Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Школа вежливости» 2 класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
ПОДГОРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов
Протокол № _____
«_____»___________2013 г.
Согласовано
Зам. директора по УВР
МКОУ Подгоренской СОШ № 1
___________/Бурьян Л.М
«_____»______________2013 г. Утверждено:
Директор МКОУ
Подгоренской СОШ № 1
__________/Гриценко Т.С.
Приказ №_____
«_____»_____________2013 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Школа вежливости»
2 «В» класс
34 часа
Программу составила:
Лымарь Елена Николаевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа вежливости» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
3. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
4. Основная образовательная программа МКОУ Подгоренской СОШ № 1.
5. Положения о разработке программ учебных предметов, курсов МКОУ Подгоренской СОШ № 1.
Программа организации внеурочной деятельности по нравственному направлению предназначена для работы с детьми 2 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам
общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Основные цели:
- формировать у детей нравственные ориентиры при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
- дать детям представление о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими их людьми,
- раскрыть нравственную сущность этих отношений через призму собственного восприятия.
Задачи:
развитие личности, обладающей качествами воспитанного человека– добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;
расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;
воспитание уважения к людям, традициям;
усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Общая характеристика курса
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель
начальной школы предполагает организацию нравственного образования
младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме кружка «Школа вежливости».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе.
Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания, как
основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
развивающие нравственное сознание;
активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах,
сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.
Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать
эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Место курса в учебном плане
Кружок «Школа вежливости» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 34 часа, 1 час занятий в неделю. Распределение часов по темам и урокам осуществляет учитель. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочная деятельность», направление – духовно-нравственное.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
В процессе освоения материалов кружка ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, следующей логизначение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся смогут ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
Содержание курса
Тема 1. Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).
(8часов)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Тема 2. Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) (11часов)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Тема 3. Культура внешнего вида (4часа)
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Тема 4. О трудолюбии (6часов)
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Тема 5. Внешкольный этикет(5часов)
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Тема Количество часов
практика теория всего
1. Школьный этикет 6 2 8
Школьный звонок. 1 Правила поведения в школе. 1 Мы – в школьной столовой. 1 Мы пришли на урок. 1 Зачем нужны перемены? Перемена с увлечением. 1 Режим дня. 1 Культура принятия пищи. 1 В гости к нам портфель пришёл. 1 2. Правила общения 7 4 11
Зачем нужны «вежливые» слова. Школа вежливости. 1 Волшебный цветик – семицветик. 1 Моя семья. Как стать волшебником. 1 Порадовать близких – как это просто. 1 Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. 1 Человек среди людей. 1 Можно и не ссориться. 1 Без друга в жизни туго. 1 Дружба – чудесное слово. 1 Мой учитель. 1 Думай о других: сочувствие – как его выразить? 1 3. Культура внешнего вида 3 1 4
Основные правила Мойдодыра. 1 Путешествие в страну Здоровья. 1 Продолжим путешествие в страну Здоровья. 1 Каждой вещи свое место 1 4. О трудолюбии 6 - 6
Что помогает учиться лучше (старательность). 1 Когда лень – всё идёт через пень. 1 Все профессии нужны, все профессии важны. 1 Как мы трудимся: в школе и дома. 1 Твой труд дома. 1 Бережливость: каждой вещи своё место. 1 5. Внешкольный этикет 4 1 5
Правила поведения на улице. 1 Правила поведения в транспорте. 1 Доброе слово - что ясный день. 1 «Спасибо» и «пожалуйста». 1 «Здравствуйте» 1 Тематическое планирование
№ Содержание Кол-во часов Характеристика видов деятельности учащихся
Школьны йэтикет 8 1 Школьный звонок. 1 Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).
Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы
2 Правила поведения в школе. 1 3 Мы – в школьной столовой. 1 4 Мы пришли на урок. 1 5 Зачем нужны перемены? Перемена с увлечением. 1 6 Режим дня. 1 7 Культура принятия пищи. 1 8 В гости к нам портфель пришёл. 1 Правила общения 11 9 Зачем нужны «вежливые» слова. Школа вежливости. 1 Использовать в речи слова вежливости.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).
Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
10 Волшебный цветик – семицветик. 1 11 Моя семья. Как стать волшебником. 1 12 Порадовать близких – как это просто. 1 13 Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. 1 14 Человек среди людей. 1 15 Можно и не ссориться. 1 16 Без друга в жизни туго. 1 17 Дружба – чудесное слово. 1 18 Мой учитель. 1 19 Думай о других: сочувствие – как его выразить? 1 Культура внешнего вида 4 20 Основные правила Мойдодыра. 1 Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.
Оцениватьвнешнийвидчеловека.
21 Путешествие в страну Здоровья. 1 22 Продолжим путешествие в страну Здоровья. 1 23 Каждой вещи свое место 1 О трудолюбии 6 24 Что помогает учиться лучше (старательность). 1 Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.
Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
25 Когда лень – всё идёт через пень. 1 26 Все профессии нужны, все профессии важны. 1 27 Как мы трудимся: в школе и дома. 1 28 Твой труд дома. 1 29 Бережливость: каждой вещи своё место. 1 Внешкольный этикет 5 30 Правила поведения на улице. 1 Использовать доброжелательный тон в общении.
Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
31 Правила поведения в транспорте. 1 32 Доброе слово - что ясный день. 1 33 «Спасибо» и «пожалуйста». 1 34 «Здравствуйте» 1 Планируемые результаты внеурочной деятельности обучающихся
В результате реализации программы у школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании; умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей; отличать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей .В сфере регулятивных универсальных учебных действий школьники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и адекватно оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; адекватно воспринимать оценки и отметки.
В сфере познавательных универсальных учебных действийшкольники научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.Всфере коммуникативных универсальных учебных действий школьники научатся планировать и координировать совместную деятельность в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов:
- приобретение знаний о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том
- получение знаний об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных
социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов формируется позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов- получение обучающимися опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества:
-развитие ценностного отношения школьников к окружающим людям и близким, воспитание чувства сопереживания к товарищам;
- развитие навыков планирования последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;
- развитие навыка отбора наиболее эффективных способов решения задач общения в зависимости от конкретных условий;
- гармонизация развития учащихся, расширение рамок культурного и образования детей: углубление и расширение способности правильно выполнять действия.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной
общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем,
свободным человеком:
-приобретение опыта бесконфликтного общения;
- приобретение умения переносить культуру поведения и общения в деятельности на межличностное общение в повседневной жизни;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;
- использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
Оценка планируемых результатов
Основная цель занятий - формирование положительной познавательной мотивации и личностное развитие учащихся. Оцениваются достижения учащихся, их усилия, вложенные в свой учебный труд, положительная динамика результатов относительно себя.
Качественные оценки: «Молодец», «Будь внимателен», «Подумай ещё».
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Критерии Показатели Измерители
Сформированность моральных норм и правил поведения Знает основные моральные нормы и правила поведения Диагностика нравственной воспитанности:-диагностика нравственной самооценки;- диагностика этики поведения;- диагностика отношения к жизненным ценностям;-диагностика нравственной мотивации.Наблюдения педагогов и родителей.
Соблюдает моральные нормы и правила поведения Методика изучения уровня воспитанности.Наблюдения педагогов и родителей
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей Анкета «Оцени поступок»(дифференциация конвенциональных и моральных норм,
по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).Наблюдения педагогов и родителей.
Формы учета оценки планируемых результатов1. Опрос 2. Наблюдение 3. Диагностика:
• нравственной самооценки;
• этики поведения;
• отношения к жизненным ценностям;
• нравственной мотивации.
4. Анкетирование учащихся и родителей
Список литературы:
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование) - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
Шемшурина, А.И. Этическая грамматика /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ