Выступление на мастер-классе по подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения.
Мастер-класс
по обучению
написания сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной аттестации в форме ОГЭ.
Работа по подготовке к написанию сочинения начитается, конечно же, задолго до экзаменов. Уже в 6 классе я начинаю подготовку.
Первое, с чего я начинаю работу, -это знакомлю ребят с критериями. Они должны знать, что и как проверяется на экзамене. Следующий этап, - это составление «Словарика понятий», потому что сочинение 15.3 предполагает написание сочинения на тему, например,»что такое дружба?» и т.п. и первый из критериев звучит так: Толкование значения слова (дать определение и прокомментировать его), за определение даётся 2 балла. Трудность в том, что ученики дают неправильную формулировку. (Дружба-это когда….). И если работа по составлению понятий идёт с 7 класса, то толкование ученики дают без проблем. Как же создаётся словарик? Например, на уроках внеклассного чтения, читая и разбирая произведение А.Гайдара «Тимур и его команда», проблемы, которые поднимает автор, даю задание: «Что такое милосердие? Обязательно напоминаю, по какой схеме необходимо составить предложение.
СУЩ В И.П. –СУЩ. В И.П.
Ребята выдвигают версии, затем записываем в отдельную тетрадь определение: Милосердие –это доброжелательное отношение к человеку. Таких определений может быть несколько.
Милосердие-это бескорыстная забота о человеке.
Милосердие-это сочувствие чужой беде.
Ученики записывают столько, сколько пожелают.
Составляется словарик в течение 2-3 лет на уроках литературы, (так же как банк аргументов в 11 классе). В 6 классе обычно использую приём «Рассыпанный текст», т.к. им ещё сложно составлять определения. Для облегчения на первых порах я выделяю термин шрифтом.
Предлагаю собрать рассыпанное определение «Милосердие».
Мне очень нравится составление синквейнов, да и ученики с удовольствием составляют их. Я несколько усложнила работу: после составления и проверки синквейна прошу прокомментировать прилагательные, или глаголы, или фразу из 4 слов. Оценку уже ставлю не просто за синквейн, а за комментарий. Комментарий представляет собой небольшое сочинение, которое способствует развитию письменной речи учащихся.А существительное, которое является синонимом к существительному и есть вторая часть определения в предложении, подлежащее и сказуемое выражены существительными. Сразу можно составить определение.
Предлагаю составить синквейн на понятие «милосердие».
При анализе произведений обязательно даю задание написать сочинение на такие темы, как например, «Когда я проявила милосердие?». Это уже подготовка к подбору аргументов, которые требуются в сочинении. Естественно, сочинения получаются длинными, подробными. После того как сочинение прочитано, предлагаю сократить его, т.е. сжать до 3-4 предложений.
И последний этап работы-это написание сочинения по шаблону. Такую работу начинаю в 6 классе.
Шаблон беру самый простой. В дальнейшем, когда ученики овладеют навыками написания сочинения, они отходят от шаблонных написаний и пишут сочинения самостоятельно.
Такая работа способствует развитию коммуникативных навыков, навыков написания сочинения, развитию письменной и устной речи учащихся.