Урок и презентация по русскому языку на тему Назывные предложения
Тема урока: “Назывные предложения”
Цель: дать понятие о назывных предложениях, о сфере и целях их употребления;
повторить понятие об односоставных предложениях.
Задачи: формировать умение узнавать назывные предложения в тексте, способствовать их правильному употреблению их в собственной речи, при описании пейзажа; продолжить развитие навыков правильной постановки знаков препинания в сложном предложении, в состав которых входят односоставные предложения; отработать схему характеристики сложного предложения; воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире.
Оборудование: учебник русского языка для 8 класса; презентация к уроку; раздаточный материал; запись музыки.
Ход урока:
Сегодня на уроке вы почувствуете себя исследователями, вам предстоит открыть один из видов односоставных предложений. Тема урока пока мною не определена, мы запишем её позже.
Цель нашего урока:
1) познакомиться с новым для вас типом односоставных предложений;
2) со сферой употребления этих предложений;
3) употреблять данные предложения в своей речи: устной и письменной. слайд 2
Прежде всего вспомним, какие предложения называются односоставными, в чем их отличие от двусоставных. Выполним небольшой тест:
Укажите номера односоставных предложений: (выписать в тетрадь);
В это время один ученик работает у доски, выписывает из домашнего упражнения 172 односоставные предложения, выделяя главный член односоставного предложения.
Запись из домашней работы на доске:
Зима. Вечерний час. Стемнело. Ветер. Осенний скучный день.
Тестовое задание
Вечерний час.
Она хотела бы поскорей уехать в деревню.
Всё сделано из чистого серебра.
Тихо.
Рано наступает темнота.
Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей.
Не люблю снег с дождем.
Какая ночь!
Ночь светла.
Светят звезды в снежной вышине.
Что выражают односоставные предложения? (чувства, настроения (Какая ночь!) состояния (Тихо.) Констатируют факт. (Вечерний час)
Переход к теме урока:
Односоставные предложения помогают увидеть красоту природы, передают чувства, ощущения, настроения человека.
Вот как с этим справился поэт Афанасий Фет:
Шепот, робкое дыханье, трели соловья.
Серебро и колыханье сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания и слезы,
И заря, заря!
В стихотворении поэт передает красоту окружающего мира,
Что необычного, удивительного в этом творении Фета? (нет ни одного глагола)
Попробуйте найти слова, обозначающие действие?
«В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». Слайд 4
Запишите выделенные предложения в тетрадь и отметьте грамматическую основу предложений.
- Какие это предложения по наличию главных членов? Чем выражен главный член односоставного предложения?
Учитель дает понятие назывного предложения (односоставное предложение, в котором главный член выражен именем существительным, является назывным). Запись темы урока в тетрадь и на доску.
- Почему данный вид односоставных предложений имеет такое название? (назывные предложения называют предметы, события, явления)
Работа с учебником; стр. 86 правило; задание под *
- Найдите односоставные назывные предложения, в которых главный член выражен именем сущ. (Декабрь. Злой ветер. Окопы. Какая тишина!)
- односоставные назывные предложения, в которых главный член выражен сочетанием числительного с существительным. (Три часа ночи.)
Рассказ по опорной схеме о назывных предложениях; оформление в тетрадях
Слайд 5
Обобщим наши исследования и подтвердим теорию практикой. Обратите внимание на запись на доске.
Работа с текстом:
Проснувшись и взглянув в окно, я был поражен светом и ослепительной белизной. Ясный, морозный денек! Снегопад. День, как гнездышко, весь пуховый, мягкий, свежий. Серо - белое небо. Падал пушистый, непримятый снег. Крупные снежные хлопья. Снега намело почти до крыш. Тихо. Мягко. Бело. Великолепный пейзаж! Слайды 6-7
- Докажите, что данную запись можно назвать текстом. (все предложения объединены одной темой, идеей, связаны между собой по смыслу.)
- К какому стилю и типу речи принадлежит текст? (стиль речи – художественный; тип речи – описание)
- Озаглавьте данный текст назывным предложением.
- Назовите эпитеты и сравнения, которые помогают нарисовать картину природы.
- Выпишите из текста односоставные назывные предложения. Подчеркните, чем выражен главный член назывного предложения?
- Сравните следующие назывные предложения: Снегопад. Крупные снежные хлопья. Чем они отличаются друг от друга?
(Среди назывных предложений различаются распространенные и нераспространенные назывные предложения)
-. Найдите распространенные. Чем они распространены?
Работа с предложениями
Продолжим наши исследования и докажем, что назывные предложения могут входить в состав сложного предложения. Цель нашей следующей работы – развить умение видеть назывные предложения в составе сложного предложения. На доске записаны простые предложения. Составьте из них сложные предложения, подобрав подходящие по смыслу союзы. Запишите их.
Ясный, морозный денек. Хозяин решил затопить печь в доме.
Серо- белое небо. Снег не идет.
Великолепный пейзаж. Домой идти совсем не хочется. Слайд 8-9
- Прочитайте получившиеся сложные предложения. Охарактеризуйте их.
- Назовите односоставные назывные предложения в составе сложного.
- В чем особенность третьего сложносочиненного предложения? (Обе его части односоставные предложения) Какое из них назывное?
Творческая работа
Следующая наша работа - творческая – написание сочинения-миниатюры. А помогут вам в этом иллюстрации. Вы должны постараться как можно интереснее рассказать о зиме, используя односоставные предложения, в том числе и назывные. Помните, что назывные предложения помогают выразить настроения, ощущения человека, показывают красоту окружающего мира.
Звучит музыка. На работу отводится 5-7 минут. Учащиеся работают по группам.
1 группа: Лес зимой
2 группа: Зимний день
3 группа: Зимний вечер Слайды10-15
Проверка творческих работ
Работа с сигнальными карточками Слайд 16
Сегодня на уроке мы открыли для себя один из видов односоставных предложений – назывные предложения. Что вы о них узнали? На столах у вас лежат сигнальные карточки. Я буду читать предложения, а ваша задача: поднимать сигнальную карточку только тогда, когда вы услышите назывное предложение.
1.Светает.
2.Рассвет.
3.Люблю дымок спаленной жнивы.
4.Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
5.Ласковый прибой.
6.Жарко
7.Дни поздней осени бранят обыкновенно.
8.Жара.
9.Зимний лес.
10.Лесные тропинки.
Домашнее задание: на выбор Слайд 17
- Параграф 31, правило, стр. 86, упр. 180
- Выписать из поэтических текстов односоставные предложения. Указать назывные предложения (Пушкин, Фет, Есенин и т. д.)