Изучение адаптационного периода первоклассников в школе
Особенности адаптационного периода первоклассников к школе
Поступление в первый класс – пожалуй, один из самых важных и ответственных периодов в жизни ребенка как в эмоциональном, так и в физиологическом плане. Судите сами, детей ждут новые обязанности, приятели, школьные дела и хлопоты. Беззаботные дошкольные развлечения сменяются ежедневными уроками, требующими от первоклашек напряженного умственного труда, сосредоточенного внимания и кропотливой работы.
Сегодня мы расскажем, каковы особенности адаптации первоклассников к школе, чем родители могут помочь своему чаду, вступившему в новый, безумно интересный этап социального развития.
Сколько длится школьная адаптация?
-1080135734695Многие психологи, в том числе и Нина Иосифовна Гуткина, активно изучающая готовность выпускников детского сада к школе, указывают, что период привыкания может длиться от восьми недель до шести месяцев. На это влияет несколько факторов: личностные особенности ребенка, багаж знаний и умений, специфика программы и др. Вот почему в этот непростой период так важна помощь родителей, бабушек и дедушек, других взрослых.
Специалисты выделяют физиологический, социальный и психологический аспекты, влияющие на продолжительность адаптации. Давайте подробнее рассмотрим каждый из них.
Длительность физиологического привыкания зависит от состояния детского здоровья. В период адаптации организм ребенка подвергается серьезным нагрузкам. Вот почему необходимо отслеживать реакцию первоклассников на школьный режим и учебные нагрузки.
Психологическая готовность к обучению подразумевает личностную, интеллектуальную и мотивационную зрелость. Если же у первоклассника преобладают игровые мотивы, проблем, скорее всего, не избежать.
Не менее важен и социальный момент. Адаптация первоклассников к школе часто затягивается, если они ранее не посещали ясли и садик. Именно в дошкольных учреждениях дети проходят первый этап социализации, приобретая коммуникативные навыки.
Степени адаптации ребенка к школе
Специалисты условно разделяют младших школьников на три большие группы по степени адаптированности.
Первая группа
Девочки и мальчики адаптируются к изменившимся условиям в течение двух (максимум трех) месяцев обучения. Они с легкостью приобретают приятелей, вливаются в детский коллектив. Эти первоклашки без особого напряжения выполняют требования педагога, который отмечает их спокойствие, доброжелательность и любознательность. И все же трудности в отношениях с педагогами и одноклассниками иногда встречаются, однако к концу октября ребенок, как правило, полностью осваивается в школе.
Вторая группа
Период адаптации детей этой группы несколько затягивается. Новоиспеченные школьники еще не могут войти в роль полноценного ученика. На уроках они часто развлекаются, ссорятся с товарищами, а на справедливые замечания педагога реагируют капризами и слезами. Чаще всего такие ребята испытывают сложности и с усвоением учебной программы. Только к концу первого полугодия дети начинают адекватно реагировать на требования педагога.
Третья группа
Социально-психологическая адаптация детей значительно затруднена. Они ведут себя конфликтно, порой отказываются выполнять задания, у них преобладают негативные эмоции: гнев, злость, агрессия. Трудности имеются и с усвоением школьной программы. Кстати, именно в эту группу часто попадают дети с СДВГ – попросту говоря, с гиперактивностью.
Какие трудности могут ждать ребенка и родителей?
Безусловно, с легкостью пройти адаптационный период удается не каждому первоклашке. С какими же неприятностями чаще всего сталкиваются дети, родители и учителя в первые школьные месяцы? На что они обычно жалуются?
Хроническая неуспешность. Многие взрослые, поводив детей в центры развития и на подготовительные курсы, ждут от своих чад только высоких достижений и впечатляющих результатов. «Хорошим» они считают такого ребенка, который успешно учится, обладает многими знаниями. К неизбежным сложностям родители относятся негативно, выражая недовольство в виде критических замечаний: «Ты ничего не умеешь!». Неудивительно, что ребенок становится тревожным, неуверенным, что опять-таки отрицательно сказывается на успеваемости. То есть наблюдается хроническая неуспешность.
Уход от деятельности. Как часто учительница говорит о том, что ваш ребенок отключается от происходящего на уроке? Он не слышит объяснения и вопросы классного руководителя, не выполняет его задания. Психологи связывают подобные детские поступки не с проблемой отвлекаемости, а с уходом в себя, в мир фантазий. Это часто происходит с детьми, на которых мало обращают внимание родители и другие взрослые.
Негативизм. Он характерен для демонстративных детей, желающих выделяться в группе сверстников. Учительница жалуется не на успеваемость, а на плохое поведение ребенка, который регулярно нарушает дисциплину. Что удивительно, наказывая маленького хулигана, взрослые тем самым только поощряют его. Ведь в этом и есть его цель – привлечь внимание к своей персоне!
Вербализм. Очень распространенная психологическая проблема современных детей, которую, к сожалению, мы часто не замечаем. Наоборот, родители и бабушки зачастую с умилением смотрят на бойкого малыша, гладко отвечающего на вопросы и рассказывающего стихи и сказки. Однако они упускают важность развития абстрактно-логического мышления, практических умений и навыков. Если вы столкнулись с подобной проблемой, воспользуйтесь несложными советами: не бойтесь останавливать речевой поток, отдавайте предпочтение продуктивной деятельности (лепке, конструированию, аппликации, рисованию).
Детская лень. За этой краткой формулировкой может скрываться все, что угодно:
низкая познавательная активность;
мотивация избегания неуспеха («не буду ничего делать, все равно не получится»);
природная медлительность (например, у флегматиков и меланхоликов);
высокий уровень тревоги и, как следствие, нежелание включаться в работу;
обычная избалованность.
Как помочь ребенку адаптироваться к школе?
Итак, если вы являетесь счастливыми родителями первоклашки, предлагаем несколько простых советов, которые помогут пройти этот период без особых потерь.
Организуйте разумный распорядок дня. Одна из главных рекомендаций специалистов – не отдавать первоклассника в первые месяцы на целый день в продленку. Следите за тем, как ребенок просыпается. Если он встает с неохотой, укладывайте спать на полчаса-час раньше.
Старайтесь гулять после занятий, компенсируя длительную неподвижность и дыша свежим осенним воздухом. Домашние задания не стоит выполнять сразу же после возвращения домой, но и откладывать на поздний вечер также не стоит. Вначале необходимо помогать ребенку выполнять задания, постепенно приучая к самостоятельности.
Ссоры между сверстниками неизбежны, поэтому важно прийти на помощь своему первоклашке и указать правильный выход из конфликтных ситуаций. Не следует стесняться обращений к педагогу или родителям одноклассников, если конфликты продолжаются. Помните, что доверие к вам, как к другу и наставнику, формируется именно в этот период.
Не сравнивайте результаты ребенка с требованиями школьной программы, достижениями более успешных приятелей. Если же сравнений не избежать, пусть это будут его собственные успехи. Например, вчера он сделал четыре ошибки, а сегодня всего лишь две. Почему бы не отметить этот результат?
Пусть малыш уже подрос, стал школьником, однако ему не следует запрещать играть в машинки или куклы. Можно даже поиграть вместе с ним. Даже полчаса, проведенные вместе, могут творить настоящие чудеса в деле развития детской личности. Ребенку жизненно необходимо чувствовать, что его любят и дорожат совместным времяпрепровождением.
Если дети демонстративно нарушают правила в школе и дома, устраивают истерики, старайтесь игнорировать проступки и поощряйте хорошее поведение. Главная награда – доверительная беседа с ребенком, когда он спокоен и уравновешен.
Признаки успешной адаптации первоклассников
Говорить о благополучном окончании периода привыкания можно лишь в том случае, если в поведении детей наблюдаются следующие отчетливые признаки.
Ребенок удовлетворен процессом обучения. Он уверен в своих силах, с удовольствием посещает школу, охотно делится впечатлениями с родителями.
У первоклашки нет проблем с учебной программой. Кстати, для физически ослабленных или гиперактивных детей больше подходят традиционные программы с оптимальными нагрузками.
Дети пытаются сами выполнить домашние задания. За помощью к взрослым прибегают только после нескольких самостоятельных попыток.
Однако самым главным, по нашему мнению, признаком того, что школьник смог полностью адаптироваться к изменившимся условиям, становится его психологическая удовлетворенность взаимоотношениями с классным руководителем и сверстниками.
Переход из дошкольного в школьное звено справедливо считается важнейшим этапом жизни каждого ребенка. Помните, что продолжительность и степень адаптации индивидуальны и зависят от личностных особенностей вашего чада. Прислушайтесь к рекомендациям психологов, которые помогут вам поддержать малыша, обеспечить комфортные условия обучения. Именно в этом случае вы сможете полностью раскрыть его способности.
Изучение адаптационного периода первоклассников в МБОУ СОШ № 23 с. Новозаведенного.
Диагностический этап:
Проективная методика «Автопортрет» ( выявление самооценки первоклассника)
Проективная методика «Я в школе» (выявление учебной мотивации)
Экспресс методика выявления уровня тревожности (переработанный вариант для первоклассников)
Методика «Схема изучения социально- педагогической адаптации ребенка к школе» (1 часть заполняется классный руководителем, вторая часть родителем первоклассника).
«Домик Гуткина». Определить способность ребенка копировать сложный образец. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его. Методика выявляет особенности развития внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Коррекционно- развивающие занятия проводятся по психолого- педагогической программе «Солнышко».
Газета "Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", № 6/2004. Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
Ольга МАТВЕЕВА,педагог-психолог школы № 1205,г. Москва
ПРОГРАММА «СОЛНЫШКО»для социально-психологическойадаптации детей в начальной школе
Программа «Солнышко» — это 4-летний курс для детей начальной школы, включающий два основных раздела: «Самосознание» и «Взаимоотношения». Главные темы этих разделов — чувства, эмоции, общение, поведение, отношение к себе и к окружающим, взаимодействие в малых группах.В основе курса лежит идея уникальности, необычности каждого человека.Идея создания программы «Солнышко» для начальной школы появилась в 1991 году. В школе возникла потребность в решении таких практических задач, как нахождение позитивных методов воспитания и развития детей начиная с 6-летнего возраста; формирование жизненно необходимых навыков; предупреждение социальных отклонений. Проведенный совместно с американскими коллегами семинар, посвященный позитивным методам развития молодежи (Positive Youth Development Seminar), стал отправной точкой для создания программы «Солнышко».В течение 8 лет она проходила проверку в школе № 1205.В 1999 году программа была представлена на городском конкурсе профессионального мастерства «Учитель года» и позволила ее автору стать финалистом этого конкурса. В этом же году программа начала внедряться в образовательных учреждениях Юго-Западного округа г. Москвы, так как появилась острая потребность в подобных материалах для начальной школы.В настоящее время «Солнышко» частично или полностью используется примерно в 30 образовательных учреждениях округа. Как показала практика, занятия эффективны не только в обычных, но и в коррекционных классах. В школе № 1205 программа сохранила свою актуальность до настоящего времени и стала важной составляющей эксперимента «Развивающая среда в начальной школе», проводимого Институтом новых технологий.
Цели
Обеспечение адаптации детей к школе, к классу, к учителям.Развитие самосознания ребенка, обучение анализу своих чувств, своих поступков. Обучение успешному взаимодействию детей друг с другом, с учителями, с родителями.Реализуя цели программы, мы воспитываем и развиваем в детях конкретные жизненно необходимые навыки и умения:уважать себя, опираться на самого себя, исходить из своих реальных возможностей;эффективно взаимодействовать, общаться;справляться с волнениями и стрессом;делать выбор и принимать решения;критически мыслить;сопротивляться и противостоять.
Методы
Для раскрытия каждой темы используются: дискуссия, обсуждение;мозговой штурм (принятие без обсуждения любой версии решения вопроса);работа в парах;рисунок;игра (детям объясняется, что игра — это не только способ получить удовольствие, но и возможность чему-либо научиться);драматизация (разыгрывание различных ситуаций);работа в малых группах.Очень важно и желательно, чтобы в занятиях активное участие принимали не только дети, но и учителя: выражали свое мнение по разным вопросам, делали рисунки, играли, работали в малых группах. Иными словами, важно постараться выстроить партнерские отношения между детьми и взрослыми, показать возможность существования этих отношений наряду с авторитарными, имеющимися в большинстве классов.
Правила
Общение и взаимодействие учеников и учителей происходит по определенным правилам. Эти правила должны быть приняты совместно и вывешены в классе. Регулируя дисциплину, учитель может и должен обращаться к ним. Для детей правила сформулированы следующим образом:1. Поднимай руку (если хочешь спросить).2. Слушай (будь внимателен).3. Не унижай других (не кривляйся, не смейся).4. Будь на своем месте (не толкай, не прикасайся к другим).
Материалы
Создать особую атмосферу урока помогает игрушечное ярко-оранжевое солнышко на веревочке — символ урока «Солнышко» вывешивается на доску. Пушистая игрушка, одетая на руку ведущего, — Фази (в переводе с английского — Пушистик) помогает налаживать контакт с маленькими детьми, вводить «скучные» правила, организовывает внимание учеников. Кроме того, используются небольшие легкие цветные мячи, стимулирующие детей отвечать на трудные вопросы; несколько небольших пушистых игрушек; различный бумажный материал и рисунки, изготовленные ведущим.
Приемы и навыки ведущего
right000Такие приемы и навыки должны помочь детям быстрее стать активными участниками урока. К ним относится приветствие: игрушечный Фази здоровается с ребятами, широко разводя руки в стороны и наклоняя вперед голову, — ребята дружно отвечают ему тем же. Таким же образом ребята приветствуют своего классного руководителя, а он отвечает так, как ему хочется, но, как правило, таким же поклоном, непременно улыбаясь. Таким образом, урок «Солнышко» начинается с улыбок, с символических объятий, с позитивного настроя на диалог между всеми участниками учебного и воспитательного процесса. Другой прием, зарекомендовавший себя на уроках «Солнышко», — это «бесшумные аплодисменты»: любой ребенок или все вместе могут похвалить или одобрить других, подняв вверх обе руки и совершая быстро повороты кистями. Такие «аплодисменты» никому не мешают работать, нравятся детям, создают атмосферу тепла и доброты в классе. Психологи, ведущие программу, могут применять собственный арсенал приемов и средств, способствующих успешному взаимодействию на уроках.Ведущий занятий «Солнышко» должен стремиться к созданию благоприятного положительного климата в классе, то есть такой обстановки, где любят, поддерживают друг друга, где ребенок чувствует себя хорошо, спокойно, уверенно. Для этого ведущий должен владеть тремя основными навыками: 1. Безусловное принятие ребенка — не на словах, а на деле. Ребенок должен быть уверен, что ему хотят помочь, что его присутствие здесь желательно.2. Умение слушать — кивать, улыбаться, использовать контакт глаз.3. Умение эффективно управлять детским коллективом с помощью логических умозаключений, соглашений, контрактов, групповых методов решения проблем. (Не унижать, не кричать, не стучать, не топать ногами.)Учитывая применение тренинговых элементов в программе «Солнышко», эти занятия лучше проводить лично психологу при участии классного руководителя. Уроки «Солнышко» для психолога — это также возможность лично контактировать со всеми детьми начальной школы, активно наблюдать каждого ребенка и корректировать его поведение прямо на уроке. Участие классного руководителя на уроке обеспечивает тесный контакт психолога с ним, что облегчает их взаимодействие, позволяет оперативно вырабатывать совместные планы коррекции детей с отклонениями в поведении. Каждый урок «Солнышко» дает огромный диагностический материал и для психолога, и для классного руководителя; последний будет лучше и глубже знать свой класс.Программу «Солнышко» лучше реализовывать, проводя уроки, вставленные в сетку расписания.В 1-м классе — 1 раз в неделю; во 2, 3, 4-м — 1 раз в две недели (наполняемость классов — 25–30 человек). Делить класс для занятий на подгруппы без определенной цели не стоит, так как класс рассматривается как целостная малая группа, где происходит формирование коллектива и есть возможность корректировки взаимоотношений между одноклассниками. right000Уроки «Солнышко» проводятся преимущественно в игровой форме, благодаря чему они имеют разгрузочную функцию по сравнению с обычными уроками и дополнительно мотивируют учащихся, делая обучение в школе более привлекательным. Иногда в начале адаптации (чаще в 1-м классе) урок «Солнышко» — единственный для ребенка значимый предмет в школе.Необходимо также отметить, что содержание программы может быть изменено или дополнено в соответствии с реальными потребностями или запросами, возникающими в школьной жизни. Можно и нужно использовать проблемный материал, актуальный для данной конкретной группы детей или одного ребенка. В программе также есть логически завершенные части, позволяющие использовать ее не целиком, а выборочно. Например, можно ограничиться циклом занятий для 1-го класса, если ставится такая практическая цель, как обеспечение адаптации первоклассников к школе. Отдельно можно использовать цикл занятий для 4-го класса, обучая детей законам работы в малой группе, облегчая их взаимодействие.Оценить эффективность программы «Солнышко» трудно. Однако необходимо отметить практически 100%-ную адаптацию детей-первоклассников к обучению в школе к концу 1-го класса (оценивалась по «Методике изучения социально-психологической адаптации детей к школе» Э.М.Александровской. М., 1983). Уроки «Солнышко» также помогают адаптироваться новым ученикам и детям с повышенной тревожностью, неуверенных в себе. Часто такие дети именно на этих уроках делают первые шаги по преодолению страхов и тревог, начинают раскрываться для себя и для окружающих. Ежегодно в каждом классе для получения обратной связи проводится анкетирование, содержащее в себе вопрос: «Нужен ли вам урок «Солнышко»?» Отвечают «нужен» 100 %. Так как программа направлена также на предупреждение социальных отклонений (темами для обсуждения могут быть такие, как курение, применение наркотиков, алкоголизм и т.д.), то мы надеемся, что с ее помощью будет достигнут и профилактический эффект. Программа способствует созданию, сохранению и поддержанию в школе здоровой атмосферы.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ИКРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ
1-й раздел — Самосознание (в дальнейшем каждая тема этого раздела помечена сокращением — С.). Основным содержанием этого раздела является: анализ человеческих чувств, эмоций, отдельных умений, поведения, ценностей; развитие умения анализировать самого себя; начало формирования образа «Я» как основы развития жизненно необходимых навыков.2-й раздел — Взаимоотношения (в дальнейшем каждая тема этого раздела помечена сокращением — В.). Основным содержанием этого раздела является: анализ и развитие навыков бесконфликтного общения в семье, в классе, в малой группе (4–6 человек); обучение законам работы в малых группах как в роли лидера, так и в роли подчиненного.Деление на два раздела условно, так как, во-первых, темы 1-го и 2-го разделов чередуются по мере готовности детей их воспринимать. Во-вторых, развитие самосознания происходит также через анализ взаимоотношений ребенка. В-третьих, чувства, эмоции, с которых начинается изучение 1-го раздела, всегда характеризуют, сопровождают, окрашивают любые взаимоотношения ребенка.Ниже представлены тематические планы и краткое содержание каждого урока с 1-го по 4-й класс начальной школы. В Приложении даны конспекты некоторых уроков программы и общие рекомендации к построению уроков. Перед детьми ставится основная цель программы «Солнышко»: изучение самого себя. Предполагается, что каждый урок по программе «Солнышко» будет подробно спланирован самим ведущим урока с опорой на предложенные тематические планы, методы и средства и с учетом специфики класса, запросов детей, педагогов, родителей, администрации образовательного учреждения. Учебно-методический и дидактический материал указан в списке литературы.
1-й КЛАСС1 занятие в неделю.Всего — 30 занятий
1.С. Введение в курс «Солнышко». Ознакомление детей с основными правилами, целями, задачами, ведущими курса. Игра «Испорченный телефон» как тренировка соблюдения правил(см. Приложение).2.С. Повторение правил курса. Идея необычности, уникальности каждого. Обсуждение вопроса: «Есть ли кто-то другой, полностью похожий на вас?» Предложить нарисовать и обсудить то, что заставляет ребенка считать себя необычным. Важность идеи необычности. Устроить на доске выставку детских рисунков.3.С. Необычность и сходство каждого. Обсуждение вопроса: «Чем мы все похожи?» Важность сходства интересов, мнений, вкусов.right0004.С. Доверие. Опасные шаги откровенности. Установление отношений доверия и открытости на уроке «Солнышко». Обсуждение вопроса: «Почему есть риск в том, чтобы доверить другим свои мысли?» Особое соблюдение правила «Не унижай!». Дети по очереди отвечают на вопросы: какая у тебя любимая еда, фильм, цветок, телепередача...; кто самый хороший человек в мире; что ты делаешь, когда тебе грустно, весело, страшно...; каким тебе больше хочется быть — богатым, известным или счастливым и т.д. Вопросы заранее подготовлены и сложены в коробку с названием «Риск». 5.С. Опасные шаги откровенности. Продолжение. Дать «рискнуть» каждому ребенку. Поощрить откровенность.6.С. Опасные шаги откровенности. Окончание. Выводы о ценности доверия в классе, в котором еще учиться 10 лет.7.С. Разные человеческие чувства. Обсуждение вопроса: «Что такое чувства?» Предложить детям представить, что у людей нет чувств. Кто такой бесчувственный человек? Чувства-состояния (голод, холод, боль) и чувства-переживания (грусть, радость, любовь). Примеры. Игра «Море волнуется» — изображение чувств. Научиться распознавать разные чувства.8.С. Чувство гнева. Научить детей распознавать у себя и у других чувство гнева. Обсуждение вопросов: «Сердимся ли мы? Что мы делаем, когда сердимся? На кого из ребят класса кто-либо сердился? Как он себя вел?» Мимика сердитого лица: показываем и рисуем.9.С. Игра «Испорченный телефон» — передаем «сердитое», но не обидное слово. Почему я сержусь? Попросить каждого вспомнить, нарисовать и рассказать, когда он в последний раз сердился и почему. Хорошо или плохо — сердиться? Ведущий рассказывает о том, как он сам сердился, и спрашивает ребят, можно ли было в этой ситуации не сердиться. Чувствовать гнев — это нормально! Ненормально — обижать другого, когда сердишься.10.С. Как преодолеть гнев. Мозговой штурм — записать все предлагаемые способы справиться со своим гневом. Ведущему подсказать свои способы. Предложить придумать хороший выход из своей ситуации.11.С. Чувство грусти. Игра «Испорченный телефон» — передаем грустное слово. Научиться распознавать чувство грусти. Мимика грустного лица. Рисунок «Я грущу». Примеры вслух.12.С. Как перестать грустить. Мозговой штурм — все варианты записать на доске. Всегда ли в жизни нужно пытаться развеселиться или развеселить другого, когда грустно?13.С. Чувство радости. Игра «Испорченный телефон» — передаем радостное слово. Мимика радостного лица. Рисунок «Мое счастливое лицо». Игра «Рассмешить партнера».14.С. Умение радоваться за себя и за других. Круг доверия: «Я был счастлив, когда...»; «Однажды я сделал так, что другой человек был счастлив...»; «Почувствовать себя счастливым мне помог...». Игра «Море волнуется».15.С. Как доставить радость другим? Мозговой штурм. Игра «Видеотелефон» — передаем изображение чувства без слов, при помощи мимики.16.С. Чувство страха. Игра «Испорченный телефон» — передаем страшное слово. Мимика страха. Обсуждение: «Чего мы боимся?» Ответы фиксируем на доске. Дать высказаться каждому в классе, включая ведущих. Сделать вывод, что многие боятся одного и того же. Рассказать о страхах тела — когда мы боимся нанести вред своему телу, о страхах разума — эмоциональном страхе. Привести примеры. Рисунок «Я боюсь...» или «Я боялся...». Работа в парах — поменяться с соседом рисунками и рассказать ему о своем страхе и способах с ним справиться.17.С. Полезно или вредно чувства страха? Мозговой штурм. Ответы фиксировать на доске. Сделать вывод: «Страх полезен — он предупреждает об опасности, вредно много бояться. Важно уметь справляться со своими страхами».18.С. Как побороть страх? Мозговой штурм. Все ответы фиксировать на доске. Учитель добавляет свои способы. Рисунок своего страха как один из способов его преодоления. Рассказ о страхе как способ его преодоления. Игра «Путаница» — вместе нам не страшно! 19.С. Чувство стыда. Игра «Видеотелефон» — повторение ранее пройденных чувств. Обсуждение: «Что такое стыд?» Рассказы детей: «Мне было стыдно, когда...» Примеры ведущих. Мимика стыда. Рисунок самого себя. Это приятное чувство?20.С. Как поступать так, чтобы не было стыдно? Ведущий рассказывает короткую новеллу по теме и предлагает придумать такой выход, чтобы герою не было стыдно. Обсуждение в классе. Игра «Море волнуется». 21.С. Стыд как регулятор нашего поведения. Обсуждение вопросов: «Нужно ли нам чувство стыда? Зачем? Хорошо или плохо испытывать стыд?» Сделать вывод, что чувство стыда сигнализирует нам о том, что мы неправильно поступаем. Разбор возможных ситуаций в классе. Обсуждение в парах.22.С. Многообразие чувств. Игра «Видеотелефон». Назвать пять пройденных чувств: гнев, грусть, радость, страх, стыд. Назвать другие чувства. Представить мир без чувств. Сделать вывод о важной роли чувств. Важность умения правильно проявлять свои чувства.23.С. Многообразие чувств. Мы научились распознавать пять наиболее встречающихся чувств (повесить картинки с изображением разных чувств на доске). Игра в мяч: рассказать, при каких обстоятельствах учащийся в последний раз испытывал чувство, которое написано на верхней полоске мяча.right00024.С. Умение распознать, оценить, выразить разные чувства. Необходимость их выражения. Самое главное, доброе, красивое, большое чувство на Земле — любовь. Ведущий рассказывает сказку о «теплых пушинках» (см. Приложение). Теплые пушинки дарили друг другу сказочные человечки в знак уважения и любви. Дети распознают чувства, о которых идет речь в сказке. «Теплые пушинки» — проявления любви. Что в нашей жизни играет роль «теплых пушинок»? Деятельность: «теплые пушинки» жестами, без слов; «теплые пушинки» — добрые слова.25.С. Комплименты как «теплые пушинки». Игра «Испорченный телефон» — передаем «теплое» слово. Ведущий объясняет, что такое комплимент, учит детей делать честные, правдивые комплименты, учит детей получать комплименты. Круг доверия: «Мне приятно, когда... Мне нравится, как ты делаешь... Мне нравится быть с тобой, потому что...»26.С. Рисунок как «теплая пушинка». Обсуждение: «Всякий ли рисунок может быть «теплой пушинкой»?» Деятельность: рисунок как «теплая пушинка» в подарок любому человеку в классе.27.С. Игры как «теплые пушинки». Обсуждение: «Всякая ли игра может быть «теплой пушинкой»?» Играем по выбору детей.28.С. Праздники как «теплые пушинки». Вспоминаем праздники этого года.29.С. «Теплые пушинки» в нашем классе. Предлагают дети и объясняют, почему. Игра по выбору детей.30.С. Итоги. Игры. Прощание до следующего года.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОСТРОЕНИЮ УРОКАПО КУРСУ «СОЛНЫШКО»
right0001. Начать урок следует с традиционного приветствия: повесить на доску яркую игрушку, изображающую солнышко; достать и надеть на руку куклу, с помощью которой вы будете вести урок и общаться с детьми. Вы и кукла здороваетесь по очереди с детьми и с учителем при помощи вашего особенного приветствия, принятого на ваших уроках.2. Ведущий называет новую тему урока или напоминает старую. В последнем случае желательно, чтобы дети вспомнили ее сами. Важно отметить и показать значимость изучаемой темы.3. Игровая разминка с обязательным объяснением цели игры. Детям сложно долго оставаться на одном месте и внимательно слушать друг друга или взрослого. Поэтому можно в игре потренироваться соблюдать правила (например, игра «Испорченный телефон» или любая подобранная вами игра с правилами). Также с помощью игры можно подготовить детей к восприятию новой темы. Иногда бывает полезно сделать любые упражнения на тренировку таких познавательных функций, как внимание и память.4. Основная теоретическая часть. Сложный материал объясняется самим ведущим. Дети подкрепляют ваши объяснения своими примерами. При общении с детьми используйте легкий мячик или игрушку: бросьте мячик ребенку после того, как зададите ему вопрос. Полезно также при объяснении использовать технику «мозгового штурма», когда принимаются любые детские предположения и ответы, а затем совместными усилиями отбираются самые подходящие и точные.5. Практическая часть. Ведущий проводит упражнения или игры, подтверждающие прозвучавшие выше теоретические объяснения.6. Выводы делает ведущий вместе с детьми и еще раз обращает внимание детей на важность изучаемой темы или состоявшегося разговора.7. Традиционное прощание. Ваш кукольный помощник машет детям ручкой и говорит «До свидания». Ведущий прощается со всеми детьми и их учителем, благодарит их за участие и предлагает ученикам, не успевшим высказаться на уроке, подойти к нему отдельно (лучше сразу на ближайшей перемене).
1-й КЛАСС1-й урок
Тема. Введение в курс «Солнышко».Цель. Ознакомление детей с основными правилами, целями, задачами, ведущими курса. Методы. Рассказ, диалог, обсуждение, игра в «Испорченный телефон».Материалы. Игрушечное яркое солнышко на веревочке; пушистая игрушка, надетая на руку ведущего (к ручкам игрушки необходимо прикрепить жесткие палочки — тогда вы сможете свободной рукой манипулировать игрушкой и она «оживет»); красочный плакат с правилами для детей, изготовленный ведущим заранее.
ХОД УРОКА
right000Ведущий здоровается с детьми и представляется. Он сообщает детям о том, что сегодня будет необычный урок, который называется «Солнышко». На доску вывешивается игрушечное солнышко. Детям предлагается ответить на вопрос: «А какое бывает солнышко?» Ведущий выслушивает все ответы и объясняет, что на нашем уроке тоже должно быть тепло и уютно. Выясняется, что теплая атмосфера урока будет зависеть от всех присутствующих на уроке детей и взрослых. Представляются основные ведущие урока: психолог, классный руководитель (далее на уроке классный руководитель делает то же, что и ребята) и другие. Из пакета извлекается пушистая игрушка, надевается на руку ведущего и представляется как Фази, что в переводе с английского означает Пушистик. Игрушка оживает в руках ведущего, широко разводит ручки, наклоняется вперед, открывает большой рот и произносит: «Привет!» Дети разучивают приветствие, отвечая Фази тем же, и приветствуют по-новому своего классного руководителя. Фази знакомится лично с каждым ребенком класса и лично приветствует классного руководителя: дети сидят на своих местах, а Фази спрашивает имя каждого ребенка, гладит ручкой, предлагает подружиться.Ведущий сообщает о главной цели урока: «Мы будем изучать самих себя! Будем учиться относиться к себе и к другим бережно, с уважением, с достоинством». Ведущий просит каждого показать самого себя: некоторые дети дотрагиваются до себя рукой, некоторые стучат себя в грудь. Фази показывает себя ребятам, тихонько гладя себя ручкой. Обсуждается вопрос, почему лучше делать так.Фази предлагает ребятам свои правила — ведущий вывешивает их на доске:Никого не обижай, никого не унижай!Слушай внимательно!Хочешь сказать, подними руку!Будь на своем месте!Прежде чем прочитать правила, ведущий предлагает ребятам подумать, а нужны ли правила в нашей жизни вообще, может быть, можно обойтись без них? Чтобы лучше думалось, ведущий предлагает ребятам сесть ровно, закрыть глазки и заглянуть внутрь самого себя; тот, кто готов ответить, может открыть глаза. На примерах детей и взрослых мы убеждаемся, что жизнь без правил невозможна, и читаем правила Фази. Фази старается сопровождать чтение показом каких-либо движений. Дети повторяют движения за игрушкой.Ребятам предлагается потренироваться в соблюдении right000правил: поиграть в «Испорченный телефон». Особо подчеркивается обучающая роль игр на уроках. Ведущий делит детей на две команды, объясняет, что нужно по цепочке передать шепотом словечко так, чтобы оно не изменилось и не потерялось. Последний ребенок в цепочке сигналит высоко поднятой рукой, когда «получит» слово. Ребенок, которому должны «передать» слово, делает вид, что спит. Каждый передающий должен «разбудить» другого, делая это бережно и осторожно. Таким образом мы тренируемся соблюдать два правила: «никого не обижай» и «слушай внимательно». В конце игры проверяются слова, особо отмечаются дети, «разбудившие» других тихонечко, поглаживая по голове, по плечу.Ведущий обещает подобные тренировки в дальнейшем, говорит, что мы только познакомились с уроком, напоминает основную цель — «изучение самого себя» — и прощается с ребятами. Фази машет всем ручкой.
СКАЗКА О ТЕПЛЫХ ПУШИНКАХМатериал к урокам 24, 25, 26, 27, 28, 29
right000Когда-то давным-давно, очень далеко отсюда существовала страна, которая называлась «Страной теплых пушинок». Люди в этой стране были очень счастливы, потому что при рождении каждый из них получал волшебный мешочек с теплыми пушинками.Люди очень любили дарить пушинки друг другу. Как только они замечали друг друга, они сразу же доставали теплую пушинку из мешочка и отдавали ее. Это означало: «Я рад встрече с тобой; ты очень хороший; я тебя очень люблю...» Пушинка была мягкой, разноцветной, теплой. На ладони пушинка сразу начинала расти, становилась большой, сверкающей, переливалась всеми цветами радуги. Человек сразу же чувствовал тепло, внимание и заботу другого. Но однажды над счастливой страной пролетала на своей метле злая крючконосая и горбатая ведьма. Полетала она, полетала, приземлилась, топнула ногой и сказала: «Не бывать этому!» Ведьма рассердилась и наложила на страну пушинок страшное заклятье. Люди стали думать, что запас пушинок скоро кончится, и поэтому перестали делиться ими. Люди начали чувствовать себя плохо, болеть и даже уменьшаться в размерах.Злая ведьма не хотела, чтобы люди совсем исчезли. Кому же тогда делать гадости и продавать свое зелье? Она придумала новый план. Ведьма дала каждому мешочек, внешне очень похожий на мешочек с теплыми пушинками. Но вместо пушинок в нем были холодные, злые, острые колючки, которые заставляли людей чувствовать пустоту, холод, раздражение. Люди перестали уменьшаться в размерах, но чувствовали себя очень несчастными и покинутыми.К счастью, в один прекрасный день в эту страну прибыла добрая фея. Это она давным-давно подарила людям мешочки с пушинками. Она снова стала их дарить, но люди отказывались их брать. И только дети верили доброй фее и продолжали брать у нее теплые пушинки. И происходило чудо: всякий раз, когда ребенок брал пушинку, заклятье переставало на него действовать. Дети приносили пушинки взрослым, и заклятье исчезало!Вскоре вся Страна теплых пушинок снова стала самой счастливой страной на свете.А злая ведьма исчезла однажды ночью, никто не знает куда. Говорят, что она просто лопнула от злости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Project Sunshine. Sylvia Pfannenschmidt, Community Counseling Services, Inc., 130 N. Walnut Street, Bucyrus, Ohio 44820, USA.2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – М., 1990.3. Игры для интенсивного обучения. Под ред. В.В. Петрусинского. – М.: Прометей, 1991.4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль: Академия развития, 1997.5. Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины: Тренинг. – М.: Генезис, 1997.6. Мой мир и я. Учебное пособие. Подготовлено под рук-вом д-ра Джун Хо Сьюка. – Международный фонд образования, 1994.7. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996.8. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.9. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1991.10. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. – СПб.: Кристалл, 1997.11. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994.12. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения.В 4 т. – М.: Генезис, 1998.