Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения » в серию последовательных уроков.
Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля
«Оценивание для обучения и оценивание обучения » в серию последовательных уроков.
После изучения программы ограммы 7 модулей на первом этапе «Лицом к лицу», нам былодано задание: апрообировать все на практике апробировать всё на практике. Для этого мы вернулись в свои школы, где проводили уроки с интеграцией 7 модулей. Более детально я хочу остановиться на модуле «Оценивание для обучения и оценивание обучения», так как для меня самой этап оценивания на уроке представлял трудность. Проводя рефлексию, я поняла, что при проведении уроков по традиционной методике у меня не всегда получалось оценивать учащихся объективно. У меня небольшой опыт работы в начальных классах. Учеников часто интересовал вопрос, какие им я выставила оценки. Оценивать учащихся мне было сложно, так как ученики в моем классе с разным уровнем мотивации к обучению и саморегуляцией.
До прохождения курсов у меня всегда в конце урока стояла одна цель и задача: выставить в журнал и в дневник отметку, которая зависела от того, как ученик отвечал на уроке, его активности, количества ошибок, допущенных в письменной и устной работе. Но после прохождения курсов я поняла, что оценивание – это не просто технический прием и что любой вид оценивания, который я использую, несёт дальнейшее развитие мотивации к обучению у учащихся. Именно на занятиях на первом этапе я поняла модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» и смысл самого оценивания. Что значит оценить ученика? Это значит определить на какой ступени (по таксономии Б.Блума) находится ученик, понять его уровень знания, понимания и умения.
Объективно оценить учащихся не всегда представлялась возможность, потому что в классе находятся ученики разной возрастной категории, а также различаются индивидуальные особенности. При оценивании раньше приходилось постоянно объяснять каждому учащемуся отдельно, почему я поставила ту или иную оценку. Я старалась подойти к каждому ученику индивидуально с учетом его способностей и навыков в обучении. Однако при использовании традиционных методов оценивания не всегда получалось объективно оценить учащихся, часто завышала или занижала оценки. Своей оценкой я хотела мотивировать учащихся на процесс обучения, но и из-за не большого педагогического опыта и незнания критериев оценивания не могла подобрать метод для решения сложившийся проблемы.
Когда я приехала на курсы и прослушав семь модулей программы, определила сразу какой модуль буду применять на этапе «Практика в школе» в последующей своей педагогической деятельности:«Оценивание для обучения и оценивание обучения». Когда изучила данный модуль, я выявила что существуют два способа оценивания суммативное и формативное. Поняла разницу и значимость каждого метода оценивания.
Именно такое оценивание помогает конкретно организовать образовательный процесс, ориентированный на ожидаемый результат. До прохождения курсов я применяла формативное оценивание в письменной и словесной форме, не очень часто применяла взаимооценивание. Критереальное оценивание я не применяла на своих уроках потому что я не знала как применить. Для суммативного оценивания проводила тесты и контрольные работы, также вела наблюдение за работой учащихся, где были хорошие результаты. По ококнчанию работы собирала тетради и проверяла выполненные задания. Если раньше я контролировала учеников, оценивала их сама. То сейчас я могу направить учеников дать им возможность оценит их возможности формативное, критериальное, для того что бы ученики поняли рост своих знаний и возможностей. Я поняла что когда дети оценивали друг друга они находят ошибки сами. Свои же ошибки они могли исправить.
Раньше я оценивала, выставляя оценки в устной или письменной форме. Во время последовательности уроков я заметила что ученикам второго класса очень понравились оценивание «Большой палец», смайлики, «Пять звезд» .Потому что им стало интересно такой вид оценивания, ведь они впервые так оценивают. Оценивание является наблюдением за тем как продвигается работа учащихся.
«Педагогическое сознание уже приняло новые образовательные ценности, поставив в центр образовательного процесса активного и самоорганизующегося ученика, предложив учителю занять позицию фасилитатора, тьютора, посредника, либо сотрудника в его учебной деятельности. Этот поиск начался уже давно, о необходимости отказаться от системы и Ш.А. Амонашвили, который вместе с учениками «сжигал» на костре оценки. Размышления Ш. А. Амонашвили: «Помогают ли нам в этом деле отметки? И вообще, во что они превратились в нашей практике? В способы поощрения учеников к учению? Нет, скорее всего они превратились в инструменты социального давления на детей и сортировки на «успевающих » и «неуспевающих», на «хороших» и «плохих» учеников…» помогли взглянуть на систему оценивания со стороны ученика. Я поняла, что в отметках мало педагогики и больше власти и это
способ управления учениками. «Отметки»–это костыли хромой педагогики (Ш. Амонашвили). Программе с конструктивистскими подходами к преподаванию и обучению они так же не нужны, как не нужны костыли здоровому человеку. Как же формировалось мое понимание оценивания обучения? Это, прежде всего повторное, более осмысленное изучение модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения», раздаточного материала первого этапа, дополнительной литературы и консультации с коллегами. На первом этапе «Лицом к лицу» для меня было открытием, что учащиеся могут принимать участие в процессе оценивания, а также производить его по заранее установленным критериям, зачастую критерии составлялись совместно с учащимися, что давало возможность привезти их к объективному отношению к данному процессу. Теперь придя на практику, я стала применять различные формы оценивания: взаимооценивание, самооценивание и оценивание учителем. Оценивание является интересным способом именно сотрудничить с учащимися.
Оценивание для обучения (формативное оценивание), оценивание обучения (сумативное оценивание) являются очень полезным как для учителя так и для учащихся.
Во время сери последовательных уроков я была учителем оценивающим формативно. Я напрвляла давала уверенность своих учеников. Я неговорила об их недостатках а наоборот говорила о том что я оцениваю не учеников, а их работу. Если раньше я довала задания то я не задумывалась насколько хорошо они усвоили материал урока. И своих целях уроков ставила цель не с позиции ученика а с позиции учителя.
Теперь я планируя уроки учитываю уровень знаний учеников их возможности, чтобы все дети были в потоке. Большое внимание уделяю формативному оцениванию так как это не конечный результат. А длительный процесс. Для себя я поняла что должна изменить свое представление об оценивании. Тепрь же для меня самое главное получить на уроке обратную связь, то есть узнать на сколько он поняли тему,что еще не понял? Какие вопросы возникают у учащихся при выполнеии заданий.
Серию последовательных уроков я проводила во втором классе по предмету литературное чтение. На первом уроке мы работали индивидуально мозговой штурм «Дерево вопросов». Здесь я применила формативное оценивание в виде собственной словесной похвалы, подводила своих учеников к правильным ответам. Мои ученики сначала стеснялись были зажаты, может присутствие чужого человека и камеры, затем все активнее и активнее включились в учебный процесс, стали активно отвечать, придумывать
различные варианты и я увидела, что даже ученик со слабой мативацией –Р.М. работал активно. При таком подходе я оценила то, на каком уровне находятся ученики, умеют ли мыслить . Ученица А – Б.О. – осмысленно отвечала на вопросы, приводила примеры, ученик С – кратко, но тоже верно. Наблюдалась динамика в росте самосознания ученика С. (он стал раскрываться). При групповой работе руководящую роль на себя взяла Б.О. и Ж.Ж. – ученицы с высокой учебной мотивацией, они не только защищали постеры, но и оценивали работу всей группы, были спикерами. Я наблюдала за спикерами и неошиблась в своем выборе учащиеся смогли раскрыться, спикеры проявили свои лидерские качества. При работе в группах спикеру было сложно давать отзыв не группе, а конкретному человеку.
Их выступление в роли спикера оценивали одноклассники с помощью стратегии «Большой палец». Этот вид оценивания учащимся очень понравился, они были рады, что им дали возможность участия в процессе оценивания наравне с учителем и что учитывается их мнение. При закреплении знаний «работа в парах» я использовала взаимооценивание. Учащиеся работали с текстом. Заданием было чтение сказки по плану, найти в тексте данное задание и прочитать. Затем они оценивали работу друг друга. Далее я предложила ученикам творческую групповую работу. Где им нужно было на флипчарте нарисовать рисунок из сказки «Лисица и д розд». Подведя итог работы я определила как учащиеся проработали на уроке. Ну и конешно нацелила свой план работы на следующий урок. Конечно, не всё прошло так, как было задумано, я все еще не сдерживалась и подсказывала ответы детям, не давала время на обдумывание и много говорила. Но это был мой первый урок. На втором уроке при проверке домашнего задания вместе с учащимися мы разработали критерии оценивания и выяснили, что они должны знать и уметь для выполнения данного задания. Самооценивание не проводила и это мой большой минус, мне казалось, что дети не смогут справиться с этим заданием, но на будущее я обязательно как можно чаще буду внедрять данную стратегию, так как она позволяет развивать объективность, справедливость, самооценку и уверенность в себе и в правильности своих ответов. Если раньше при изучении новой темы я всегда сама назвала тему и цель урока, то уже сейчас дети сами могут определить тему урока с помощь кроссворда, наводящих вопросов, шифровки и различных игр, например «Россыпь слов» и т.д. К определению цели урока я подводила при помощи наводящих вопросов: «Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что мы будем изучать? Чем мы будем заниматься?».
Чтобы не вызывать негативного отношения к оцениванию, я внедряла стратегию «Пять звезд», где учащиеся раскрывали положительные стороны
выполненного задания, а после этого давали конструктивные рекомендации. Постер передавался по кругу, каждый ученик давал оценку группе , затем когда работа возвращалась, учащиеся знакомились с оценкой одноклассников. Этот вид оценивания вызвал большой интерес., так как здесь каждый мог высказать свое мнение.
Кроме формативного оценивания на уроках я использовала и суммативное – по итогам участия во всех этапах урока (оценочные листы), и обратная связь по стратегии « последние 5 минут»: что нового узнали на уроке? Над чем еще нужно поработать? В конце урока я провела эмоциональную рефлексию с помощью стикеров. На уроках применяла работу в таблице, используя задание на соотношение. Учащиеся систематизировали материал, смогли оценить свои знания, обратили внимание на то, что еще нужно повторить. В серии последовательных уроков я планировала, как будет проходить оценивание каждого этапа урока и оценку урока в целом. Посредством применения стратегий данного модуля я сумела найти подход к своим ученикам. Каждый из учащихся обменивались своим мнениям. Конечно, дети говорят и пишут то, что хочет услышать учитель, из-за этого сложно увидеть объективный отзыв всего класса. Для этого нам нужно быть талантливыми наблюдателями. Теперь не только я раздаю рекомендации, но и дети делают отзыв о моей работе. Модуль «Оценивание для обучение и оценивание обучения» полностью перевернул мое понимание о педагогике. Все, что касается формативного оценивания, было новым для меня, ничего подобного раньше я не проводила. Не все прошло так как я задумала: возникали сложности при составлении критериев к оцениванию заданий. При проведении первых уроков, я столкнулась с такой сложностью, как нехватка времени, так как я ещё не могла рационального его использовать на уроке и подбирать наиболее эффективные задания для обучения. Формативное оценивание требует терпения и внимание учителя к каждому ученику. И самое главное отслеживать рост каждого ученика. В дальнейшем я буду постепенно внедрять это модуль.
Используя все эти формы оценивания, я научусь видеть каждого ученика. Я пойму всю важность и значение оценивания в учебном процессе, я смогу доверить оценивание самим учащимся. В своей дальнейшей работе при планировании урока: буду стараться более тщательно продумывать этап оценивания; продолжу применять данные формы оценивания.