Отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Обучение критическому мышлению» в серию последовательных уроков
Отчет_А
Отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Обучение критическому мышлению» в серию последовательных уроков
«Не в золоте сокровище - в уме!»
Не бедный жалок в жизненной тюрьме!
Взгляни: поникли головы фиалок,
И розы блекнут в пышной бахроме.
Омар Хайям
Критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученный в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженности к организационным общественным действиям и развитию критического мышления у других. [Руководство для учителя стр.165].
На базовом уровне процесс критического мышления предполагает:
сбор релевантной информаци;
оценивание и критический анализ доказательств;
разработку обоснованных выводов и обобщений;
корректировку предположений и гипотез на основе результатов практического опыта.
Критическое мышление включает развитие таких навыков, как формирование системы доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста и применения соответствующих критериев для принятия решений. Поэтому ученикам необходимо предоставить возможность для развития навыков наблюдения, анализа, суждения и интерпретации.
Согласно этой технологии образовательный процесс состоит из трёх стадий: вызов, осмысление и рефлексия. На стадии вызова перед учителем стоит задача “вызвать” уже имеющиеся знания или создать ассоциации по изучаемому вопросу, а так же активизировать, заинтересовать учащихся.
На стадии осмысления идет работа с информацией. Использование методов и приемов данной технологии позволяет сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
На стадии рефлексии информация анализируется и творчески перерабатывается.
Серию последовательных уроков, я старалась разработать с использованием приемов и методов критического мышления.
На первом уроке «Хорошее место для отдыха», на стадии вызова я использовала прием «Мозгового штурма» для того что бы проверить знания учеников и активизировать их для дальнейшей работы. Им нужно было найти лишнее слово в каждой группе слов. С заданием справились быстро, каждую группу слов мы рассмотрели и перевели для того что бы найти не знакомые слова и для того что бы слабые ученики проверили свои знания. Работу оценили взаимооцениванием с помощью смайликов.
Изучение нового материала началось с картинок на интерактивной доске. Ученики рассматривали изображения и называли места на английском языке. Затем сразу отработали новый лексический материал, произношение, перевод.
Я предложила ученикам попробовать назвать тему урока, цели и задачи. Дети задумались, я задала дополнительный вопрос : Что они видели на картинках? И предложила просмотреть только что изученные слова. Дети активно высказывали свои предположения, М (группа А) точнее определила тему урока и назвала задачи.
Для деления на две группы я провела игру «Атомы Молекулы», но к сожалению равномерного деления не получилось и мне пришлось самой разделить учеников. Затем мы обсудили критерии оценки будущих работ, здесь я больше подсказывала ученикам и задавала дополнительные вопросы. Зато распределение ролей в группе прошло быстро, более сильные ученики взяли на себя роль спикеров, средние роль секретаря и слабые таймкиперов. На предыдущем уроке мы обсуждали с учениками правила работы в группе, и что после распределения ролей, все включаются в работу одинаково. Меня очень порадовало что все дети включились в работу, не ограничиваясь своим ролями в группе. Группы довольно не плохо защитили свои проекты, после чего оценили работы через технику оценивания «2 звезды 1 желание». Заметила что слабые ученики принимали участие в оценивании, Даниель смотрел на работу группы и реально оценивал.
Для повторения времени глагола Present Perfect, ученикам было предложено видео. Для детей это было неожиданно и очень понравилось. После того как вспомнили правило, на данную тему было задано упражнение. Работали в парах, после чего была проведена взаимопроверка. Слабые ученики выполняли задание очень медленно, т.к. не успели записать примеры. Мне приходилось часто подходить и помогать им. Сильные ученицы справились с заданием самостоятельно.
На закрепление было задание запись слов по транскрипции, тяжело эта работа далась слабым детям, они долго сидели, думали. Проверка была с помощью сверки с шаблоном. Заметила что слабые ученики работали со словарем, почти все слова записали самостоятельно.
В конце урока ученики вернулись к листам оценивания, которые дети начали заполнять в начале урока. Заполнив, они сдали их мне. Записали домашнее задание: написать о своих каникулах или выходных, выучить новые слова и словосочетания.
Второй урок «Описание места». При составлении урока я запланировала разноуровневые задания, для того что бы детям на уроке было интересно работать, а так же для того что бы они могли оценить свой уровень знаний.
Для фонетической разминки я взяла четверостишие на английском языке. Для проверки домашнего задания я использовала стратегию «горячий стул», детям очень нравится, потому что раньше я использовала только словарный диктант. Знакомство с новым лексическим материалом я начала с изучения новых слов, которые ученики сначала прослушали и затем повторили за мной. Для следующего этапа я разделила класс на две группы рассчитав их на 1 и 2. При планировании урока я хотела подготовить тексты посложнее, но после проведения 1-го урока, я увидела что дети работают медленно и мы можем не уложиться в урок. После того как дети изучили текст и нашли новые слова, я дала время задать вопросы по тексту. До работы с текстом на экране каждая группа прочитала вопросы на которые должна ответить. Во время озвучивания ответов на вопросы другая группа слушает и запоминает либо записывает полученную информацию. По данным текстам я предложила группам составить диаграмму Венна, для того что бы учащиеся смогли сравнить и увидеть различия и сходства двух столиц. По защитам своих диаграмм, могу судить что с работой дети справились. Для оценивания использовала «Похвальный бутерброд».
С определением темы урока и задач справились хорошо, высказывались почти все, но правильными все таки были ответы сильных учеников.
Для развития устной речи я выбрала работу с диалогом. Выбранный диалог учащиеся сначала прослушали, а затем читали по ролям. Для закрепления полученной информации из диалога, ученики отвечали на вопросы «правда, не правда» .
Для удержания интереса учащихся я включила задание полегче. Нужно было к данным словам подобрать антонимы. Проверка осуществлялась с помощью сравнения с правильным вариантом на экране. Почти весь класс справился с этим заданием.
Физминтку я взяла на английском языке, для того что бы не только отдохнуть , но и повторить части тела.
На закрепление я предложила детям сыграть в игру «Кто лучший?». Учащиеся должны были сами составлять и задавать вопросы по пройденному уроку противоположной команде. Оценивание «Большой палец». Были трудности с составлением вопросов на английском языке, но вопросы задавались, слабым ученикам можно было задавать вопросы на русском языке.
После того как было записано домашнее задание, я раздала листы оценивания.
По листам оценивания, я сделала выводы, что детям урок понравился.
На третьем уроке «Дома и квартиры для продажи и аренды» я старалась сочетать различные методы и приёмы проведения занятий: наглядная презентация по ходу выполнения заданий урока, беседа, практическая работа, выступления учеников с результатами работы.
Для проверки домашнего задания я предложила обменяться тетрадями с соседом и проверить друг друга. Оценивание работ я предложила с помощью смайликов или выставить оценку карандашом.
Работа над новым лексическим материалом началась с вопроса, после чего дети разобрали 2 объявления и попытались определить в каком из них продавался дом, а в каком квартира, что из них дороже и почему? Все ученики принимали участие в обсуждении.
При выполнении индивидуальных заданий были разноуровневые задания. Дети смогли выбрать себе задание по степени сложности.
Учебно–познавательная деятельность учащихся на уроке была организована в форме групповой работы. Все дети были вовлечены в работу.
Апробировала стратегию «Фишбоун». Сначала спросила детей, знают ли они это слово и что оно означает. Тишина, затем потянулись за словарями. У из группы А, сказала что это что то связанное с рыбой. Я поддержала ее ответ. Затем объяснила суть работы. В голове нужно прописать проблему, затем первой группе нужно было расписать преимущества и недостатки проживания в доме и отразить плюсы и минусы при продаже дома, а в хвосте сделать выводы. Второй группе нужно было сделать тоже самое по квартире. Затем каждая группа выходит и защищает свою работу. Конечно, сильные ученики взяли на себя основную работу, но и средние и слабые дети включались в работу, подсказывали. Ученики обсуждали что нужно писать в плюсы а что в минусы.
Затем группы выходили и защищали свои работы. Критерии оценивания мы составили вместе с детьми до урока. До этого мы уже составляли критерии к другим работам, поэтому работа получилась продуктивной. Этот вид деятельности вызвал большой интерес. Детям было интересно посмотреть на работу других групп, а также посмотреть, как их одноклассники защитят работу группы. Стратегия Фишбоун помогает идентифицировать и наглядно представить причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов. «Опыт показывает, что неоднократная самопроверка на знание информации, которую Вы узнали, может значительно повысить качество запоминания»[Руководство учителя, с.128]. Дети справились с работой.
Наблюдая на уроках за детьми, я увидела большие изменения в одном из учеников. Мальчик, который занимается очень слабо, – Е (группа С), стал проявлять себя на моих уроках.
Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке.
Также на уроке познавательная деятельность носила поисковый характер. Можно сказать «ученики имеют самомотивацию, и, как следствие, стремление и любознательность»(Руководство для учителя, стр.161). Все учащиеся были вовлечены в учебную деятельность. Таким образом, я способствовала саморазвитию учащихся.
Через подбор разноуровневых заданий для индивидуальной работы , я на училась находить подход к каждому ученику.
При проведении урока я учитывала программные требования. Считаю, что задачи урока реализовала. Можно сделать вывод, что данная форма урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества. Все учащиеся активно работали на данном уроке, со всеми заданиями справились. За урок учащиеся получили положительные оценки.
Четвертый урок «Места и направления».
Перед уроком учащимся предлагается следующая анкета:
1. напиши свое имя,
2. напиши имена трех ребят из класса, о которых ты знаешь меньше всего информации, и хотел бы узнать больше.
После обработки анкет все учащиеся разделяются на 2 группы. Рассадка ребят происходит по принципу наибольшего интереса в получении новой информации о тех учащихся, которых они знают меньше всего.
После образования групп, когда учащиеся прошли на свои места, предлагается установить правила работы в группе. Сначала каждый из учащихся пишет несколько правил поведения в группе, которые он считает наиболее важными в свою тетрадь, потом обсуждает в паре, выявляют сходства и затем в группе выбирают 3 основных и озвучивают классу. После обсуждения в классе на доске записываются наиболее значимые правила, которые при необходимости будут использоваться на дальнейших уроках.
Для «мозгового штурма» я взяла запутанные слова, задание легкое, но для слабых учеников, было сложно, они спрашивали, просили подсказки.
Дети уже научились самостоятельно определять тему и задачи урока, и уже быстрее справляются с этим заданием.
Работа в группах. После распределения ролей в группе я объяснила задание: каждая группа получает один вариант текста на всю группу, при этом текст не имеет заглавия, названия текстов знает только учитель, нужно прочитать текст и озаглавить.
Для облегчения работы и экономии времени я раздала ученикам глоссарий с незнакомыми словами.
После групповой обработки текста каждая группа получила 4 одинаковые картинки: Букингемский Дворец, Биг Бен, Тауерский мост, Стадион Уэмбли.
Задача группы: найти картинку соответствующую их тексту и озаглавить текст. Учитель проводит индивидуальную консультацию с группой, с целью выявления правильности подбора картинки к тексту.
Далее учащимся необходимо было подготовить презентацию своей темы, в соответствии с текстом и картинкой. Учащимся дается плакат, который они должны оформить в соответствии с обрабатываемой темой. И помимо этого в группе выполнить письменное задание, а именно, заполнить таблицу предложениями из текста в соответствии с тематикой задания:
1). определить достопримечательность;
2). кратко написать о том, что это такое;
3). по возможности описать эту достопримечательность.
Итогом урока является презентация плакатов другой группе.
С данным заданием группы справились хорошо, слабые ученики принимали участие в работе. Взаимооценивание «Большой палец».
Рефлексия урока: ученики заполнили рефлексивную таблицу и лист самооценки.
На данном уроке наблюдателями были присутствовавшие учителя, в конце урока мы выслушали их оценку работы групп и отдельных учеников. Наблюдатели отметили и поддержали слабых учеников, для того что бы в дальнейшем они более активно принимали участие в работе группы. Отметили что урок был разносторонним. Все семь модулей были применены.
В процессе рефлексии ученики взаимооценивают и самооценивают результаты обучения и познания. Применяя на уроках английского языка приемы и методы критического мышления я увидела положительные стороны. Приемы и методы критического мышления помогают дополнить повседневные уроки, развить мышление учащихся, развить интерес к работе с текстом, диалогами, формировать умение работать в группе, работать с различными источниками информации. Основная особенность технологии критического мышления в том, что учащиеся учатся самостоятельно работать с информацией, выделять основное и осмыслить свою работу, добывать знания в сотрудничестве, применять полученные знания на практике в процессе общения.
В дальнейшем планирую апробировать наиболее эффективные, на мой взгляд, стратегии «Критического мышления», как кластер, синквейн, диагностика знаний с применением методов ЗХУ (знаю-хочу узнать- узнал), «Шесть шляп», которые успешно использовали на своих уроках коллеги.
Использованная литература:
1. Руководство для учителя, третий (базовый) уровень, www.cpm.kz
Абеуова Айгуль Сейтхазыновна Портфолио
группа № 4 учитель 3-го уровня Отчет А
г. Усть-Каменогорск 15.05.2015г.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Заголовок 115