Статья ПЭВМ – ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБУЧАЕМЫХ
ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБУЧАЕМЫХ
Доцент кафедры, доцент,
служащий ВС РФ Акимов С.И.
Высокие темпы развития науки и техники требуют повышения качества обучения, заставляют искать новые пути и средства интенсификации учебного процесса при подготовке кадров различных профиля и уровня образования. Серьезной проблемой в подготовке специалистов становятся трудности, связанные с восприятием обучающимися все возрастающего потока информации в течение ограниченного промежутка времени. Общепризнанно, что для преодоления этих трудностей наиболее рационально применять технические средства, включающие в себя обучающие и контролирующие комплексы, построенные на базе информационно-вычислительной техники, устройства отображения и консервации аудиовизуальной информации и т. п. Из большого арсенала технических средств обучения целесообразно выбрать те, которые отвечают поставленным задачам. Для этого надо иметь достаточно четкие представления о технических и дидактических возможностях применяемых технических средств обучения.
Особое место среди аудиовизуальных технических средств занимает ПЭВМ. Объем его использования в учебном процессе постоянно увеличивается. Это обусловлено широкими дидактическими возможностями ПЭВМ, позволяющими, в частности, существенно облегчить и ускорить процесс усвоения полученной информации, а также постоянным совершенствованием технических характеристик систем ПЭВМ.
Если обобщить все сказанное по этому вопросу, то окажется, что дидактическая эффективность учебного процесса повышается в результате применения ПЭВМ в следующих трех аспектах:
а) улучшаются дидактические условия протекания процесса учения;
б) расширяется дидактический инструментарии преподавателя, с помощью которого он управляет процессом обучения;
в) усиливается информативность процесса обучения.
Эти аспекты повышения эффективности учебного процесса служат для нас отправной точкой классификации дидактических задач, которые могут решаться с помощью ПЭВМ:
а) создание благоприятных дидактических условий учебной деятельности;
б) управление познавательной деятельности обучаемых;
в) реализация содержания обучения.
Способность ПЭВМ помогать преподавателю решать эти три задачи и определяет его дидактические возможности.
Особенности обучения с помощью ПЭВМ
Обучение это особая сфера общественной практики, функцией которой является передача социального опыта.
Согласно фундаментальному положению современной дидактики, обучение представляет собой единство двух видов деятельности преподавания и учения. Главное своеобразие этой деятельности, ее отличие от познания, развертывающегося в рамках научной работы, состоит в том, что в процессе обучения ставится задача творческого усвоения уже добытых научных знаний, а не открытия новых научных истин.
При обсуждении места ПЭВМ в дидактической системе высшей школы естественно возникает вопрос о роли преподавателя в учебном процессе с применением ПЭВМ. Возрастает или уменьшается роль преподавателя в условиях применения ПЭВМ? Ответ здесь однозначен: занятия с использованием ПЭВМ требуют более тщательной подготовки; расширяется арсенал средств управления познавательной деятельностью обучающихся, а их грамотное использование требует высокого педагогического мастерства; изменяются привычные соотношения между различными видами учебной работы преподавателя, а это требует перестройки сложившегося стереотипа деятельности. Педагог остается организатором учебно-познавательной деятельности студентов, располагающим различными средствами, в том числе и современными ПЭВМ.
Может ли техника заменить преподавателя? Все дело в том, что понимать под словом «заменить». Никакая машина не может взять на себя роль педагога как субъекта педагогического воздействия, одна из важнейших функций которого управлять познавательной деятельностью обучаемого во взаимно опосредствованном процессе преподавания учения. Но техническое устройство, будучи средством в руках педагога, может выполнять ряд его функций по передаче учебной информации или контролю усвоения. Освободившееся время преподаватель направляет на осуществление таких функций педагогической деятельности, которые не под силу электронике.
Важно определить место ПЭВМ в учебном процессе вуза по отношению к другим ПЭВМ. Здесь возможны два варианта:
а) ПЭВМ как интегрирующий канал предъявления учебной информации в пределах заданного отрезка обучения. В этом случае все технические средства и средства наглядности служат дидактической задаче, решаемой ПЭВМ;
б) ПЭВМ как одно из ПЭВМ. В этом случае ПЭВМ применяется в процессе решения отдельной дидактической задачи наряду с другими ПЭВМ и средствами наглядности.
Способность ПЭВМ создавать благоприятные дидактические условия учебной деятельности, или, по-другому, его оптимизационную функцию, можно рассматривать в двух аспектах: как улучшение объективных, или внешних (по отношению к индивидуальным субъектам), условий: информационных, методических, учебно-организационных, гигиенических; как создание благоприятных субъективных, или внутренних, условий, направленных на активизацию и рациональное регулирование деятельности учения.
Рассмотрим благоприятные организационно-методические и психолого-педагогические условия учебной деятельности, создаваемые в ходе применения ПЭВМ.
Роль ПЭВМ в улучшении организационно-методических условий учебной деятельности
Если говорить об оптимизации информационных условий учебной деятельности, то следует, прежде всего, отметить, что с помощью ПЭВМ преодолевается обычный для аудиторных занятий или для самостоятельной работы с книгой «дефицит» средств, необходимых для зримого, «вещественного» представления явлений реальной действительности, для максимально наглядного отображения абстракций. ПЭВМ способствует как обогащению, так и уплотнению учебной информации, причем речь идет не о чисто количественном увеличении информации вообще или в данный отрезок учебного времени, хотя, как известно, такая тенденция в ПЭВМ наблюдается.
Обогащение и уплотнение информации выступают как благоприятные факторы только тогда, когда они в силу специфических информационных и изобразительных возможностей телеэкрана обеспечивают показ сложных явлений, образных и знаковых моделей в динамике, введение различных зрительных опор для абстрактного мышления и устно-речевой деятельности, включение человека как действующего субъекта в учебное сообщение. Замена словесного изложения фактов их показом, использование заранее подготовленных графических материалов и мультипликации в сочетании с приемами монтажа и спецэффектами эти и другие изобразительно-выразительные возможности ПЭВМ экономят время обучения, делают учебный материал более наглядным, доступным и интересным.
Большое значение наглядность приобретает в ходе изучения технических дисциплин. Это обусловлено тем, что, во-первых, между схематическим изображением (чертежом) и конструктивным оформлением самого технического устройства отсутствует прямое соответствие и что, во-вторых, в принципиальных схемах объективно заложено противоречие между статическим характером изображения и репрезентацией им динамических процессов.
В компьютерном воплощении учебная информация приобретает легко воспринимаемую структуру. Логическое структурирование сообщения может быть подкреплено с помощью текстовых титров, изобразительных или условных заставок, отмечающих начало новой «порции» информации.
Приведем несколько примеров разработки изобразительных «высказываний» с помощью условных знаковых систем.
Опробовались также приемы электронного маскирования (отдельных деталей изображения для последовательного построения чертежа). При показе формул широко использовались вытеснения, позволяющие постепенно вводить в кадр новые выражения. Часть приемов отрабатывались как в черно-белом, так и цветном варианте.
В результате эксперимента выяснилось, что компьютерные спецэффекты могут нести определенное значение и не просто играть роль «украшения» или «оживления» передачи, а служить средством структурированного предъявления учебного материла. С их помощью облегчаются такие операции, как преобразование чертежей и математических выражений, сопоставление объектов изучения, выделение главных элементов, показ связей между элементами знаковой модели и т. п. Например, простейший блок спецэффектов (деление экрана монитора по вертикали или горизонтали) дает возможность наглядного сопоставления различных характеристик электрических цепей, моделируемых осциллограммами, при изучении теории линейных электрически цепей.
Проникновению в суть изучаемых явлений и процессов помогает мультипликация своеобразная условная знаковая система. В ходе преподавания мультипликация весьма эффективна. Есть темы, где применение анимационных рисунков просто необходимо: так, нельзя дать другим способом адекватную картину электрического поля, распределения зарядов, процессов, происходящих при движении заряда по стволу артиллерийского орудия и т. п.
Важным аспектом создания благоприятных дидактических условий учебной деятельности с помощью ПЭВМ является оптимизация методической стороны учебного процесса. ПЭВМ позволяет обучающемуся проникнуть в суть изучаемых процессов и явлений, делает доступными объекты, не поддающиеся наблюдению другими средствами. Здесь имеются в виду громоздкие и дорогостоящие механизмы, многокомпонентные технологические процессы; процессы, протекающие очень быстро, взаимодействующие блоки сложных систем, расположенные в разных местах; процессы, происходящие при сильном облучении, при очень слабом освещении, под водой; процессы внутри ствола артиллерийских орудий.
ПЭВМ предоставляет возможность наблюдать применение и действие различных механизмов и приборов, чего ни написанное слово, ни статическое изображение, ни даже действующая аудиторная модель сделать не могут, поскольку ситуационный контекст носит в основе своей динамический характер или же настолько крупномасштабен, что восприятие истинных размеров или сложности окружающей обстановки возможно только с помощью компьютерных эффектов. Благодаря ПЭВМ можно показывать объекты и явления в широком диапазоне масштабов от общего плана до укрупнения отдельной мелкой детали, например, показ внешнего вида всего артиллерийского орудия целиком и химических реакций, протекающих при взрыве снаряда.
В преподавании технологических дисциплин при описании того или иного технологического процесса возникает необходимость показа машин, на которых этот процесс строится, причем машин в работе с возможностью показа действия отдельных механизмов и узлов крупным планом. Кинематические схемы многих машин достаточно громоздки, их вычерчивание на доске сопряжено с целым рядом трудностей. Иногда элементы, демонстрируемые на лекциях, имеют небольшую величин и не видны всей аудитории. Использование обработанной видеозаписи, приготовленной заранее, демонстрация ролика на мониторе компьютера позволяют обойти эти трудности.
ПЭВМ дает возможность обучающемуся видеть одновременно действующие механизмы и приборы, фиксирующие параметры их работы, а также изменения параметров в зависимости от различных режимов. Так, путем параллельного монтажа можно показать схему прибора и сам прибор, настраиваемый контур и его частотную характеристику, микрообъект и шкалу при проведении измерения.
Познавательная деятельность курсантов на этапе овладения приемами творческой деятельности, а затем и самостоятельного искания путей решения профессионально значимых проблем может в существенной мере опираться на ПЭВМ, поскольку она позволяет не только имитировать условия творческой деятельности, но и поставить обучающегося в «реальную» действительность и стимулировать его к научному поиску. Другими словами, ПЭВМ способствует тому, чтобы изучение теории органически связывалось с практикой. Это осуществляется в первую очередь путем включения в занятие показа практической деятельности в соответствующих сферах. Эта дидактическая возможность особенно повышает интерес курсантов к изучению таких дисциплин, которые носят конкретно-прикладной характер.
Информационный и методический аспекты не исчерпывают вопроса создания благоприятных организационно-методических условий учебной деятельности в ходе применения ПЭВМ. Можно говорить также об оптимизации учебно-организационных условий под воздействием ПЭВМ.
Применение ПЭВМ органически вписывается в систему метода активного обучения, складывающуюся в последние годы в педагогике. С точки зрения организации учебного процесса принцип активности личности в обучении, в социальном профессиональном самоопределении и становлении означает переход от преимущественно информационных методов обучения к такой подготовке специалистов, которая позволяет развивать их творческие способности, дает им возможность овладевать способами и приемами профессиональной деятельности, целенаправленно формировать новые личностные и профессиональные качества.
Остановимся на некоторых из возможных путей осуществления индивидуализации с опорой на ПЭВМ. Назовем их:
предварительная подготовка преподавателем учебной информации и запись ее на CD-диск для последующего многократного показа обучающимся (без участия преподавателя) с целью высвобождения его времени для индивидуальной работы со студентами;
просмотр обучающимися записанной информации с использованием технических возможностей повторного воспроизведения, «стоп-кадра», замедления движения, обратной перемотки с целью прочного усвоения предписанного учебного материала;
разработка и запись дифференцированного учебного материала, рассчитанного на курсантов с разными интеллектуальными запросами;
интерактивность компьютерных программ.
Кроме улучшения организационно-методических условий учебной деятельности, ПЭВМ играет существенную роль в улучшении психолого-педагогических условий, проанализируем их.
Роль ПЭВМ в улучшении психолого-педагогических условий учебной деятельности
В качестве важнейшего, краеугольного принципа педагогики высшей школы как теории единого процесса обучения и воспитания в высших учебных заведениях принимается принцип активности личности в обучении, в социальном и профессиональном самоопределении и становлении. Активность субъекта учения как принцип обучения, или дидактический принцип, признается практически всеми ведущими педагогами, хотя он формулируется по-разному.
Пробуждение активности студентов осуществляется в процессе обучения различными дидактическими средствами, в том числе такими, которые находятся непосредственно в распоряжении преподавателя и применяются им в конкретный момент и конкретной ситуации (таким дидактическим средством является, например, проблемное изложение учебного материала). Однако любые внешние воздействия организационные, методические и т. д. достигают своей цели в силу формирования внутренних, психических, условий, благоприятствующих функционированию механизмов познавательной деятельности обучающегося. В качестве таких условий, или психологических детерминантов, активности педагогическая психология выделяет чаще всего мотивы, интерес и эмоции. Рассмотрим эти детерминанты более подробно в связи со специфическими активизационными возможностями ПЭВМ, которые осуществляются путем воздействия на индивидуальные психические функции обучающихся.
Мотивы это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности. Если потребности составляют сущность, механизм всех видов человеческой активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности.
Мотивы, цели, смыслы, считают психологи, играют роль важнейших системообразующих факторов в сознательной деятельности человека. Это означает, что качество процесса обучения в существенной мере зависит от наличия или отсутствия положительной мотивации, которая обеспечивает включенность обучающегося в познавательную деятельность. Без такой включенности через мотивацию студент в учебном занятии не участвует, а просто на нем присутствует.
В этом плане диапазон мотивационных возможностей ПЭВМ достаточно широк. Основой познавательной мотивации служат сами природные свойства ПЭВМ, на которые опираются активные методы обучения с применением ПЭВМ. Это сиюминутность, эффект присутствия, эффект доверительности (личностного общения), феномен достоверности (документальности) и высокой степени материальной конкретности.
Мотивация в существенной мере обеспечивается переходом из состояния незнания к знанию, причем определенным стимулом при таком обучении является осознание факта, что многое из того, что обучающийся познал, можно познать только с помощью ПЭВМ. Другими словами, мотивационное воздействие ПЭВМ усиливается благодаря яркости рассогласования аудиовизуальной информации с имеющимися у субъекта представлениями об изучаемых объектах (так называемый познавательный диссонанс).
Общеизвестно, что в проблемном обучении истина добывается активными действиями самих обучающихся, хотя преподаватель, по меткому выражению Сократа, является «повивальной бабкой истины», потому что он ставит проблемы, создает проблемные ситуации и управляет деятельностью обучающихся в ходе поиска решений. Известную помощь педагогу в решении этих задач способно оказать и ПЭВМ.
Активность в познавательной деятельности должна быть задана с самого начала занятия от этого во многом зависит успех учения студентов на его последующих этапах. Практика показывает, что включенность в активную учебную работу может быть обеспечена эмоционально сильной постановкой познавательной задачи.
Сущность управления в обучении с опорой на ПЭВМ
Теоретики и практики в области обучения все четче осознают, что процесс обучения является взаимно опосредствованной активностью преподавателя и курсанта, что каждый из них выступает в качестве субъекта определенной деятельности: преподаватель деятельности преподавания, курсантдеятельности учения, а обучение это процесс взаимодействия между субъектами деятельностей «преподаваниеучение» в единой системе «преподаватель курсант». Этот процесс оказывается наиболее аффективным при высокой активности каждой из сторон, при этом активность курсанта является решающим фактором эффективности усвоения содержания обучения. Педагогика, «потерявшая» субъект учения курсанта, отходит в прошлое.
Активность личности в процессе учения и профессионального развития главный рычаг повышения эффективности учебного процесса в высшей школе. Решая задачу управления учением, педагог должен в максимальной степени учитывать психологические особенности и условия порождения познавательной активности обучаемого.
К настоящему времени все многообразие подходов к решению проблемы управления в обучении можно свести к двум основным теоретическим концепциям. Прежде всего, это управление, основанное на обратной связи. Согласно исходным положениям кибернетики, сформулированным основоположником этой науки Н. Винером, обратная связь рассматривается как один из всеобщих механизмов управления, причем само управление по принципу обратной связи, по определению, основано на заранее заданных сигнальных признаках. В этом смысле модель обратной связи, по существу, является классической схемой «стимул реакция» с добавлением петли обратной связи.
Некоторые современные психологические теории явно или неявно основаны на предпосылках, что мышление сводится к решению готовых, уже сформулированных задач, а мыслительный процесс решения таких задач можно и должно заранее определять прямо и непосредственно только через отношение к «конечной ситуации», или «конечному состоянию мышления». Эту позицию, сторонники которой провозгласили кибернетическую универсализацию обратной связи как главный принцип, обеспечивающий возможность оптимального управления познавательной деятельностью человека, можно расширить положением о том, что идею управления по результату (знанию результата) следует дополнить принципом управления самим процессом по его параметрам.
С другой стороны, все большее число приверженцев находит концепция управления процессом обучения, которая не абсолютизирует необходимость включения в цепочку управляющих воздействий звена обратной связи (подкрепления и т. п.).
Такой подход базируется на том положении, что основным инструментом учения человека является его мышление, играющее ведущую роль в раскрытии и усвоении неизвестного как предмета познавательной деятельности. Неизвестное в учебной деятельности это те знания, способы и условия действий или решения задач, которые обучаемый должен усвоить, но которые вначале не заданы ему в виде какой-то определенной модели результата. Такая модель, являющаяся необходимым звеном регуляции по принципу обратной связи, может сложиться лишь в итоге процесса познавательной активности человека. Поэтому ведущим уровнем регуляции познавательной деятельности, особенно на начальных ее этапах, оказывается, по мнению А. А. Вербицкого, уровень сознательной регуляции.
Объекты управляющих воздействий
Наши теоретические исследования и практика применения ПЭВМ в вузах показывают, что с помощью компьютерных интерактивных программ педагог может управлять важнейшими психическими функциями интеллектуальной сферы (восприятием, вниманием, памятью), а также активностью эмоционально-волевой сферы обучаемых.
Восприятие. Известно, что каждая учебная дисциплина представляет собой систему научных понятий, отражающих современное состояние конкретной науки, и считается, что усвоение научных понятий составляет ядро учебного процесса. Важная роль в процессе формирования представлений и понятий принадлежит этапу восприятия новых знаний, с него, с этого этапа, процесс обучения, по существу, и начинается.
В звене восприятия ПЭВМ может внести наибольший вклад н целостный процесс познания: оно способно обогатить сознание обучающихся новыми представлениями об объективном мире. помочь в формировании необходимых понятий.
Как в жизни, так и в учении человек воспринимает объект, прежде всего, в целом, в его внешних связях и отношениях с другими объектами, причем восприятие, будучи активным процессом, характеризуется определенной направленностью и избирательностью. ПЭВМ помогает, прежде всего, проявлению избирательного аспекта восприятия, организует его так, что в сознании обучающегося отражаются не только те стороны предмета, которые бросаются в глаза, но и те, которые имеют важное значение в данный момент, хотя и не выступают явно.
Как уже неоднократно отмечалось выше, ПЭВМ- сообщение или определенную его часть можно рассматривать как, своего рода модель изучаемого объекта, подлежащую интерпретации обучающимися с помощью тех технических средств, которыми их вооружает процесс учения. При этом объект может быть представлен в самых различных вариантах изображения. Отсюда одна из задач педагога состоит в том, чтобы путем должного структурирования ПЭВМ- сообщения, композиционного построения кадра (эпизода), использования соответствующих средств управления эффективно руководить восприятием студента, как бы прокладывая путь его мысли.
Важный путь управления познавательной деятельностью обучаемых это рациональная загрузка каналов восприятия и переработки информации. В условиях применения ПЭВМ становится более экономным и гибким устное речевое высказывание: во-первых, устное слово получает «партнера» видимое изображение, которое берет на себя часть большую или меньшую информационной нагрузки: во-вторых, оно становится более емким, весомым, значимым при опоре на зрительный образ. Для общения появляется второй коммуникационный канал, устная речь органически объединяется со «зрительной речью», и преподаватель маневрирует этими двумя каналами коммуникации: форсирует один, притормаживает другой, объединяет их мощь на «крутых подъемах».
Путем чередования зрительного и слухового опережения и попеременного увеличения нагрузки на зрительный и слуховой анализаторы можно обеспечивать временную релаксацию механизмов восприятия и переработки информации обучающихся.
На основе зрительного восприятия развивается наблюдательность, более того умение пользоваться наблюдением как одним из методов познания, который находит самое широкое применение в изучении многих дисциплин.
Мы считаем, что ПЭВМ не просто усиливает элемент наглядности в обучении, а обусловливает качественно новый характер применения всех видов наглядности: оно синтезирует различные виды наглядности, создает комплексную аудиовизуальную наглядность. Тем самым обеспечивается полисенсорный ввод и переработка информации, а отсюда комплексное воздействие на органы чувств, обеспечивающее установление необходимых ассоциативных связей в ходе наблюдения-восприятия. В этом смысле особенность ПЭВМ как аудиовизуального средства состоит в том, что оно дает в руки педагога инструмент формирования мысли.
Внимание. В решении задачи активизации учебной деятельности курсанта важным для педагога является умение управлять его вниманием. Внимание имеет огромное значение в любой деятельности человека, в том числе и в особенности в обучении. При использовании ПЭВМ появляется реальная возможность управлять вниманием. Выразительные средства ПЭВМ (такие приемы, как наезд, отъезд, панорамирование), позволяют выделять, акцентировать те детали, стороны изучаемого объекта, которые имеют существенное значение для формирования понятий. Способность ПЭВМ «отмежеваться» от второстепенного, выделить не «броское», непроизвольно приковывающее внимание наблюдателя, а существенно главное, имеет первостепенное значение для решения психолого-дидактической задачи преодоления явления маскирования слабого компонента сильным в комплексном раздражителе.
Созданию оптимальных условий для наблюдения компьютерного изображения и удержанию внимания обучающихся на продуктивном уровне помогают такие телевизионные приемы, как монтаж планов, изменение ракурса наблюдения, совмещение изображений, двойное наложение и т. п. Большие возможности для управления вниманием дают педагогу зрительные и слуховые опоры.
Память. Учебная деятельность обучаемых опирается, прежде всего, на высшие формы запоминания.
ПЭВМ предоставляет большие возможности для активизации процессов запоминания и воспроизведения информации. Необходимый для запоминания материал (стимул-объект) с помощью ПЭВМ помещается в контекст наглядной ситуации, воспринимаемой реципиентами бимодально как через слуховой, так и через зрительный анализатор. Визуальная организация этой ситуации служит стимулом-средством, помогающим в будущем быстро и эффективно воспроизвести основной материал благодаря действию механизмов функционирования фиксированной установки.
Каким же образом можно вызывать положительные эмоции обучающихся? Самое первое и главное это опора на их любознательность, на те впечатления, которые возбуждают у них жажду познания, что достигается, прежде всего, дидактической целесообразностью построения учебного процесса, его, если можно так выразиться, «дидактической красотой», способной вовлечь обучаемого в активный процесс познания эффективными методами и разнообразными приемами обучения.
Мы считаем, что существенным обстоятельством психологического плана в случае применения ПЭВМ является то, что воспринимаемый с экрана монитора поток информации в значительной мере воздействует на обучаемых не как сведения о явлении, процессе, событии, а как непосредственное отображение этого явления, процесса, события, что создает психологическую атмосферу сопричастности с происходящим на экране. Достоверность и реальность основа убедительности изображения на экране монитора компьютера, способствующей приведению в действие эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Использование ПЭВМ в реализации содержания обучения
1.Компьютер, снабженный техническими средствами мультимедиа, обеспечивает широкое использование дидактических возможностей графики и звука. Так с помощью систем гипертекста можно создавать перекрестные ссылки в массивах текстовой информации, облегчающие поиск нужной информации по ключевых словам, выделенным в тексте, а системы гипермедиа дают возможность связывать друг с другом не только фрагменты текста, но и графику, оцифрованную речь, звукозаписи, фотографии, мультфильмы, видеоклипы и т.д., что позволяет создавать и широко тиражировать на лазерных компакт-дисках «электронные» руководства, справочники, книги, энциклопедии.
2.Применение анимационных графических иллюстраций в учебных компьютерных системах не только позволяет увеличить скорость передачи информации обучающемуся и повысить уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных для специалиста любой отрасли качеств как интуиция, профессиональное «чутье», образное мышление.
3.Низкое знание личным составом устройства, эксплуатации и ремонта ЭО артиллерийских комплексов требует поиска новых направлений изучения сложной и дорогостоящей техники, в том числе и с помощью ПЭВМ.
4.По мере накопления опыта использования ПЭВМ для обучения все настоятельнее ощущается потребность в обобщении этого опыта, причем обобщении на основе такой теоретической концепции, которая помогла бы определить направления дальнейшего развития ПЭВМ в целях совершенствования высшего образования. Выработать такую концепцию невозможно, если опираться только на наличный практический опыт ПЭВМ, не обращаясь к тем базовым (содержательным) абстракциям «клеточкам» процесса обучения, которые в современной дидактике выступают в качестве исходных при построении всякой теоретической модели обучения в целом или любой из его составных частей, а именно такой частью является дидактически обоснованное использование ПЭВМ в обучении.
5.Дидактическая сущность ПЭВМ определяется тем, что оно опосредствует взаимодействие между преподаванием и учением как составными частями единого процесса обучения (учебной деятельности). При этом ПЭВМ выступает в качестве: средства отображения учебного материала (учебной информации); канала коммуникации между субъектами преподавания и учения, канала переноса дидактического воздействия обучающего на обучаемого воздействия, осуществляемого в форме учебного компьютерного сообщения. В названных двух аспектах и выявлена нами с точки зрения дидактики как общей теории обучения специфика ПЭВМ, обусловливающая его место в учебном процессе, в частности в ряду других средств обучения.
6.Такое понимание сущности ПЭВМ противостоит распространенным представлениям о нем как о средстве, способном выполнять какую-то одну причем достаточно узкую дидактическую функцию (иллюстративную, множительную и т. п.). Как бы ни формулировалась в каждом конкретном случае цель использования телевидения, рано или поздно логика учебного процесса заставляет оценить весь комплекс информационных и коммуникативных ресурсов ПЭВМ, проявляющихся в конкретных технико-производственных, организационных и методических условиях.
Общий вывод: актуально, необходимо и целесообразное широкое и глубокое внедрение в учебный процесс ПЭВМ с реализацией всего комплекса её возможностей, о которых было сказано выше.
Заголовок 1Заголовок 215