Авторская работа на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКОВ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГОЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Введение ……………………………………………………………………………..2
Теоретические основы использования
нетрадиционных форм уроков ………………………………………………………4
1.1 Обзор нетрадиционныхформ урока ………………………………………………7
Новаторское обучение
2.1 Педагогические условия введения в
новаторское обучение ……………………………………………………………..18
2.2 Нестандартное начало урока ……………………………………………………..20
Приложения
Приложение 1 ……………………………………………………………………..28
Приложение 2 ……………………………………………………………………..34
Приложение 3 ……………………………………………………………………..39
Выводы ……………………………………………………………………..51
Введение
Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности - его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.
В настоящее время в школах происходит постоянный поиск, цель которого - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Это позволяет реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся
прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого - с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.
Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.
Нетрадиционные формы урока русского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока русского языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом: осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме; обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку; предусматривается минимальное участие на уроке учителя.
В связи с вышеизложенным необходимо подчеркнуть актуальность использования нетрадиционных форм уроков в образовательном процессе современной школы.
Теоретические основы использования нетрадиционных форм уроков
В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм урока. Первый подход НФУ как отход от четкой структуры комбинированного подхода и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. Это, прежде всего, шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка. Исходя из этого, более тщательно отбираются фактический материал к уроку, тексты документов, источники по теме, задания, тексты и т. д. На уроках используются разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов по различным источникам, дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов, игры и др.
Второй подход трактует НФУ как инновационные, современные формы урока, появившиеся в последнее время и имеющие широкое распространение в современной школе (уроки-конференции, уроки – круглые столы, уроки-аукционы, уроки-дискуссии и т. д.). Что же касается научной литературы, то здесь видим тенденцию рассматривать НФУ как формы интерактивного обучения или учебные занятия в «режиме интерактива» (от англ. слова interaction – взаимодействие). Интенсивное общение – выработка тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности. Основные виды интерактивного общения – кооперация и конкуренция. Упор делается на межличностные коммуникации, в основе которых берется способность индивида встать на позицию другого человека или группы людей, и только с этой позиции оценить свои собственные действия (самооценка).По мнению О.В. Трофимовой: «...сам термин “нетрадиционная форма урока» требует более конкретной проработки в этимологическом аспекте. Можно ли, например, говорить о «нетрадиционном уроке», в то время как именно классно-урочная система, базирующаяся на принципах дидактики А.А. Каменского, является основой «традиционного обучения?» говоря иначе, может ли урок, традиционная единица учебного процесса, характеризоваться как нетрадиционный». В учебном пособии Подласого И.П. «Педагогика» выделены десятки типов нетрадиционных уроков (перечислено 36), в том числе уроки – деловые игры, уроки-речевые игры, уроки-игры типа «Поле чудес» и т. д. Все они отнесены к различным типам, хотя очевидно, что это уроки одного типа или близкие друг к другу. Г.В. Селевко рассматривает НФУ как «технологии», «нетрадиционные технологии урока». Он характеризует их как «основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методах». Г.В. Селевко предложил свою структуру сравнения традиционных и нетрадиционных форм урока. Основными элементами данной структуры являются: концептуальная основа; содержательная часть обучения; процессуальная часть.[34]
Эти же элементы являются основными в структуре соотношения традиционных и нетрадиционных форм урока, предложенные Г.В. Селевко. Исходя из концепции и классификации педагогических технологий, нетрадиционную форму урока «можно определить как технологию локального (модульного) уровня» (О.В. Трофимова). Хотя при разработке нетрадиционных уроков происходит соприкосновение с другими технологиями [Приложение 1, Приложение 2].
При планировании и организации нетрадиционных форм проведения занятий технологии, как и при проведении уроков, учитель должен опираться на общедидактические принципы, представляющие собой основные, исходные положения, определяющие эффективность и целесообразность педагогической деятельности (принцип систематичности, научности отбора учебного материала, принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей школьников, принцип связи теории с практикой, принцип сознательности и активности школьников в различных видах деятельности и пр.) [Приложение 3].
Следует сказать, что НФУ применялись в виде так называемого «Метода проектов» в конце 20-х гг. XX в., что говорит о том, что НФУ не являются чем-то новым в педагогической практике. Правда, о том, насколько эффективным оказалось применение этих методов, единого мнения среди исследователей нет. Так, по мнению Ф.А.Фрадкина: «негативные последствия этого метода стали одной из причин отказа в дальнейшем от активных методов обучения в современном понимании». Иной точки зрения придерживается Н.Г. Осухова, которая считает, что: «это была законченная педагогическая концепция, полностью адекватная своим целям и способствующая искусственной социализации ребенка и проникновению идей «передового класса» в среду». Анализ психолого-педагогической и методической литературы, показывают не только споры вокруг НФУ, но и то, что само понятие «нетрадиционная форма урока» до сих пор остается крайне расплывчатым. В ряде работ встречается понятие «нетрадиционный вид уроков» (Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова «Методика преподавания в школе»). Стоит отметить и множество названий таких как «нестандартный урок», «нетрадиционные технологии урока» и др. С.В. Кульневич и Т.Н. Лакоценина используют термин «не совсем обычный урок». По их словам, отказ от термина «нетрадиционный урок» закономерен; «потому что его широкое использование в методической литературе отличается от традиционной организации обучения только внешними, процессуальными средствами активизации познавательной активности». Однако большая часть исследований все же используют в своих работах термин «нетрадиционный урок». В частности авторы методических пособий по истории Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, И.Н. Ионов, М.В. Короткова, Л.П. Борзова посвящают ряд своих работ урокам с «нетрадиционными формами обучения».
Так что мы можем подразумевать под понятием «нетрадиционная форма урока»? О.В.Трофимова дает следующее определение: «НФУ – это интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект – субъектной позицией в системе учитель–ученик, многообразием видов деятельности субъектов (игровая, дискуссионно-оценочная, рефлексивная), базирующихся на активных методах обучения (проблемном, исследовательском, «методе прямого доступа»)».
Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организацииисследовательскойпознавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинированный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.
Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках:
•выбор темы или проблемы проекта;
•формирование группы исполнителей;
•разработка плана работы над проектом, определение сроков;
•распределение заданий среди учащихся;
•выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания;
•оформление совместного результата;
•отчет по проекту;
•оценка выполнения проекта.
Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.
Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.
Обзор нетрадиционных форм уроковУрок –интервью. Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью.
Урок-интервью - это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения. В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например: ’’Свободное время”, “Планы на будущее”, “Биография” и т.д. Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. Однако при работе с такими темами, как "Моя школа" или "Мой город", равноправный диалог теряет смысл, поскольку партнерам незачем обмениваться информацией. Коммуникация приобретает чисто формальный характер. В такой ситуации логично прибегнуть к элементами ролевого диалога. При этом один из партнеров продолжает оставаться самим собой, то есть местным школьником, тогда как второй должен сыграть роль его приезжего сверстника.
Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему, более глубокому изучению языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.
Урок-эссе. Современный подход к изучению языка предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному:соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского "я".
Словарь кратких литературоведческих терминов трактует понятие "эссе" как разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. На уроках русского языка ученики анализируют избранную проблему, отстаивают свою позицию. Учащиеся должны уметь критически оценивать прочитанные произведения, в письменном виде излагать мысли согласно поставленной проблеме, научиться отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать собственное решение. Такая форма урока развивает психические функции учащихся, логические и аналитическое мышление и, что немаловажно, умение мыслить и высказывать свои мысли в правильной форме.
Урок – спектакль. Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной и русской литературы на уроках русского языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля - творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.
Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивнопотенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.
Интегрированный урок. В современных условиях обучения русскому языку в средней школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире
обязательных программ. Одним из путей решения этих задач является интеграция учебных дисциплин в процессе обучения русского языка. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам. Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Кроме того, науки гуманитарного цикла ставят предмет для разговора, повод для коммуникации.
Литература играет большую роль в эстетическом развитии учащихся. Тексты художественных произведений являются важнейшим средством приобщения учащихся к культуре изучаемого языка. Предметы гуманитарного цикла обращены к личности человека, его духовным и нравственным ценностям. Использование интеграции формирует художественные вкусы учащихся, умение правильно понимать и ценить произведения искусства.
Основными целями интеграции русского языка с иностранным языком и с гуманитарными дисциплинами являются:
совершенствованиекоммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний и обмен этими знаниями в условиях иноязычного речевого общения;
дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся.
Урок-пресс-конференция. Подготовка к такому уроку будет проходить весело и с желанием. Например, на пресс-конференции, посвящённой Шекспиру биограф писателя раскроет тайны его жизни, а литературные герои расскажут о себе то, что не заметили некоторые читатели. Художник познакомит с репродукциями картин, запечатлевших костюмы того времени, а архитектор расскажет о необычном театре «Глобус». Урок запомнится ребятам надолго.
Урок-диспут. На этом уроке есть возможность вызвать учеников на откровенный разговор. По моему мнению, это должны быть в первую очередь уроки на морально-этические или патриотические темы. И вновь раскрываются таланты: это и применение оформительского мастерства, и научная направленность, и философский склад ума, и умение аргументировать свои суждения, и умение грамотно вести диалог. Прекрасная тема для урока-диспута — «Зачем нам помнить о войне?» (7—8 кл.). Ведь ребят впрямую не касается Великая Отечественная война или Афганистан. И у них, действительно, появляется вопрос: а зачем? Но каких тогда патриотов воспитываем мы и каких манкуртов получаем, оставляя вопрос без ответа?.. На этом диспуте ребята могут читать стихи как подтверждение важности темы, принести семейные реликвии, связанные с ВОВ, пригласить своего дедушку — участника боевых действий и многое, многое другое. А учитель имеет возможность учить думать, прививать уважение и будить память.
Более узкой темой для диспута может стать вопрос «Что для меня поэзия?» (7—11 кл.) Ведь многие учащиеся «ноют»: «Опять стихи, я не могу их выучить!». А это шанс задуматься, высказать свою позицию не с возмущением по поводу очередного домашнегозадания, а с доказательствами своей правоты.И пусть ваши окрыленные ученики попытаются доказать, что поэзия — вовсе не нужная «штука», вы их переубедите. А польза — для обеих сторон.
Урок-игра. Урок-игра открывает широкиевозможности для фантазии учителя. Он может использовать игры: КВН, «Что? Где? Когда?», «Брейн ринг», «Эврика», «Счастливый случай», «Поле чудес». Такие уроки можно проводить в 5- 11-х классах. Количество участников зависти от выбора конкретного вида игры (от 4 до 12) и от того, в классе проводится этот урок или между параллельными классами. Второй вариант удачен как открытое мероприятие, при проведении недели русского языка и литературы. В деловой игре (урок - «Круглый стол») эксперты (учащиеся старших классов) помогут ученикам при обсуждении важных вопросов орфографии и пунктуации (7-11 классы).
Урок-презенгация. Чем можно заинтересовать в наше время человека? Рекламой. Так почему же не отрекламировать не нечто ненужное, а очень даже полезное — книгу?! Это может быть и короткий рекламный «ролик» (возможно, в стихах), и аннотация к произведению, и аукцион, и инсценирование, и целая рекламная кампания в школе: лозунги, объявления устные (по школьному радио, если оно есть) и письменные, выпуск листовок... Уроки такого типа я рекомендую проводить в конце темы как зачетные, на них вы подведете итог вашей совместной с учениками деятельности.
«На уроках... не менее, чем роль учителя, важна деятельность учащихся: их активное участие в подготовке и проведении занятия, стремление и умение проявить свое отношение к прочитанному, высказать и аргументировать свои суждения... Требования, предъявляемые в наше время к образованию, предполагают обязательное формирование у учащихся способности к самостоятельной деятельности», — пишет Петрова Е. М. (Журнал «У Лукоморья», № 3—4, 2001 г. Симферополь). С этим высказыванием трудно не согласиться. Критерии же самоанализа, главным образом урока литературы, включают в себя 17 пунктов. При этом 9 из них: культура взаимоотношений на уроке; эмоциональная окрашенность урока; комплексная реализация задач обучения, воспитания, развития; преодоление авторитарности и однозначности в прочтении классики; поощрение спорных ситуаций, точек зрения; творческий подход; расширение читательского кругозора; привитие любви к предмету; связь с уроками языка, истории, музыки, ИЗО; эмоциональная реакция учащихся на урок — в результате использования таких форм уроков будут сразу в вашу пользу.
Новаторское обучение
Педагогические условия введения в новаторское обучение.Каждая образовательная область в школе вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Как провести урок, как заинтересовать ученика тем или иным предметом, вызвать в нём желание, любовь к учебе? Только путём активного участия воспитанников, путём поиска новых форм и методов обучения, только путём высочайшей требовательности к себе в сфере творческого роста.
«Я люблю идти на урок с вопросом, на который сам не знаю ответа» - делится тайнами педагогического мастерства учитель - новатор Е.Ильин, автор многих видов нестандартных уроков. И он прав, ибо современный урок - это и деятельность, и анализ, и исследование и поиск. И только высокая активность ребят, развитие их навыков и в умении понять, прочувствовать, самостоятельности сделать выводы и впитать в себя - вот то, к чему должен стремиться учитель, строя современный урок. Работая в течение деятельного времени над темой «Активизация познавательных интересов учащихся», я пришла к выводу, что урок будет захватывающей, упорной работой для ребенка, урок сумеет удивлять, открывать новое для него, звать, думать, делать выводы, если это будет осуществляться и на нестандартных уроках. Опыт дает мне право утвердительно сказать, что ошибки не произошло, я на правильном пути в своих поисках. Дети ждут такие уроки, долго их помнят, черпают из них знания. Но такие уроки не рождаются быстро. Они должны быть выстраданы учителем, усовершенствованы из года в год. И тогда на уроке нет места скуке, безучастности детей.
Только нестандартные уроки дают детям заряд бодрости, доброты и даже здоровья. Выйдя с урока, где было столько запоминающегося, ребенок поистине счастлив. У него .надолго сохранится приподнятое настроение, вера в свои силы и возможности. На нестандартный урок ученик с большим желанием готовит «домашнюю заготовку», что формирует положительный образ собственного «я», а это особенно важно для ранимых и стеснительных детей. Ребята не просто «усваивают» материал, а познают мир, вступают в нём в активный диалог самостоятельно. Но при всём этом нельзя забывать, что урок - это не развлечение. Нестандартный урок может быть введением в тему, закреплением или итогом. Главное - увлечь детей, дать почувствовать радость творчества.
Нестандартными могут быть отдельные этапы урока. К примеру, нестандартное начало урока, с целью стимулировать творческие поиски учащихся.
Нестандартное начало урока
А) Словарный (слуховой, зрительный) диктант. Этот диктант проводится в самом начале урока как комментированный, предупредительный, объяснительный, с записью только в тетрадях или на доске. Он проводится и как зрительный с использованием доски или графопроектора для восприятия диктуемого текста и проверки записанного. Положительное в таком начале урока — то, что все дети сразу включаются в учебную работу. Словарный диктант может диктоваться учителем и учениками на определенные правила по материалу упражнений учебника, проведенного контрольного диктанта, изложения (сочинения), проверки тетрадей и т. д. Его объем — не более 30-35 слов (8-10 минут урока).
Б) Пятиминутные «разминки». Это своеобразные «разминки» для развития сообразительности. В течение 5 минут нужно решить задачу, ответить на вопрос кратко, точно, с необходимыми объяснениями. За такой ответ ставится «отлично».
Желательно, чтобы отбор пятиминуток был не случаен, а связан с задачами данного или предстоящих уроков, с задачами повторения (возвращения к изученному) и т.д.
Найти соответствующий материал нелегко, его надо систематически собирать из книг по занимательной грамматике, научно-популярной литературы и т. д. Приведу только несколько примеров (к темам программы, изучаемым в начале года).
Б.1) Правописание безударных гласных в корне слова. На наши уроки часто будут приходить два спорщика — Речевичок и Слушок. Они пришли к нам и сегодня. На доске написано с(и,е)депгь. Речевичок настаивает на букве и, Слушок говорит, что надо писать е. А как вы думаете, ребята? (Аналогичные примеры: отворить, запевать и т. д.)
Б.2) Буквы и, у, а после шипящих. Игра: кто больше вспомнит за 2 минуты имен сказочных героев, чтобы в их именах были шипящие ж, ч, ш, щ с гласными и, у, а? (Чиполлино, Чудо-Юдо, Зайчик-побега йч и к, Шапокляк, Принцесса па горошине, Щука.)
Аналогичная игра: кто больше вспомнит названий животных и птиц, в которых есть сочетание шипящих ж, ч, ш, щ с гласными и, у, а? (Жираф, жаба, чайка, чижик, ежик, журавль, медвежата, чибис и т. д.)
Б.3) Раздельное написание предлогов. Слушайте шутливое выражение: «Не вертись с подносом у меня подносом». Какие слова обыграны в этом предложении? Почему это оказалось возможным? Или: «Перед каким из созвучных слов стоит предлог, а в каком есть приставка?»
Б.4) Имя существительное. Слушайте присказку: «Есть слова удивительные: не то глаголы, не то существительные — и с мягким знаком на конце». Кто больше назовет таких слов?» (Слова типа речь, течь, сечь, стать и др.)
Б.5) Местоимения. В загадках часто употребляются местоимения. Почему? Привести пример такой загадки. Назвать местоимения. Игра по типу — выигрывает последний, т. е. тот, кто последний назвал загадку с местоимением, например:
1. Как зовут меня, скажи: часто прячусь я во ржи, скромный полевой цветок. Синеглазый ... (Василек.)
2. Он с ежом во многом схож, но цветок он, а не еж,
(Чертополох.)
В загадках не называется предмет, а лишь раскрываются его признаки, на сам же предмет указывают местоимения он (она, оно), или загадка дается как бы от лица этого предмета (я такой-то и такой-то).
В) Эмоциональная зарядка. Так называет Э. В. Иванова, учительница одной из московских школ, выразительное чтение класса хором (это важно!) в самом начале урока ярких высказываний об русском языке Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, К. Г. Паустовского и др. Конечно, не все уроки она так начинает, но два-три раза в неделю ее ребята после установки: («Прочтем вместе выразительно высказывание А. Н. Толстого о русском языке" по сигналу начинают читать. При этом учительница понятными для детей движениями рук показывает паузу, повышение голоса и т. д. Она как бы дирижирует произносительным оркестром — дети с увлечением повторяют слова о русском языке, постепенно на всю жизнь запоминая их, и учатся выразительному чтению. Эта эмоциональная зарядка — как камертон, на звучание которого настраивается весь урок. Высказывания о русском языке есть в учебнике и в других источниках. Их подбирает не только учитель, но и дети. На основе таких материалов могут создаваться альбомы, книжки-самоделки и т. д.
Г) Разговорная пятиминутка. Что происходит в мире? Постановка такого вопроса в начале урока дает возможность выйти словеснику на разговор о том, чем живет страна, мир, молодежь. Возникает живая ситуация общения, когда хочется обменяться информацией, мнениями, впечатлениями. Эти разговорные пятиминутки (так можно их условно назвать), естественно, могут начинаться иначе. Например: Вчера я смотрела по телевизору очень интересную передачу «Встреча школьников с учеными». Кто смотрел эту передачу? Хотели бы вы участвовать в такой встрече? Что бы вы спросили у ученых? И т. д. Или: Кто сегодня слушал радиопередачу для детей? Что вам больше всего запомнилось? И т. д.
Так как эти разговорные пятиминутки проводятся на уроках русского языка, надо стремиться к тому, чтобы и постановка вопроса, и выбор задания позволяли естественно «вписать» материал этих разговоров в урок. Так, могут стать предметом анализа предложения, части речи, слово, его состав и т. д. Например, можно предвидеть, что, отвечая на вопрос:
«Что сейчас происходит в мире?», — ученики будут употреблять глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени, существительные в предложном падеже. Следовательно, урок, посвященный теме «Времена глагола» или теме «Е и И в падежных окончаниях имен существительных», можно начать с разговорной пятиминутки «Сегодня в мире».
Такие «разговорные» формы работы должны проводиться регулярно (хотя бы раз в неделю), чтобы ученики увидели в словеснике человека, который хочет с ними общаться не только по поводу того, что изучается на уроке, но и по поводу того, что происходит в жизни. Детям становится понятно, что учителю-словеснику хочется говорить с ними, знать их вкусы, склонности, суждения, потому что они, ученики, ему интересны. Но и учитель должен быть интересным собеседником, искренним и уважительным, без этого общение не состоится. Необходимо, чтобы ученики увидели в словеснике человека, который хочет с ними общаться не только по поводу того, что изучается на уроке, но и по поводу того, что происходит в жизни. Детям становится понятно, что учителю-словеснику хочется говорить с ними, знать их вкусы, склонности, суждения, потому что они, ученики, ему интересны.
Все это доказывает актуальность использования нетрадиционных форм уроков в образовательном процессе современной школы.
Выводы
Современный учитель должен искать новые формы и приёмы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения, это позволитреализоватьконцепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материалапрограммыс одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования каждого обучаемого с учетом его индивидуальных способностей и возможностей. Способы реализации этих принципов должны быть творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.
Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Как известно, целью обучения в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков, в ходе которых учащиеся расширяют знания, что позволяет учащимся принимать активное участие в обсуждении.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:
- формирование у учащихся интереса и уважения к предмету
- воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний;
- развитие интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.
Использование нетрадиционных форм уроков способствует: повышению общего культурного уровня и образованности детей; углублению знаний детей; снижает утомляемость учащихся; влияет на активное развитие познавательной деятельности; активизирует мыслительную и речевую деятельность; развивает логическое и аналитическое мышление. Нестандартные уроки дают детям заряд бодрости, доброты, здоровья. У них появляется вера в свои силы и возможности.
Приложения.
Приложение 1. Традиционные и нетрадиционные формы урока (автор Г.К. Селевко).
Элементы Традиционный урок Нетрадиционный урок
Концептуальная основа Субъект – объективные взаимодействия в системе “учитель – ученик” Субъект – субъектные позиции в системе “учитель – ученик”
Содержательная часть
Цели Формирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами Развитие личности учащихся
Содержание учебного материала Изучаемый материал соответствует содержанию учебного предмета, информация носит преимущественно фактологический характер Выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности
Процессуальная часть
Организация учебного процесса Формы урока: лекция, лабораторное занятие, семинар, практическое занятие, итоговое собеседование Методы и формы учебной деятельности школьников Преимущественно репродуктивный характер учебной деятельности: сообщение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, механическое запоминание, вербальное изложение, репродуцированное воспроизведение Формы урока: урок – учебная игра, учебная дискуссия, исследование
Методы и формы работы учителя Учитель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьников Игровая (моделирующая), оценочно- дискуссионная, рефлексивная деятельность: “метод прямого доступа”, проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащегося
Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала Инициатива у учителя, управление и контроль в его руках Совместная работа учителя и учащегося в областях целепологания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности
Диагностика учебного процесса Использование критерия количественной пятибалльной шкалы оценки знаний учащихся Учитель – координатор, приоритет стимулирующий деятельности учителя
Рефлексивная деятельность учителя и учащихся
Приложение 2. Соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков.
Элементы Традиционный урок Нетрадиционный урок
Концептуальная основа Недостатки:
субъект – объектные взаимодействия в системе “учитель-ученик”, изоляция учащихся от коммуникативного диалога друг с другом Достоинства:
субъект – субъективные позиции в системе “учитель – ученик”, возможность коммуникативного (интерактивного) диалога между учащимися.
Содержательная часть
Цели Достоинства: формирование знаний, умений и навыков Достоинства: развитие творческого потенциала личности учащихся
Содержание учебного материала Достоинства: наибольший объем информации, систематичность Достоинства: более глубокое изучение учебного материала.
Недостатки: меньший объем изучаемого материала
Процессуальная часть Достоинства: четкая структура урока.
Недостатки: шаблонность, однообразие Достоинства: внутренние источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы личности.
Недостатки: большие затраты времени
Организация учебного процесса Недостатки: низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления Достоинства: разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления
Методы и формы учебной деятельности школьников Недостатки: вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя Достоинства: приоритет стимулирующей деятельности учителя
Методы и формы работы учителя Достоинства: контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками Недостатки: меньшие возможности для контроля со стороны учителя
Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала.
Диагностика учебного процесса Достоинства: предсказуемость, контролируемость результатов обучения
Недостатки: слабая обратная связь Достоинства: сильная обратная связь
Недостатки: трудности в прогнозировании и диагностики результатов обучения
Приложение 3. Общедидактические принципы организации нетрадиционных форм проведения занятий технологии.
Принцип Реализация принципа на практике
Принцип индивидуального подхода к учащимся Требует построения внеклассного мероприятия с учетом личных запросов школьников, создания условий для развития их индивидуальных задатков, интересов, склонностей
Принцип связи теории с практикой Требует осуществления более тесной связи нетрадиционных форм обучения с уроками:
теоретический и практический материал уроков получает во внеклассной работе дополнительное подтверждение;
внеклассное мероприятие обогащает полученные знания, умения, навыки, расширяет и совершенствует их.
Принцип сознательности и активности деятельности школьников Предполагает создание условий для возникновения интереса школьников к внеклассному мероприятию, творческой деятельности по его подготовке и проведению, удовлетворенности ее результатами
Принцип избирательности Предполагает отбор форм, методов и средств проведения нетрадиционного занятия осуществлять с учетом возраста и подготовленности учащихся, наличия у них интересов к урокам технологии, тематики данного мероприятия, традиций школы и данной местности
Принцип связи теории с практикой Предполагает раскрытие школьникам роли труда и технологии в различных сферах человеческой жизнедеятельности, практической значимости получаемых ими на уроках знаний, умений, навыков, вовлечение учащихся в активную преобразовательную трудовую (производственную) деятельность
Принцип добровольности участия школьников в деятельности Предполагает наличие у детей конкретного круга интересов, что позволяет им среди многих видов деятельности выбирать тот, который в наибольшей степени соответствуют их внутренним потребностям и физическим возможностям
Принцип занимательности Требует использовать разнообразные формы, методы и средства обучения
Литература
Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка/ издание 2-е, исправленное и дополненное. М 1997 г.
Методика преподавания литературы. Учебник для педагогических ВУЗов/ под редакцией Богдановой Ю., Маранцмана В.Т./ Просвещение, Владос, 1994 г.
Журнал «У лукоморья»/№3-4, 2001 г./Симферополь.
Журнал «Русский язык и литература в учебных
заведениях»/№5, 2004 г./Киев
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания в школе. М.,2000 - 72 c
Кульневич С., Лакоценина Т. Нетрадиционные уроки в начальной школе учитель 2004 – 245 c.
Осухова Н.Г. Инновации в обучении: метафоры и модели. М., 1997 – 53 c.
Подласый И.П. Педагогика Учебник М., 2006 – 324c.
Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. № 1 2003 г. – c. 143 - 215.
Фрадкина Ф.И. Психологический анализ и их роль в учении школьников. // Советская педагогика. №4, 1953 –c. 43 – 245.
http://festival.1september.ru/