Новые воспитательные технологии в системе работы классного руководителя в коррекционной школе для детей с лёгкой умственной отсталостью
Новые воспитательные технологии в системе работы классного руководителя в коррекционной школе для детей с лёгкой умственной отсталостьюУчитель КГОБУ Ракитненская КШИКозлова А.В. Педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела. Воспитательная технология совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям: по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);по функциям педагога, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);по подходу к ребёнку Современные воспитательные технологии технология проектного обучения; личностно-ориентированная технология; технология здоровьесберегающая; технология учебной деловой игры; технология развития критического мышления; технология КТД И. П. Иванова;технология проведения учебных дискуссий; Тьюторство – технология педагогической поддержки; технология создания ситуации успеха; шоу-технологии;ситуативные технологии. Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела) Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства. Постулаты КТД:– коллективное творчество;– единое дело и добровольное участие в нём;– свобода выбора форм деятельности;– содружество взрослых и детей;– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров. Виды коллективных дел:Трудовые КТД (пример: “Трудовой десант”)Интеллектуальные КТД (пример: “Брейн-ринг”)Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)Спортивные КТД (пример: “Спартакиада”)Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы) Ситуативные технологии Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми. Педагог специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (педагог) понимает его ситуацию;3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего. Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения опыта взаимопонимания, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях. Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы пидагога. Здоровьесберегающие технологии это системный подход к обучению и воспитанию, направленный на сохранение здоровья учащихся;создание благоприятного психологического климата на уроке; охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни Создание благоприятного психологического климата на уроке Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.Доброжелательная обстановка спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. Технологии проектного обучения способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность. Тьюторство Что такое тьюторство – это педагогическая технология сопровождения, позволяющая не только выявить познавательные интересы, но сопровождать их развитие, использовать их в процессе обучения. Какие бы технологии не использовали учителя в своей деятельности, если они не будут прислушиваться к тому, что говорят их ученики, что они чувствуют, то удачного тандема не будет. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!