Статья на тему Проблема обучения и психодиагностическая подготовка адаптационного периода учащихся первого класса
Проблема обучения и психодиагностическая подготовка адаптационного периода учащихся первого класса
Начало школьной жизни - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физическом плане. Они должны привыкнуть к изменившимся требованиям, повседневным обязанностям и нагрузкам, к новому коллективу.
Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.
Адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное к дезадаптации. Чем больше факторы дезадаптации (интеллектуального, личностного, социального характера) проявляются у ребенка в начальной школе, тем сложнее будет процесс его перехода на другую ступень обучения.
Следует сказать, что проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной. Оказавшись в новой для себя ситуации, многие дети переживают и волнуются. Только выражается это по-разному: одни становятся шумными, неуправляемыми, другие как будто затихают. При всех проявлениях детского поведения становится очевидным, что все дети нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых – учителя и родителей.
Возможные проблемы, с которыми могут встретиться дети, приходя в школу:
- режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности);
- коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, дети сложно привыкают к коллективу);
- проблемы взаимоотношений с учителем;
- проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.
Что же является наиболее сложным для будущих первоклассников?
Большую трудность у них вызывает необходимость выполнять многие правила поведения ученика в школе, на уроках, и необходимо какое-то время, чтобы даже самые элементарные правила (например, о том, что нельзя кричать с места, а надо поднять руку и ждать, когда учитель спросит) стали привычными. Иногда первоклассникам сложно принять правила и контролировать с их помощью свое поведение, этот момент объясняется тем, что им не всегда понятно, зачем нужны правила.
Кроме того, первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками. Часто затрудненные отношения со сверстниками замедляют процесс адаптации, так как, прежде всего адаптация заключается в появлении ощущения знакомого и привычного в прежде незнакомых условиях, незнакомой обстановке.
Следует отметить, что в период адаптации проявляются негативные изменения в поведении детей. Это может быть чрезмерное возбуждение и даже агрессивность, а может быть наоборот заторможенность, депрессивность. Может возникнуть и чувство страха, нежелание идти в школу и т.д. Изменение в поведении, как правило, отражают особенности психологической адаптации ребенка к школе.
Обучаясь в школе, ребенку необходимо усвоить определенную сумму знаний, умений и навыков. Готовность к обучению первоклассника не зависит от желания учиться, которое у многих детей достаточно велико. Поэтому в процессе адаптации у ребенка могут возникнуть трудности, если уровень развития его произвольного внимания, памяти, воли недостаточный.
Приняв во внимание все факторы психологической адаптации, мы видим основные показатели благоприятной адаптации: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.
Как учитель, я заинтересована в том, чтобы мои ученики как можно быстрее вошли в школьную жизнь и успешно овладевали учебными навыками, чувствуя себя комфортно. Поэтому, исходя из актуальности проблемы, я определила для себя приоритетную цель: создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств обучающихся в условиях адаптивной образовательной среды.
В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:
ндивидуализации, который подразумевает изучение особенностей личности (восприятие, типы мышления, память, речь), ученик воспринимается как индивидуальность;
принцип личностно-ориентированного подхода, создание ситуации успеха на уроке и во внеурочной деятельности;
принцип рефлексии означает потребность постоянно анализировать себя, признавать ошибки, а также радоваться успехам своим и успехам товарищей;
Создание условий для успешной адаптации первоклассников я осуществляю через современные педагогические технологии:
- здоровьесберегающие технологии - означает учет индивидуальных психологических особенностей учащихся, соблюдение санитарно- гигиенических норм;
- технология ненасильственного обучения - означает построение образовательного процесса без принуждения, главным образом без применения разного рода угроз (крика, наказаний, оскорблений). Данная технология основывается на педагогике сотрудничества (интересе, обсуждениях, рассуждениях, совместной творческой деятельности);
- технология диалогового обучения и воспитания – это такой способ организации учебного процесса, когда активизируются важнейшие процессы личностного развития (самореализация и самоутверждение). Использование этой технологии оказывает положительное влияние на проявление нравственных качеств: взаимоуважение, взаимопонимание, терпимость, умение свободно выражать свое мнение и считаться с мнением других, открытость, искренность. Все это проявляется в отношениях между учениками и между учителем и учениками.
Система моей работы направлена на то, чтобы помочь ребенку в школе почувствовать себя комфортно, на улучшение обучения и полноценного развития. С этой целью разработан план психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников.
Период адаптации разбит на этапы. Первый этап – это поступление ребенка в школу. Он начинается в мае одновременно с записью детей в школу и заканчивается в начале сентября. Второй этап продолжается 1 и 2 четверть. И, наконец, во втором полугодии проходит третий этап адаптации. В рамках реализации программы по адаптации предполагается проведение психолого-педагогической диагностики.
Сущность и задачи диагностики
В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования - на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижения при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей невозможна без точного знания учителем интеллектуальных и личностных способностей каждого ученика. Это особенно важно на первом году обучения, когда в одном классе собираются дети с очень разным уровнем готовности к обучению в школе.
Наиболее существенным для педагогической деятельности является определение сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой, т.е. тех компонентов, которые составляют основу усвоения этих предметов. Причем такую диагностику должен осуществлять именно учитель, с тем, чтобы использовать данные, полученные в процессе ее проведения, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям при обучении в 1 классе.
Задания диагностики должны максимально учитывать особенности и возможности 6-7-летних детей, обеспечивать адекватное понимание детьми их содержания, не зависеть от уровня навыков чтения, письма и других предметных знаний, которые входят в программу первого класса.
Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход учителя с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Если в процессе повседневной педагогической работы основная цель - научить, получить правильный ответ, то в процессе проведения диагностики главное - получить достоверные данные о состоянии готовности ребенка к школе. Поэтому даже при оказании помощи ребенку основной целью учителя должно стать не обучение определенному действию, а выявление и фиксация шагов помощи, оказываемых ребенку в процессе выполнения работы, так как именно это позволит определить те педагогические средства, которые следует применить, чтобы поднять данного ребенка на более высокий уровень.
Применение диагностических материалов на практике.
На первом этапе адаптации предполагается проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка, сформированности некоторых универсальных учебных действий.
Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются.
На первом этапе необязательно проведение углубленной диагностики всех детей. Поэтому нами используется программа скрининговой оценки ((Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, 2001).
Предъявляемые задания позволяют оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности.
По результатам диагностики проводятся индивидуальные и групповые консультации для родителей будущих первоклассников.
Анкетирование родителей (Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.) с целью изучения социально-психологической адаптации к школе.
Для выявления психологической и эмоциональной готовности ребенка к обучению в школе мы использовали методику А.Е. Хасанова «Готов ли я стать школьником». Ребенок отвечает на 12 вопросов, определяющих отношение к ситуации школьного обучения.
Для изучения уровня учебной мотивации первоклассников мы использовали анкету Н.Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации первоклассников». В нее включено 10 вопросов, отражающих отношение к школе и обучению. На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из уровней школьной мотивации.
Анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребенка к школе» М.Р. Битяновой направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассников к школьному обучению. Родителям предлагаются вопросы и варианты их ответов. Родители выбирают тот ответ, который является наиболее подходящим к их ребенку.
Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций "Домики” позволил нам провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.
Результаты диагностики и их обсуждение
Определение педагогической готовности детей к школьному обучению.
Данная диагностика позволяет определить стартовую педагогическую готовность будущих первоклассников, запас знаний, умений и навыков к началу школьного обучения. Результаты: высокий уровень -8 уч., средний -14 уч., низкий -3 учащихся. Полученные уровни педагогической готовности детей к обучению в школе являются общепринятыми и условными, но они позволяют нам определить исходные возможности ребенка и спрогнозировать направление индивидуального продвижения его в дальнейшем обучении.
Результаты опроса «Готов ли я стать школьником» таковы: высокий уровень – 15 уч., настрой на игру и общение – 9 учеников, избежание школьного обучения – 1 ученик.
Данные результаты показывают большинство положительных ответов, соответствующих высокому уровню эмоциональной готовности будущих первоклассников после целенаправленной подготовки через занятия в летней «Школе будущего первоклассника». По ответам детей видно, что у них проснулся интерес к школе, получению знаний, они хотели бы многому научиться. Это говорит о том, что данные формы работы с будущими первоклассниками дают положительную динамику в их эмоциональном настрое на ситуацию школьного обучения.
Результаты оценки уровня школьной мотивации первоклассников: высокая школьная мотивация -9 уч., нормальная мотивация -12 уч.,внешняя школьная мотивация – 4 уч., низкая школьная мотивация – 0 человек.
Результаты данной диагностики позволяют судить о положительной динамике школьной мотивации, обучении и развитии детей, прослушавших курс классных часов «Здравствуй, школа!» и прошедших адаптационные занятия «Я – первоклассник». Эти мероприятия дали положительную динамику в принятии ситуации школьного обучения первоклассников.
Результаты анкеты для родителей «Адаптация ребенка к школе». Данные анкеты позволяют сделать выводы о успешном протекании адаптации детей к школе.
Это говорит о том, что целенаправленная деятельность и системность работы дает положительную динамику в успешной адаптации первоклассников к школьному обучению, овладению ими новой социальной роли ученика и положительной мотивации к получению знаний. Все эти показатели напрямую связаны с характером эмоционального состояния детей, с их душевным состоянием на уроке. Поэтому в своей работе стараюсь создавать атмосферу доброжелательности, ситуацию успеха на уроках, взаимопонимания и доверия ребенка, что приобретает еще большее значение при обучении первоклассников.
Заключение
Поступление детей в школу важный - этап взросления, стремление к которому, как справедливо отмечает Ш.А. Амонашвили, изначально заложено в ребенке на ряду со стремлением к движению и познанию. Если начало этого этапа не будет видимо отличаться от дошкольного детства, у ребенка неизбежно появится чувство разочарования. Но в то же время, удовлетворение стремления ребенка к взрослению должно обязательно произойти успешно, породить уверенность в свои силы. Поэтому особое внимание уделяю тому, чтобы разумно сочетать новизну отношений и видов деятельности с прежним дошкольным опытом ребенка.
- Система классных часов «Здравствуй, школа!» и занятий «Я – первоклассник» помогают учащимся овладевать школьными правилами и новым статусом школьника, что положительно влияет на уровень школьной мотивации.
- Создание учителем и родителями условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь помогает им почувствовать ситуацию успеха.
- психодиагностические мероприятия позволяют отслеживать динамику развития учащихся, а также эффективность учебных и воспитательных действий.
Список литературы
Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации. //Начальная школа. 1999. - № 1.
Александровская Э.М. Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. - М., 1983.
Безруких М.М. Как подготовить ребенка к школе? - М., 193.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1997.
Гин С.И. Первые дни в школе. - М., 2000.
Гуцу Е.Г. Индивидуальные варианты психологической готовности детей к школе. // Начальная школа. - 2004. - № 2.
Дубровина И.В. Готовность к школе. - М., 2001.
Задоя Т.Г. Деятельность учителя в период адаптации первоклассников. // Начальная школа. - 1997. - № 12.
9. Ковалева Л.В. Готовим детей к школе. // Начальная школа. - 2000. - №1.
10. Корнеева Е.Н. Ох, уж эти первоклашки!.. - Ярославль, 1999.
11.Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М., 2001.
12. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М.,2000.
13. Пилипко Н.В. Здравствуй, школа! - М., 2002.
14. Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога. М., 1996.
15. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. - М., 1991.
22. Хрипунова Л.Т. Социальная адаптация ребенка при переходе из дошкольного учреждения в общеобразовательную школу. // Начальная школа.-2001. -№ 1.
24. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы.- «Феникс», 2003.
15