Воспитание валеологической культуры как основы здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Воспитание валеологической культуры как основы здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Лейла ВаладоваВоспитание валеологической культуры как основы здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Воспитатель МДОУ “Теремок” села Клещевка.
Воспитания валеологической культуры как основы здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Ты, человек, можешь сделать для своего здоровья и благополучия больше, чем любой врач, любая больница, любое лекарство, любое медицинское средство.
Дж. Калифано.
Все лучшее общество стремится отдать детям и забота об их будущем является одной из основных задач для педагогов и родителей.
В последние годы проблема оздоровительной работы в дошкольных учреждениях обсуждается достаточно широко, что обуславливает актуальность теоретической и практической её разработки. Применять образовательно-оздоровительные программы необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у детей закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Поэтому важно формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков гигиенической культуры. По данным НИИ гигиены и профилактики заболевания детей, за последнее десятилетие состояние детей ухудшилось: увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – с
60, 9 % до 67, 6 %, а имеющих хронические заболевания – с 15, 9 до 17, 3%.
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни. Как помочь ребенку, как закалить его, как сделать его крепким, сильным, достойным человеком. Эта проблема занимает главное место в нашей работе.
Значения внутреннего мира ребенка дошкольного возраста, его психологических и психофизиологических особенностей, развитие личностных качеств в их сенситивные периоды - необходимое условие успешной адаптации к меняющимся условиям в дальнейшие периоды жизни. Поэтому развитие дошкольной валеологии, начиная с ранних периодов детства, может позволить исследовать, осознать и развить возможности ребенка в его сенситивные периоды, и в определенной степени предотвратить имеющиеся проблемы. Согласно концепции Г. К. Зайцевой, В. В. Колбановой, педагогическую работу в детском саду стали проводить с учётом потребностей занимающихся в игре и креативности по следующим направлениям:
формирование потребности в физическом и психологическом саморазвитии;
воспитание мотивации здорового образа жизни, развитие
резервных возможностей профилактика заболеваний.
В процессе формирования потребности в здоровом образе жизни, используются адекватные методики (занятия, игры, чтение, беседы, и т. д.) . Знакомство детей дошкольного возраста с понятием «здоровье», со строением человеческого тела, с помощью иллюстрированного материала, доступного содержания, рассказываем об основных системах и органах (опорно-двигательного аппарата, пищеварительной, дыхательной, нервной системах, кровообращении, органах чувств) .
Занятия по валеологии помогают сформировать у детей специальные знания, умения и навыки по сохранению своего здоровья. Они являются «для осуществления первых попыток самостоятельной работы над собой, своим телом, эмоциями, над развитием коммуникативных способностей, воспитания гуманного отношения к миру, к окружающим людям и самому себе.
Главная цель на занятиях по валеологии - научить детей быть здоровыми и душой и телом, стремиться творить своё здоровье, заботиться и беречь его, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Работа с детьми построена в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки - упражнение для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр., необходимые для развития навыков ребёнка. Содержание занятий стараемся наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.
Работа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Занятие важно строить так, чтобы дети получили знания о том, от чего
зависит наше здоровье, приобретали навыки самосовершенствования, а чтобы занятия ребятам нравились, нужно обеспечить успех первого занятия. Никаких нравоучений не должно быть. Нужно задавать детям такие вопросы, ответы на которые подтвердили бы их здоровье, привычки. Это приносит им радость и вызывает интерес к дальнейшим занятиям. Отмечается их искренность, умение улыбаться, радоваться, проникать интересом к окружающему миру.
На занятиях нужно быть доброжелательной, выслушивать ответы, не показывать своего отрицания даже мимикой, взглядом, потому что у детей может возникнуть чувство страха, что всегда вызывает скованность, неуверенность. Ребенок вправе отвечать так, как он считает нужным, как понимает, нужно запастись большим терпением и уважать самые неожиданные ответы.
Невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера, только личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о вреде тех или иных продуктов, а самому употреблять их в пищу и т. д. Вообще занятия должны приносить детям чувство удовлетворения, легкости и радости и желание прийти на занятия вновь.
С целью повышения профессионально мастерства по воспитанию валеологической культуры, педагоги МДОУ принимают активное участие в методических объединениях, семинарах, педагогических мастерских, посещают школу передового опыта и проходят курсы повышения квалификации. Разнообразные формы работы способствуют реализации данной проблемы.
На основе выше сказанного можно сделать выводы, чтобы помочь ребенку быть здоровым и счастливым, успешным и добрым, всегда необходимым другому человеку, нужно дать понять, что человек и здоровье – главные ценности, на которые необходимо ориентировать в обществе. Помочь ему вести здоровый и безопасный образ жизни.