Статья Мои размышления о социокультурной акции Чистому городу-Чистое слово!


Мои размышления о социокультурной акции «Чистому городу – Чистое Слово!»
(из опыта работы)
Несколько лет я была куратором социокультурной акции «Чистому городу – Чистое Слово!» в нашей средней школе № 99. Акция проводилась в г. Кемерово, а затем и во всей Кемеровской области под руководством доцента КемГУКи Романовой Натальи Ивановны. Это было творческое сотрудничество за чистоту русского слова, русской речи!
Сейчас, «оглядываясь назад», я понимаю: если «горишь» сам, можешь «зажечь» других!
Мы с ребятами проделали огромную работу! Наше сотворчество было нужным, важным, необходимым каждому из нас: мы понимали значимость своей деятельности и осознавали ответственность за сохранение правильной русской речи.
Как всё начиналось, я писала тогда в одном из своих писем Наталье Ивановне:
«Добрый день, уважаемая Наталья Ивановна!
Буду краткой: выпускаю три 11-х класса ( и мой собственный 11 «Б», готовлюсь к последнему классному часу, а плюс ещё и каждый день к ЕГЭ). Времени не хватает на полный анализ наших мероприятий во время проведения акции «Чистому городу – Чистое слово».
Главное – акция важная, нужная, значимая, своевременная! Спасибо за идею проведения акции!
Кто-то же должен был обратить внимание на «угасание» языка! И это сделали вы! Погибнет язык – погибнет нация. Это очевидно.
Свет в ваших глазах, уверенность в голосе, убеждённость в необходимости проведения акции пленили меня ещё на семинаре в НМЦ. И я сказала себе: «Мы обязательно будем участвовать!».
На педсовете 9 апреля я попросила слово. До коллег пыталась донести значимость проведения акции, раскрыв причину её появления: снижение культуры чтения, «падения духовности», появление «воинствующего невежества» как нового социального явления (по вашим словам). Прочитала понравившееся мне стихотворение Е. Винокурова «Слово», чтобы вызвать у коллег интерес к проведению акции и побудить их к активному участию в ней. Рассказала о формах и методах проведения акции (по вашему отчёту на семинаре). Поделилась пакетом материала, который подарили нам Вы.
К сожалению, не все коллеги «горели», как я. Но нашлись единомышленники: Казанкова Нелли Васильевна, учитель русского языка и литературы со своими семиклассниками написала высказывания о языке, пословицы и поговорки и этим порадовала каждого (утром учителя увидели на двери своего кабинета эти листочки) - всем было приятно! Потанина Л.Н. писала сочинения с ребятами 5-х и 9-х классов на тему «Как слово наше отзовётся…», «Чистое слово».
С интересом и весело оформили «Словесную лестницу» с первого этажа по четвёртый, а утром наблюдали реакцию учеников и учителей и даже сфотографировали. Наша «Словесная лестница» понравилась всем! Ребята удивлялись!..
Всю неделю (до 21 апреля) плакаты украшали нашу лестницу, и ни один ученик не испортил плакаты, написав что-нибудь. (На семинаре, помню, задавали вопрос о «Заборе добрых слов»: не написал ли кто нецензурных слов? Ответ был: «Нет.») Я тогда засомневалась: «Не может быть!» Оказывается, может. Убедилась в этом сама.
Мои ученики с удовольствием рисовали «Забор гласности»: сами подбирали слова, причём, мальчишки подсказывали и пытались говорить красиво. Работа кипела!
Я видела интерес в глазах детей! Лейтмотив наших действий и высказывания ребят совпадали: сделать мир лучше, чище, добрее. Одна ученица сказала после беседы о вреде сквернословия, что об этом надо рассказать её маме и… «другим взрослым»… (добавила)
И это действительно так: ведь дети подражают взрослым. Но в то же время важно, что они осознают: сквернословие- это грех.
Вот что об этом пишет Костомаров Никита, ученик 11 класса:
« Мне кажется, что очень сложно избавиться от сквернословия. Тяжело уйти от этого греха. Но я знаю, что смогу. Все смогут. Главное – хотеть и стремиться.
Я надеюсь, что общество, в котором мы живём, не так безнадёжно. Люди снова обратятся к чистому слову, а значит - и к Богу».
Радует, что ребята понимают, что такое чистое слово. Это подтверждают
строки из сочинения моего ученика Костомарова Никиты(11 класс):
« Что же такое чистое слово?
Думаю, что чистое слово – это слово, не испорченное людским сознанием; слово, несущее только смысл добра; слово, делающее человека человеком. Чистое слово идёт из глубины добрейшей души и несёт только благо».
О деградации культуры речи размышляет Саша Мартынова (11 класс):
«Основная проблема - столь явная деградация культуры речи, заключается, на мой взгляд, в том, что значительное место в жизни современного человека занимает компьютер, а точнее, интернет.
Книга – вот единственно верный источник знания. Неужели краткое содержания рассказа может полностью передать ту эмоциональную составляющую, которой наделил автор свое произведение? Конечно же, нет. Ко всему прочему, именно из-за интернета лексикон современной молодежи настолько скуден и беден. Немногие в наше время способны грамотно, без резких выражений и фраз выразить свою мысль. Ухудшение состояния русского языка усугубляется и тем, что люди не хотят развиваться. Остановившись в развитии сами, мы не можем обогащать кладезь русской лексики, которую представляет наш язык».
Выпускница осознаёт, что развитие языка, культура речи зависит от развития (духовного) человека – носителя языка.
Дашу Ерошкину (11 класс) волнует проблема засорения языка:
«Когда мы возвращаемся к страницам истории и самостоятельно делаем выводы о том, что русский язык – великий язык, то почему мы оскверняем его? Почему, в современном обществе в нашу речь все чаще проникают «слова – паразиты», сленг, а также модные иноязычные слова, в то время, когда в русском языке для слова есть прекрасный синоним? «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово,- значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус», - говорил В. Г. Белинский .Думаю, он прав. Ведь это обедняет нашу речь. Безусловно, каждый из нас самостоятельно может ответить на поставленные вопросы, но не каждый совестливо (курсив мой) отнесется к проблеме состояния современного языка».
Об этой же проблеме рассуждает шестиклассница Котельникова Анна:
«А ведь есть, к сожалению, и слова – сорняки. Это сленги. Сленговые выражения непонятны для многих людей. Например, слово «тащусь». Это же не значит, что я, как какая-то тряпка «тащусь» по полу, а значит, что человеку что-то нравится, он этим восхищается. Но разве искорёженное, измененное значение слова будет понятно людям старшего поколения? Конечно, нет. У слова «вынута» душа… и оно … испортилось. Такие слова как «тащусь» портят нашу речь, делают ее некрасивой, даже омерзительной.
Почему человек, забывая о прекрасной русской речи, в которой можно найти слова для выражения любого настроения, находит свою, более «продвинутую» речь?!..На этот вопрос мне трудно пока ответить…»
Анна призывает защищать слово:
«Но я считаю, что каждый из нас должен следить за своей речью, много читать, чтоб лексикон был богатый, а главное – защищать русское слово от коверканья и загрязнения. Именно защищать, как мать защищает дитя, и тогда истинный смысл слов не будет угасать. В каждом слове останется его собственная душа».
Радует меня желание - попытка Ани выразить свои переживания по теме «Пойми, у слова есть душа!» поэтическими строками:
***
Пойми, у слова есть душа, Цени её, не забывай. Когда ты пишешь не спеша, Заглядывай в словарь.
Не надо портить словом мысль.
Оставив лишь печаль
Умчится слово прямо ввысь,
И ты лишь скажешь: «жаль…»
Что жизнь уж так и быстротечна,
И время движется вперёд.
Не приноси другим увечье-
Ведь слово жизнь нам всем даёт.
А если будем пачкать слово,
И скверной едкой разбавлять,
Тогда печать- печать позора
Всем вместе нам не избежать!
Боюсь, что жизнь так неизменна,
Всё время движется вперёд.
Боюсь, что слово непременно
От нас куда – нибудь уйдёт.
Уйдёт и скроется из виду,
Забыв печаль, страданье, мрак.
И окунётся быстро в воду,
Поняв, что зло-то не пустяк.
Пойми, у слова есть душа!
Она кротка и необъятна,
Она тиха и аккуратна
Идёт за мыслью не спеша.
Верю, что у наших учеников (и у нас) есть потенциал защитить русское слово, чтобы оно стало ЧИСТЫМ СЛОВОМ в повседневной жизни каждого человека! Ибо есть лидеры акции, способные зажечь своей идеей, делом, примером! СПАСИБО!
P.S. Митинг на площади у ТРК «Гринвич» прошёл грандиозно: многие кемеровчане выражали солидарность с нами, слушали, как юноши читают стихи (через громкую связь – мегафон). Говорили: «Давно бы надо говорить об этом…»
«Главное - сказали, -обратили внимание жителей ФПК на проблему речи».