Конспект урока по окружающему миру Осень в неживой природе


План-конспект урока.
«Осень в неживой природе»
Базовый учебник: Плешаков А.А., М.Ю. Новицкая «Окружающий мир», Москва «Просвещение», 2016 г.
Цель урока: Создать условия для достижения целостного восприятия изменений в неживой природе осенью.
Задачи: 1) дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе.
2) развивать интерес к познанию природы родного края, зрительное внимание, творческое воображение, умение взаимодействовать
при групповой работе.
3) воспитание бережного отношения к окружающей среде через эстетические чувства.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, работа в парах
Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедиапроектор, кроссворд с явлениями неживой природы осенью, картины с изображением природы осенью и летом, карточки с пословицами и поговорками об осени.
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.- Начинаем наш урок.
- Я желаю вам, ребята, подняться сегодня на ступеньку выше в своих знаниях.
- А как вы думаете, у вас это получится?
- А что для этого надо? ( Быть внимательным, уметь выслушать товарища-одноклассника, …)II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса . Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса... ( слайд 1)
– Ребята, какому времени года посвящены эти строки? ( осени)
– Почему вы так решили? (Отвечают на вопрос учителя )- Назовите времена года. (Отвечают на вопрос учителя -зима, весна, лето, осень.
- А какое сейчас время года? (Осень)
- Назовите осенние месяцы? ( Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Найдите лишний объект на рисунке. (Холодильник)
- Почему вы считаете, что этот предмет лишний? (Потому что эти предметы относятся к природе.)
( А холодильник сделал человек)
- Разделите объекты на 2 группы. (Дерево, растение, птица, лиса)
(Солнце, река).
- Что относится к живой природе? (Растения, грибы, рыбы, птицы, насекомые, звери, бактерии, человек)
- Что относится к неживой природе? (Солнце, звёзды, воздух, вода, камни, почва, осадки, горы, облака)
- Как вы думаете, ребята, зачем мы это повторили ? ( Это понадобится нам для изучения нового материала.)
III. Определение темы урока и целеполагание.
1) - Какова, по- вашему, будет тема сегодняшнего урока? ( Отвечают на вопрос учителя.)
( Пытаются сформулировать сами, а я лишь её озвучиваю)
- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о том, какие изменения происходят в неживой природе с приходом осени.
На доску карточку.
Тема урока:
Какие изменения происходят в неживой природе
с приходом осени ?Ккккк2.) Тему вы знаете.
3.) Прогнозирование и планирование деятельности.
- Как вы думаете , какие цели надо поставить перед собой на уроке ?
( Выслушать детей и потом самой сформулировать общую цель)
-О чём мы сегодня должны узнать на уроке?
( Проследить за изменениями в неживой природе, понять , почему они происходят.
IV.Знакомство с новым материалом.-Что такое погода ? ( Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра)
- Рассмотрим эти основные слагаемые погоды в осенний период.
- Откройте , пожалуйста, Тетрадь на с. 39.
( Учитель обращает внимание школьников на данные таблицы наблюдения за погодой осенью.)
- Что происходит с температурой воздуха осенью? ( Температура воздуха понижается.)
- Докажите это. ( Температура воздуха в сентябре была …, в октябре …, т.е. температура воздуха понизилась.)
- Объясните причины понижения температуры воздуха . ( Ответы учеников.)
Летом земля получала много тепла . Ведь солнце высоко поднималось в небе, лучи его падали отвесно и хорошо прогревали землю. Осенью солнце поднимается уже не так высоко. Его лучи падают наклонно, скользят по земле и меньше нагревают её. Поэтому холодает.
( На доске появляется схематический рисунок)

Тетрадь. С. 38 задание №1.
Работа в парах.
-Подумайте и отметьте схему, на которой показано положение солнца осенью. Объясните свой выбор.
- Когда же в природе кончается лето и начинается осень? Это происходит в дни первых заморозков .На доску карточку.
заморозки


- Что такое заморозки? ( Заморозками называют лёгкие утренние морозы)
-Отгадайте загадку :В белом бархате деревня –
И заборы, и деревья.
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт. ( иней )
На доску карточку.
иней

- Что такое ИНЕЙ ? ( В морозные зимние ночи капельки воды, которые испаряются с поверхности воды, растений, почвы, превращаются в игольчатые кристаллики льда. Они покрывают блестящим покрывалом ветки деревьев и кустарников, электропровода. Это иней.)- Чем отличаются осенние дожди от летних? ( Осенние дожди холодные, моросящие, мелкие, затяжные.)
На доску карточку.
Осенние дожди холодные, моросящие , затяжные.

Осенью часто стелются над землёй туманы.
На доску карточку.
туманы

Кажется , будто облака опустились и окутали землю густым и пушистым покрывалом . Гуще всего бывает туман по утрам, когда земля сильно остывает. Но стоит взойти солнцу , пригреть землю – и туман исчезает.
- А вы знаете , как образуется туман?
Образуется туман так. От холода влажный воздух начинает превращаться в мелкие капельки воды. Эти капельки так малы , что не падают на землю , а висят в воздухе. Это туман.
Физминутка.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим,
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели,
И на место тихо сели.
23 сентября – день осеннего равноденствия.
День и ночь равны. Они длятся по 12 часов. После этого дня ночь становится всё длиннее , а день заметно уменьшается . Наступают короткие дни осени
На доску карточку.
ночь становится всё длиннее ,
а день заметно уменьшается

Поздняя осень бывает холодной, дождливой. Иногда идёт мокрый снег. Поздней осенью во всём чувствуется приближение зимы. В самом конце осени на водоёмах начинается ледостав.
На доску карточку.
ледостав


Реки , озёра , пруды покрываются льдом. А вскоре и вся земля оденется в белый снеговой наряд.
-Ребята, а вам хочется узнать о том, как река постепенно покрывается льдом?
Ледостав – процесс тихий и таинственный.
О ледоставе есть статья в рубрике « Узнаем подробнее» с. 60 ( об этом вы почитаете дома)
Физминутка. ?
Смотри по времени !!!
А сейчас давайте проверим, кто самый внимательный.
- Сравните объекты неживой природы летом и осенью.
Заполните таблицу. (На доске работают).
V. Первичное применение знаний.Рефлексия.
1.
Работа по заполнению таблицы « Изменения в неживой природе с приходом осени.
(презентация)
2. -Перед вами лежит кроссворд. (Работают в паре с соседом.)
-Вам необходимо его разгадать.
Работаем в паре.
Желаю удачи!
1.Лёгкий морозец.
2.Тонкий игольчато-снежны слой, появляющийся ночью.
3. Густой воздух белого цвета.
4. Явление природы, при котором водоёмы покрываются льдом.
5.Главный признак осени.
6. Осадки.

Разгадывают кроссворд.
(Заморозки, иней, туман, ледостав, похолодание, дождь)
Проверка.
- Если вы правильно угадали слово, то поднимаете зеленый кружок, а если нет, то красный.
Групповая работа.
Дети  должны ознакомиться с пословицами про осень и выбрать:
1-я группа – пословицы о ранней осени;
2-я группа – пословицы о поздней осени;
Поговорки и пословицы про осень. (раздаются на листочках).
Осень - время собирать урожай.
Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.
Сентябрь - пора золотой осени.
Ноябрь - бездорожник: то снег, то грязь, то грязь, то снег - ни колесу, ни полозу нет ходу.
В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.
В ноябре зима с осенью борется.
Подведение итогов групповой работы.
Самооценка.
Я понял, что …..
Было интересно …..
Было трудно …..
Мне захотелось …..
У меня получилось …..
VI. Подведение итогов.
-Назовите объекты неживой природы?
– Какие изменения в неживой природе происходят с наступлением осени?
(Похолодание, затяжные дожди, первый снег, ледостав - примеры осенних явлений в неживой природе)
VII . Домашнее задание.
1.Прочитать текст «Осень в неживой природе» (учебник, с.58 - 61); ответить на вопросы к тексту (с.61);
2. Т. С. 33 №2, 3.
3. Разучить старинную детскую игру « В кулика».( с. 60 в учебнике)