Эффективность коррекционно-развивающей работы в образовательном учреждении

Эффективность коррекционно - развивающей работы
в образовательном учреждении
Одним из ведущих направлений психолого-педагогического сопровождения учащихся нашей школы является работа с классами коррекционно-развивающего обучения.
В школе обучается 48 учащихся, с ограниченными возможностями здоровья. Из них, 15 человек обучаются в классах VIII вида и 21 – в классах VII вида, 12 учащихся в классе компенсирующего обучения.
МБОУ г. Астрахани «ООШ №3» имеет лицензию на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) классах VII и VIII вида.
 В данных классах учебная деятельность осуществляется согласно организационно-педагогическим и психологическим условиям обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии:
- щадящий режим;
- меньшая наполняемость классов;
-соответствие темпов учебной работы возможностям познавательной деятельности;
- использование специальных образовательных программ.
Целью работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является организация помощи детям на основе проведения комплексных мероприятий для получения детьми образования и развития личности в целом.
Дети с задержкой психического развития различного генеза составляют самую крупную группу в среде детей с ограниченными возможностями к обучению. В медицинском диагнозе неспроста подчёркивается определение задержка, что свидетельствует о возможном преходящем характере интеллектуальных нарушений. В принципе, благоприятный прогноз мог бы наблюдаться во многих случаях. Успех возможен при комплексном подходе к нивелированию задержки, где, кроме медикаментозных мер велико значение педагогических воздействий на ребёнка и школа должна занимать здесь свою нишу, свойственную только ей, выполнять свою часть реабилитационных мероприятий. Однако на практике мы столкнулись с тем, что школа выступает чуть ли не единственным местом, где к ребёнку с задержкой психического развития относятся адекватно:
медицинская составляющая реабилитационных мероприятий ничтожно мала в силу самых разных причин, в том числе из-за противодействия родителей;
по причине низкого культурного и образовательного ценза многих родителей, их сложной адаптации к социуму, сложно говорить о реабилитационном характере семейного воспитания;
в силу соматической ослабленности, неадекватного поведения детей и низкого социального статуса родителей, дети с задержкой психического развития крайне редко посещают городские кружки и секции.

При осложнённых диагнозах, при выпадении каких-либо составляющих в реабилитации, нет смысла говорить о сведении на нет задержки, речь может идти только об удержании состояния. Сохранить, не усугубить состояние ребёнка выходит на первый план в работе школы в такой ситуации.
Одним из основных направлений в работе с особыми детьми является коррекционо-развивающее сопровождение процесса обучения и воспитания.
Целью коррекционно-развивающей работы является создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.
Задачи:
Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития учащихся;
Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания;
Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом.
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся.
Коррекционно-развивающее направление – предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп учащихся.
Консультативно-просветительское и профилактическое направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, по возможности, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Организационно-методическое направление – включает подготовку и участие психолога в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется поэтапно:
Первый этап ориентирован на развитие познавательных возможностей школьников с учетом их актуального развития и потенциальных возможностей; формирование положительной учебной мотивации.
Второй этап ориентирован на развитие и становление личностной сферы учащихся и эмоционально-волевых особенностей.



Основное содержание работы первого и второго этапов:
совершенствование различных характеристик произвольного внимания: объема, устойчивости, переключения и распределения;
развитие зрительной и слуховой памяти;
развитие логического мышления, интеллектуальных операций: сравнения, анализа, синтеза, умения проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию по заданному или найденному признаку;
формирование положительного отношения к школе, к учебе.
Третий этап – ориентирован на развитие коммуникативных умений.
Содержание работы третьего этапа обучения:
формирование навыков позитивного взаимодействия и сотрудничества с другими людьми;
развитие личностных качеств, необходимых для продуктивных взаимоотношений с окружающими;
развитие умений и навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
создание и поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата, сплочение и развитие классного коллектива.
Все этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и задач программы сопровождения.
Рассмотрим один из методов коррекционно-развивающей работы- групповые коррекционно-развивающие занятия.
Принципы построения коррекционно-развивающих занятий:
Системность и последовательность.
Индивидуально-дифференцированный подход - все задания подобраны от простого к сложному.
Максимальное использование игровых методов обучения.
Психологическая безопасность.
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий. Для детей эти занятия очень важны - принципы построения позволяют ощутить успех практически каждому, а значит, ребенок чувствует себя в безопасност - не будет ситуации : «опять двойка!»; нестандартные задания, игровая форма заданий, непринужденный характер - это повышает мотивацию выполнения задания; реально ощутив успех, дети начинают просить поставить им отметку, несмотря на безоценночность занятий. Таким образом, незаметно для детей, мы осуществляем главную задачу коррекционных занятий - исправление нарушенных высших психических функций, связанных с задержкой психического развития, иногда с органическими дефектами учеников, а также их личностных особенностей (эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер и др.), затрудняющих процессы обучения и школьной адаптации.



Коррекционные занятия носят интегрированный характер, позволяющий решать несколько разноплановых задач. При этом важно подчеркнуть, что содержание этих задач в рамках каждого занятия опережает уровень актуального развития детей, но соответствует границам зоны их ближайшего развития.
Эффективность коррекционно-развивающей работы:


В заключение, некоторые итоги психолого-педагогического сопровождения классов VII вида за прошедшие годы:
100 % учащихся классов VII вида при 100% успеваемости ежегодно переходят в следующий класс;
всего было сделано четыре выпуска девятиклассников из классов VII вида, в одном выпуске класс VII вида был соединен с общеобразовательным и дети успешно адаптировались (большая часть из них закончила ПТУ, девять человек закончили среднюю школу, высшее образование пока не получил никто) ;
результаты психолого-педагогических наблюдений и ежегодное анкетирование учащихся свидетельствуют о том, что дети комфортно чувствуют себя в школе и переходить в другую не хотят.
Система классов VII вида в нашей школе существует давно. Казалось бы, какие могут существовать нерешённые проблемы. Однако они есть:
самой большой проблемой было и остаётся социальное положение многих семей;
отсутствие специальных учебников, программ, методических рекомендаций, слабая обеспеченность современными пособиями;
мы до сих пор наблюдаем предвзятое отношение к этой педагогической системе.
Эффективность же коррекционной работы в школе зависит от создания целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – это сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. В условиях школы коррекционная работа  будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, состоящем из педагогической, психологической коррекции, а также медицинского сопровождения.











gђ Заголовок 115