Статья Формирование метапредметных компетенций посредством интеграций учебных дисциплин в рамках образовательных программ начального общего образования
МАОУ «Гимназия № 2»
Формирование
метапредметных компетенций посредством интеграций учебных дисциплин в рамках образовательных программ начального общего образования.
Учитель начальных классов
Стряпунина В.М.
Пермь, 2015 год.
В начальных классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимосвязь различных наук.
В процессе интеграции формируются метапредметные умения:
аналитические;
учебно – информационные;
коммуникативно – речевые.
На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, обучающиеся активно познают действительность, находят причинно – следственные связи.
Интегрированные уроки развивают познавательный интерес обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у обучающихся метапредметные учебно – информационные умения:
умение извлекать информацию из разных источников;
умение составлять план;
умение отбирать материал по заданной теме;
умение подбирать цитаты, составлять схемы, графики.
Формируются необходимые коммуникативно – речевые метапредметные умения:
умение составлять связное устное высказывание;
умение соблюдать грамматические нормы;
умение соблюдать эмоциональные паузы и конкретность произношения;
умение выражать свое мнение и аргументировать его;
умение оформлять научно – исследовательские работы.
Для достижения цели на уроках учителя начальных классов гимназии используют разнообразные методические приемы и формы:
интегрированные занятия;
проектную деятельность;
экскурсии;
погружение в тему.
20 марта 2015 года на параллели первых классов (учителя Силина С.В., Вострецова Т.А., Сазонова Н.В., Стряпунина В.М.) провели учебный день под единой темой « Крылатые вестники весны».
Цель: создание условий для формирования представления о жизни птиц весной с точки зрения различных учебных дисциплин.
Так, на уроке литературного чтения обучающиеся расширили свои знания о перелетных птицах за счет художественных и научно – популярных произведений.
На уроках русского языка учились правильно соотносить произношение и написание, правильно выражать свои мысли в письменной и устной форме.
В заключительной части урока был собран синквейн, который помог обобщить все знания на тему «Крылатые вестники весны».
На уроках математики решали задачи, связанные с жизнью птиц. Учились извлекать познавательную информацию из этих задач. Так, ребята узнали: в среднем – аист может съесть от 8 до 12 лягушек в день, яйцо ласточки весит 6 граммов, за 1 минуту жаворонок ловит 5 мошек.
Урок окружающего мира был построен в форме интегрированного занятия. Обучающиеся получили научное представление о жизни птиц в весенний период и познакомились на уроке технологии с техникой «мозаика».
Итогом этого учебного дня была поездка в Мотовилихинский парк города Перми.
На параллели третьих классов было проведено интегрированное занятие «Капельки – капели перезвон». На этом занятии были показаны фрагменты четырех уроков: литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира.
На уроке литературного чтения ( учитель Секацкая С.Л.) обучающиеся знакомились с текстом, определяли тему, отвечали на жизненный вопрос, что жизнь бесконечна.
Эта тема получила продолжение на уроке русского языка (учитель Ширинкина Т.В.). Наряду с этим ребята рассмотрели грамматическое значение слова – капели, находили однокоренные слова и т.д.
На уроке окружающего мира (учитель Пестерева Н.В.) эта тема «Капелек- – капели перезвон» была рассмотрена с научной точки зрения.
На уроке математики (учитель Воронцова О.Л.) обучающиеся решали задачи, связанные с темой «Капель».
На заключительном этапе урока ребята изготовили кораблик, который должны были пустить в ручеек. Ручеек символизирует «Ручеек жизни».
Данное занятие было дано в смешанном классе (из каждого третьего класса присутствовало по 5 человек) и явилось результатом активной деятельности всех учителей данной параллели.
В течение всего занятия, обучающиеся собирали капельки за хорошо выполненные задания. Это, своего рода, рефлексия: учителя увидели, что понравилось на уроке детям.
Сейчас предлагаю посмотреть фрагмент заключительного этапа занятия.
На параллели вторых и четвертых классов была выбрана сложная форма работы – проектная деятельность. Ярче всего, в силу возраста и опыта детей, данная работа получилась у четвероклассников.
Особенно хочется отметить творческий подход обучающихся 4В класса (учитель Мильчакова Е.В.).
Тема подпроекта «Цветы для школьной клумбы» явилась составной частью проекта «Весенний журнал».
Проект состоял из следующих этапов:
Идея - выпустить журнал.
Что для этого надо?
Дети выдвигали версии.
Подготовка (сбор материалов, составление, поиск ).
Практическая работа (изготовление журнала в группах: дети делились на группы по 5 человек и выбирали тематику страниц, разделов).
Сборка журнала.
Рефлексия.
Внимание на экран – на слайдах представлен результат работы:
Титульный лист.
Разделы:
Русская весна (дети составляли различные задания по русскому языку, например, текст и к нему задания;
Весноматика (математика): в этом разделе собраны интересные задачи, ребусы и творчески оформлены ребятами;
Весенняя литература (в этом разделе ребята разместили стихи, загадки, пословицы о весне;
Весна в природе (окружающий мир). Здесь размещены пословицы, поговорки, кроссворды, ребусы, интересные факты о весне.
Раздел «Праздничный» (праздники в классе, праздничный календарь нашей страны).
Итог проекта – самооценка и отзывы детей.
Проведенная учителями работа по формированию метапредметных результатов на интегрированных уроках помогла выявить и положительные, и отрицательные стороны.
По мнению детей, положительным является нестандартная форма занятия, которая способствует повышению мотивации учебной деятельности. Появляется возможность общения, обсуждения в совместной работе с ребятами параллельных классов, что способствует сплочению детского коллектива.
С точки зрения учителей, положительным является подготовка к занятиям такого типа – это возможность общения с коллегами с целью обмена педагогическим опытом (совместная разработка уроков, занятий, постановка целей и задач, выбор методов, приемов). Совместная работа способствует сплочению учителей параллели: мы можем рассчитывать на помощь коллег в нужный момент, что так необходимо в современных условиях. У учителей появилась возможность понаблюдать со стороны за работой детей, убедиться в правильности приемов и методов своей работы и при необходимости внести некоторые коррективы.
По мнению родителей, благодаря видео и фото, они имеют возможность увидеть своего ребенка с другой стороны.
Однако, есть и отрицательные стороны.
Так, не все дети активно участвуют в работе, т.к. многие из них с детского сада приучены к шаблонным заданиям и действиям. Не все ребята обладают такими коммуникативными умениями, как работа в группе.
Уроки подобного типа конечно же требуют от учителя огромной учебной и эмоциональной нагрузки, больших временных затрат, изучению дополнительной литературы. В связи с большой учебной нагрузкой нет системы в обмене опытом с коллегами по данной тематике. Поэтому в нашей повседневной работе мы чаще можем использовать лишь метапредметные элементы.
Но любому человеку свойственно анализировать проделанную работу, учиться на ошибках.
Так, учителя нашего методического объединения проанализировав полученный опыт, пришли к выводу, что останавливаться на достигнутом нельзя. Следует чаще включать в свою работу интеграцию.
Спасибо за внимание.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15