Педагогический совет — Сотрудничество с родителями
Педагогический совет: «Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы».
За последние годы существенно изменилась роль классного руководителя в выстраивании взаимоотношений с родителями. Сегодня классный руководитель не «над» ними, а вместе с ними должны быть, он не диктует условия, а выстраивает диалог, где у всех участников равное право высказывать мнение, внести предложения, быть услышанным. Разработка показывает, как средствами коллективного размышления общие проблемы подготовки и проведения родительских собраний, а главное, - определить направления повышения их действенности в решении задачи выстраивания партнерских отношений с родителями. Интересна избранная форма проведения, она обеспечивает высокую деятельную включённость участников.
Цель: выявление возможностей родительского собрания в повышении уровня взаимодействия школы и семьи.
Задачи:
Определить место родительского собрания в системе взаимодействия школы и семей обучающихся.
Выявить общие проблемы подготовки и проведения родительского собрания.
Определить характерные черты оптимальной организации классного родительского собрания.
Задать направления повышения качества родительских собраний как связующего звена в системе отношений школа – семья обучающихся.
Содействовать формированию у учителей и родителей способности адекватно и эффективно действовать в сложной проблемной ситуации.
Форма проведения: деловая игра.
Этапы:
Создание инициативной группы по подготовке решений.
Создание подборки научно – методической литературы по избранной теме. Теоретическая часть.
Анализ посещения родительских собраний.
Распределение по группам. Оформление раздаточного материала на столы участников: памятки, правила. Подготовка рабочих мест (фломастеры, листы бумаги).
Ход педагогического совета.
МОНИТОРИНГ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ 10-11 у.г.
Класс
Кол-во уч-ся
Количество присутствующих в классе
№ 1
2
3
4
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
1 а
30
30
100
24
80
24
80
1 б
31
31
100
31
100
30
97
1 в
30
27
90
31
100
28
94
1 г
30
27
90
27
90
22
73
2 а
29
21
72
23
79
17
59
2 б
31
22
71
25
81
22
71
2 в
31
26
84
25
81
27
87
2 г
29
25
86
16
55
15
52
3 а
28
21
75
21
75
18
64
3 б
27
23
85
24
89
19
71
3 в
26
21
81
20
77
18
69
3 г
29
23
79
18
62
10
34
4 а
26
24
92
20
77
22
85
4 б
25
19
76
14
56
19
76
4 в
25
15
60
18
72
13
52
4 г
26
20
77
23
88
23
89
5 а
25
22
80
15
60
-
-
5 б
17
12
70
11
65
11
65
5 в
28
22
88
14
50
14
50
6 а
25
15
60
19
76
21
84
6 б
28
25
86
23
82
23
82
7 а
25
15
63
19
76
15
60
7 б
27
16
64
10
37
13
48
7 в
25
21
88
15
60
13
52
8 а
25
12
50
6
25
18
75
8 б
24
16
64
5
21
5
21
8 в
28
11
39
16
57
7
25
9 а
27
9
32
22
81
19
70
9 б
26
19
73
16
61
14
54
9 в
25
13
50
18
72
14
56
9 г
25
7
26
10
40
10
40
10 а
27
17
59
15
55
13
48
10 б
26
20
77
20
77
20
77
11 а
26
18
69
19
73
20/
77/
18
69
Теоретическая информация:
С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.
В России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики.
Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.
Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.
И если школа не будет уделять должное внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов то, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов от семьи, семьи от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:
- познавательная сфера жизни (работа с учителями-предметниками),
- поддержка физического здоровья учащихся,
- дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала детей,
- поддержка одаренных детей,
- социальная поддержка и профилактика безнадзорности.
Залогом успеха в реализации данной идеи является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.
Важными условиями успеха сотрудничества семьи и школы является “воспитание всем миром”, поддержка данного направления на городском уровне, т. е. создания единого образовательного пространства города.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если мы станем союзниками, что позволит нам лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Но практика показывает, что не все родители имеют специальные знания в области воспитания и испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм.
Этапы работы с родителями.
Вся работа с родителями осуществляется в 4 этапа:
1 этап – ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт класса, что у нас успешно выполняется.
2 этап – выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана: трудности в адаптации, агрессивность, страхи, проблемы общения со сверстниками, не усвоение программы и другие.
3 этап – анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.
Вся работа с семьёй подразделена на ежедневную, еженедельную, ежемесячную.
Ежедневное общение с родителями детей, посещающих школу, осуществляется классными руководителями.
Это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в школе и поддержания контакта в семье.
Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы с классным руководителем об индивидуальном развитии своего ребёнка. С родителями проблемных детей встречаются все специалисты согласно составленной коррекционной программе. Темы и цели бесед отражаются в планах бесед и опираются на материал наблюдений, диагностики, программного материала.
Ежемесячные формы общения с родителями – это: праздники, родительские собрания, спортивные мероприятия, походы.
Эти классические формы работы с родителями всем известны и имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества. Используют педагоги и такую традиционную форму работы как консультации, они востребованы родителями, вопрос состоит только в определении наиболее актуальных тем для консультаций и приглашении специалистов из консультационных центров, врачей, работников социальных служб.
Осуществление психологической поддержки и коррекции детско-родительских отношений.
Родителям стали жизненно необходимы психолого-педагогические знания; педагогам – знания по организации более эффективных форм работы с родителями по вовлечению их в образовательный процесс, то есть мотивирование на получение этих знаний.
Проблема заключается в том, чтобы каждый из педагогов определил для себя:
- Работа с родителями – это одна из граней педагогического мастерства или тяжкая должностная обязанность?
Педагоги и классные руководители с полной ответственностью подходят к этому вопросу, так как работают со школьниками и их родителями. Спросите любого ученика: “Зачем он пришел в школу?”, он ответит, что пришел в школу учиться, и учиться “хорошо”! Он любознателен, пытлив, но непоседлив! Усилия же взрослых, педагогов и родителей, направлены на “формирование” ребенка “удобного” и послушного. Однако это противоречит детской природе и, в результате такого “сотрудничества” взрослых, ребенок оказывается между двух огней, с одной стороны семья, с другой – школа. В этом тандеме очень легко можно уничтожить индивидуальность, личность ребенка. Отсюда у него возникают непонимание, неуверенность в себе и собственных силах, неприятие окружающего мира, происходит отрыв от семьи и, в конечном итоге, как бы печально это не звучало, “уход” из неё. Ничего нет страшнее для человека в любом возрасте, чем лишиться поддержки близких людей, ведь наступает разочарование в себе, школе, появляется низкая самооценка, не реализуются возможности, а порой не складывается судьба.
Прежде чем решить проблему ребенка, надо решить проблему взрослого, а она состоит в том, что родители, порой, не компетентны в вопросах воспитания и психологии, не знают возрастных особенностей детей и подростков, или не серьезно относятся ко всему тому, что происходит с их детьми. Это мешает им выбрать единственно правильную линию поведения.
Сегодня выделяют примерно три группы родителей:
Первая группа: родители – помощники в воспитательной работе с детьми.
Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь.
Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.
Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже – открыто, чаще - скрыто.
Каждый педагог, классный руководитель мечтает видеть в родителе ребенка своего единомышленника. Только компетентный, чуткий, образованный родитель сможет вовремя отреагировать на изменения, происходящие с ребенком.
Наиболее распространенными методами работы с родителями являются: диагностика, консультация, тренинг, наблюдения, беседа, тестирование и анкетирование, сочинение как метод изучения семьи, метод обобщения независимых характеристик, педагогическая гостиная.
Эта работа включает использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей:
Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).
Организация диагностической работы по изучению семей.
Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.
Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
Внедрение в семейное воспитание традиций педагогики.
Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.
Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет школы, родительский комитет, Совет отцов и др.);
Объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клубы молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы).
Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам “Этика и психология семейной жизни”, “Основы семейного воспитания”).
Разработка тематического оформления по работе с семьей (уголок для родителей, музей семейных традиций и др.).
Иинформационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;
Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка; эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
Проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Педагогам в школе чаще всего приходится мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов.
Необходимо значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.
Родительское собрание одна из основных форм работы с родителями.
Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной.
Родительское собрание может проходить в форме “круглого стола”, тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и другое.
Родительский лекторий, “Университет педагогических знаний” и др. способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.
Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.
Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.
Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 89 классов).
Диспут, дискуссия обмен мнениями по проблемам воспитания одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.
Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.
Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.
Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий добровольность и взаимная заинтересованность.
Эффективность воспитательной работы школы характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса совместно с педагогами и детьми.
Анализируя эту теорию в практике воспитательной деятельности школы, отмечаются недостатки, выявленные в результате изучения протоколов родительского собрания и посещения собраний. Они следующие:
Содержательная «обеднённость» собраний, их нацеленность, главным образом на информирование об учебных результатах, отсутствие специально запланированных различных форм проведения, бесед о практики воспитания в семье, недостаточное кол-во приглашенных специалистов, невостребованность родительского опыта. У некоторых классов низкая посещаемость. Но тем не менее есть и положительные результаты работы, как вы видите в начальных классах у всех на достаточно хорошем уровне посещение родительских собраний. И сейчас с нами поделится опытом своей многолетней работы с родителями классный руководитель 4 а класса Л.В. Шпак, а за ней и кл.рук-ль 6 б класса О.Д. Бутенко.
Групповая работа:
За 15 минут необходимо разработать коллективный вариант алгоритма подготовки классного родительского собрания, которое обеспечивает оптимальные условия для выстраивания партнёрских отношений с родителями.
Ситуации.
Необходимо составить портрет «идеального родителя» продолжив предложение. и необходимо представить перечень позиций, с ответом на вопрос: «Что нам мешает объединиться?»
Проект решения:
Проводить родительские собрания, в режиме диалога участников используя различные формы проведения (учитель не «над» родителями, а «вместе» с ними).
Исключить из школьной практики родительские собрания, которые сводятся лишь к информированию об учебных результатах: все собрания должны нести новую для родителей информацию о методах, принципах, приёмах воспитания, психологической и образовательной поддержки ребёнка.
Привлекать опыт отдельных родителей как источник новых знаний для остальных участников собрания.
Осуществлять повышение психолого-педагогических знаний родителей, через использование различных форм сотрудничества с родителями.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и организация совместной деятельности администрации, педагогов и родителей.
Классным руководителям активизировать работу с родителями, используя новые пути привлечения родителей к сотрудничеству.
Практиковать совместные собрания учащихся и родителей по обсуждению проблем, значимых как для детей, так и для взрослых.
15