Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения од-ного модуля Программы «Обучение критическому мышлению» в серию последовательных уроков

Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения одного модуля Программы «Обучение критическому мышлению»
в серию последовательных уроков

Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи.
И.Г. Песталоцци

Модуль «Обучение критическому мышлению» – один из важнейших модулей в Программе курсов для слушателей третьего базового уровня.
Критическое мышление – ведущее современное педагогическое поня-тие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане (Руко-водство для учителя. - Астана, 2012. - с. 154).
При проведении уроков с учётом внедрения Кембриджского подхода к преподаванию и обучению, сформированной на идеях социоконструк-тивистской теории, исходя из возрастных особенностей учеников, возникает необходимость переосмысления традиционной методики проведения уроков, где ведущая роль на уроке отводилась учителю.
При переходе на новую методику обучения, основанную на внедрение семи модулей, ожидаемым результатом обучения является сформированность у учеников навыков обучения тому, как обучаться и, как следствие, становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях (Руководство для учителя. - Астана, 2012. - с. 110).
Процесс развития критического мышления у учащихся напрямую связан с развитием критического мышления и у самих учителей. Ведь только умея критически оценивать свою педагогическую деятельность, учитель сможет достичь положительных результатов в обучении и преподавании, итогом которой и станет становление критически мыслящего ученика.
Если мы хотим повысить уровень образования в стране, мы должны будем привить учащимся такие качества, которые делают человека разумным, обучаемым, мыслящим созданием (Дж. Брунер. Школа мысли. - СПб. Питер, 1993. - с. 45). Значит нужно научить ученика мыслить, развивать критическое мышление.
Учитель является важным звеном в процессе, при котором критическое мышление должно стать основой для образования людей.
В процессе обучения учащиеся сами конструируют свою деятельность, основываясь на конкретных целях, реализуемых в ходе обучения, прогнозируя конечный результат. Кроме того, использование данной технологии направлено на развитие навыков работы с предоставляемой информацией, умения анализировать и выделять самые главные моменты, объяснять причины и следствия своей деятельности.
Целеустремлённость, независимость, ответственность, способность к самообучению, уверенность в себе, – все те качества, проявлению которых способствует развитие критического мышления.
Ежедневно сталкиваясь с огромным потоком информации, человек должен уметь критически оценить, осмыслить все то, с чем он сталкивается, чтобы чувствовать себя полезным, социально адаптированным субъектом общества.
Раньше я часто слышала о такой технологии, как развитие критического мышления, но до конца не понимала всей сущности этого процесса, применении его в обучении. Познакомившись с данным модулем на курсах повышения квалификации учителей третьего уровня, изучив его, я поняла всю его важность и необходимость включения в процесс преподавания.
Внедрение модуля «Обучение критическому мышлению» в обучение и призвано способствовать становлению всесторонне развитой, конкурентоспособной личности, умеющей ставить перед собой задачи, находить пути реализации для служения во благо развития современного общества. И именно школа призвана воспитать образованную, свободную личность, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира.
В период практики в школе я старалась использовать данный модуль на всех четырех запланированных уроках. На традиционных уроках большую часть занятия говорила я, много писала на доске, а учащиеся просто слушали и переписывали излагаемый материал. Трудности возникали, когда учащиеся выходили к доске на решение задачи, и при всех моих замечаниях, о том, что необходимо объяснять ход решения задачи, выполняли задание молча. А ведь именно через обсуждение учащиеся познают много нового, закрепляют умения и навыки практического выполнения заданий, анализируют свои действия.
На уроке дети редко задавали вопросы, не общались друг с другом, не «добывали» знания самостоятельно, ничего не исследовали, а получали их в ходе объяснения материала учителем. На таком уроке ученик просто воспринимает информацию, которую преподносит ему учитель, ничего не проверяет, не доказывает, не оценивает.
По модулю «Обучение критическому мышлению» следует, что учитель и ученик являются равноправными партнерами в ходе обучения. Учитель должен следить за работой учащихся, направлять их действия, научить мыслить, выстраивать логическую цепочку, находить связь между явлениями, придавать учащимся уверенность в собственных силах, поощрять за успехи. Учащиеся постепенно должны перейти из рядов пассивных слушателей в активных участников процесса получения знаний. Главной фигурой урока должен стать ученик.
Моя практическая деятельность осуществлялась в 11 классе. Раньше я не могла понять, как это на уроках химии, одного из сложных предметов школьной программы, можно применять такие технологии. Ведь дети должны уметь решать задачи, используя формулы веществ и проводя расчеты. Как оказалось, и на уроках химии возможно применение новых подходов, стимулирующих познавательную деятельность, нацеленных на развитие мышления и улучшение усвоения материала. А это напрямую приведет и к повышению качества знаний, и к постепенному вовлечению в процесс обучения слабоуспевающих и пассивных учеников, поспособствует развитию лидерских качеств, что является немаловажным аспектом развивающегося общества.
Начать нужно с малого: научить учащихся правильно работать с учебным материалом – анализировать, выделять главное, уметь сотрудничать с другими учащимися, слушать их, терпимо относиться к не совсем верным выводам, применять полученные знания в повседневной жизни. Поэтому и необходимо создание обучающей среды. «Процесс обучения в «обучающей среде» осуществим целенаправленно и становится эффективным, если эта среда выполняет три важнейшие функции: 1) упрощает и упорядочивает те результаты, цели – те способности, знания, совершенства, навыки, умения, которые желательно иметь на «выходе»; 2) проясняет и идеализирует существующее социальное устройство; 3) создает более широкое и лучше сбалансированное окружение, чем то, в котором находился бы молодой человек, будь он предоставлен самому себе» (Бим-Бад Б. М. Джон Дьюи как педагог. - Москва, 2001. - с. 5).
Практика в школе убедила меня, что для формирования компетенций критически мыслящей личности необходимо выбрать такую форму работы, при которой обучающиеся большую часть времени будут работать самостоятельно, учиться планированию, организации, самоконтролю, взаимооценке и самооценке своих действий и деятельности в целом.
Обучение критическому мышлению включает в себя три стадии: стадия вызова, стадия осмысления и стадия рефлексии.
Стадия вызова: стимулирование учащихся вспомнить то, что они уже знают по изучаемой теме, способствование обмену мнениями, систематизации информации, полученной в ходе беседы. При этом критика ответов не приемлема. На уроках я использовала таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (которая объединяет в себе все три стадии урока), прием «согласен – несогласен», решение кроссворда (на определение темы обобщающего урока), блиц-опрос. Все эти виды работы приводят в активное состояние мыслительные центры головного мозга. Кроме того, при проведении блиц-опроса у учащихся появляется возможность заработать дополнительные баллы.










Заполнение учащимися таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
в начале урока «Углеводы. Моносахариды»

Стадия осмысления. На данной стадии я использовала групповую работу, которая способствовала обмену мыслями и идеями, конкретизации данных при анализировании текста. Групповая работа напрямую связана с диалоговым обучением. Еще Мерсер и Литлтон в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении (Руководство для учителя. - Астана, 2012. - с. 144).
На уроках химии больше присутствуют кумулятивная и исследова-тельская беседы. Ведь критическое мышление связано с модулем «Новые подходы в преподавании и обучении». Все это позволяет направить учеников самостоятельно конструировать учебную деятельность, используя конкретные цели, саморазвиваться  и самим определять конечный результат проделанной работы. Учащиеся шаг за шагом становились главными действующими лицами на уроке, они учились наблюдать, сравнивать, обобщать, выдвигать предположения, творчески подходить к рассмотрению вопросов. Успешному выполнению совместной работы способствовало и доброжелательное отношение учащихся друг к другу, и незаметно созданная коллаборативная среда.
В программе химии 11 класса присутствует объемный материал для усвоения и понимания. Для облегчения восприятия такого материала, я применяла следующие приемы развития критического: создание постеров, составление «тонких и толстых вопросов», прием «фишбоун», метод «Джиксо», для решения задач использовался прием «Лист решения проблемы».
При выполнении задания учащиеся работали в рамках той темы, которая выпадала их группе. На первом уроке «Углеводы. Моносахариды» учащиеся составили план изучения материала:
Химическая формула;
Нахождение в природе;
Физические свойства вещества;
Химические свойства вещества;
Значение и применение.
Опираясь на материал учебников и найденный в Интернете (исполь-зовали сотовые телефоны), учащиеся готовили постеры. На защиту презен-тации по постеру были выдвинуты более смелые учащиеся. Оценив кри-тически свою работу, ребята пришли к выводу, что, хоть они и отразили материал в соответствии с планом, но их объяснение спиной к классу понижало весь эффект работы.











Защита презентации по постеру

Кроме того, не все участники группы принимали активное участие в разборе материала. Зарина за весь урок не внесла никакой пользы в работу своей группы и всячески выказывала недовольство. Из трех уроков, на которых она присутствовала, лишь под некоторым давлением со стороны группы она приложила минимальные усилия в поиске необходимого материала в Интернете на втором уроке. Даже персональная беседа с ней не дала положительного результата. Такое ее поведение наблюдается мной уже в течение трех лет, когда ее невозможно привлечь к работе никакими усилиями. Незначительный вклад внес в работу своей группы и Нурлан, который присутствовал на двух уроках. Особенно его заинтересовало выполнение практической части, где он пробовал смешивать вещества.
Виолетта же, которая на традиционных уроках себя особо не проявляла, в течение всех четырех проведенных уроков активно включалась в работу.
На втором уроке «Углеводы. Дисахариды» особая роль отводилась экспертам, которые со стороны наблюдали за работой группы, и в конце занятия подвели итог, критически отобразив действия каждого учащегося и его вклад в общее дело.
Кроме этого, совместно с учащимися были разработаны критерии защиты постеров, которые ребята старались придерживаться:
правильность донесения материала;
научность;
ораторское искусство;
полнота раскрытия темы.











Работа экспертов-наблюдателей

На третьем уроке по теме «Углеводы. Полисахариды» я попробовала организовать работу по приему «Джиксо». Учащиеся, поделившись на группы для совместного изучения материала, получили задание. Изучив тему, учащиеся каждой группы менялись местами, чтобы рассказать свой материал в других группах. Это экономит время на изучение нескольких параграфов каждым учащимся, тем более что полнота раскрытия своей темы наблюдалась в достаточной мере.











Работа по приему «Джиксо».
Ин-Дин-Сян Тимур объясняет тему «Крахмал» другой группе.

Решение задач по новому приему «решения проблемы», как мне казалось, вызовет некоторое недоразумение, так как такой вид работы ранее не применялся. Но учащиеся сами смогли разобрать, что же означает каждая часть таблицы для решения задач «проблемным» способом.
На втором уроке каждой группе было дано задание составить «тонкие и толстые вопросы» по своей теме для проверки, как слушали их одноклассники. С составлением «тонких вопросов» учащиеся справились, а вот «толстые вопросы» вызвали затруднение, всего прозвучало 2 таких вопроса. Зато на третьем уроке, когда я даже не сказала о том, что необходимо составить вопросы для других групп, только Дащенко Григорий, взяв инициативу на себя, составил вопросы в своей группе и задал их после защиты постера.
Четвертый, обобщающий урок по теме «Углеводы» начался с решения кроссворда, который подвел учащихся к теме занятия. Затем, следуя инструкции, каждой группе было предложено провести практически качественный реакции на определение глюкозы, сахарозы и крахмала. Группа, проанализировав инструкции и выполнив опыт, по завершении работы представила доказательства содержания данных веществ в образцах.
По завершении практической части учащиеся перешли к работе с текстом. Им предлагалось поработать с приемом «фишбоун» по проблеме «Польза или вред углеводов».










Работа с приемом «фишбоун» - «Польза или вред углеводов»

Данная работа проводилась в парах: одним предлагалось обосновать проблему «Польза углеводов», а другим – «Вред углеводов». Учащиеся справились с заданием. После чего на доске была обобщена их работа.
Использование  ИКТ является значимым инструментом, который помогает учителю в преподавании, позволяя тем самым облегчить ему объяснение темы, обеспечить понимание научных понятий учащимися. Быть технически грамотным означает уметь использовать знание цифровых технологий, шагать в ногу со временем, критически мыслить, быть социально осведомленным и вовлеченным в процесс обучения.
Стадия рефлексии. С целью фиксирования учениками состояния своего развития необходимо проведение рефлексии.
Мысленное обращение к себе с целью анализа своей деятельность играет немаловажную роль в становление будущей личность. Умение ана-лизировать свои поступки, переосмысление своих действий ведет к умень-шению совершаемых ошибок.
Рефлексию я проводила путем наклеивания стикеров, с помощью стратегии «Смайлик», анкетированием для фиксирования эмоционального состояния учащихся. А рефлексия по изученному материалу проводилась с помощью тестов и химических диктантов, через которую можно определить степень усвоения материала.










Рефлексия по теме «Углеводы. Дисахариды»,
стратегия «Смайлик»

Я старалась построить свои уроки так, чтобы большую часть информации при изучении материала дети открыли сами,  могли считать себя главными действующими лицами на уроке в процессе овладения знаниями, оказывающими значительный вклад в становление себя как личности, дала учащимся возможность самим оценивать свою деятельность.  
Критическое мышление у учащихся только находится на стадии формирования. В дальнейшем я продолжу совершенствование своей педагогической деятельности по внедрению в обучение разнообразных приемов данного модуля, и моя задача – научить детей критически мыслить, уметь самостоятельно добывать знания, задавать вопросы, анализировать свою работу.
Свой отчет хотелось бы закончить словами знаменитого хирурга Н. И. Пирогова: «Мое искреннее желание, чтобы мои ученики относились ко мне с критикой, моя цель будет достигнута, когда они убедятся в том, что я действую последовательно; действую ли правильно? – это другое дело; это смогут показать лишь время и опыт» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].








Бабаян Елена Размиковна Портфолио Отчет А
группа № 7 учителя 3-го уровня
город Шымкент 2014 г.


13PAGE 15


13PAGE 14415











Заголовок 115