Урок по теме Назывные предложения (8 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сут-Хольского кожууна Республики Тыва
«Ак-Дашская средняя общеобразовательная школа»
Интегрированный урок для 8 класса
по теме «Назывные предложения».
Составила: Донгак Ш.Р.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Сут-Хольского кожууна РТ
«Ак-Дашская средняя школа»
Ак-Даш – 2016г.
Интегрированный урок -открытие
«Назывные предложения» 8 класс
Тип урока:интегрированный урок первичного предъявления новых знаний
Тема: «Назывные предложения»
Цели:
-познакомить учащихся с новым видом односоставных предложений с главным членом подлежащим (назывные предложения), показать их значение, сферу употребления;
-научить детей находить назывные предложения, выделять их среди других видов;
-проанализировать сущность назывных предложений, определить их роль в художественной литературе.
Задачи:
образовательные:
- дать представление о назывных предложениях;
- формировать умение находить и узнавать назывные предложения в тексте, способствовать правильному употреблению их в собственной речи;
- развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- обогащать словарный запас учащихся;
воспитательные:
- вовлечь в активную познавательно-исследовательскую деятельность;
- совершенствовать коммуникативные навыки;
- воспитывать ценностное отношение к родному языку и слову;
развивающие:
- продолжить развитие умения анализировать, сравнивать, приводить примеры,
дифференцировать;
- формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные):
- развивать умения формулировать проблему, доказывать свою точку зрения;
- развивать умение применять новые знания;
- развивать творческие, речевые способностей учащихся;
- развивать умение логически мыслить, делать выводы, обобщать.
Формы обучения: фронтальная, групповая.
Методы и технологии:
- догматический метод (слово учителя, рассказ, объяснение);
- репродуктивный метод;
- эвристический (беседа, наблюдение, лингвистический анализ, самостоятельный анализ);
- практические методы обучения(формирование учебно-познавательных умений, графический диктант),
- методы контроля(самопроверка).
Межпредметные связи: литература.
Ресурсы:ПК учителя, медиа проектор, презентация по теме, учебник, рабочая тетрадь, словарь, раздаточные материалы.
Ход урока
1.Слово учителя. Добрый день, ребята! Как вы видите, сегодня у нас много гостей, так что будем работать на уроке дружно, смело и быстро. Хорошо? Давайте пожелаем друг другу удачи, хороших настроений на сегодняшнем уроке. Итак,
Расправьте плечи, улыбнитесь!
И вслушайтесь в мои слова.
2.Актуализация знаний. Блиц – опрос:
- Вспомните, над какой темой мы работали на предыдущих уроках?
- Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?(В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого).
- Назовите изученные нами виды односоставных предложений.
- Давайте поупражняемся устно в определении видов односоставных предложений.
Задание: найдите грамматическую основу, определите чем выражен главный член и тип односоставного предложения.
1. Люблю отчизну я (М.Ю. Лермонтов).
А) определенно-личное
Б) неопределенно-личное
В) обобщенно-личное
2. На балконе соседней дачи зажгли свет (К. Паустовский).
А) безличное
Б) обобщенно-личное
В) неопределенно-личное
3. На улице вечереет.
А) безличное
Б) обобщенно-личное
В) неопределенно-личное
3. Формулировка темы и целей урока.
- Сегодня нам предстоит познакомиться с еще одним видом односоставных предложений – назывными предложениями.
Тема урока: «Назывные предложения» (Давайте запишем тему урока в тетрадях красиво, аккуратно)
4.Усвоение новых знаний
1. Проблемная ситуация.
- Послушайте внимательно отрывок из песни
(Отрывок из песни «Ночь. Шепот. Сонный город.» современной группы «Пара Нормальных»)
Слово учителя
- У этой песни есть предисловие. Напомню, что предисловие, согласно толковому словарю Ушакова, - вступительная какого-либо произведения, содержащая предварительные разъяснения и замечания; то, что совершается перед чем-то главным. Предисловием к этой песне является диалог двух влюбленных, причем, это прозаический текст. На него накладываются, а потом и совсем вытесняют поэтические строки.
- Что вам показалось необычным в этой песне?
2. Исследовательская деятельность
- Обратимся к тексту.(Приложение 1)
Две недели… Вот и все, что у нас было. Две недели, чтобы влюбиться в тебя по уши. А теперь мы расстаемся на год. Ну что нам год разлуки, если у нас были эти две недели…
Ночь... Шепот... Сонный город...
Окна настежь... Лунный обломок...
Дым... Кофе... Горечь в горле...
Любовь... Тоска... Сердце с кровью...
Звонки... Слезы... Шипы... Розы...
Песок... Часы... Мечты... Звезды...
Земля... Воздух... Люди... Вечность...
Я... Ты... И знак бесконечность...
- Можем мы сказать, что перед нами стихотворный текст. (Да)
- Аргументируйте свой ответ (Здесь есть рифма)
- Какая рифма в этом стихотворении?(Парная)
- Найдите в тексте и подчеркните грамматические основы.
-Осуществите самопроверку (Слайд.)
- Из каких предложений состоит текст? (односоставные предложения с главным членом - подлежащим в Им. падеже)
- В чем отличие этих предложений?(Не все выражены существительными. Подлежащее может представлять собой сочетание слов. Среди них есть распространенные предложения).
Слово учителя
-Итак, мы приблизились к определению понятия «назывные предложения». Какие же предложения являются назывными?
Односоставные предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее, выраженное существительным в им. падеже, являются назывными. Они сообщают о том, что какое-либо явление или предмет, названные главным членом, существует, имеется в настоящее время.
Назывные предложения может быть выражен именем существительным в И.п. (Полночь.) и сочетанием числительного с существительным (Два часа ночи).
Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Распространяются согласованными и несогласованными определениями.
Например: Теплое (какое?) солнце
Книги (какие?) о деревьях
Назывные предложения очень кратки (лаконичны), помогают точно обрисовать обстановку, место и время действия. Они произносятся с интонацией сообщения
- Когда и что происходит в этой песне?
- А теперь ответьте на вопрос, все ли предложения можно назвать назывными?
Работа с учебником, $: 36 Упражнение 184 стр. 141
5. Промежуточный вывод.
- Итак, давайте обобщим все выше сказанное. Закончите предложения.
Назывными являются предложения….
Главный член этих предложений могут быть выражен….
Назывные предложения могут быть…
Назывные предложения распространяются…
6. Физкультминутка
7. Закрепление новых знаний, умений и навыков
Назывные предложения в художественных текстах.
Слово учителя
- Назывные предложения широко используются в художественной литературе, в газетных и журнальных статьях, изображая живую картину действительности. Это своеобразные средства выразительности. Они либо рисуют неподвижную картину, либо передают движение чего-либо или кого-либо.Особенно широко используются назывные предложения в поэтической речи.
Поэзия, по выражению А.А. Потебни, «есть одна из форм познания при помощи слова».
Групповое задание: подчеркнуть грамматическую основу. На ваш взгляд, какая картина предстает в этом отрывке?
Например, у Александра Пушкина читаем:
Мороз и солнце! День чудесный!
Картина прекрасного зимнего утра, которая так и манит на улицу.
Назывные предложения способны передать звуки веселья, праздника.
Балаганы, пни и колья,
Карусельный пересвист.
(С.А. Есенин)
- Что такое вообще родной край? Как вы относитесь к своему родному краю? Для того чтобы заботиться о своем родном крае, защищать его, что вы должны сделать?
Еще строчки из стихотворения Есенина – певца золотой бревенчатой избы:
Мелколесье, степь и дали.
Свет луны во все концы.
(С.А. Есенин)
Какой простор и широта родного края предстает перед нашими глазами.
А вот Константин Бальмонт рисует нам совсем иной, но не менее впечатляющий пейзаж:
Вечер. Взморье.
Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
(К.Бальмонт).
Слово учителя
Сейчас прозвучит стихотворение А Фета, появление которого вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, другие удивлялись..Восхищались чем? Удивлялись чему?
Послушайте стихотворение и попытайтесь ответить на эти вопросы.
Стихотворения А.Фета «Шепот, робкое дыханье…»
(Видеоролик)
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!
Словарная работа
(Индивидуальное задание)
- Найдите в толковом словаре значение слов
Янтарь – окаменевшая живица древнейших хвойных деревьев(обычно прозрачная, цвета от бледно-воскового до темно-красного), обрабатываемая для украшений, а также используемая в медицине, приборостроении и других производствах.
Пурпур – темный или ярко-красный цвет
Лобзание – книж., поэт., устар., - целование, поцелуи.
Итак, что необычного, особенного в нем с точки зрения синтаксиса?
Одни восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира.
А Л.Н. Толстой восторженно отмечал: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина».
Все стихотворение представляет собой одно предложение, состоящее из однородных членов – подлежащих (между ними ставится запятая). Оно и читается на одном дыхании, с перечислительной интонацией. Это позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться её неповторимой красотой.Назывные предложения, характерные для большинства стихотворений А.А.Фета.
- Подчеркните назывные предложения в тексте (Приложение 2).
8. Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Каковы особенности назывных предложений? Где их можно встретить?
- Какие виды деятельности на уроке, с вашей точки зрения, были интересными?
- Что вызвало затруднение?
- Что вы можете сказать о качестве урока? Достигли мы поставленной цели?
- Кого из одноклассников вы бы отметили за хорошую работу на уроке?
9. Домашнее задание.
- Придумайте небольшой текст (стихотворный или прозаический), используя назывные предложения, на тему «Школьная перемена».