Статья на тему Использование метода проектов в малокомплектной школе
Использование метода проектов в малокомлектной школе
Шубенок Ольга Николаевна
учитель начальных классов, КГУ « Арзамасская средняя школа», Узункольский район
Arzamass1977@mail.ruПояснительная записка
Современные педагоги, организуя учебный процесс, не ограничиваются развитием предметных умений, но ставят перед собой более высокие и важные задачи: благотворно влиять на развитие личности каждого ребёнка, выявлять и развивать его способности, прививать тягу к самообразованию, вкус к творчеству. Творчеству, как и любой другой деятельности, можно научиться. Образовательной среде необходимо дидактическое обновление системы развития творческой личности школьника. При этом особую актуальность приобретает вопрос о разработке креативных технологий обучения, развития и воспитания подрастающего поколения.
На развитие общеучебных умений и навыков, отмеченных в проекте государственных стандартов 12 – летнего образования, как считают многие учителя нашей области, следуют направить организацию проектной деятельности учащихся. Это обусловлено тем, что проектная деятельность школьников не только развивает ребёнка, но и выполняет важную дидактическую задачу. Помимо обучения, воспитания и развития учащихся, она снижает противоречие двух ведущих составляющих процесса обучения: естественно – научной и гуманитарной.
Интегрированное содержание, уровневый способ обучения, использование системы проектов– всё это позволяет включить обучаемых процесс «от идеи до реализации» и способствует более полному освоению технологической картины мира. При правильно поставленных задачах развивается потенциал учащихся с разным уровнем подготовки, налаживаются и развиваются связи теоретических знаний и практических умений. Развиваются качества личности: инициативность, коммуникативность, умение планировать, видеть перспективу. Совершенствуются психические процессы: логическое мышление, развивается творческое мышление. Проектная деятельность развивает интерес к закономерностям, учит видеть красоту и гармонию человеческой мысли. Всё это является важнейшим элементом общей культуры.
Используя в своей работе метод проектов, направляю урочную и внеурочную деятельность на формирование личностного отношения к окружающему миру. Учащиеся должны овладеть этическими, эстетическими и нравственными нормами. Это одна из главных задач обучения, и служит она верным маяком, главным ориентиром каждому учителю в понимании своей социальной роли, своей гражданской, личностной позиции в профессиональной деятельности.
При проведении уроков и внеклассных мероприятий с использованием проектной деятельности ставлю основную цель: превратить обучение в творческий процесс, формировать познавательные интересы школьников, развивать их способности, воспитывать ответственность. Привлечение родителей учащихся к активному участию в УВП способствует реализации социально значимых проектов. Собранный материал оформлен в авторских журналах «МАЯК» по следующим темам: «Метод проектов. Практика применения», «Выглянуло солнышко», «Четвероногие друзья», «Семейные проекты», «Этот загадочный водный мир!». В каждом из них есть пояснительная записка. В содержание журналов входят презентации по темам, уроки и внеклассные мероприятия с использованием проектов, созданных учащимися и их родителями. В журналах собраны фотографии, рисунки, поэтические тетради, пословицы, загадки, литературные произведения, мини – сочинения по темам проектов.
Не теряет своей актуальности вопрос сохранения здоровья детей на всех этапах образовательного процесса. Создан авторский журнал «Начальная школа Арзамасская», в котором содержится описание форм и приёмов работы по здоровьесбережению, в данный журнал также включён проект «Семейная игротека». Весь материал названных журналов используется на уроках, внеклассных мероприятиях, проводятся сюжетно – ролевые игры, профориентационная работа. На основе собранного материала созданы рабочие тетради для учащихся,проводятся уроки общения «В нашу гавань заходите, корабли!». Работая в центрах, общаясь с учителями – предметниками, учащиеся повышают свой интеллектуальный уровень, так как на этих уроках также используются проекты, созданные детьми и их родителями, соблюдается преемственность начальной школы и среднего звена.После проведения уроков и внеклассных мероприятий «маленькие энциклопедии» класса пополняются материалом, собранным учащимися и их родителями. Продуктами проектов являются газеты «Морячок», «Солнышко», сборник пословиц, книжки – малышки, брошюры, альбомы с рисунками, презентации. Уроки с использованием проектов носят интегрированный характер, благодаря включению в проектную деятельность учащиеся получают удовлетворение, так как видят продукт своего собственного труда.
Проектная деятельность – результативная форма работы с учащимися начальных классов в малокомплектной школе.Результаты применения метода проектов: учащиеся рассматривают проблему с разных точек зрения, презентуют результаты своего труда, расширяется кругозор учащихся, развиваются интеллектуальные способности учащихся, происходит сотрудничество семьи и школы,собранный материал по теме проекта используется на уроках и внеклассных мероприятиях в течение года, проекты позволяют решать задачи экологического, эстетического, патриотического, нравственного воспитания, проводится профориентационнаяработа с учащимися, развивается интерес к учению, умение работать в группе, повышается качествознаний, учащиеся учатся самостоятельно добывать знания,развиваются творческие способности учащихся.
Развитие исследовательской деятельности обучающихся относится к числу приоритетных задач казахстанского образования.
Общешкольный проект «Выглянуло солнышко»
Руководитель проекта: Ольга Николаевна Шубенок
Тип проекта: информационный, творческий, недельный
Учебные дисциплины: русский язык, литература, познание мира, изобразительное искусство, музыка
Оборудование: рисунки детей и их родителей, сказки, стихотворения, рассказы, песни, произведения устного народного творчества о солнцекроссворды, предметы декоративно – прикладного искусства, аппликации
Цели проекта:
Познавательный аспект: увеличение объёма знаний о солнце, нахождение поэтических, художественных произведений на эту тему
2. Развивающий аспект: развитие творческих способностей, способности логически излагать, сопоставлять полученные данные
3. Воспитательный аспект: воспитывать интерес к познанию мира, внимательное отношение к близким людям, позитивное отношение к жизни, стремление делать добрые дела
Аннотация: идеей создания проекта послужило чтение сказки «У солнышка в гостях». Вопросы проекта:Почему нельзя прожить без солнышка?Каким бывает солнышко. Есть ли произведения о солнышке?Какие ассоциации возникают со словом «солнышко»?
Сотрудничество: с психологом школы (тренинги «В лучах солнца»), медработником школы, учителем музыки
Продукты проекта: альбомы с рисунками солнышек, газета класса «Солнышко», брошюры «Я и солнышко» - индивидуальные работы, журнал «МАЯК» для школьной библиотеки»Результативность: расширение кругозора учащихся, сотрудничество с родителями, раскрытие творческих способностей, развитие творческой фантазии, развитие интереса к предметам, воспитание ответственности
Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов
«Солнечный круг»
Цели:
1. знакомить с произведениями устного народного творчества, заинтересовать изучением специальной и художественной литературы по теме, дать полезные советы и рекомендации по здоровому образу жизни, активизировать работу родителей при составлении семейных проектов;
2. развивать память, устную речь учащихся, творческую фантазию, коммуникативные умения, интеллектуальные способности учащихся, музыкальный слух;
3. воспитывать внимательное отношение к близким людям, своему здоровью, эстетический вкус
Оборудование: презентация «Выглянуло солнышко», «Поэтическая тетрадь», рисунки солнышек, поделки, проекты первого класса и учащихся среднего звена, газеты «Солнышко», семейные проектыХод мероприятия:
1.Орг. момент. Звучит песня «Солнечный круг»
2.Сообщение целей мероприятия.
- Приглашаю вас на внеклассное мероприятие «Солнечный круг». Сегодня мы подведём итоги общешкольного проекта «Выглянуло солнышко», узнаем о солнышке много нового.
3.Заклички о солнышке:
Солнышко красно,гори, гори ясно, солнышко красно!В небо пташкой залети, нашу землю освети, чтоб садам и огородам зеленеть, цвести расти!Солнышко красно, гори, гори ясно! В небе рыбкой проплыви, нашу землю оживи, всех на свете ребятишек обогрей, оздорови!
Когда долго не было дождя, звали солнышко:
Солнышко, покажись,красное снарядись,
Чтоб год от года давала нам погода
Тёплое летечко, грибы в берестечке, ягоды в лукошко, зелёного горошка. А теперь вспомним украинскую закличку (из проекта учащихся):
Приди, приди, солнышко,под моё оконышко,
Лей щедрее, солнышко, золото в окошечко,
Будем греться вволю, как цветики в поле, деточки играют, тебя дожидают.
Входит девочка в костюме солнышка. Ребята приветствуют:
- Здравствуй, солнце ясное!Здравствуй, солнце красное!
- Здравствуйте! Я – Красное Солнышко. Дарю всем радость, тепло и любовь!
Ученица:
Светит, светит солнце в чистое оконце, озаряет рощи и цветистый луг.
Много, много песен о тебе поётся, добрый, лучезарный, золотистый друг.
Светит, светит солнце, всюду так и льётся, в норку, словно мышка, убежала тень. Расцвели улыбки, всё вокруг смеётся.
Здравствуй наш прекрасный, новый ясный день!
Звучит песня «Выглянуло солнышко».
Слова К. Ибряева, музыка Ю. Чичкова4. Учащиеся читают стихотворения о солнышке из поэтической тетради.
Солнечный клубок не размотаешь,
Тянется к нам солнечная нить,
Хорошо, что можно, хорошо, что можно
Каждому по солнцу подарить!
Учитель приглашает всех посетить «солнечную галерею». (В классе по кругу размещены все рисунки солнышек – проекты). Звучит классическая музыка, все рассматривают рисунки, определяют понравившиеся солнышки. Жюри подводит итоги и называет итоги конкурса «Зрительские симпатии»
НОУ «Знаете ли вы?» (рассказ учащихся о солнце)
Солнце – это звезда. И одна из самых близких к Земле. Это огромный раскалённый шар. А температура на Солнце около 6 тысяч градусов по Цельсию. С земли солнце кажется людям большим плоским «блином». Но это совсем не так. То, что это шар, помог человеку узнать телескоп. В нём находится большое увеличительное стекло, которое сделано специально для того, чтобы рассматривать небо. Солнце состоит из огня. Оно не такое, как Земля. В нём нет ничего твёрдого. Хоть Солнце и находится очень далеко от Земли, но его свет доходит до нас за 8 минут и 20 секунд. Другие звёзды, как и Солнце, тоже огромные шары. Некоторые из них даже больше Солнца. Но они находятся от Земли очень далеко. А солнце - поближе. Поэтому оно кажется человеку очень большим, больше, чем звёзды. Звёзды далеко, поэтому и свет от них слабый. И тепла от них нет. А Солнце ближе, поэтому оно нам ярко светит и отдаёт своё тепло. Солнце намного больше Земли. Внутри такого шара, как Солнце, могло бы поместиться почти полтора миллиона земных шаров. Если лететь к солнцу на самолёте ТУ – 154, то пришлось бы лететь целых 15 лет. Но солнце состоит из огня. И там очень жарко.
5.Медработник школы проводит инструктаж по ТБ
«Летнее солнышко»:
Часто ребята думают, что закаливание солнцем – это подольше позагорать. Но для того, чтобы солнце принесло пользу, надо соблюдать правила. Надо знать, какая доза солнечных лучей для вас допустима. Это можно определить в физиотерапевтическом кабинете поликлиники. У каждого чувствительность кожи к солнечным лучам разная. Загорать надо постепенно. Время загорания надо начинать с 10 – 15 минут (до получаса). Загорать лучше с 9 до 11 часов и с 16 до 18 часов, то есть, когда воздух не слишком разогрет.Нельзя идти на пляж сразу после еды, следует подождать час – полтора.Необходимо пользоваться светлой, лучше белой косынкой или панамкой, для того, чтобы защитить голову от солнечных лучей. Иначе солнечное облучение может привести к солнечному удару. Яркое солнце может вызвать даже ожог глаз, поэтому следует носить летом тёмные очки.После солнечных ванн следует отдых в течение 10 – 15 минут, затем можно искупаться или принять душ. Помните, что загар – это напряжённая работа всего организма, поэтому отдых обязателен.
Дети и родители, доктор вам велит,
что при солнечном ударе делать надлежит:
1. Отведите пострадавшего в затемнённое прохладное место
2. На голову следует положить холодный компресс или пузырь со льдом
3. Можно сделать холодное обтирание
4. Давайте потерпевшему как можно чаще прохладное питьё.
А чтобы не было перегревания тела, а тем более солнечного удара, при котором может случиться даже рвота и судороги, надо выполнять следующие правила. В жаркую солнечную погоду следует носить лёгкую хлопчатобумажную одежду, которая будет защищать ваши плечи, спину и грудь от солнечных ожогов. На солнце нельзя долго играть в подвижные игры. Время от времени на 15 – 20 минут следует уходить в тень и отдыхать. Если есть такая возможность, то чаще окунайтесь в прохладную воду. Пейте побольше прохладных напитков, если вы долго находитесь под жарким солнцем.
Помните, родители, запомните, дети:
за своё здоровье вы сами в ответе!
Приближаться к солнцу опасно. А вот лучи, которые оно посылает на землю, очень нам нужны. Ведь с солнцем человек связывает всю свою жизнь. Оно помогает вырасти хорошему урожаю, оно даёт нам тепло, свет и укрепляет наше здоровье. Солнце люди называют нашим светилом. Оно ещё и хороший ориентир для погоды. Вот что говорил народ издавна о приметах погоды по солнцу: если зимой солнце в серьгах, это к сильному морозу. Если круг туманный – к метели.Если на закате солнца много облаков в виде полос – это к дождю. Если летним вечером солнце зашло за тучу, надо ждать дождя.
Если солнце восходит в тумане, значит, погода будет ясной, тихой и душной.Если при восходе солнца душно, то к вечеру надо ждать дождя.
6.Физминутка «Солнечная зарядка».
Мы – листочки, мы – листочки. Мы шумим, качаемся, вместе с тёплым ветерком к солнышку мы тянемся.
7. Танец «Луч солнца» (импровизация)
8. Итоги конкурса «В каждом рисунке солнце».
9. Конкурс «Солнечные слова» (мамы и дети говорят друг другу слова, записанные дома – задание к проекту)
10. Презентация газеты первого класса «СОЛНЫШКО»
Сказка «доброе Солнышко и злая Туча»
Однажды летом ярко – ярко светило Солнце. Высоко, высоко в небе кружились птицы. День был чудесный! Птицы пели свои песни. Тут появилась Тучка. Она очень рассердилась, стала чёрная – пречерная. Нахмурила туча брови, полился дождь. Но Солнышко не испугалось, её лучи стали жёлтыми – жёлтыми. Поняла Тучка, что ей не победить Солнце. Стала она смотреть на Солнце, думать как бы извести его. Смотрела, смотрела Туча на яркое Солнышко и не заметила, как сама расплылась в улыбке. Ведь Добро всегда побеждает Зло.
11. Исполняется песня «Солнечный круг».
Каждому первокласснику вручается проект «Солнечный календарь».
ЛИТЕРАТУРА
1. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения / В. В. Гузеев // Директор школы. – 1996. - № 6
2. Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников / Е. Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. - № 9
3. Митяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителей начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2002.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии/ Г.К. Селевко. М.: Народное образование, 1998.
Резюме:
Дата рождения: 22 мая 1969 года
Образование: высшее, Костанайский гуманитарный институт, 2003 г.
Специальность: педагогика и методика начального обучения
Квалификация: учитель начальных классов
Занимаемая должность на данный момент: учитель начальных классов
Категория: высшая
Общий стаж: 25 лет
Педагогический стаж: 25 лет, по специальности – 25 лет
Срок последней аттестации: май, 2009 год
Тема самообразования: «Развитие речевых умений младших школьников с использованием проектной деятельности»
Педагогическое кредо: «Подходить к каждому ученику с оптимистической перспективой»
Information about teacher
Surname and name :Shubenok Olga NikolaevnaData of Birth : The 22nd of May, 1969
Education : high, Kostanai Pedagogical Institute, 2003
Specialty: Pedagogy and Methods of Primary Education
Qualification : A teacher of primary school
Work status : A teacher of primary school
Category: high
The total years of work: 25
Pedagogical years of work: 25, by specialty 25
The data of the last attestation: May of 2009
The Topic of Self education: The development of speech skills of young schoolchildren with using project activity.
Pedagogical credo: To approach to every student with an optimistic prospect.