.;знает о безопасном поведении в быту, на улице и т.д.;знает о полезных и вредных привычках;умеет обслужить себя и владеет полезными привычками;умеет назвать и показать, что именно у него болит;владеет культурой приёма пищи;умеет выполнять физические упражнения;умеет соблюдать правила ПДД;умеет культурно вести себя в общественных местах;умеет быть вежливым во взаимодействии со сверстниками;умеет организовать совместную деятельность с детьми;умеет обезопасить себя от контакта с незнакомыми;готов оказать помощь самому себе и другим.
Критерии диагностики:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1 б -Не справился2 б – Частично справился с помощью взрослого3 б - Справился полностью с помощью взрослого4 б - Справился частично самостоятельно5 б - Справился самостоятельно
Результаты работы кружка
Спасибо за внимание!!!