Конспект урока по русскому языку на тему Единственное и множественное число имен прилагательных (2 класс)
Конспект урока по русскому языку во 2 классе
по теме «Единственное и множественное число имен имён прилагательных»
Учитель начальных классов
Шупшина Зоя Геннадьевна
Тема: Единственное и множественное число имен прилагательных
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Общедидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации об имени прилагательном.
Задачи:
Формирование УУД:
познавательные
- уметь различать имя прилагательное от других частей речи,
- уметь различать прилагательные единственного и множественного числа
- находить их в тексте,
- показать какую роль играют имена прилагательные в нашей речи
регулятивные
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом;
- учить составлять алгоритм действий и работать по нему;
личностные - продолжить формирование ответственности, интереса к изучению русского языка;
коммуникативные – развивать умение работать в группе, умение слышать и слушать одноклассников.
Оборудование: проектор, ПК, карточки со словарными словами, предметные картинки, презентация к уроку.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Орг. момент.
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперёд за новыми знаниями!
-Открываем тетради, пишем сегодняшнее число-седьмое февраля. Классная работа.
- Дети приветствуют гостей. Улыбаются друг другу.
Садятся под стихи учителя.
Дети записываю число
2. Мотивация и актуализация урока
Сегодня мы продолжим изучать имена прилагательные. Для начала вспомним, что обозначают имена прилагательные?
- Правильно. А кто хочет ответить, на какие вопросы отвечает прилагательное?
- Молодцы. А какова роль прилагательных в нашей речи?
- Правильно.
- Ребята, а сейчас посмотрите на доску, вам нужно восстановить запись слов, обозначающих названия трех птиц(.оро.., .оро.., .оро)
-Как различить эти птицы,(показываю рисунки этих птиц).
- А давайте попробуем подобрать слова, обозначающие признаки этих птиц.
Ворона- какая она?
- Сорока?
А какой же воробей?
- Как много вы знаете об этих птицах. Молодцы ребята.
Ответы детей: имена прилагательные обозначают признак предмета.
Ответы детей: имена прилагательные отвечают на вопрос какой, какая, какое и какие.
Ответы детей: Прилагательные дают возможность описать цвет, вкус, размер, форму предмета.
Ответы детей: ворона, сорока, воробей.
Ответы детей: воробей маленький, ворона и сорока большие,
Ответы детей: ворона- большая, черная, сильная,
Ответы детей: сорока – красивая, хитрая, ..
Ответы детей: воробей- маленький, серенький,
3. Определение темы и цели урока
- Сейчас обратим внимание на экран- вы видите текст, который тоже про птиц. Вам нужно прочитать его очень внимательно и ответить на мои вопросы.
-Ребята, найдите слова, которые обозначают цвет
- на какие вопросы отвечают эти слова? Ставьте вопрос от существительного.
- Когда слово отвечает на вопрос Какой? Какая? Какое? , а когда Какие?. От чего это зависит?
Показываю 1 ручку и говорю зададим вопрос ручка какая? Голубая. Теперь показываю 2 ручки и задаем вопрос ручки какие? Голубые. Получается, когда один предмет, мы задаем вопрос какая, а когда несколько предметов какие.
- Откройте книгу на странице 32 и прочитайте правило про себя.
- Ответьте на вопрос, когда же слово отвечает на вопрос какой? , а когда какие?
- Правильно.
-Посмотрите на экран. К этим существительным добавьте имена прилагательные, подходящие по смыслу:
Цветок...,......,....
Лиса....,...,
Ученик...,....
Дружба...,.... (Слова для справок: весенний, хитрая, прилежный, красный, крепкая, рыжая, старательный, нежный, настоящая)
- Что вы можете сказать из записанного ?
- Правильно, ребята. Имена прилагательные дружат с существительными. Они всегда “ходят” вместе, парой. А существительное может “гулять” без прилагательного (Например: кошка, снег, лес).
- А теперь закройте имена существительные и прочитайте прилагательные. - А прилагательные могут “гулять «без существительных.
И какой же вывод мы можем сделать, исходя из этого?
- По правилам русского языка имена прилагательные должны стоять в том же числе и в том же роде , что и имена существительные, связанные с ними, (м, ж, с). Но во множественном числе мы не будем различать род.
- Сейчас я буду показывать вам предметные картинки, а вы подберите подходящие по смыслу прилагательные.(стол, задаем вопрос- какой?) я показываю- окно, ведро, яблоко, книга, карандаш, рубашка, кирпич
кто-нибудь из детей прочтет текст.
(дети находят эти слова и читают)
Ответы детей: черная, серые, серый.(для чего используют эти слова)
Ответы детей: черная- галка какая? Черная., серые- перышки какие? Серые, серый – платочек какой? Серый.
Ответы детей: ..
Дети несколько раз читают про себя правило. А после несколько учеников читают правило вслух.
Учащиеся, не читая из книги, отвечают на вопрос.
Ответы детей: Имена прилагательные обозначают признак предмета.
Ответы детей: да, могут.
(дети читают прилагательные)
Ответы детей: Нет, не могут.
Ответы детей: Имена прилагательные и существительные взаимосвязаны.
Дети отвечают
5. Физ.минутка
Молодцы. сейчас немного отдохнем, все встали, и повторяем за мной:
Ветер дует нам в лицо,
Закачало деревцо,
Ветер тише, тише, тише
Деревцо все выше, выше.
Дети выполняют упражнение
6.Закрепление темы
- На доске даны слова, а в них пропущены буквы. Кто желает выйти к доске и написать пропущенную букву. - Чем похожи эти все эти слова? (дети отвечают: во всех словах есть буква р, пропущена безударная гласная, проверяемая ударением.)
- Кто сможет ответить, какое слово здесь лишнее?
Молодцы, с этим заданием вы справились.
Открываем книжки на странице 31 , упражнение 272.
Сравни рисунки и ответь на вопрос Почемучки. Когда слово отвечает на вопрос какие?
- сейчас выполните упражнение 273, на странице 32. Спишите этот небольшой текст на своих тетрадях. Кто закончил, подчеркните волнистой чертой выделенные слова.
- К выделенным словам нужно поставить вопросы.
Что обозначают выделенные слова?
- Придумайте заголовок к этому тексту.
- А вы видели дятла?
- И как вы можете охарактеризовать дятла? (картина)
Молодцы ребята.
1 ученик выходит и пишет букву, затем объясняет, почему он написал именно эту букву.(в слове морской пропущена безударная гласная, проверяемая ударением: морской, выходит следующий ученик 2 слово- пропущена безударная буква е, проверяемая под ударением река, 3 слово- пропущена безударная гласна я, проверяемая ударение пять, в 4 слове пропущена безударная гласная и, проверяемая под ударение гриб.).
Ответ детей: лишнее слово- пятерка, это имя существительное, отвечает на вопрос что?, все остальные прилагательные, отвечают на вопрос какой?-
Дети объясняют, ландыш какой? Белый, , слово белый обозначает признак одного предмета.
Ландыши какие? Белые., слово белые обозначают признак нескольких предметов. Поэтому какие.
(дети подчеркивают)
-Дети отвечают: Большой- какой?, пестрый- какой, лесным- каким?, больные- какие?, вредных- каких?
Ответы детей: выделенные слова обозначают признак предмета.
Дети высказывают свои мнения (дятел, лесной доктор).
Отв детей: да, видели.
Дети описывают дятла
7.Итог урока.
-Над какой темой мы сегодня работали?
Задание Заполнить таблицу
- С чем познакомились?
- Что такое имя прилагательное?
Какие числа есть у прилагательных?
-Какую роль они выполняют в речи?
Ответы детей
Заполняют таблицу и сверяют с таблицей на экране)
8. Домашнее задание.
Творческое задание на дом.
- Найти или самим сочинить загадки, которые состоят из прилагательных.
- Самим сочинить и придумать загадки с прилагательными.
9.Рефлексия.
В заключении нашего урока прошу продолжить эти фразы.
У Вас на столе лежат ладошки, вырезанные из бумаги желтого цвета. Прошу на мой вопрос поднимать ладошку, если ты с фразой согласен.
- оценивание работу групп.
Спасибо за работу. Урок окончен.
Сегодня на уроке мне:
Было интересно
Было трудно
Могу отличать
Могу помочь
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15