Применение нетрадиционных уроков в обучении истории и обществознания


Иркутская область
Усть – Удинский район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Светлолобовская средняя общеобразовательная школа
Применение
нетрадиционных уроков в обучении
истории и обществознания
учитель истории и обществознания
I квалификационная категория
Лариса Геннадьевна Копырина2016 год
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий… должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».
А. Дистервег
Уроки в общеобразовательной школе – это значительная часть жизни школьников, требующая элементарного комфорта, благоприятного общения. Эффективность учебного процесса зависит не только от способностей учеников, наличия целенаправленной мотивации учителя, от их прилежания, трудолюбия, обученности.
Однообразие урока, когда на нём в течение нескольких лет повторяются в неизменном порядке: проверка домашнего задания, опрос, сообщение нового учебного материала, его закрепление и снова – домашнее задание, постепенно вызывает у школьников скуку, притупляет их внимание, память, логическое мышление. Можно избежать этого, создав оптимальные условия учащимся в соответствии с их возможностями обучения.
Такие условия достигаются определённым отношением на уроках истории и обществознания форм учебной работы.
Не высказываясь на уроке, учащиеся хуже усваивают изучаемый материал, развивается неуверенность в своих силах. Надо ставить их в позицию говорящих.
В процессе общения личность развивается, обогащается нравственными ценностями. Необходимо развивать у учащихся стремление помогать друг другу, создавать условия для этого, укреплять, развивать это качество. Формирует личность не только содержание учебного материала, но и вся система взаимоотношений учителя с учениками, учеников друг с другом. Учителю необходимо создавать атмосферу сотрудничества, избегать перегрузок учащихся, учитывать их индивидуальные запросы, внедрять в педагогическую практику результаты научных и методических разработок, приёмов, использующих подходы к проведению различных форм уроков.
При работе в традиционных условиях учащиеся редко обращаются друг к другу за помощью. О чём спрашивать? Учебники у всех одни. А сколько спортивного интереса, когда в игру втянут полностью весь класс?
По форме проведения я выделяю несколько групп нестандартных уроков.
Уроки в виде соревнований и игр.
Исторический и обществоведческий турниры.
Проводится в конце урока, когда ученики уже устали, в течение 20 минут. Класс делится на две команды. Каждой команде даётся 2 – 3 вопроса. Через 8 минут каждый должен записать краткий ответ в тетрадях и уметь рассказать. Допускается консультация внутри команды, затем начинается турнир. Капитан 1 – й команды вызывает участников 2 – й команды. То же делает капитан 2 – й команды. Первая пара обменивается вопросами, идёт к доске и отвечает, затем вызывается вторая пара и так далее. Можно и вызвать три пары. Побеждает та команда, которая правильно ответит и объяснит наибольшее количество вопросов другой команды. За ответами следят все обучающиеся. Арбитром выступает учитель. Участникам турнира вытавляются оценки в классный журнал, подводятся итоги.
Поединок.
На таких уроках происходит приобретение новых знаний. Основой является соревнование между командами при ответах на вопросы и решении исторических и социальных задач утверждений. На равных условиях соревнуются две команды. Игровой замысел состоит в том, чтобы на основе созданной ситуации активизировать мышление учащихся, превратить процесс обучения в процесс поисковой деятельности и самостоятельных открытий. Класс делится на две команды. Выбираются капитаны и их ассистенты. Капитаны следят за порядком, дисциплиной, участвуют в игре. Ассистенты дают консультации, стремятся, чтобы их работа приносила успех команде. Игровые действия состоят в том, чтобы быстро и без ошибочно отвечать на вопросы учителя, выполнять нужные записи в тетрадях, следить за правильностью ответов у доски. Во время объявленной консультации консультировать членов команды или самому брать консультацию, быть активным и внимательным.
Викторина.
Доска делится на три части, по числу рядов. На каждой части доски учитель записывает баллы, которые зарабатывают во время викторины каждая команда. Каждый вопрос имеет свою стоимость, её заранее сообщают классу:
1 балл – вопрос, проверяющий знание определений;
2 балла – вопрос;
3 балла – нестандартный вопрос на сообразительность.
Вопросы задаются поочерёдно каждой команде. После викторины даётся самостоятельная работа, чтобы подсчитать баллы. Итоги подводятся в конце урока.
Уроки, напоминающие публичные формы общения.
Устный вопрос.
Не требуется соревнования. Важно само участие в выпуске устного журнала, нужно дать слово как можно большему числу учеников. Учащиеся должны заранее почитать историческую литературу, найти в ней интересные факты. Которые можно коротко изложить за 1 – 2 минуты. Ведущие устного журнала готовят ряд коротких рассказов, которые не изучаются в школе, но доступны учащимся. Цель ведущих состоит в том, чтобы изложить свои заголовки, увлечь беседой учащихся. Они должны говорить таинственно, весело, обыгрывая сообщаемый факт, как эстрадную миниатюру.
Применение традиционных форм внеклассной работы
на уроках истории и обществознания.
Урок – КВН
Проводится как обобщающий урок, урок закрепления знаний по определённой теме.
План проведения урока – КВН.
Разминка.
Пятиминутная самостоятельная работа по обязательным результатам обучения.
Проверяют листочки консультанты из других команд.
Блииц – турнир. Предлагаются задания поочерёдно командам типа «Найдите ошибку», «Чтобы это значило…».
Конкурс капитанов. Капитан должен решить задания на доске и объясняет, приводит факты, при необходимости могут помочь своему капитану.
Задача команды соперников – завалить консультанта, разыграв непонимание.
Конкурс консультантов. Каждый консультант получает задание, выполняет и объясняет.
Подведение итогов. Результаты каждого конкурса заносятся в таблицу, подводится общий итог, объявляется команда – победительница, лучшие участники команд, сообщаются оценки капитанам, консультантам, отдельным игрокам.
Конкурс эрудитов проводится после прохождения темы. Участвуют две команды по 6 человек в каждой и знатоки. Команды эрудитов соревнуются не между собой, а со зрителями.
Зрители заранее готовят вопросы по пройденной теме. На вопрос отвечают сначала основная команда, затем резервная. Решающий ответ – второй. Вторая команда может согласиться с ответом первой или дать свой ответ. Наиболее числор раундов – 9. Через 2 – 3 раунда проводится пауза, где предлагаются шуточные вопросы, задачи, игры, кроссворды. В конце конкурса подводятся итоги.
Трансформация традиционных способов организации
урока истории и обществознания.
Урок – зачёт.
На таком уроке сочетаются индивидуальные, коллективные и групповые формы работы.
Структура урока:
Разминка 5 – 7 минут.
Опрос ассистентов первой группы без подготовки (10 – 12 минут).
Опрос ассистентов второй группы ассистентами первой группы.
Первая группа ассистентов отвечает на вопаросы до конца урока.
Вторая гшруппа ассистентов ведёт опрос. Ответившие на «4» и «5» присоединяются ко второй группе ассистентов.
К зачёту каждый ученик заготавливает лист учёта за определённый вид деятельности.
Учебная конференция.
Учитель распределяет темы докладов, формулирует цель дискуссии. Поставленные вопросы должны освещаться глубоко, вызывать интерес у учащихся. Докладчиков должно быть более 2 – 3 человек. Они должны говорить правильно, выразительно, приводить доказательства. На этапе обобщения и систематизации знаний учитель выделяет главное, приводит в систему совокупность новых знаний.
К учебной конференции прибегают тогда, когда предполагается изучать лёгкий, но объёмный учебный материал, хорошо изложенный в разных пособиях.
Этапы урока: организационный момент; постановка цели и актуализация знаний; введение нового учебного материала; систематизация знаний; домашнее задание; итоги.
После докладчика выступают оппоненты. Основной метод обучения – это дискуссия, в ходе которой разбирается учебный материал. Учитель направляет ход дискуссии. Формирует основные вопросы, ориентирует учащихся на их обсуждение. В заключении подводится итог конференции.
Семинар.
Проводится с целью совершенствования и закрепления полученных знаний.
Этапы – организационный; постановка цели; актуализация знаний; выдвижение проблемы, их обсуждение; обобщение и систематизация знаний; определения и разъяснение домашнего задания; подведение итогов семинара.
Семинар предполагает предварительную интенсивную работу с учебниками, пособиями и книгами. В ходе семинара учитель формирует проблемы, которые решают ученики, находя свои способы доказательства. Семинарские занятия проводятся с учениками старших классов, которые владеют навыками работы с литературой.
Урок лекция.
Строится на монологическом методе изложения учебного материала, проводится с учащимися старших классов, которые могут на длительный промежуток времени сосредоточиться для восприятия нового учебного материала. Лекция даёт возможность наиболее экономно использовать учебное время, позволит излагать больший объём учебного материала.
Этапы: организационный момент; постановка цели и задачи и актуализация цели и задачи; обобщение знаний учителем и усвоение их учащимися; обобщение и систематизация знаний; домашнее задание.
Учебный материал излагается в системе и строго по плану, записанному на доске. Слушая учителя, ученики отбирают и записывают главное. В конце изложения учитель выделяет основные положения.
Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, каждый имеет возможность проявить себя, класс становится творческим коллективом.
Нестандартные уроки используются как итоговые при обобщении закреплении знаний, умений и навыков.
Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как приводит к потере устойчивого интереса к предмету. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка, разработка системы конкретных целей обучения.
При выборе формы нетрадиционного урока учителю необходимо учитывать особенности своего характера, темперамента, уровень подготовленности класса и отдельных учащихся.