Сценарий устного журнала Светочи земли русской













СЦЕНАРИЙ
УСТНОГО ЖУРНАЛА
«СВЕТОЧИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
Учитель: Симонова Светлана Викторовна
ГБОУ «Школа лицей №1420»














Оборудование и пособия.


Таблица букв кириллицы.
Отдельные буквы.
Таблицы с современным алфавитом.
Выставка книг.
Русские народные костюмы.
Костюмы сказочных героев.


















Вступительное слово учителя:

Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Мы рассказывать начнем,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли.


Выступление ведущих детей в русских народных костюмах.

– Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки! Расскажем мы вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых.
Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки.
Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.
А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать.

Вопрос учителя:
– Кем бы мы были без письменности?

Ответы:
– неучами
– невеждами
– людьми без памяти.

– Для чего мы читаем? Учимся?

Учитель:
Трудно даже представить себе, каким было бы человечество, не имеющее азбуки. Ведь без письменности мы не могли бы передавать информацию, делиться опытом с потомками.
Более тысячи лет назад славянские братья Константин ( в монашестве Кирилл) и Мефодий стали авторами первого славянского алфавита. Их называют светочи земли русской. О них и пойдет речь на нашем устном журнале, который так и называется: «Светочи земли русской» – дети читают название хором с доски.





Первая страница нашего журнала.

«Просветители, братья мудрые Кирилл и Мефодий».
Обращение к портрету Кирилла и Мефодия.

Рассказывает подготовленный ученик:

И явились на Русь два просветителя, брать мудрые Кирилл с Мефодием. Жили они на границе государства Византия и славянской земли в городе Солунин. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело!

Подготовленные дети читают о Кирилле и Мефодии из энциклопедии «Всё обо всём» (АСТ, Москва, 1995 г., стр.214)



3-й чтец
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
 
4-й чтец
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
 
5-й чтец
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
 
6-й чтец
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
Все.  Мы – славяне!
 
7-й чтец
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне - россияне,
Издревле, кто вы?
 Все.  Мы – славяне!




Учитель:
Ежегодно в весенние дни – 24 мая по всей стране отмечаются Дни славянской письменности культуры, чтобы люди не забывали – Кирилл и Мефодий помогли через буквы и письменность сохранить язык и культуру славян.
Послушайте слова гимна «Кирилл и Мефодий» на слова Стояна Михайловского.

Чтец:
Вставай, народ, вздохни всей грудью, Заре навстречу поспеши. И Азбукой, тебе подаренной, Судьбу грядущую пиши. Надежда, вера греет души. Наш путь тернистый – путь вперед! Лишь тот народ не погибает, Где дух Отечества живет. Пройдя под солнцем просвещенья
Из дальней славной старины, Мы и сейчас, славяне-братья, Первоучителям верны! К апостолам высокославным Любовь святая глубока. Дела Мефодия – Кирилла
В славянстве будут жить века!





Учитель:

Славянское слово можно услышать везде – на острове в Ледовитом океане, на Дунае, на берегах Байкала – в самых разных уголках земного шара. Не перечислить всех богатств славянской речи, без которых не было бы произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и многих других. Исторические предания, сказки, песни – все это общее славянское письменное богатство.

Послушайте отрывок из стихотворения поэта С. Крыжановского "Старославянский язык":
Чтец:
"Отчего, обжигая горло, Разбираю часами подряд
Сочетания "оло" и "оро" – "Вран" и "ворон", "молод" и "млад"? "Человек некий име два сына ..." Я прислушиваюсь к словам. Открывается в них Россия,
Легендарная быль славян ... Сто-ро-на. Го-ло-са. До-ро-га. Я усвоил твердо азы: С давних лет к открытости слога
Тяготел славянский язык".




Что для каждого из нас значит родной язык, слова, которые мы слышим, которые можем написать и прочитать? Очень многое! Без этого языка, без букв не было бы нашей нации – русского народа, не было бы истории, ни одной великой даты, ни одного великого имени. Сегодня мы с вами поговорим об истоках нашего языка, письменности и культуры, о том, как появились первые буквы, без которых у нас не было бы сегодня ни одной книги.





























Вторая страница нашего журнала – «Азбука»

– Выходят дети – буквы.
«Аз» и «Буки» – вот и все науки.
– С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний.
– Ребята, вспомните пословицы о пользе учения.
Дети называют пословицы
Игра «Собери пословицу».

– А к нам спешит ещё одна буква. Представьтесь, пожалуйста!
– Здравствуйте, дети! Меня зовут Веди. Я всё знаю, всё ведаю.

– Продолжим знакомство со славянской азбукой. Глаголь.
– Здравствуйте, дети! Я буква "Глаголь".
– Какое у тебя красивое имя! А что оно обозначает? Как вы думаете, ребята? Глаголить – значит говорить. Но, прежде чем говорить, надо хорошенько: подумать. В народе говорили: "Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь".

– Смотрите, к нам спешит еще одна буква!

Добро. Добрый день, дети! Меня зовут "Добро".

Ведущий. Какое у тебя доброе имя! Доброта – лучшая черта характера человека.

8 чтец.
Добрым быть совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.

9 чтец.
Только надо очень добрым быть,
Чтоб в беде друг друга не забыть.
И народы будут жить дружней,
Если будем мы с тобой добрей.

10 чтец.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

Ведущий. А к нам из азбуки идет новая гостья!

Люди. Здравствуйте, дети! Я – буква "Люди".

Люди, вы в ладу живите,
Ласку и любовь несите.
Лучистое солнце не делим на части,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья
Ты можешь, ты должен,
Ты в силах друзьям подарить.

Ведущий. Знакомьтесь, к нам идет новая буква!

Мыслите. Здравствуйте, дети! Меня зовут "Мыслите"

Ведущий. Какая мудрая буква к нам явилась!

Мыслите. Я принесла вам загадки. Отгадайте их.

Сидел на заборе, пел да кричал,
А как все собрались, взял да замолчал. (петух).

Сто один брат, все в один ряд
Вместе связаны стоят. (забор)

Катался колобком, пока не стал носком. (клубок)

Три братца пошли купаться,
Двое купаются, третий на берегу валяется.
Искупались, вышли, на третьем повисли. (ведра, коромысло)

Четыре брата бегут –
Друг друга не догоня: (колеса)

Была белая да седая,
Пришла зеленая, молодая. (зима, весна)

Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.
Мудрецам давно известно:
Там, где умным мыслям тесно,
Нет ни зависти, ни скуки.
Мастера там на все руки.
Шить, варить и рисовать,
Звонко петь и танцевать.

Ведущий.
Есть буквы шипящие,
Есть буквы свистящие,
И только одна из них – Буква рычащая.

Рцы. Здравствуйте, дети! Я – буква "Рцы". Недаром я собой горжусь, ведь - я начало слова "Русь".





Страница 3 нашего журнала "Так говорили наши предки".


Литературный язык славян понятен всем славянским народам, но, конечно, старославянский язык отличался, и в первую очередь таким признаком, как "неполногласие". Например, говорили: град (город), брег (берег), млеко (молоко). Отличался и начальным "е" - един (один), есень (осень). Итак, игра "Назови слово". Я говорю старославянское слово, вы - исконно русское:


Старославянские слова Исконно русские слова Глад Голод Здравие здоровый   Здравый здоровый Страж сторож Страна сторона Драгоценный, драгой дорогой Брег берег Древо дерево Хлад холод Врата ворота Злато золото Владимир Володя Власы волосы







А теперь практическое задание. А.С. Пушкин использовал все богатство русского языка, в т.ч. и старославянизмы – слова, пришедшие в русский язык из старославянского. Происхождение таких слов можно найти в словаре – ЭТИМОЛОГИЧЕСКОМ – он дает ответы на разнообразные вопросы: из какого языка пришло к нам то или иное слово.

Давайте с вами найдем в этом словаре слова: колымага храм ланита благо праздник глава расточать демон (Идет работа со словарем) Старославянский язык внес большой вклад в развитие русского языка: он обогатил его интересными и нужными словами. Некоторые старославянизмы стали часто употреблять: время, среда, пламя, праздник, другие ушли из нашего языка. В последнее время возрождаются такие слова, как милосердие, великодушие, благословенный.

Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах – ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ:

Знать на ЯТЬ – знать досконально, знать на отлично. Прописать ижицу – проучить как следует, высечь, наказать. Стоять фертом (ферт – буква Ф) – "стоять руки в боки". Сперва аз да буки, а потом и науки – т.е. сначала азбуку нужно выучить, а потом заниматься науками.




11 чтец.
Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.

12 чтец.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!

13 чтец.
Мы Отчизне верно служим,
Ты – один из сыновей.
Так расти, чтоб ты был нужен,
Дорог Родине своей!

14 чтец.
Ждет тебя за труд награда –
Цель прекрасная вдали,
Но оглядываться надо
На пути, что мы прошли.

15 чтец.
Ничего нет лучше, краше
Милой Родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней!

16 чтец.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым,
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!

Чтение текста.
У каждого ребёнка приведённый ниже текст, дети читают по группам и в парах. Анализ текста.
АЗБУКА - послание к славянам

Русская азбука – уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. В Азбуке, и только в ней, есть содержание. И в этом читатель сейчас убедится сам. Для начала вспомним фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Она известна каждому с детства и позволяет легко запомнить последовательность цветов радуги. Это так называемый акрофонический способ запоминания: каждое слово фразы начинается с той же буквы, что и название цвета: каждый – красный, охотник – оранжевый и т.д. Праславянская Азбука также полностью акрофонична, представляет собой не что иное, как Послание к славянам. Давайте же прочитаем это Послание.

Рассмотрим три первые буквы азбуки – Аз, Буки, Веди.

Азъ – «я»
Буки (букы) – буквы, письмена
Веди (веде) – «познал», совершенное прошедшее время от «ведити» – знать, ведать.
Объединяя акрофонические названия первых трёх букв Азбуки, получаем следующую фразу :
Аз буки веде. / Я знаю буквы.
Объединяются во фразы и все последующие буквы Азбуки:
Глагол – «слово». Причём не только изречённое, но и написанное.
Добро – «достояние, нажитое богатство».
Есть (есте) – от глагола «быть»
Глагол добро есте. / Слово – это достояние.
Живите (вместо второго «и» раньше писалась буква «ять», произносилось живете) – повелительное наклонение, множественное число от «жить» – «жить в труде, а не прозябать».
Зело – «усердно, со рвением»
Земля – «планета Земля и её обитатели, земляне».
И – союз «и».
Иже – «те, которые, они же»
Како – «как», «подобно».
Люди – «существа разумные»
Живите зело, земля, и иже како люди. / Живите трудясь усердно, земляне, и как подобает людям.
Мыслите (писалось с буквой «ять», произносилось «мыслете») – мыслить, постигать разумом.
Нашъ – «наш» в обычном значении.
Онъ – «оный» в значении «единственный, единый».
Покои (покой) – «основа (мироздания)»
Мыслите нашъ онъ покой. / Постигайте наше мироздание.
Рцы (рци) – повелительное наклонение: «говори, изрекай, читай вслух», «речь».
Слово – «передающее знание».
Твердо – «уверенно, убеждённо».
Рцы слово твердо. / Неси знания убеждённо.
Укъ – основа знания, доктрина. Наука, учить, навык, обычай.
Ферт, ф(ъ)рътъ – «оплодотворяет».
Херъ – «божественный, данный свыше».
Укъ фърътъ Херъ. / Знание оплодотворяет Всевышний (Знание – дар Божий).
Цы (ци, цти) – «точи, проникай, вникай, дерзай».
Червь (черве) – «тот, кто точит, проникает».
Ш(т)а (Ш. Щ) – «что» в значении «чтобы».
Ъ, Ь (еръ/ерь, ъръ) – означает собой варианты буквы, означавшей неопределённый краткий гласный, близкий к э.
Юсъ (юс малый) – «свет, старорусское яс». В современном русском языке корень «яс» сохранился, например, в слове «ясный».
Ять (яти) – «постичь, иметь».
Цы, черве, шта Ъра юсь яти! / Дерзай, точи, червь, чтобы сущего Свет постичь!


СОВОКУПНОСТЬ ПРИВЕДЁННЫХ ВЫШЕ ФРАЗ И СОСТАВЛЯЕТ АЗБУЧНОЕ ПОСЛАНИЕ:


Азъ буки веде. Глаголъ добро есте.
Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои.
Рцы слово твердо – укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти!

В современном переводе это звучит так:


Я знаю буквы: письмо это достояние.
Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям - постигайте мироздание!
Несите слово убеждённо: знание – дар Божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!



Вывод учителя.


ВЕДУЩИЙ: Праздник славянской письменности пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше ста лет. В нашей стране он стал отмечаться с 1986 года. Центрами празднования в разные годы были города Мурманск, Вологда, Новгород, Смоленск, Москва, Белгород, Псков: Повсюду вспоминают создателей славянской грамоты.

ЧТЕЦ: "Такие люди становятся для грядущих поколений не просто великими подвижниками, а вечными спутниками, и целые века потомки благоговейно твердят их добрые имена не столько для того, чтобы благодарно почтить их память, сколько для того, чтобы самим не забыть ими завещанного".



Последняя страница нашего журнала – Обращение к выставке книг. Дети представляют любимую книгу.

7. Подведение итогов. Награждение победителей игр и конкурсов.
15