Разработка урока по географии на тему Понятие о плане местности. Масштаб
Учитель: Бельц Ольга Владимировна
Предмет: География
Класс:6
Количество учащихся в классе: 10
Продолжительность урока: 45 мин
Тема урока: Понятие о плане местности. Масштаб.
Цель урока: Сформировать представление о плане местности, масштабе и его видах; развивать познавательный интерес в процессе наблюдения за окружающей средой; воспитывать любовь к своей местности, позитивное отношение к окружающей среде; формировать способности и готовность к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Топографические карты, аэроснимки, карта полушарий, карты разных размеров, заготовленные игры «Собери цветок», «Лото», «Путешествие в страну Масштабию», «деревья и фрукты» для рефлексии.
Методическое обеспечение: учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова «География 6 класс. Начальный курс»; рабочая тетрадь А.В.Шатных «Начальный курс географии 6 класс»; книга для учителя А.П. Кузнецова «География 6 класс. Начальный курс»; методическое пособие О.А. Бахгиева «Начальный курс географии 6 класс».
Ход урока.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Постановка темы, целеполагание.
- Представьте, что вы идете в поход далеко от города. Вам нужно приготовиться к условиям неизвестной местности, в которой вы никогда не были, нужно подумать, какое снаряжение, какую одежду взять, возможно – подготовиться к переходу реки, оврага и т.д.
-Откуда вы сможете получать информацию о районе похода?
Показать две карты: географическую и топографическую.
-Какую карту нужно взять в поход?
- Нужно уметь читать топографическую карту, знать условные знаки, масштаб.
- Как считаете, какая тема урока у нас сегодня?
- Ставим цели урока:
- Знания данной темы пригодятся вам в будущем? - По карте.
- Топографическую. Там, где виден план местности.
- Понятие о плане местности. Масштаб.
- Сформировать представление о плане местности, масштабе и его видах.
- формировать способности и готовность к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни.
Изучение нового материала
- Обратим внимание на форзац учебника. Какое изображение местности лучше и удобнее использовать для изучения и описания района, где будет проходить маршрут похода?
-Почему именно топографическую карту?
- Топографическую карту.
-На карте указаны:
1. породный состав леса
2. название, направление течения, ширина рек
3. название населенных пунктов
4.характерные черты дорог: проселочная, грунтовая, шоссе
5. тип моста
6. болота, луга
7. высота местности и т.дИгра «Собери цветок»
Сердцевины цветка вывешены на доску «План местности», «Аэрофотоснимок». Каждый берет лепесток с особенностями изображения на карте и крепит к нужной сердцевине. Лепестки: «Вид сверху», «Вид сверху», «Изображены все предметы, видимые сверху», «Изображены только важные предметы местности», «Предметы изображены так, как они выглядят в действительности», «Предметы изображены условными знаками», «Имеют буквенное и цифровое изображение», «Можно узнать тип леса, луга, дорог, мостов и т.д.», «Можно точно измерить расстояние», «Можно увидеть направление на север».
В итоге получится «махровый» цветок у «План местности» и три лепестка у «Аэрофотоснимок».
Каждый учащийся подходит к доске, чтобы закрепить лепесток. (Физминутка)
- Обратим внимание на условные знаки. Что такое условные знаки? - Информация об объектах на карте. Чтобы работать с топографической картой, нужно пользоваться условными знаками.
Игра «Лото»
Игрокам выдается одна большая карточка и 6 маленьких. Большая карточка расчерчена на
шесть полей. На каждом – условный знак, а шести маленьких карточках – словесное
описание условных обозначений. Необходимо найти соответствие.
Проверку выполнить можно в паре, самостоятельно, по заранее подготовленным правильным ответам в конверте на краю стола.
- Проблемное задание: Начертите в тетрадях план школьного участка в натуральную величину.
- Почему не можете начертить карту?
-Что нужно сделать, чтобы выполнить задание?
- Посмотрите на карты (показать карты масштабов). Что можете сказать о реках, озерах, морях, городах?
- Но как выразить уменьшение ? Прочитайте в учебнике с.12
- Предлагаю заполнить схему
«Виды масштабов»
- Объяснение разницы видов масштаба - Карта большая, а тетрадь маленькая.
- Уменьшить карту или увеличить тетрадь.
- Они уменьшены. На одних - сильнее, на других меньше.
Читают учебник с.12. и отвечают, что уменьшение выражают дробью, которую называют масштабом.
- Заполняют схему
«Виды масштабов»
Именованный
Численный
Линейный
- Слушание
Закрепление
Игра «Путешествие в стану Масштабию»
Работа в паре.
Учащиеся передвигаются по этапам, ответы записывают в тетради. (Физминутка)
Первый этап.
Перевести именованный масштаб в численный:
В 1 см -10 м
В 1 см – 50 км
В 1см – 200 м
Второй этап.
Перевести численный масштаб в именованный:
1:10000
1:750000
1: 30000
Третий этап.
Измерить расстояние на карте и вычислить действительное расстояние на местности (по топографической карте).
Четвертый этап.
Учащийся прошел на север 5000 м.
Начерти маршрут движения с помощью масштаба в 1 см – 1 км.
Пятый этап.
Прочти письмо. Выделенные слова замени условными знаками.
Здравствуйте!
Недавно мы поселились у лесника. Его избушка стоит левее проселочной дороги, которая пересекает березовый лес. На опушке леса проселочная дорога переходит в грунтовую. По обе стороны которой раскинулись заросли кустарника, за ним – фруктовый сад и наша школа. Все лето мы купались в озере. Приехать к нам можно по железной дороге.
Итог урока
- Давайте решим поставленные проблемы в течение урока.
- Какую карту берем в поход?
-Что нужно знать, чтобы читать карту?
- Как начертить карту пришкольного участка в тетради? - Топографическую
-Условные знаки.
- Использовать масштаб
Оценки за урок.
Домашнее задание: параграф 4,5. Задание в Р.Т. с 4.
Рефлексия
«Фруктовое дерево». На двери прикреплены два дерева «План местности» и «Масштаб». У учащихся по два яблока и два лимона.
- Ребята, прикрепите пожалуйста на соответствующие деревья Лимон- я не понял данную тему, Яблоко – я понял тему.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!