Урок русского языка в 8 классе Назывные предложения

Тема урока: Назывные предложения
Цели урока:
дать понятие назывного предложения;
формировать умения:
а) находить назывные предложения в тексте;
б) определять их роль в тексте;
в) выразительно читать назывные предложения;
вызвать интерес к поэзии А.А. Фета; воспитание любви к природе, родине.
Оборудование: портрет А.А.Фета, сборники стихотворений поэта, картины природы, магнитофон, кассеты с записями песен.
Ход урока
Оргмомент.
Словарный диктант (на доске)
Каникулы, маршрут, удивлять, поражать, библиограф, театр, репетиция, конгресс, конституция, большинство, пейзаж, трамвай, президент, экспрессивный, привилегия.
- объяснить лексическое значение слова пейзаж: 1) общий вид какой-нибудь местности; 2) картины природы
3. Повторение пройденного:
- Ребята, какой раздел русского языка мы изучаем? (Синтаксис)
-Что изучает синтаксис? (Словосочетание и предложение)
- Предложение- это (основная синтаксическая единица, в которой содержится сообщение, вопрос, побуждение.)
- На какие группы делятся предложения по наличию главных членов? (Односоставные и двусоставные)
-Все односоставные предложения бывают (с одним главным членом- сказуемым, с одним главным членом- подлежащим )
- Назовите односоставные предложения с одним главным членом – сказуемым? (Определенно-личные, неопределенно-личные, безличные.)
4.Объяснение нового материала: а) Синтаксический разбор предложения (на доске):
Ш..пот, ро..кое дыханье,
Трели солов..я,
С..ребро и к..лыханье
Со..ого ручья,
Свет н..чной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд в..лшебных изменений милого лица (А.Фет)
- Выразительное чтение предложения учителем.
- Вставить пропущенные буквы и объяснить .
-Разобрать по членам предложения. - Сколько простых предложений состоит это предложение?
-Как они связаны между собой?
-Какие это предложения?
- Какие второстепенные члены предложения распространяют подлежащее?
Слово учителя: Да, это односоставные предложения с одним главным членом – подлежащим. Такие предложения называются назывными. Тема нашего урока - назывные предложения. (учитель сообщает цель урока)
б) Знакомство с теоретическим материалом учебника: п.24 стр.106.(чтение вслух-1уч-ся)
(звучит музыка)
Слово учителя: Ребята, предложение, которое мы с вами разобрали, взято из стихотворения «Шепот, робкое дыханье, трели соловья» величайшего русского поэта XIX века Афанасия Афанасьевича Фета, который был ценим при жизни как тончайший лирик, создавший несравненные по поэтическому мастерству творения. (Обратить внимание уч-ся на портрет поэта). Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира. Л.Н. Толстой восторженно отмечал: «В нем нет ни одного глагола, каждое выражение- картина». Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики. Но А.А.Фет часто использовал этот прием - назывные предложения - в своем творчестве. Сегодня на уроке мы погрузимся в поэтический мир Афанасия Фета и понаблюдаем, как «работают» назывные предложения в тексте.
5.Закрепление: (тексты на столах)
а) Анализ текстов ( запись в тетрадь):
Бриллианты в лунном свете,
Бриллианты в небесах,
Бриллианты на деревьях,
Бриллианты на снегах. (А.А.Фет)
Словарная работа:
Бриллиант - (лья) – драгоценный камень- граненный и шлифованный ювелирный алмаз.
-Прочитайте предложение выразительно.
-Выделите главные члены предложения.
-Какими второстепенными членами распространены они? (Это обстоятельства, отвечающие на вопрос где? Значит, это неполные предложения, двусоставные, с опущенными сказуемыми, а обстоятельства напоминают об их существовании.)

б) Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Это стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Это ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все - весна.(А.А.Фет) (1881г.)
Словарная работа:
Зык - (прост.)- отрывистый резкий звук, окрик.
-Прочитайте выразительно предложение.
-О чем говорится в нем? Какое время года рисует поэт? Какие картины создает автор для изображения весеннего пейзажа? (Обратить внимание на картины природы)
-Какие это предложения? (Простые, односоставные, назывные)
в) Стихотворение «Чудная картина»(1842г.)
Чудная картина,
Как ты мне родна!
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
-Выразительное чтение стихотворения.
-Какое время изобразил лирик? (показ картин)
-Какие предложения использовал Фет для рисования ночного зимнего пейзажа?
Слово учителя: Ребята, какую роль выполняют в тексте назывные предложения? (Они создают картину, позволяют увидеть, в какой обстановке происходят описываемые события.)
-Для чего их использует автор? (Это выразительное средство языка употребляется в художественном и публицистическом стилях речи.)
-Что характерно для назывных предложений? (Значение реальности настоящего времени).
г) Работа с учебником:
-упражнение 242(комментированное письмо)
6.Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание- п.24, упр.245.
-прочитать задание к упражнению вслух;
-объясните, как вы будете выполнять его.
- Что нового узнали на уроке?
-Назывные предложения- это
- Для чего они используются в тексте?
Слово учителя: Ребята, мы познакомились со стихотворениями А.А.Фета, поражающими нас своей эмоциональностью, светлым тоном, красотой ритмов и, наконец, тончайшим чувством русской природы, русского пейзажа. Природа в лирике поэта тесно связана с образом Родины. А что значит Родина для Фета? Это земля, на которой он родился и вырос, русская природа с ее многоцветьем, звуками и запахами Это и мир в целом: земля, небо, звезды - это вселенная, частицей которой он себя ощущал.
В твоих степях, любимый образ мой
Не мог, опять воскреснувши, не вырость;
Сын севера, люблю я шум лесной
И зелени растительную сырость
(звучит музыка)






























15